Проект развития детского дома

Проект развития детского дома

Режим работы Учреждения — круглосуточно.

Утв. приказом № 51/У от 06.04.2018

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………….. стр 5
2. Раздел I
1.1.Паспорт Программы ………………………………………………………… стр 9
1.2.Приоритетные направления развития …………………………………….. стр 14
3. Раздел II
2. Анализ ситуации и концептуальные основания Программы Развития….стр 16
2.1. Информационная справка о детском доме ………………………………….стр 16
2.2. аналитическая справка о состоянии детского дома ………………………стр 17
2.2.1. характеристика контингента воспитанников ……………………………стр 17
2.2.2. социальная адаптация воспитанников и постинтернатное сопровождение… стр 21
2.2.3. организация отдыха и оздоровления детей ………………………………………. стр 22
2.2.4. характеристика педагогического коллектива …………………………………… стр 23
2.2.5.материально – техническая база детского дома ………………………………….. стр 24
2.2.6. состояние питания детей………………………………………………………………. стр 28
2.2.7. особенности воспитательно – образовательного процесса ………………………. стр 29
2.2.8. характеристика содержания деятельности специальных коррекционных служб.стр 32
2.2.9. социальный заказ о ожидаемый результат развития детского дома ……………..стр 34
2.2.10. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних ………………………………стр 36
2.2.11. Защита прав и законных интересов воспитанников ………………………………. Стр 37
2.2.12. Состояние методической работы детского дома……………………………………. стр 40
4. Раздел III.
3. Проблемно – ориентированный (SWOT – анализ)………………………………………. Стр. 43
3.1. SWOT-анализ нормативно-регламентирующей базы, определена ее стратегия развития стр 44
3.2. SWOT-анализ кадрового потенциала учреждения …………………………………….стр 46
3.3. SWOT-анализ материально – технической базы……………………………………….стр 49
3.4. SWOT-анализ организационных условий………………………………………………. Стр 52
3.5. SWOT-анализ социального партнерства детского дома………………………………стр 55
3.6. SWOT-анализ технологий используемых в образовательном процессе……………. Стр 57
5. Раздел IV.
4. Концепция Развития детского дома………………………………………………………..стр 59
4.1. Цели и задачи развития воспитательной системы детского дома…………………..стр 60
4.2. Принципы воспитательного процесса и основные требования к содержанию,
определению форм и методов воспитательной работы…………………………………. стр 61
4.3. Механизмы функционирования воспитательной системы………………………… стр 63
4.4. Мониторинг результатов деятельности детского дома по формированию
компетентности воспитанников ………………………………………………………….. стр 67
4.5. Сроки реализации Программы………………………………………………………..стр 69
6.Раздел V.
5.1 Управление реализацией Программы развития……………………………………. Стр 70
5.2. Ожидаемые результаты ……………………………………………………………….. стр 79
5.3. Мероприятия по реализации программы развития………………………………… стр 80
5.4 Финансовое обеспечение мероприятий Программы Развития………………………стр 89

