Проект постинтернатного сопровождения выпускников детского дома

Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома

Начало взрослой самостоятельной жизни — непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям — сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

  • ведут иждивенческий образ жизни;
  • страдают от алкогольной зависимости;
  • совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома.

Читайте также:  Природа для проекта домов

Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов:

    Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
  • Социально-педагогическое консультирование
  • Социально-профилактическая работа
  • Социальное воспитание
  • Защита прав и интересов выпускников

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

  • Содействовать адаптации выпускника детского дома к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне — профессионального образования.
  • Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.
  • Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома после окончания им учебного заведения.
  • Методологические основы программы

    — личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

    — концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

    Теоретическую основу программы составили:

    — гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

    — теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);

    — теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

    — положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

    — концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

    — исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

    Принципы , на основе которых реализуется программа

  • Принцип гуманизма
  • Принцип демократизации отношений
  • Принцип индивидуального личностного подхода
  • Принцип природосообразности
  • Принцип творчества и свободы
  • Принцип свободы и выбора
  • Принцип деятельности
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип комплексности и целостности
  • Принцип научности.
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип мультидисциплинарности
  • Программа основывается на социально — педагогические технологии:

  • Технология гуманно-личностного подхода — Ш.А. Амонашвили
  • Технология педагогической поддержки — О.С. Газман
  • Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ — интернатов — Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд
  • Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов — В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
  • Методы работы, используемые в программе:

    — теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

    — методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

    — практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

    — метод социологического исследования по адаптации выпускников;

    — методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

    Техники работы, используемые в программе:

  • самораскрытия;
  • убеждения;
  • установления логических взаимосвязей;
  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
  • выявления социального «Я»;
  • обучения поиску информации.
  • Программа состоит из 5 разделов.

    РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

    Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

    Содержание деятельности:

  • диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
  • диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, — образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
  • изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
  • диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
  • изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
  • диагностика развитости «социальной сети» выпускника.
  • РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

    Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

    Индивидуальное консультирование — оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

    Содержание деятельности:

  • оказание помощи в затруднительных ситуациях;
  • совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
  • работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, «социальной сети» (составление индивидуального плана реконструкции «социальной сети»);
  • составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
  • оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
  • РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

    Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

    Содержание деятельности:

  • консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
  • работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой «социальной сети», если таковая отсутствует;
  • оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
  • социально-правовое просвещение выпускников;
  • профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
  • профилактика межличностных конфликтов.
  • РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание

    Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

    Содержание деятельности:

  • работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);
  • коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);
  • коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);
  • коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
  • работа над реконструкцией и поддержанием «социальной сети».
  • РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников

    Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

    Содержание деятельности:

  • решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
  • помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
  • представительство в правозащитных и административных органах;
  • оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
  • оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
  • 1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

    2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

    3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;

    4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

    5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

    Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
    рабочая программа

    Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее» (далее – программа ПС) предполагает реализацию мероприятий в рамках государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)».

    Скачать:

    Вложение Размер
    programma_postinternatnogo_soprovozhdeniya.docx 45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Миллеровский техникум агропромышленных технологий

    и управления (ДСХТ)»

    на заседании педагогического Директор ГБПОУ РО «МТАТиУ

    совета техникума (ДСХТ)»

    протокол № 1 от « 31 » 08 2020 г. « ____» ______________ 2020 г.

    постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей,

    оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,

    оставшихся без попечения родителей

    «Мое успешное будущее»

    Информационная карта программы постинтернатного сопровождения

    Основные понятия, используемые в Программе ПС

    Актуальность Программы ПС

    Цель и задачи программы ПС

    Принципы организации постинтернатного сопровождения

    Основные направления в реализации программы ПС

    Этапы реализации программы ПС

    План реализации программы ПС

    Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    1. Информационная карта программы постинтернатного сопровождения

    «Мое успешное будущее»

    Конституция Российской Федерации

    Семейный кодекс Российской Федерации

    Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

    Гражданский кодекс Российской Федерации;

    Трудовой кодекс Российской Федерации

    Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции)

    Федеральный закон от 24 июня 1999 года

    № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

    Федеральный закон от 24 апреля 2008 года

    № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

    Самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная социальная адаптация (трудоустройство, создание полноценной семьи, снижение

    числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении, правонарушений и преступлений)

    Основные задачи программы

    1. Оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи обучающимся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.

