Проект по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома

Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома

Начало взрослой самостоятельной жизни — непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям — сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

  • ведут иждивенческий образ жизни;
  • страдают от алкогольной зависимости;
  • совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома.

Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов:

    Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
  • Социально-педагогическое консультирование
  • Социально-профилактическая работа
  • Социальное воспитание
  • Защита прав и интересов выпускников

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

  • Содействовать адаптации выпускника детского дома к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне — профессионального образования.
  • Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.
  • Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома после окончания им учебного заведения.
  • Методологические основы программы

    — личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

    — концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

    Теоретическую основу программы составили:

    — гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

    — теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);

    — теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

    — положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

    — концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

    — исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

    Принципы , на основе которых реализуется программа

  • Принцип гуманизма
  • Принцип демократизации отношений
  • Принцип индивидуального личностного подхода
  • Принцип природосообразности
  • Принцип творчества и свободы
  • Принцип свободы и выбора
  • Принцип деятельности
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип комплексности и целостности
  • Принцип научности.
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип мультидисциплинарности
  • Программа основывается на социально — педагогические технологии:

  • Технология гуманно-личностного подхода — Ш.А. Амонашвили
  • Технология педагогической поддержки — О.С. Газман
  • Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ — интернатов — Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд
  • Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов — В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
  • Методы работы, используемые в программе:

    — теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

    — методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

    — практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

    — метод социологического исследования по адаптации выпускников;

    — методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

    Техники работы, используемые в программе:

  • самораскрытия;
  • убеждения;
  • установления логических взаимосвязей;
  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
  • выявления социального «Я»;
  • обучения поиску информации.
  • Программа состоит из 5 разделов.

    РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

    Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

    Содержание деятельности:

  • диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
  • диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, — образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
  • изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
  • диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
  • изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
  • диагностика развитости «социальной сети» выпускника.
  • РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

    Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

    Индивидуальное консультирование — оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

    Содержание деятельности:

  • оказание помощи в затруднительных ситуациях;
  • совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
  • работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, «социальной сети» (составление индивидуального плана реконструкции «социальной сети»);
  • составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
  • оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
  • РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

    Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

    Содержание деятельности:

  • консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
  • работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой «социальной сети», если таковая отсутствует;
  • оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
  • социально-правовое просвещение выпускников;
  • профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
  • профилактика межличностных конфликтов.
  • РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание

    Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

    Содержание деятельности:

  • работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);
  • коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);
  • коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);
  • коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
  • работа над реконструкцией и поддержанием «социальной сети».
  • РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников

    Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

    Содержание деятельности:

  • решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
  • помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
  • представительство в правозащитных и административных органах;
  • оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
  • оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
  • 1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

    2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

    3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;

    4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

    5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

    Презентация «Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ракуло-Кокшеньгский детский дом» Социальный педагог Дейтина Наталья Валентиновна

    Трудности выпускников детского дома жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д. отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т. п. комплекс социальных затруднений комплекс психологических затруднений

    Неблагоприятные факторы постинтернатной социальной адаптации низкий интеллект, снижение активности, инициативы, эмоциональная нивелировка, чрезмерная открытость и доверчивость, а также (особенно) психопатические черты возбудимость, неустойчивость, ранние сексуальные и патологические влечения (лживость, бродяжничество, воровство и т.д.), нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ 2 ЭТАП 1 ЭТАП 3 ЭТАП 2013-2014 г. 2014-2016 г. 2016-2017 г. и далее Целенаправленная подготовка воспитанников к самостоятельной жизни за год до выпуска из стен детского дома. (проект «Социальная квартира») Сопровождение выпускников в период постинтернатной адаптации: в первые два года обучения в учреждениях профессионального образования. Сопровождение выпускников после окончания образовательного учреждения профессионального образования.

    2 этап Цель: — Выявление проблемной области, организация на основании этого эффективной помощи и поддержки выпускников; — Содействие в решении проблем социальной адаптации выпускников детского дома. Задачи: помочь выпускникам осознать причины возникновения у них проблем в условиях самостоятельной жизни; вооружить воспитанников знаниями, умениями и навыками, способствующих преодолению возникших у них трудностей; укрепить у воспитанников установку к обращению к специалистам различного профиля в случае затруднений; выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания; развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения.