Читайте также:  Нужен ли проект при строительстве дачного дома

Пояснительная записка

Проблема социального сиротства остается одной из острейших проблем в России на сегодняшний день. У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям, а для детских домов таковых нет. При этом детский дом призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ “Об образовании”, ст.9), а также выступить гарантом социальной защищенности детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, тем самым, компенсируя отсутствие родительской заботы. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» деятельность детского дома строится на принципах гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, защиты прав и интересов детей, лишенных родительского попечения. Ключевыми задачами Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента Российской Федерации являются помимо всего прочего: организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи. Все вышеизложенное актуализирует проблему создания воспитательной системы в ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Зубцовский детский дом».
У большинства наших воспитанников родители живы. Зная о наличии родителей, дети не перестают, так или иначе, стремиться к ним, порой ищут для себя оправдание их асоциальному поведению, что исподволь формирует у них недоверие и даже враждебность по отношению к окружающим их взрослым из детского дома. Воспитанники, проживающие в детском доме, как правило, испытывают трудности социализации. Это целый комплекс затруднений, с которыми ребенок сталкивается при овладении той или иной социальной ролью. Причиной возникновения этих затруднений является чаще всего несоответствие требований к ребенку со стороны социума и готовности ребенка соответствовать данным требованиям. Трудности овладения социальной ролью возникают у наших детей чаще всего тогда, когда ребенок не информирован о сущности этой роли, либо информация об этой роли не соответствует действительности, или же у ребенка нет возможности испытать себя в этой роли. В условиях детского дома трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваиваются. Происходит это потому, что сама организация жизни детей в детском доме устроена так, что у ребенка формируется только одна ролевая позиция – позиция сироты. Эта роль удерживает воспитанника в иждивенчестве и блокирует проявление его потенциальных возможностей. Этому способствуют и ограничение личного пространства (кусок стены над кроватью, тумбочка с личными вещами, содержимое которой постоянно контролируется воспитателями) – невозможность уединения, регламентированный режим проживания. Таким образом, проживание ребенка в детском доме не дает ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей.
Сегодня перед государством и обществом стоит 2 задачи:
 выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, тем самым, компенсируя отсутствие родительской заботы;
 подготовить их к самостоятельной взрослой жизни.
На наш взгляд, в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к социальному становлению подрастающего поколения, к решению проблем социального сиротства, с одной стороны, и консерватизмом и инертностью педагогических систем образовательных учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью механизмов управления развитием воспитательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, с другой стороны. На основании выявленных противоречий нами определена проблема организационно-педагогического обеспечения процесса управления развитием воспитательной системы детского дома. В рамках данной проблемы сформулирована тема Программы развития детского дома: «Совершенствование педагогической системы детского дома, способствующей формированию социальной компетентности и готовности воспитанников к самостоятельной жизни».
Социальная компетентность – интегрированный показатель готовности ребенка к самостоятельной жизни. Показателем социальной компетентности является уровень развития социальных навыков и умение адекватно их использовать в различных жизненных ситуациях. То есть взять на себя выполнение определенных социальных ролей взрослой жизни. Считаем, что инновационными подходами при формировании социальной компетентности воспитанников при построении воспитательной системы детского дома являются следующие:
1. Интеграция воспитанников в социальное окружение через различные формы сотрудничества с социальными партнерами детского дома;
2. Гибкий режим проживания воспитанников;
3. Социальное образование и социальное воспитание детей-сирот посредством организации теоретических и практических занятий в рамках программы социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Использование инновационных методик (практической направленности: активных, интерактивных методов работы) проведения занятий;
4. Систематическая работа детского дома с родственниками воспитанников и людьми желающим принять в свои семьи воспитанников нашего учреждения – на выходные, каникулярные дни с целью их социальной адаптации;
5. Устройство детей в приемные семьи, под опеку, на усыновление посредством работы Служб по подбору, подготовке и сопровождению приемных родителей, в том числе через реализацию программ «Школа приемных родителей».
6. Организация в учреждении деятельности социально-психологической службы сопровождения воспитанников, переданных в семью на воспитание и приемных родителей.
7. Организация в учреждении деятельности Службы по постинтернатному сопровождению выпускников первого года.
8. Трудоустройство воспитанников старшего подросткового возраста в свободное от учебы время.
9. Участие воспитанников в проектной деятельности, конкурсах, соревнованиях местного, районного, краевого и всероссийского уровня.
10. Организация в детском доме деятельности по интересам воспитанников.
11. Расширение выбора учебных заведений НПО, СПО и ВПО вне зависимости от места жительства воспитанника. Содействие в продолжении обучения детей в 10 – 11 классах
12. Создание условий для плодотворного общения воспитанников со сверстниками вне стен детского дома (совместное участие в соревнованиях, конкурсах местного, районного, краевого значения и т.д.);
13. Организация соревнований, эстафет, праздников в детском доме с приглашением гостей – открытость детского дома.
14. Повышение учебной мотивации у воспитанников.
15. Развитие системы детского самоуправления. Постоянный творческий подход к поиску новых, инновационных способов организации жизнедеятельности детей в детском доме

Читайте также:  Проект простых одноэтажных кирпичных домов

8 (812) 573-98-85

Программа развития детского дома № 29

Принято: педагогическим советом ГОУ

для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

детского дома №29

Пушкинского района г. Санкт — Петербурга.

Согласовано: ГОУ НМЦ

Пушкинского района г. Санкт — Петербурга.

ДЕТСКОГО ДОМА № 29 ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И

ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

НА 2011- 2015 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

Содержание программы развития детского дома

Раздел I. Паспорт программы развития детского дома на 2011 – 2015 годы

Раздел II. Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития.

  1. Аналитическая справка о современном состоянии детского дома.

Характеристика педагогического коллектива.

Характеристика контингента воспитанников.

Материальная база детского дома.

  1. Особенности образовательного процесса.
  2. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития детского дома.
  3. Концепция развития детского дома.

Раздел III. Основные направления реализации программы.

  1. Модернизация содержательной и технологической стороны образовательного процесса.
  2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.
  3. Совершенствование образовательного процесса.
  4. Внедрение технологий здоровьесбережения.
  5. Обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

III. 1 Программа развития психолого-педагогической службы.

III. 2 Программа работы воспитателей дошкольного блока учебно- воспитательного процесса в детском доме.

III. 3 Перспективы развития работы учителя-логопеда

III. 4 Программа развития социальной службы.

III. 5 Программа развития системы дополнительного образования.

III. 6 Программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

III. 7 Занятия по общей физической подготовке.

Раздел IV. Основные мероприятия для реализации Программы развития детского дома № 29

Ожидаемые результаты

Предлагаемые критерии для оценки степени реализации программы.
Пояснительная записка

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. Количество беспризорных детей и детей-сирот неизменно растет.

У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.

К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям, а для детских домов таковых нет. При этом детский дом призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ “Об образовании”, ст.9)

Следовательно, необходимость разработки Программы развития детского дома определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.

Разрабатывая программу развития детского дома № 29, мы опирались на основные направления, указанные в стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга («Петербургская школа 2020»).

«Дошкольник»: организация разновозрастных групп; социально – эмоциональное развитие, моторно – когнитивное, речевое развитие с учётом индивидуальных, психо – физиологических особенностей детей; семейное воспитание; инновационная педагогика и организация системы дошкольного воспитания.

