- Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома
- Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее» рабочая программа
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома
Начало взрослой самостоятельной жизни — непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям — сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.
Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:
- ведут иждивенческий образ жизни;
- страдают от алкогольной зависимости;
- совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома.
Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов:
- Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
- Социально-педагогическое консультирование
- Социально-профилактическая работа
- Социальное воспитание
- Защита прав и интересов выпускников
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
Методологические основы программы
— личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
— концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу программы составили:
— гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
— теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
— теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
— положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);
— концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
— исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).
Принципы , на основе которых реализуется программа
Программа основывается на социально — педагогические технологии:
Методы работы, используемые в программе:
— теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
— методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
— практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
— метод социологического исследования по адаптации выпускников;
— методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);
Техники работы, используемые в программе:
Программа состоит из 5 разделов.
РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.
Содержание деятельности:
РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование
Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.
Индивидуальное консультирование — оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.
Содержание деятельности:
РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.
Содержание деятельности:
РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание
Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.
Содержание деятельности:
РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников
Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.
Содержание деятельности:
1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;
2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;
3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;
4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
рабочая программа
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее» (далее – программа ПС) предполагает реализацию мероприятий в рамках государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_postinternatnogo_soprovozhdeniya.docx | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миллеровский техникум агропромышленных технологий
и управления (ДСХТ)»
на заседании педагогического Директор ГБПОУ РО «МТАТиУ
совета техникума (ДСХТ)»
протокол № 1 от « 31 » 08 2020 г. « ____» ______________ 2020 г.
постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Мое успешное будущее»
Информационная карта программы постинтернатного сопровождения
Основные понятия, используемые в Программе ПС
Актуальность Программы ПС
Цель и задачи программы ПС
Принципы организации постинтернатного сопровождения
Основные направления в реализации программы ПС
Этапы реализации программы ПС
План реализации программы ПС
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Информационная карта программы постинтернатного сопровождения
«Мое успешное будущее»
Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции)
Федеральный закон от 24 июня 1999 года
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года
№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)
Самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная социальная адаптация (трудоустройство, создание полноценной семьи, снижение
числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении, правонарушений и преступлений)
Основные задачи программы
1. Оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи обучающимся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.
2. Осуществление индивидуальной и групповой работы с обучающимися, направленной на подготовку их к самостоятельной жизни, на формирование психологической готовности к взрослой жизни, навыков межличностного общения, навыков самоорганизации и самообеспечения.
3. Поддержка обучающихся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, в решении проблем их самореализации.
Срок реализации программы
В течение всего периода обучения студента (1-3, 1-4 курсы)
Увеличение числа успешно адаптировавшихся в жизни выпускников
2. Пояснительная записка
2.1. Основные понятия, используемые в Программе ПС.
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее» (далее – программа ПС) предполагает реализацию мероприятий в рамках государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)» (далее — техникум).
Для целей программы используются следующие понятия, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»:
дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей;
трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства, которую он не может преодолеть самостоятельно;
постинтернатное сопровождение – комплекс осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;
лица, подлежащие постинтернатному сопровождению – воспитанники и выпускники организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет, лица из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также лица из числа детей-сирот, ранее находившихся под опекой (попечительством) и находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 23 лет;
участники постинтернатного сопровождения – постинтернатные сопровождающие, образовательные организации Миллеровского района, организации социального обслуживания Миллеровского района, оказывающие содействие в защите прав и законных интересов лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;
договор о постинтернатном сопровождении – договор, заключаемый между участниками постинтернатного сопровождения и лицом, подлежащим постинтернатному сопровождению;
индивидуальная программа постинтернатного сопровождения – документ, утвержденный руководителем организации, определяющий сроки и перечень мероприятий на основе межведомственного взаимодействия участников постинтернатного сопровождения, направленных на комплексную помощь по социальной адаптации и подготовку к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению.
2.2. Актуальность Программы ПС
Актуальность организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, заключается в том, что в силу низкого уровня социальной компетентности, своих индивидуальных особенностей, обучающиеся категории «дети-сироты», даже окончив техникум, не могут самостоятельно устроиться и закрепиться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью, нередко попадают в весьма трудную жизненную ситуацию. В связи с этим, возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе их социальной адаптации.
Для того, чтобы будущие выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными, необходимо грамотно организовать их постинтернатное сопровождение: научить отстаивать свои права, обучить финансовой грамотности, приучить к самообслуживанию. На протяжении всего периода обучения в техникуме, применяются разнообразные формы и методы в учебно-воспитательном процессе, которые способствуют обучающимся категории «дети-сироты» успешной адаптации, реализации себя в разнообразной деятельности: внеурочной, участие в конкурсах, проектах, научно-практических конференциях, олимпиадах разного уровня, спортивной и социально-значимой деятельности.
