Эволюция жилища туркмен: от юрт к элиткам
Недавно, Ашхабад вошел в книгу рекордов Гиннеса, как самый беломраморный город планеты. Столичное элитное жилье в Туркмении, ставшее привычным для местного населения, продолжает будоражить разум гостей Ашхабада.
А как жили туркмены раньше, и как эволюционировало жилище туркмен, представляет интерес своим контрастом и стремительностью.
Работы советских исследователей — архитекторов, археологов и этнографов по изучению туркменского народного жилища доказали несостоятельность господствовавшей до сих пор теории о том, что туркменский народ в прошлом не имел оседлого жилища, а пользовался только переносным — юртой.
Теперь уже достоверно выяснено, что оседлое жилище в XIX в. бытовало наряду с юртой, а в некоторых районах и преобладало.
В то же время у некоторых туркменских племен юрта издавна была основным, а иногда и единственным видом жилища.
Преобладание юрты объяснялось исторически сложившимися условиями жизни: необходимостью быстрых перекочевок в случаях военной опасности, с одной стороны, и ролью скотоводства в хозяйстве туркмен — с другой.
Туркменская юрта — ой, гара-ой, сохраняющаяся до настоящего времени в качестве летнего или декоративного жилища, состоит из деревянного остова и войлочного покрова.
Туркменское оседлое жилище по внешнему облику имеет много общего с жилищем других среднеазиатских народов — узбеков и таджиков но вместе с тем отличается рядом своеобразных черт.
Больше того, в самой Туркмении, в соответствии с природными условиями, историческим прошлым и этническими традициями, могут быть ориентировочно выделены три района, в каждом из которых оседлое жилище прошло свой путь развития, вследствие чего оно до сих пор еще сохраняет некоторые особенности. В недавнем прошлом эти районы отличались один от другого и по характеру поселений, и по типу жилища.
Первый район — южная и юго-восточная Туркмения. Здесь следует выделить два подрайона: Ахальский и Атекский оазисы с долинами северного Копет-Дага и Мургабский оазис на всем его протяжении.
Второй район включает северную и восточную части Туркмении. Здесь также должно быть выделено два подрайона: туркменские районы Хорезмского оазиса и все приамударьинские районы восточной Туркмении.
Третий район охватывает запад Туркмении и прикаспийские селения.
В долинах северных склонов Копет-Дага, а также в Ахальском и Атекском оазисах оседлое жилище имеет давние традиции.
Эти районы еще задолго до прихода в них текинцев (80-е годы XVIII в), были заселены небольшими оседлыми туркменскими племенами (алили, кара- дашлы, емрели, нохурли, мурчали, анаули), которые часто подвергались опустошительным набегам хивинских и бухарских ханов, стремившихся подчинить их своей власти.
Постоянная угроза нападения заставляла туркмен строить глинобитные крепости — гала, приспособленные для обороны (селения Пештак, Анау и др.). Чаще всего поселение располагалось внутри крепости, иногда выходило за ее пределы, но усадьбы строились неподалеку от крепости с таким расчетом, чтобы в случае нападения неприятеля можно было быстро укрыться за ее стенами.
Для наблюдения за безопасностью по краям крепости строились сторожевые двухэтажные башни — дин, такие же башни были почти при каждой усадьбе — они служили местом укрытия членов семьи в периоды военной опасности. В нижний этаж башни входили через небольшую дверь. В верхнее помещение проникали изнутри через узкий лаз в потолке первого этажа или же по приставной лестнице через отверстие в наружной стене башни. Жилые постройки сооружали из сырцового кирпича, реже строили глинобитные дома.
Селения были довольно крупными, иногда в них проживало до 1000 семей, обычно представителей одного племени. В горных долинах северных склонов Копет-Дага крепости и большинство жилых построек были выстроены из камня и лишь небольшая часть домов из сырцового кирпича.
Поселившись в конце XVIII в. в оазисах Ахала и Атека, текинцы, в отличие от своих предшественников, укрывались в крепостях лишь в военное время. Их крепости были меньше укрепленных поселений названных выше аборигенов оазиса.
Первоначально текинцы строили крепости для защиты целой родовой группы, позднее, в XIX в., появились текинские усадьбы-крепости, выстроенные для одной семьи и поэтому совсем небольшие. В них, как и в более крупных текинских крепостях, было мало жилых построек.
Текинская крепость была квадратной или прямоугольной в плане, с угловыми башнями — бурч. В центре ее было совершенно свободное пространство, а у стен — несколько жилых и хозяйственных помещений.
В мирное время эти постройки, как и свободное пространство внутри крепости, служили для хранения запасов зерна и другого продовольствия. Население жило в юртах; их переносили в зависимости от сезона или на окраины возделываемых полей, или к ближайшим пастбищам.
Аулы текинцев состояли чаще всего из юрт, располагавшихся на территории аула группами по три-четыре хозяйства. Величина аулов была различна. В оазисе встречались аулы до 500 юрт и больше. На кочевьях, в песках аулы располагались вокруг колодцев (или колодца), в них жили небольшие родственные группы из 5—10 юрт (хозяйств). Один от другого аулы находились обычно далеко.