    Мероприятия 2-го этапа: Работа над выполнением мероприятий 1-го этапа; Создание банка данных выпускников; Разработка «социальной карты» выпускника; Составление плана взаимодействия детского дома и учебного заведения, определение «зон ответственности»; Составление и реализация индивидуальных программ сопровождения; Обучение членов службы сопровождения на базе действующих центров постинтернатного сопровождения. Служба сопровождения: Заместитель директора по УВР; Социальный педагог; Педагог-психолог; Юрист; Медицинский работник.

    Формы работы : Консультации по телефону, письменному обращению или при личной встрече с кураторами, воспитателями общежития, социальными педагогами образовательного учреждения (еженедельно); Выезд службы сопровождения в учебные заведения (несколько раз в год); Отслеживание сформированности жизненных компетенций (мониторинг). Взаимодействие с выпускниками: Беседы и консультации по телефонной связи, переписка, общение в социальной сети (еженедельно); Посещение учебного заведения, общежития или квартиры, где проживает выпускник; Психолого-педагогическая, социально-правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях; мониторинг; Передача посылок с продуктами для каждого выпускника (в среднем 4 раза в год); Отправление поздравлений или подарков к праздникам, дню рождения; Организация встреч с воспитанниками детского дома, участие в мероприятиях (во время каникул).

    В 2014 году из нашего детского дома выпустились 3 воспитанника Дербина Людмила продолжает обучение в ГАОУ СПО АО «Вельский индустриальный техникум» по профессии – повар. Мальгин Константин продолжает обучение в Архангельском рыбопромышленном колледже по профессии – электромеханик. Попова Марина продолжает обучение в ГАОУ СПО АО «Устьянский индустриальный техникум» по профессии – повар.

    3 этап Цель: Выявление проблемной области, организация на основании этого эффективной помощи и поддержки выпускников и содействие в решении их проблем. Задачи: продвижение выпускника в обучении, в жизненном и профессиональном определении; стимулирование у выпускников самостоятельности и самоактивности в различных жизненных ситуациях; расширение социально значимого опыта решения жизненных затруднений; предоставление комплексных консультационных (психологических, педагогических, социально-правовых и иных) услуг на регулярной основе.

    Направления деятельности: Работа над выполнением мероприятий 1-го и 2-го этапов; Пополнение «Банка судеб» выпускников; Помощь в решении жизненных проблем; Содействие в определении образования и трудоустройстве; Содействие в оформлении и получении гарантированных государством выплат; Содействие в оформлении документов. Формы работы: — Консультации по телефону, письменному обращению или при личной встрече; — Выезд службы сопровождения в учебные заведения, по месту проживания выпускников; Служба сопровождения: — социальный педагог; — педагог-психолог; — юрист; — медицинский работник. Руководит службой заместитель директора по УВР.

    Отслеживание социальной адаптации выпускника детского дома будет осуществляться по следующим показателям: — социальное положение (образование, трудоустройство); — средства к существованию (стипендия, заработная плата, социальные выплаты); — семейное положение (женат/холост/замужем/не замужем; состав семьи, психологический климат); — законопослушность (правонарушения, алкоголизм, токсикомания и тд); — жилищно-бытовые условия (состояние жилья, сохранность имущества, оплата коммунальных услуг); — отношение с кровными родителями, родственниками (поддерживает, не поддерживает); — круг общения (отношения с друзьями, детьми детского дома и выпускниками). Помощь в организации досуга и отдыха. Привлечение выпускников для участия в коллективных творческих мероприятиях детского дома.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    • Свидетельство каждому участнику
    • Скидка на курсы для всех участников

    • 16 предметов
    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

    Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и успешная их адаптация — основная задача детского дома. Многолетняя практика работы в интернатных учреждениях показывает, что при выходе в «большой мир» выпускник не умеет применять различные стратегии поведения с разными людьми, в различных ситуациях. Сложившиеся на сегодня общественные отношения обострили актуальность проблемы, потому что изменились социокультурные требования к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома. Воспитывающиеся в интернатных условиях, дети испытывают большие трудности. Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться к жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослого.

    Номер материала: 319410

    Не нашли то что искали?

    Оставьте свой комментарий

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Читайте также:  Архитектурная студия проект дома
    Оцените статью