    2. Осуществление индивидуальной и групповой работы с обучающимися, направленной на подготовку их к самостоятельной жизни, на формирование психологической готовности к взрослой жизни, навыков межличностного общения, навыков самоорганизации и самообеспечения.

    3. Поддержка обучающихся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, в решении проблем их самореализации.

    Срок реализации программы

    В течение всего периода обучения студента (1-3, 1-4 курсы)

    Увеличение числа успешно адаптировавшихся в жизни выпускников

    2. Пояснительная записка

    2.1. Основные понятия, используемые в Программе ПС.

    Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее» (далее – программа ПС) предполагает реализацию мероприятий в рамках государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)» (далее — техникум).

    Для целей программы используются следующие понятия, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»:

    дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

    дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

    лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей;

    трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства, которую он не может преодолеть самостоятельно;

    постинтернатное сопровождение – комплекс осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;

    лица, подлежащие постинтернатному сопровождению – воспитанники и выпускники организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет, лица из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также лица из числа детей-сирот, ранее находившихся под опекой (попечительством) и находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 23 лет;

    участники постинтернатного сопровождения – постинтернатные сопровождающие, образовательные организации Миллеровского района, организации социального обслуживания Миллеровского района, оказывающие содействие в защите прав и законных интересов лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;

    договор о постинтернатном сопровождении – договор, заключаемый между участниками постинтернатного сопровождения и лицом, подлежащим постинтернатному сопровождению;

    индивидуальная программа постинтернатного сопровождения – документ, утвержденный руководителем организации, определяющий сроки и перечень мероприятий на основе межведомственного взаимодействия участников постинтернатного сопровождения, направленных на комплексную помощь по социальной адаптации и подготовку к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению.

    2.2. Актуальность Программы ПС

    Актуальность организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, заключается в том, что в силу низкого уровня социальной компетентности, своих индивидуальных особенностей, обучающиеся категории «дети-сироты», даже окончив техникум, не могут самостоятельно устроиться и закрепиться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью, нередко попадают в весьма трудную жизненную ситуацию. В связи с этим, возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе их социальной адаптации.

    Для того, чтобы будущие выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными, необходимо грамотно организовать их постинтернатное сопровождение: научить отстаивать свои права, обучить финансовой грамотности, приучить к самообслуживанию. На протяжении всего периода обучения в техникуме, применяются разнообразные формы и методы в учебно-воспитательном процессе, которые способствуют обучающимся категории «дети-сироты» успешной адаптации, реализации себя в разнообразной деятельности: внеурочной, участие в конкурсах, проектах, научно-практических конференциях, олимпиадах разного уровня, спортивной и социально-значимой деятельности.

    Ранее накопленный опыт работы с обучающимися категории «дети-сироты» позволил нам составить схему постинтернатного сопровождения, в которой отражены основные этапы взаимодействия образовательного учреждения, организаций района и области в решении вопросов адаптации и социализации обучающихся данной категории, а также подготовки специалистов в работе с данной категорией детей.

    Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удастся, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении среднего и высшего образования, при трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений призвана данная программа. Все вышеизложенное определяет актуальность необходимости постинтернатного сопровождения в техникуме. Комплекс условий, реализуемых в рамках данной программы, поспособствует обучающимся категории «дети-сироты» успешно подготовиться в личностном и профессиональном плане к самостоятельной жизнедеятельности.

    Подчеркнем, что судьбы выпускников техникума во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить в процессе обучения в образовательном учреждении.

    3. Цель и задачи программы ПС

    Цель: самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная социальная адаптация (трудоустройство, создание полноценной семьи, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении правонарушений и преступлений).

    1. Оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи обучающимся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.

    2. Осуществление индивидуальной и групповой работы с обучающимися, направленной на подготовку их к самостоятельной жизни, на формирование психологической готовности к взрослой жизни, навыков межличностного общения, навыков самоорганизации и самообеспечения.

    3. Поддержка обучающихся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, в решении проблем их самореализации.