«Доступность качества»: детский дом, как единица образовательного процесса, обеспечивает поддержку инноваций школы и учителя, контроль качества на каждой ступени образования, успешность обучения воспитанников в школе;

«Неформальное образование»: духовно – нравственные ориентиры и воспитание петербургских школьников посредством реализации программ : «Я – Петербуржец», «Я – член общества», «Я – семьянин», «АРТ – фантазия», «Музыка» и реализации системы дополнительного образования.

«Кадровый капитал»: обеспечение детского дома кадрами с высоким уровнем профессиональной компетенции, позволяющей продуктивно выполнять свои обязанности. В результате реализации программы детский дом планирует получить педагога, интегрирующего в себе учителя, воспитателя, психолога, новатора.

«Равные и разные»: равный доступ к обучению и воспитанию разных детей с учётом индивидуальных способностей каждого.

«Здоровье в ГОУ»: стимулирование здорового образа жизни воспитанников, как основа организации воспитательного процесса; здоровьеохранительный режим жизнедеятельности в детском доме; снижение рисков профессионального выгорания педагогов.

«Профессия и карьера»: подготовка воспитанников к дальнейшему профессиональному обучению, к самостоятельной жизни и повышению социальной компетентности.

«Открытая школа»: сотрудничество с учреждениями образования и культуры.

«Эффективная школа»: обеспечение и решение педагогических и организационно – экономических задач, организация образовательного пространства и развивающей среды, обеспечивающей эффективный личностный рост воспитанников.

Приоритетными направлениями развития детского дома являются:

  • В отношении воспитанников – подготовка детей к жизни в семье и обществе;
  • В отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы;
  • В отношении социального окружения – расширение социального партнёрства, развитие различных форм взаимодействия;
  • В отношении обеспечения образовательного процесса – улучшение МТБ для обеспечения воспитательно-образовательного процесса детского дома.


Паспорт программы развития детского дома на 2011 – 2015 годы

Настоящая программа определяет стратегию развития детского дома и действия по её реализации.

Законодательная база для разработки программы развития:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция РФ «Об образовании».

3. Закон РФ «Об образовании»

4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751 «О национальной доктрине образования в РФ».

5. Президентская программа «Дети России».

6. Постановление Правительства СПб от 13 мая 2008 г. № 525 о мерах по реализации закона Санкт – Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

7. Постановление Правительства СПб от 31.12. 2010 «О внесении изменений в постановление Правительства СПб от 13. 05. 2008 № 525

8. Программа развития системы образования Пушкинского района на 2011- 2020 годы.

9. Устав ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома №29 Пушкинского района Санкт — Петербурга.

10. Типовое положение об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции постановлений Правительства РФ от 14.10. 1996г № 1203 от 28.08.1997г № 1117, от 13.03. 1998г № 366).

10. Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 г. №432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ».

11. Приказ МОРФ №448 от 22.08.96 г. « Об утверждении документов по проведению аттестации и Государственной аккредитации ГОУ»

12. О реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа», утверждённого Президентом РФ от 04.02.2010г.

Цель Программы: Обеспечение комплексной системы мер по оказанию психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; в защите и материальной поддержке воспитанников, их интеграции в общество и социальной адаптации. В 2011-2015 г.г. в рамках основной цели Детского дома будут сделаны акценты на модернизацию воспитательной системы учреждения с целью повышения уровня воспитанности и социализированности детей, повышения качества их образования; на совершенствование коммуникативно-нравственной сферы, как воспитанников, так и педагогов.

Задачи по реализации ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ:

  • Добиваться повышения качества образования воспитанников Детского дома.
  • Расширять спектр взаимодействия с ВУЗами с целью улучшения качества и расширения содержания образования воспитанников.
  • Добиваться максимально успешной, бесконфликтной адаптации выпускников в социуме, совершенствуя систему социально-бытовой ориентации и предпрофильного профессионального обучения воспитанников.
  • Совершенствовать воспитательную систему детского дома, повышая профессиональную компетентность педагогов.
  • Исправлять дефекты звукопроизношения, формировать лексико-грамматический строй речи, фонематические процессы, развивать связную речь, работать над предупреждением и устранением различных видов дисграфий и дислексий.
  • Развивать высшие психические функции; предупреждать и снижать тревожность и страхи, повышать уверенность в себе, развивать эмоционально – личностную и познавательную сферы, формировать адекватное общение со сверстниками и взрослыми, помогать раскрытию творческого и интеллектуального потенциала.
  • Сохранять и укреплять психофизическое и нравственное здоровье воспитанников.
  • Создавать условия для повышения качества медицинского обслуживания детей.
  • Внедрять современные здоровьесберегающие технологии.
  • Проводить работу по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.

Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития.

II. 1 Аналитическая справка о современном состоянии детского дома.

ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является воспитательно-образовательным учреждением, реализующим программу «Обучения и воспитания детей дошкольного возраста» и «Содержание, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с преобладанием художественно-эстетического направления. Численность воспитанников на 1 сентября 2010 года составила 52 человека, из них 36 школьников, 12 дошкольников, 4 выпускника учатся в учебных заведениях. В структуре детского дома 5 разновозрастных групп. Воспитанники детского дома дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, находящиеся по заявлениям родителей.