На границах селений, при выходе из долин стояли сторожевые башни, глинобитные в оазисах и каменные в горах.
Значительная часть населения не жила в аулах круглый год, наиболее зажиточные уходили весной со скотом в пески.
В течение всей первой половины XIX в. жившие в Мургабском оазисе сарыки и салыры подвергались опустошительным нашествиям войск хивинских ханов и иранских шахов.
К этому времени такие крупные города средневековья, как Мерв и Серахс, лежали в развалинах. Население укрывалось от завоевателей в громадных крепостях, часть которых была выстроена на месте старых, средневековых. В оазисах существовали в открытые ремесленные поселения
Обосновавшиеся здесь после 1855 г. текинцы застали в селениях жилые постройки из сырцового кирпича, особенностью которых были сводчатые купольные перекрытия, что придавало селениям своеобразный облик. Усадьбы примыкали одна к другой, в углу каждой из них возвышалась двухэтажная башня, игравшая в одно и то же время роль хозяйственного и оборонного сооружения.
В Мервском оазисе текинцы, которые начали проникать сюда еще с конца XVIII в., к моменту присоединения к России уже перешли к оседлости, но большинство из них все еще продолжало жить в юртах. Их селения, как и селения текинцев Ахала, представляли собой группы юрт, довольно часто менявших свое расположение. Однако во многих селениях наряду с юртами и рядом с ними были постройки из сырцового кирпича с плоскими балочными и купольными перекрытиями; для богатых они служили местом хранения вещей и продуктов, а для бедноты и средней по зажиточности части населения — жилищами.
Туркмены, населявшие Хивинское ханство, а также жившие на берегах Аму-Дарьи в пределах Бухарского ханства, в XIX в. имели иные формы жилища. Для этих районов был характерен хуторской тип расселения.
Усадьбы — ховлы — располагались в 200—500 м одна от другой, обычно группируясь по родственному признаку. Каждая усадьба представляла собой небольшую крепость, прямоугольную в плане, обнесенную высокой глинобитной стеной — дивар. Углы усадьбы и вход в нее нередко оформлялись в виде узких башенок. Такие башенки были особенно характерны для усадеб средней Аму-Дарьи.
Каждая усадьба включала в себя и жилые и хозяйственные постройки, глинобитные или каркасные, перекрытые общей крышей.
Среди хозяйственных построек значительное место занимали помещения для скота: лошадей — атхана, сейисхана, верблюдов — дуеятак, овец — малхана, гоюнятак) сараи для сена — саманхана. Кладовые — амбар, учек, телек — располагались неподалеку от жилых помещений; часто под кладовую использовали второй этаж, образующий башенку, возвышающуюся над стенами ховлы.
На усадьбах в зажиточных хозяйствах встречались помещения с мельничными установками — харазхана, кеш-кеш и маслобойни — щу- вазхана. В усадьбах богатых хорезмских туркмен жилых помещений было немного. Центральное место в таких усадьбах занимала мыхман- хана — помещение для гостей. Для жилья в туркменских усадьбах Хорезмского оазиса, как и у части эрсаринцев Аму-Дарьи, во дворе ставили юрты.
Непременным элементом усадьбы был эйван — терраса; у хорезмских туркмен часто встречались терсэйван — террасы, обращенные на север и вынесенные за стены усадеб. В усадьбах приамударьинских туркмен было много зелени.
Усадьбы на мужскую и женскую половины делились главным образом у зажиточной части населения и чаще у приамударьинских туркмен. Наряду с общими чертами усадьбы приамударьинских и хорезмских туркмен имели свои особенности.
Так, усадьбы хивинских чоудоров и гокленов отличались очень интенсивной застройкой и походили на усадьбы оседлого узбекского населения оазиса. Весьма своеобразны были усадьбы йомутов и емрели в западных районах оазиса. Хозяйственные и жилые постройки располагались вдоль стен, а середина двора оставалась свободной. Здесь зачастую ставили до четырех юрт.
Особый характер имели в XIX в. поселения полукочевых туркменов-йомутов по Дарьялыку. Они располагались внутри глинобитных укреплений — серкер — и состояли как из многокамерных, так и из одно-, двухкамерных жилых помещений, в которых население жило в периоды военных столкновений с казахами. В мирное время йомуты переселялись на берега каналов, выведенных из Дарьялыка, где находились их поля, и жили в землянках или юртах.
Очень простым по устройству жилищем, сохранившимся до настоящего времени в качестве хозяйственного помещения, был шалаш—чатма— из ветвей кустарника, камыша или дерева, с крышей из хвороста. В таких шалашах, обмазанных глиной, жили обычно бедняки.
На западе Туркмении скотоводы йомуты и текинцы, кочевавшие в песках, жили в юртах, которые они утепляли на зиму внешними загородками из хвороста или циновками, обмазанными глиной. В холодные зимы домашний скот держали около юрт или в камышовых загонах, поставленных в закрытых от ветра местах.
По мере увеличения значения жилищ постоянного типа все большую роль стали играть постройки, называемые кепбе.