Ранее накопленный опыт работы с обучающимися категории «дети-сироты» позволил нам составить схему постинтернатного сопровождения, в которой отражены основные этапы взаимодействия образовательного учреждения, организаций района и области в решении вопросов адаптации и социализации обучающихся данной категории, а также подготовки специалистов в работе с данной категорией детей.
Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удастся, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении среднего и высшего образования, при трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений призвана данная программа. Все вышеизложенное определяет актуальность необходимости постинтернатного сопровождения в техникуме. Комплекс условий, реализуемых в рамках данной программы, поспособствует обучающимся категории «дети-сироты» успешно подготовиться в личностном и профессиональном плане к самостоятельной жизнедеятельности.
Подчеркнем, что судьбы выпускников техникума во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить в процессе обучения в образовательном учреждении.
3. Цель и задачи программы ПС
Цель: самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная социальная адаптация (трудоустройство, создание полноценной семьи, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении правонарушений и преступлений).
1. Оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи обучающимся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.
2. Осуществление индивидуальной и групповой работы с обучающимися, направленной на подготовку их к самостоятельной жизни, на формирование психологической готовности к взрослой жизни, навыков межличностного общения, навыков самоорганизации и самообеспечения.
3. Поддержка обучающихся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, в решении проблем их самореализации.
4. Принципы организации постинтернатного сопровождения
Принципами постинтернатного сопровождения обучающихся техникума являются:
— гуманизация — уважение личности обучающегося, индивидуальный подход к судьбе каждого (приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей);
— комплексность, предусматривающая взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами постинтернатного сопровождения по решению проблем обучающегося, затрудняющих его социализацию в обществе;
— конфиденциальность — в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— непрерывность, гарантирующая оказание содействия лицу, подлежащему постинтернатному сопровождению, в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы.
5. Основные направления в реализации программы ПС:
Психолого-педагогическое направление (заведующий СПС, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, преподаватели, руководители кружков и спортивных секций). Обеспечивает создание социально-психологических условий для развития личности и включает изучение индивидуальных личностных особенностей обучающихся, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование положительной мотивации к обучению и будущей профессиональной деятельности. Обеспечивает обучающимся поддержку в успешном вхождении в новый коллектив сверстников и взрослых, проведение индивидуального и группового консультирования по жизненным, личным, профессиональным и учебным проблемам. Формирует у обучающихся положительную мотивацию в сфере учебной деятельности, содействует реализации их творческого потенциала во внеучебной деятельности и сфере дополнительного образования, воспитывает положительное отношение к труду, к получаемой специальности, уважение к законодательным и нравственным нормам.
Социально — правовое направление (социальный педагог). Обеспечивает создание условий, которые способствуют повышению социального статуса обучающихся, формированию их социального опыта, способствуют решению проблем, связанных с выплатой пособий и стипендий, охраной и защитой их прав.
- Этапы реализации программы ПС
- Адаптационный этап: сопровождение обучающихся в период адаптации.
- Основной этап: целенаправленная подготовка обучающихся к самостоятельной жизни.
- Заключительный этап: сопровождение выпускников после окончания техникума.
— сбор информации: определение статуса обучающегося, изучение документов, проведение первичной диагностики;
— оказание социально-психологической, педагогической помощи обучающимся в период адаптации;
— разработка индивидуальных планов сопровождения.
обучающихся в новых социальных
профилактика социальной дезадаптации.
— оказание помощи обучающимся при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, а также юридической и иной помощи;
— оказание психологической помощи обучающимся и содействие росту самостоятельности;
— п одготовка к трудоустройству и адаптации обучающихся на рынке труда.
Юридически грамотная, социально-адаптированная, профессионально-ориентированная личность
— формирование успешной социализации;
— повышение правовой грамотности;
— формирование общих и профессиональных компетенций.
потенциал у обучающихся для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
7. План реализации программы ПС
Форма представления результата
1. Сбор информации об обучающихся:
— анализ информации личного дела;
-беседы с социальным педагогом учреждения, направившего воспитанника на обучение;
— информация, полученная в органах опеки и попечительства, КДН;
— посещение жилищно-бытовых условий;
— индивидуальные беседы с обучающимися, его законным представителем.
Рекомендации по сопровождению развития обучающихся
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося
2. Составление общих сведений об обучающихся, ведение базы данных:
— заключение и подписание договора о предоставлении социальных услуг постинтернатного сопровождения между обучающимся и техникумом;
— составление индивидуальных планов сопровождения;
— ведение дневников педагогических наблюдений.