Психологическая диагностика, педагогические наблюдения позволяют на сегодняшний день представить в обобщенном виде некоторые физические и психологические, личностные характеристики воспитанников:

— неустойчивая учебная мотивация;

— повышенная чувствительность к отношению окружающих;

— нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций;

— ослабленное физическое здоровье;

— отсутствие или неустойчивость мотивации к здоровому образу жизни;

— наличие у многих воспитанников черт и качеств личности, не соответствующих требованиям современного общества.

Диагностика интересов воспитанников показала, что они достаточно разноплановы, но можно назвать основные сферы интересов. Это: танцы, музыка, хореография, театрализованная деятельность, рукоделие, техническое творчество, спортивные занятия, Изостудия. Как негативный факт — отсутствие интереса к чтению художественной литературы, слабо выраженный познавательный интерес в области предметов учебного плана: иностранного языка, математики.

Педагогический процесс в детском доме осуществляет коллектив педагогов в количестве 20 человек. Педагоги имеют разные уровни квалификации: высшая кв. категория — 7 чел., первая кв. категория — 10 чел., не имеют категории — 3 чел. В составе коллектива есть педагоги, отмеченные ведомственными наградами.

Педагогический коллектив осознает сложность поставленных задач, его отличает деловитость, работоспособность, гуманность по отношению к детям, интерес к профессиональной деятельности.

Являясь единицей воспитательно-образовательного комплекса, детский дом осуществляет педагогический процесс в системе непрерывного образования: детский дом — лицей № 408, школы № 477, 530, школа – интернат № 8. Внеурочное время воспитанников — это посещение ими консультаций, занятий, кружков и факультативов, участие в подготовке и проведении творческих дел. В доме работает кружок хореографии, вокальная студия, проводят занятия по музыке и обучению игры на аккордеоне преподаватели гимназии искусств им. Ахматовой, есть швейная мастерская и тренажерный зал. Воспитательный процесс формируется в соответствии с интересами воспитанников, их возможностями и способностями. Воспитанники детского дома стали лауреатами и дипломантами городских, районных и международных конкурсов, успешно занимаются концертной деятельностью. Выстроена система учебно-методической работы: создан и действует методический совет детского дома, работают методические объединения воспитателей.

В настоящее время установлены связи с другими учреждениями образования и культуры:

— Дворец творчества юных;

— Дом учащейся молодёжи;

— Корчаковский центр молодёжных программ СПб;

— Детская юношеская спортивная школа;

— Дом культуры «Сувенир»;

— Пушкинский Дом Культуры;

— Международный отдел по культурным связям (Екатерининский дворец);

— Мемориальный Музей – Лицей г. Пушкина;

— Региональная общественная организация «Взгляд в будущее».

Комплектуется фонд библиотеки, оформлена подписка на методические журналы. Формируется система управления педагогическим процессом в соответствии с принципами централизации в принятии и осуществлении управленческих решений.

Целенаправленно и планомерно реализуются функции планирования, организации, руководства и контроля в педагогическом процессе.

Материальная база детского дома.

Воспитанники живут в 3-х корпусах здания детского дома. В детском доме создано 6 групп, в каждой из которых есть игровые, спальни (общие и на 2-3 человека), классные комнаты, туалетные помещение, душевые, социально — бытовые комнаты. Для старших воспитанников и выпускников созданы малогабаритные помещения квартирного типа. Имеются библиотека, изостудия, швейная мастерская, компьютерный класс, медицинский кабинет, столовая, кухня, прачечная, кладовые для одежды и продуктов, служебные кабинеты для педагогов, зал, предназначенный для проведения общих мероприятий, костюмерная, музыкальный, спортивный, тренажёрный залы.

Материальная база детского дома включает в себя всю необходимую технику и оборудование для проживания и воспитания детей: телевизоры, холодильники, компьютеры, видеомагнитофоны, видеокамеру, фотоаппараты, спортивные тренажёры, велосипеды, музыкальные инструменты.

Для формирования экологического воспитания, эстетического вкуса, в целях трудового воспитания участок детского дома оборудован разнообразными клумбами, теплицей.

II. 2 Особенности образовательного процесса.

Для воспитания и образования детей дошкольного возраста (3-7 лет) реализуется программа дошкольного воспитания под редакцией Васильевой М.И. Вследствие того, что группа является разновозрастной, занятия организованы по 3 возрастным подгруппам.

В детском доме созданы все условия для развития познавательных, эстетических и творческих потребностей ребенка. Реализация программ: «Я – семьянин»; «Я – член общества»; «Я – Петербуржец»; «АРТ – фантазия»; «Музыка», дает возможность воспитанникам стать всесторонне развитой личностью с адекватной самооценкой, адаптированной в социум.

Воспитанники школьного возраста обучаются с 1 по 11 класс в общеобразовательных школах 530, 477, школе – лицее № 408, школе-интернате № 8.

На период 2010-2011 г.г. 2 воспитанницы поступили и обучаются в педагогическом колледже, двое обучаются в Университетах.

Одна из главных особенностей педагогической системы учреждений для детей-сирот заключается в том, что у воспитанников не удается в достаточной степени сформировать чувство индивидуальности. Осознание себя как отдельной полноценной личности часто подменяется безличным “мы”, собственная мировоззренческая позиция, ценностные и нравственные идеалы формируются неадекватно.