    4. Принципы организации постинтернатного сопровождения

    Принципами постинтернатного сопровождения обучающихся техникума являются:

    — гуманизация — уважение личности обучающегося, индивидуальный подход к судьбе каждого (приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей);

    — комплексность, предусматривающая взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами постинтернатного сопровождения по решению проблем обучающегося, затрудняющих его социализацию в обществе;

    — конфиденциальность — в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    — непрерывность, гарантирующая оказание содействия лицу, подлежащему постинтернатному сопровождению, в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы.

    5. Основные направления в реализации программы ПС:

    Психолого-педагогическое направление (заведующий СПС, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, преподаватели, руководители кружков и спортивных секций). Обеспечивает создание социально-психологических условий для развития личности и включает изучение индивидуальных личностных особенностей обучающихся, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование положительной мотивации к обучению и будущей профессиональной деятельности. Обеспечивает обучающимся поддержку в успешном вхождении в новый коллектив сверстников и взрослых, проведение индивидуального и группового консультирования по жизненным, личным, профессиональным и учебным проблемам. Формирует у обучающихся положительную мотивацию в сфере учебной деятельности, содействует реализации их творческого потенциала во внеучебной деятельности и сфере дополнительного образования, воспитывает положительное отношение к труду, к получаемой специальности, уважение к законодательным и нравственным нормам.

    Социально — правовое направление (социальный педагог). Обеспечивает создание условий, которые способствуют повышению социального статуса обучающихся, формированию их социального опыта, способствуют решению проблем, связанных с выплатой пособий и стипендий, охраной и защитой их прав.

    1. Этапы реализации программы ПС
    1. Адаптационный этап: сопровождение обучающихся в период адаптации.
    2. Основной этап: целенаправленная подготовка обучающихся к самостоятельной жизни.
    3. Заключительный этап: сопровождение выпускников после окончания техникума.

    — сбор информации: определение статуса обучающегося, изучение документов, проведение первичной диагностики;

    — оказание социально-психологической, педагогической помощи обучающимся в период адаптации;

    — разработка индивидуальных планов сопровождения.

    обучающихся в новых социальных

    профилактика социальной дезадаптации.

    — оказание помощи обучающимся при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, а также юридической и иной помощи;

    — оказание психологической помощи обучающимся и содействие росту самостоятельности;

    — п одготовка к трудоустройству и адаптации обучающихся на рынке труда.

    Юридически грамотная, социально-адаптированная, профессионально-ориентированная личность

    — формирование успешной социализации;

    — повышение правовой грамотности;

    — формирование общих и профессиональных компетенций.

    потенциал у обучающихся для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.

    7. План реализации программы ПС

    Форма представления результата

    1. Сбор информации об обучающихся:

    — анализ информации личного дела;

    -беседы с социальным педагогом учреждения, направившего воспитанника на обучение;

    — информация, полученная в органах опеки и попечительства, КДН;

    — посещение жилищно-бытовых условий;

    — индивидуальные беседы с обучающимися, его законным представителем.

    Рекомендации по сопровождению развития обучающихся

    Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

    2. Составление общих сведений об обучающихся, ведение базы данных:

    — заключение и подписание договора о предоставлении социальных услуг постинтернатного сопровождения между обучающимся и техникумом;

    — составление индивидуальных планов сопровождения;

    — ведение дневников педагогических наблюдений.

    Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

    3. Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей, личностных качеств обучающегося, коммуникативных навыков, социально-бытовых и трудовых умений, готовности к самостоятельной жизни, отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих, изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил); изучение особенностей социальной адаптации и оценки сферы межличностных отношений; выявление факторов и условий, способствующих/препятствующих их успешной социализации; изучение состояния физического и психического

    В течение периода сопровождения

    Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

    4.Организация работы с обучающимися по ознакомлению с системой жизнедеятельности техникума:

    -беседа с обучающимися об особенностях жизнедеятельности техникума (история и традиции, условия обучения, особенности проведения учебных занятий, проживания, питания, материального обеспечения, возможности предоставления дополнительного образования, организация досуга, меры социальной поддержки, организация самоуправления).

    Первая неделя после поступления

    Индивидуальная карта сопровожде-

    5. Сопровождение процесса социальной адаптации обучающихся:

    — посещение учебных занятий в группах;

    — ориентация обучающихся на рациональное использование свободного времени посредством функционирующих на базе техникума спортивных секций, творческих кружков.

    Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

    1. Формирование у обучающихся конструктивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса:

    — индивидуальные беседы с обучающимися о взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса, определение конструктивного стиля общения.

    В течение первого года обучения

    Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

    2. Консультирование обучающихся по личным, жилищным, имущественным, профессиональным и учебным проблемам:

    — организация групповых мероприятий с привлечением специалистов здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, центра занятости, работников банка;

    — проведение индивидуальных консультаций;

    — выездные экскурсионные мероприятия.

    В течение всего периода обучения

    Зам. директора по ВР

    Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

    3. Содействие в реализации творческого потенциала обучающихся во внеучебной деятельности:

    — предоставление обучающимся исчерпывающей информации о деятельности кружков и секций как внутри техникума, так и вне техникума;

    — вовлечение обучающихся к участию в общественной работе, творческих мероприятиях района, техникума.

    В течение всего периода обучения

    Зам. директора по ВР

    Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

    4. Формирование у обучающихся здорового образа жизни:

    -проведение профилактических недель, ориентированных на ведение здорового образа жизни;

    — работа спортивных секций на базе техникума, участие обучающихся в соревнованиях разного уровня.

    В течение всего периода обучения

    Зам. директора по ВР

    Протоколы проведенных мероприятий

    5.Формирование у обучающихся нравственных норм и культуры поведения:

    — Профилактические занятия по воспитанию нравственных норм и ценностей.

    — Беседы об общепринятых нормах культуры поведения с анализом конкретных ситуаций

    В течение всего периода обучения

    Зам. директора по ВР

    Протоколы проведенных мероприятий

    6. Подготовка обучающихся к семейной жизни:

    — формирование ответственного отношения к браку, родительским обязанностям через проведение профилактических мероприятий, бесед в групповой и индивидуальной форме;

    -помощь и поддержка девушкам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ранняя беременность, нежелательная беременность, рождение ребенка одинокой матерью)

    В течение всего периода обучения

    Зам. директора по ВР

    Педагог-психолог Классный руководитель

    Протоколы проведенных мероприятий

    Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

    7. Формирование у обучающихся конструктивных взаимоотношений с родственниками:

    -беседы с обучающимися — сиротами об их взаимоотношениях с родственниками;

    — практические занятия по выстраиванию конструктивных взаимоотношений с социально значимыми родственниками

    (разбор конкретных ситуаций)

    В течение всего периода обучения

    Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

    8. Работа по профилактике курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ (ПАВ):

    — индивидуальные профилактические беседы;

    — групповые мероприятия с привлечением специалистов здравоохранения, комитета по молодежной политики, органов полиции.

    В течение всего периода обучения

    Зам. директора по ВР

    Протоколы проведенных мероприятий

    Проведение анализа эффективности данной программы в процессе сопровождения обучающихся — сирот, заключения/выводы специалистов работающих с обучающимися — сиротами

    По окончании обучения

    Зам. директора по ВР

    Общие выводы по

    реализации программы сопровождения.

    8. Ожидаемые результаты:

    • Юридически грамотная, социально-адаптированная, профессионально-ориентированная личность обучающегося категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.
    • Высокий уровень подготовки к самостоятельной жизни:

    — сформированные навыки межличностного общения

    — социально – бытовая ориентация

    — организация самостоятельной жизни и деятельности

    — сформированность профессионального самоопределения

    • Психологическая готовность (развитое чувство самоуважения, волевых качеств, духовно-нравственных принципов).
    • Сформированный индивидуальный стиль здорового образа жизни.
    • Достаточный социальный и личностный потенциал у обучающихся для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.

    9. Список литературы

    1. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С.6-15.

    2. Ишматова А.Р., Бондарчук Т.В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Народное образование. Педагогика. 2014. №2. С. 19-25.

    3. Ольховикова, Г.Н. Подготовка к будущей жизнедеятельности учащихся – сирот учреждений профессионального образования: дисс. канд. пед. наук. СПб, 2010. 233 с.

    4. Социализация детей – сирот: проблемы и пути их решения (сборник материалов научно-практической конференции) 12.04.2018 — Москва: ИИПКРО, 2012. – 160 стр.

    Оцените статью