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося
3. Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей, личностных качеств обучающегося, коммуникативных навыков, социально-бытовых и трудовых умений, готовности к самостоятельной жизни, отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих, изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил); изучение особенностей социальной адаптации и оценки сферы межличностных отношений; выявление факторов и условий, способствующих/препятствующих их успешной социализации; изучение состояния физического и психического
В течение периода сопровождения
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося
4.Организация работы с обучающимися по ознакомлению с системой жизнедеятельности техникума:
-беседа с обучающимися об особенностях жизнедеятельности техникума (история и традиции, условия обучения, особенности проведения учебных занятий, проживания, питания, материального обеспечения, возможности предоставления дополнительного образования, организация досуга, меры социальной поддержки, организация самоуправления).
Первая неделя после поступления
Индивидуальная карта сопровожде-
5. Сопровождение процесса социальной адаптации обучающихся:
— посещение учебных занятий в группах;
— ориентация обучающихся на рациональное использование свободного времени посредством функционирующих на базе техникума спортивных секций, творческих кружков.
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося
1. Формирование у обучающихся конструктивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса:
— индивидуальные беседы с обучающимися о взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса, определение конструктивного стиля общения.
В течение первого года обучения
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося
2. Консультирование обучающихся по личным, жилищным, имущественным, профессиональным и учебным проблемам:
— организация групповых мероприятий с привлечением специалистов здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, центра занятости, работников банка;
— проведение индивидуальных консультаций;
— выездные экскурсионные мероприятия.
В течение всего периода обучения
Зам. директора по ВР
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося
3. Содействие в реализации творческого потенциала обучающихся во внеучебной деятельности:
— предоставление обучающимся исчерпывающей информации о деятельности кружков и секций как внутри техникума, так и вне техникума;
— вовлечение обучающихся к участию в общественной работе, творческих мероприятиях района, техникума.
В течение всего периода обучения
Зам. директора по ВР
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося
4. Формирование у обучающихся здорового образа жизни:
-проведение профилактических недель, ориентированных на ведение здорового образа жизни;
— работа спортивных секций на базе техникума, участие обучающихся в соревнованиях разного уровня.
В течение всего периода обучения
Зам. директора по ВР
Протоколы проведенных мероприятий
5.Формирование у обучающихся нравственных норм и культуры поведения:
— Профилактические занятия по воспитанию нравственных норм и ценностей.
— Беседы об общепринятых нормах культуры поведения с анализом конкретных ситуаций
В течение всего периода обучения
Зам. директора по ВР
Протоколы проведенных мероприятий
6. Подготовка обучающихся к семейной жизни:
— формирование ответственного отношения к браку, родительским обязанностям через проведение профилактических мероприятий, бесед в групповой и индивидуальной форме;
-помощь и поддержка девушкам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ранняя беременность, нежелательная беременность, рождение ребенка одинокой матерью)
В течение всего периода обучения
Зам. директора по ВР
Педагог-психолог Классный руководитель
Протоколы проведенных мероприятий
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося
7. Формирование у обучающихся конструктивных взаимоотношений с родственниками:
-беседы с обучающимися — сиротами об их взаимоотношениях с родственниками;
— практические занятия по выстраиванию конструктивных взаимоотношений с социально значимыми родственниками
(разбор конкретных ситуаций)
В течение всего периода обучения
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося
8. Работа по профилактике курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ (ПАВ):
— индивидуальные профилактические беседы;
— групповые мероприятия с привлечением специалистов здравоохранения, комитета по молодежной политики, органов полиции.
В течение всего периода обучения
Зам. директора по ВР
Протоколы проведенных мероприятий
Проведение анализа эффективности данной программы в процессе сопровождения обучающихся — сирот, заключения/выводы специалистов работающих с обучающимися — сиротами
По окончании обучения
Зам. директора по ВР
Общие выводы по
реализации программы сопровождения.
8. Ожидаемые результаты:
- Юридически грамотная, социально-адаптированная, профессионально-ориентированная личность обучающегося категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.
- Высокий уровень подготовки к самостоятельной жизни:
— сформированные навыки межличностного общения
— социально – бытовая ориентация
— организация самостоятельной жизни и деятельности
— сформированность профессионального самоопределения
- Психологическая готовность (развитое чувство самоуважения, волевых качеств, духовно-нравственных принципов).
- Сформированный индивидуальный стиль здорового образа жизни.
- Достаточный социальный и личностный потенциал у обучающихся для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
9. Список литературы
1. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С.6-15.
2. Ишматова А.Р., Бондарчук Т.В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Народное образование. Педагогика. 2014. №2. С. 19-25.
3. Ольховикова, Г.Н. Подготовка к будущей жизнедеятельности учащихся – сирот учреждений профессионального образования: дисс. канд. пед. наук. СПб, 2010. 233 с.
4. Социализация детей – сирот: проблемы и пути их решения (сборник материалов научно-практической конференции) 12.04.2018 — Москва: ИИПКРО, 2012. – 160 стр.