Еще одной проблемой воспитанников детских домов является крайне низкий уровень восприятия социальной поддержки. Остро нуждаясь в любви и внимании, такие дети, тем не менее, не умеют просить и адекватно принимать помощь. Это связано как с объективными причинами (отсутствие необходимой поддержки на определенном этапе их жизни) так и с некоторыми приобретенными личностными характеристиками (отчужденность, замкнутость, неразвитая рефлексия, эмоциональная холодность, косные и неадекватные защитные механизмы, низкий уровень развития коммуникативных процессов и др.).

Еще один недостаток сложившейся на сегодня системы воспитания в сиротских учреждениях мы видим в том, что у детей, живущих в детском доме на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция (“нам должны”, “дайте”), они не испытывают чувство благодарности, принимая помощь государства как должное, у них нет бережного и ответственного отношения к своим и чужим вещам.

Кроме того, у многих воспитанников по мере их взросления не формируется четкой профессиональной перспективы, жизненные цели размыты, нет мотивации к их достижению.

Таким образом, выше описанные особенности развития воспитанников детского дома можно и необходимо корректировать, используя индивидуальный подход и новые методики социально-бытовой ориентации. Поэтому актуальным, на наш взгляд, является внедрение инновационных технологий, направленных на всестороннее развитие социально активной личности и индивидуально-ориентированное воспитание в условиях детского дома.

Если мы хотим реально помочь нашим детям обрести себя, избавиться от нарушений в нравственной сфере, восстановить гармоничную картину окружающего мира и вырасти полноценными гражданами своей страны, мы, педагоги детского дома, должны не только обеспечить их всем необходимым, не только помочь им усвоить определенный объём знаний, но и мобилизовать весь свой творческий и профессиональный потенциал на нравственно-этическое воспитание детей и формирование их коммуникативной культуры, какой бы трудной ни казалась эта задача в условиях детского дома.

С педагогическими коллективами школ установлено тесное взаимосотрудничество для успешной организации работы школьников, усвоения ими учебных программ, создания положительного микроклимата в классах

Воспитательная деятельность в детском доме планируется по следующим основным направлениям: нравственное, эстетическое, трудовое, патриотическое.

Приоритетным направлением в воспитательной работе является развитие индивидуальных творческих способностей. С этой целью работают объединения по интересам. В детском доме создан детский хореографический коллектив «Царскосельские жемчужины», который за время своего существования стал профессиональным, участвуя в различных районных и городских конкурсах, завоевал множество высоких наград. В созданном коллективе дети учатся взаимоподдержке, чувству ответственности за общую работу, настойчивости в овладении поставленной целью, выработке работоспособности. Вторым важным аспектом в развитии творческих способностей подростков является занятия по интересам, организованные воспитателями: «Шерстяные картины», «Выращивание соломки и её использование в творческой деятельности детей». Поделки, изготовленные воспитанниками, удивляют своей необычностью, оригинальностью исполнения. В течение всего пребывания в детском доме девочки и мальчики являются активными участниками кружков, на занятиях которых происходит развитие необходимых качеств личности: терпения, усидчивости, умения моделировать, планировать последовательность работы, выбирать материал, цвет, предвидеть результаты труда, воплощать замысел в получении конечного продукта. Лучшие работы представляются на городские и областные конкурсы, неизменно занимая призовые места.

II. 3 Социальный заказ и ожидаемые результаты развития детского дома.

Социальный заказ мы понимаем как прогнозируемый комплекс общих требований общества к воспитаннику ко времени выпуска его из детского дома как компетентной, социально-интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

Модель выпускника детского дома

Выпускник детского дома

Сохранение и укрепление здоровья

  • · Закаливание, профилактические мед. мероприятия,
  • · Соблюдение СанПиНов,
  • · Здоровьеохранительный режим жизнедеятельности в д/доме.

Лечение имеющихся заболеваний

  • Регулярные осмотры воспитанников педиатром, стоматологом и психоневрологом д/дома, своевременное переосвидетельствование детей-инвалидов на МСЭ;
  • Дежурство мед. персонала с обязательным выполнением назначений врача;
  • Использование для лечения воспитанников потенциала мед. блока д/д (стоматологический и ФТ кабинеты, ЛФК, массаж, процедурный кабинет, изолятор);
  • Возможность госпитализации воспитанников при необходимости в любой стационар г. Санкт -Петербурга;
  • Возможность санаторно-курортного лечения по показаниям;

Воспитание привычки к здоровому образу жизни

  • · Положительный пример педагогов детского дома;
  • · Тематические воспитательские часы;
  • · Работа по профилактике наркомании и других видов зависимости Детского дома;

Овладение знаниями, умениями и навыками, соответствующими образовательным стандартам.