Они сооружались из камышовых циновок, укрепленных между угловыми деревянными стойками и обмазанных глиной изнутри и снаружи.
Постепенно из простейшего типа однокамерных помещений эти постройки превращались в многокомнатные — тамкепбе, по типу и планировке приближавшиеся к глинобитным домам— там. Крышу тамкепбе делали из тонких жердей, прикрытых сверху камышовой циновкой, поверх которой накладывали слой земли; сверху крышу обмазывали глиной.
Марыйские текинцы строили тамкепбе с плоско-двускатной крышей. У них же, а южнее у сарыков, на средней Аму-Дарье и у гокленов Сумбара и Чандыря довольно широко было распространено круглое кепбе со сферической крышей, повторяющее форму юрты.
Для сооружения тамкепбе не требовалось большого количества рабочих рук и особого мастерства. Поэтому такой тип жилища получал все большее распространение у средних слоев населения, занимавшихся земледелием. Таким способом сооружались и различного рода хозяйственные постройки.
Уже в колониальный период по мере вытеснения юрты стал меняться и облик жилых домов.
В глинобитных и кирпичных постройках окна, хотя и небольших размеров, устраивали не под крышей, как раньше, а в середине стены, в них вставляли иногда уже не бычий пузырь, а стекло, благодаря чему свет проникал в помещение и в зимнее время.
Коптящий светильник — чыра в семьях состоятельных туркмен был заменен лампой, хотя в домах бедняков он сохранялся еще долгое время.
Современное жилище туркмен, унаследовавшее традиции старого, дореволюционного жилища, имеет вместе с тем много нового, появившегося в результате влияния русской культуры, а также вследствие роста общей социалистической культуры и благосостояния колхозного крестьянства и городского населения.
В Советском Туркменистане выросли колхозы поселки, поселки городского типа и новые города.
Наиболее распространен при строительстве домов в сельских местностях традиционный способ пахсовой кладки (из битой глины).
На берегах Каспийского моря, на о-ве Огурчинском и п-ве Челекен для строительства используется привозной лес, так как глина здесь пропитана солью и непригодна для кладки.
В связи с постройкой в новых поселках домов городского типа возникла необходимость в подготовке квалифицированных строительных рабочих.
В Ашхабаде созданы курсы для обучения колхозников строительным специальностям. Так появились местные каменщики, плотники, кровельщики.
Дома в туркменских селениях, в общем типичные для Средней Азии, как правило, небольших размеров, с плоской крышей, часто с крытой верандой — эйван, выходящей на теневую сторону.
В городах, прикаспийских селениях и в некоторых типах домов Марыйской области крыши делают двускатными.
В новых поселках большинство домов в той или иной мере приближается к типу городских, отличаясь от них степенью сохранения национальных форм. Это выражается и во внешнем виде и во внутренней планировке, которые обычно характерны для каждой отдельной группы районов.
Наиболее значительные изменения во внешнем облике селений произошли в северных и восточных районах республики, где до начала 1940-х годов сохранялся хуторской тип расселения, а также в западной Туркмении, где на смену кочевому аулу пришло поселение оседлого типа, с домами вместо юрт.
В долинах Копет-Дага и в Ахальском оазисе сохраняются старые поселения; из них некоторые возникли еще в XIX в.
Однако большая часть домов селения перестроена заново; они имеют большие застекленные окна; стены изнутри и снаружи побелены известкой.
Как и прежде, дома сохраняют плоские крыши и чаще всего юго-восточную ориентацию, что не исключает и другие варианты. Сады и виноградники размещаются отдельно от селения, вдоль главного водного источика или его боковых ответвлений. Около домов располагаются хозяйственные постройки и небольшие приусадебные участки, занятые огородными культурами шга джугарой. Нередко усадьба состоит из нескольких домов близких родственников (братьев, отца с сыновьями).
В большинстве остальных районов Туркмении после укрепления колхозов начали возникать колхозные поселки с правильно распланированными улицами, приусадебными участками, засаженными.
После страшного землетрясения в 1948-м году, когда Ашхабад был практически сравнят с землей, правительство пересмотрело принципы плаировки и строительства в этом регионе.
Вплоть до эпохи хрущевок и брежневок в Ашхабаде не строилось жилье выше 2-3-х этажей. Но с появлением новых технологий, начала расти и этажность зданий.
Облик города и периферии начал сильно отличаться как инфраструктурно,так и архитектурно.
В настоящее время в стране принята программа, создания новых современных поселков и поселений, а также иницирована пилотная программа по переселению населения из жилья из районов мало пригодных для проживания, в села современного типа.
Очевидно, что в условиях современных технологических возможностей и повышения благосостояния государства, постепенно будет модернизированы все населенные пункты, и наблюдающийся инфраструктурная разница между сельским поселением и городским будет стремительно сокращаться.
Но, несмотря на стремительный прогресс экономики и строительной отрасли, туркменская юрта не теряет своей актуальности. Её часто ставят на торжествах, в частных домовладениях и ресторанах.
И всё таки, совеременные элитки не могут воссоздать ту атмосферу и запах настоящей туркменской юрты и костра.