  • Система дошкольного коррекционно-развивающего обучения в Д/доме;
  • Обучение воспитанников в общеобразовательных школах района;
  • Развитие памяти, внимания, мышления, познавательной активности воспитанников на занятиях с воспитателем, логопедом, психологом, музыкальным руководителем Д/дома;

Нравственная воспитанность, этикет

  • · Положительный пример педагогов детского дома;
  • · Тематические воспитательские часы;

Патриотизм и гражданственность

  • · Воспитание любви к Родине на всех занятиях; на праздниках, посвященных дням воинской славы России;
  • · Детское самоуправление.
  • Коррекция и развитие навыков общения педагогами и психологом детского дома на индивидуальных и групповых занятиях;
  • Внедрение инвариантного модуля содержания дополнительного образования “Основы нравственной и коммуникативной культуры” .
  • · Приближение условий проживания воспитанников в групповом помещении к жизни в домашних условиях;
  • · Трудовое воспитание (хозяйственно-бытовой труд, работа на пришкольном участке, субботники и пр.);
  • · Изучение основных законодательных документов и правовых актов на занятиях по социально-правовой ориентации;
  • · Закрепление правовых знаний при выполнении практических заданий по реализации прав и обязанностей.
  • · Консультативная и практическая помощь выпускникам Д/дома по правовым вопросам.
  • Профориентация воспитанников силами воспитателей, социальных педагогов и психологов (программа «Мы Сами»), приглашенных представителей различных профессий ;
  • Выявление профессиональных предпочтений выпускников (анкетирование, диагностические методики, деловая игра); ознакомление с процессом поиска вакансий и устройства на работу;
  • Консультативная и практическая помощь выпускникам Д/дома по вопросам трудоустройства.

Усвоение модели благополучной семьи

  • Психолого-педагогическое сопровождение общения воспитанников с кровными родственниками.

Развитие творческих способностей

  • Кружковая работа «Плетение из соломки»; «Шерстяные картины», хореографический коллектив « Царскосельские жемчужины»;
  • Участие воспитанников в различных конкурсах и фестивалях детского творчества.

Формирование чувства прекрасного

  • · Посещение воспитанниками музеев, выставок, концертов, спектаклей, экскурсий и пр.;

Выстраивая концепцию развития детского дома, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост воспитанника и создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, эстетическому и физическому развитию воспитанников. Это логично подвело нас к определению предвосхищаемого образа выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности.

Компетенции выпускника: деятельно-коммуникативные, ценностно-ориентированные.

Деятельно-коммуникативные компетенции проявляются в способности выпускников к сотрудничеству и творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения.

Ценностно-ориентированные компетенции включают знания о нормах поведения, общечеловеческих ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.

II. 4 Концепция развития Детского дома № 29 в 2011 – 2015 гг.

Детский дом представляет собой образовательное учреждение, где проводится педагогическая, психологическая и научная работа, целью которой является обеспечение комплексной системы мер по оказанию психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; защита и материальная поддержка воспитанников, их интеграция в общество и социальная адаптация.

Социально-экономические и политические перемены последнего времени выдвинули перед образованием качественно новую общественную задачу: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего как на производителя общественного продукта, уступает место взгляду на него как на личность с позиции культурно-исторического развития.

На содержание образовательной программы также влияет научно-технический прогресс и условия финансирования и материально-технического обеспечения. В частности, стремительное развитие компьютерных технологий, за которым необходимо успевать, чтобы максимально использовать открывающиеся возможности. Таким образом, можно выделить три краеугольных камня, на которые опирается концепция развития образовательного учреждения:

Для того чтобы Программа развития Детского дома, основанная на индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи воспитанникам, на актуализации нравственно-этического воспитания и на совершенствовании системы социально-бытовой ориентации детей, активно проводилась в жизнь, необходимо создать ряд условий:

  1. Совершенствовать принципы административного руководства образовательным учреждением, работающим в режиме развития.
  2. Привлекать к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить успешный, индивидуализированный процесс обучения, но и активно участвовать в научно-экспериментальной деятельности и жизни Детского дома, как развивающегося образовательного учреждения
  3. Создавать оптимальные социально–психологические условия для педагогов и для воспитанников, для развития личности каждого, его мыслительных и творческих способностей.
  4. Формировать у воспитанников положительное отношение к учению, создавать мотивацию личностного роста.
  5. Совершенствовать материально-техническую базу учебно-воспитательного процесса, содействовать освоению педагогами и воспитанниками новых современных технологий.

Концепция, как совокупность принципов, лежащих в основе реализации образовательной программы Детского дома № 29 на 2011-2015 гг., может быть представлена следующим образом:

  • Вариативность – использование различных, в том числе и новых, методов и образовательных технологий в ходе реализации Программы,
  • Открытость – Программа предполагает участие каждого педагога на всех этапах, открытое обсуждение хода её реализации,
  • Сотрудничество – единонаправленность педагогических усилий на решение стратегических задач Программы,
  • Творчество — раскрытие потенциальных возможностей каждого, поддержание творческих инициатив в рамках Программы,
  • Обучение – создание условий для личностного роста каждого участника Программы, поддержка в области самосовершенствования и персонального образовательного уровня;
  • Реальность – цели Программы реально достижимы, поставленные задачи имеют реальное практическое решение,
  • Гуманизация – установление отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества.

Основные направления реализации программы детского дома № 29.

Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса.

Цель: Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост воспитанника и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

Условия решения поставленных задач

Обновление содержания образовательного процесса. Внедрение инновационных воспитательных технологий

Апробация и внедрение новых современных воспитательных технологий.

Разработка методических материалов для новых форм организации воспитательного процесса

Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

Цель: Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций воспитанников и профессиональной компетенции педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности выпускников детского дома.

Условия решения поставленных задач

1. Повышение профессионального мастерства педагогов

1. Участие педагогов в курсах повышения квалификации

2. Укрепление материальной базы детского дома

1. Приобретение необходимого оборудования для организации учебно — воспитательного процесса

Направление 3. Совершенствование образовательного процесса

Цель: Становление воспитанника как компетентной, социально интегрированной личности на основе развития индивидуальных творческих способностей по интересам, эстетического вкуса, духовно-нравственной направленности

Условия решения поставленных задач

Создание в детском доме системы дополнительного образования, обеспечивающей развитие индивидуальных творческих особенностей воспитанников по направлениям:

1. Разработать программу диагностики воспитанников с целью сбора информации об их ценностных ориентирах, творческих способностях

2. Вовлечь каждого воспитанника в работу кружков, студий по интересам

3. Разработать методику работы по созданию ситуации успеха воспитанников

Хореография и музыкальное направление.

1. Приобщение детей к художественному музыкальному творчеству

2. Обучение детей игре на инструментах

3. Коллективное музицирование

4. Создание концертных программ

5. Активное участие в концертной деятельности

6. Подготовка одарённых детей к учёбе в музыкальной школе

7. Воспитание через трудолюбие, взаимной ответственности, коллективизма, взаимовыручки и дружбы

8. Проведение индивидуальных, групповых хореографических и музыкальных занятий

9. Изучение нотной грамоты

Швейная мастерская «Белошвейка»

Работа с тканью и швейными машинами.

Практическое знакомство с различными народными промыслами. Приобщение детей к русскому народному творчеству.

а) плетение из соломки

б) работа с шерстью

Раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка

1. Создание музыкально-литературной гостиной

2. Развитие творческих способностей детей в стихотворении, создании сказок, прозаических произведений, участие в конкурсах и городских мероприятиях.

  1. Проведение тематических литературных праздников, викторин

Интерес к информатике и умение пользоваться персональным компьютером

Направление 4. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Цель: Обеспечение полноценного психофизического развития воспитанников.

Условия решения поставленных задач

Внедрение технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды в детском доме

1. Комплексное обследование детей, поступающих в детский дом

2. Мониторинг состояния здоровья воспитанников

3. Создание банка данных о состоянии здоровья детей

4. Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы воспитанников

6. Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил

Направление 5. Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников

Цель: Сопровождение развития социально-адаптированной личности воспитанника, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни

Условия решения поставленных задач

1. Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-психологического сопровождения развития детей-сирот

1. Повышение профессионального методического уровня педагогов через участие в курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, семинарах

2. Выработка и внедрение методических рекомендаций по медико-социально-психолого-педагогическому сопровождению

2. Выявление проблем адаптации воспитанника в детском доме (проблем общения, сформированности учебной адаптации, нарушение форм и правил поведения)

1. Диагностические исследования, анкетирование, наблюдение педагога-психолога, воспитателей, социального педагога, медицинских сотрудников

3. Выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений со сверстниками, воспитателями

1. Разработка и проведение системы эффективных психологических занятий с воспитанниками

4. Профилактика возможного неблагоприятного психического здоровья детей

1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности

2. Наблюдение и занятия с детьми врача-психиатра

3. Индивидуальная работа

5. Оказание своевременно-коррекционной развивающей помощи детям, имеющим проблемы и нарушения в психическом развитии, поведении

1. Консультирование, индивидуальные занятия

2. Проведение цикла тренинговых занятий по проблемам

6. Осуществление социально-правовой защиты несовершеннолетних воспитанников

1. Проведение цикла занятий с воспитанниками по правовым вопросам

2. Решение вопросов воспитанников в отношении приобретения статуса ребёнка-сироты, сохранения и получения жилья, оформления документов, паспортов, гражданства, получение алиментов, пенсий.

7. Проведение профориентационной работы, направленной на повышение уровня готовности к самостоятельной жизни

1. Анкетирование по теме «Профессия»

2. Проведение игр из цикла «Мир профессий»

3. Экскурсии на предприятия

4. Экскурсии на ярмарки вакансий

5. Индивидуальная работа

III. 1 Программа развития психолого-педагогической службы

Вся деятельность педагога – психолога ориентирована в основном на создание условий полноценного развития детей и подростков, и решение возникающих у них социально – психологических проблем.

Особое внимание при построении работы уделяется развитию психических функций: ощущению, восприятию, представлению, памяти, мышлению, речи, а также развитию произвольного внимания, эмоциональной сферы, регуляции социального поведения.

Активно используются разнообразные коррекционные технологии: арттерапия, пескотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, игротерапия, релаксация.

Главной целью деятельности является содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии. Системность работы обеспечивается, с одной стороны, рассмотрением в целом личности ребенка, а с другой стороны, выстраиванием в логике системного подхода методического инструментария, нацеленного на выявление всех сторон и качеств воспитанника, для того, чтобы помочь его развитию.

Психологическому изучению детей через диагностику, принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально – психологических особенностей. Для этого подобран и адаптируется целый ряд диагностических методик. С их помощью изучается актуальный уровень развития вновь прибывших детей, адаптационные возможности детей при переходе в среднее и старшее звено школы, профориентационные предпочтения подростков, уровень социализированности и нравственной воспитанности выпускников.

Основные формы работы:

— развивающая и психокоррекционная работа;

— психологическое просвещение и профилактика;

— организационно – методическая работа.

— обследование детей при поступлении в учреждение;

— обследование дошкольников на этапе определения маршрута обучения (при поступлении в школу);

— обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;

— обследование детей на этапе окончания начальной школы;

— обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;

— обследование подростков в период возрастного кризиса;

— обследование старшеклассников для выявления профессиональной направленности, профессиональной готовности;

— обследование детей «группы риска»;

— диагностика по запросам воспитателей.

— групповые и индивидуальные консультации по тогам психологического обследования;

— индивидуальные консультации по запросам педагогов и воспитателей.

Психологическое просвещение и профилактика ведется с воспитанниками и воспитателями.

Работа с педагогами направлена на формирование у них потребности в получении и использовании психологических знаний о психологическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности, формирование установки ответственности и сотрудничества педагогов по отношению к проблемам обучения и развития ребенка.

Работа с воспитанниками ориентирована на создании условий для активного присвоения и использования социально – психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития, обучения навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, пропаганда здорового образа жизни.

III. 2 Программа учебно — воспитательного процесса в детском доме.

Программа учебно — воспитательного процесса в детском доме включает следующие направления:

— Формирование духовно-богатой нравственной личности;

— Воспитание патриота и гражданина;

— Развитие опыта ученического самоуправления;

— Повышение профессионального мастерства педагогов.

В результате реализации направления социальной адаптации воспитанников ожидаются следующие результаты:

Умение создавать свой неповторимый женский облик; вести себя в обществе соответственно своему женскому статусу; быть заботливыми, терпеливыми, находить мирные пути и соглашения в ссорах, не грубить.

Умение создавать мужской облик; вести себя в обществе соответственно мужскому статусу, формировать такие мужские качества как эмоциональная устойчивость, твёрдость, решительность, мужская ответственность, достоинство.

Умение устанавливать правильные взаимоотношения с представителями мужского пола; умения и навыки в области кулинарии, рукоделия; ведение домашнего хозяйства.

Половое воспитание; домоводство, рукоделие

Умение устанавливать правильные взаимоотношения с представителями женского пола; умения и навыки в области руководства домашним хозяйством.

Половое воспитание; столярные, плотницкие работы, строительство

Желание и умение вести здоровый образ жизни; отказ от вредных привычек; психологическая устойчивость; гигиенические навыки; заботливое, «материнское» отношение к младшим.

Физическое и психологическое оздоровление, в том числе обеспечение репродуктивного здоровья; организация разновозрастного общения

Желание и умение вести здоровый образ жизни; отказ от вредных привычек; психологическая устойчивость; гигиенические навыки; заботливое, отношение к младшим.

Физическое и психологическое оздоровление; организация разновозрастного общения; внимательное, чуткое отношение ко всем членам семьи

Чувство ответственности, долга по отношению к старшему поколению, доброжелательность к людям пожилого возраста, желание помогать им

Благотворительная шефская деятельность

Осознание, объективная оценка своих способностей, возможностей; способность конкуренции в условиях рынка; наличие собственной жизненной позиции, идейная убеждённость; навыки самопрезентации.

Гражданское воспитание и профессиональная ориентация

III. 2. 1 Программа работы воспитателей дошкольного блока в учебно-воспитательном процессе детского дома.

Особенности работы воспитателя детского дома, отличающие его от воспитателя детского дошкольного образовательного учреждения, состоят в следующем:

  • В разновозрастных группах детского дома проживают (круглосуточно!) дети как дошкольного возраста, так и школьники;
  • Среди дошкольников одной группы есть дети разного возраста (от 3 до 7 лет) и различного уровня исходной подготовки;

Занятия с дошкольниками по коррекционно-развивающему обучению проводятся педагогом-психологом, учителем-логопедом и воспитателем в первой половине дня. Учебный план занятий с дошкольниками для воспитателей составлен следующим образом:

Количество часов в неделю

Изобразительная деятельность (рисование)

Ознакомление с художественной литературой

1 час в 2 недели

1 час в 2 недели

III. 2. 2 Реализация повышения профессиональной компетенции воспитателей детского дома

Критерии оценки профессиональной компетентности воспитателя детского дома

Реализация воспитателем требований Стандартов

Воспитатель владеет разнообразными современными методиками и технологиями, в том числе с ИКТ

Воспитатель целенаправленно выбирает и/или конструирует методики и формы воспитательной работы от особенностей контингента детей

Воспитатель обеспечивает учебно-воспитательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими каждого воспитанника

Воспитатель успешно реализует разнообразные формы и виды внеурочной деятельности, в том числе, проектной, экскурсионной и т.д.

Воспитатель владеет системой знаний об уровне развития личных внутренних ресурсов успеха своих воспитанников, использует эти знания при обсуждении их успехов и неудач

Воспитатель владеет способами педагогического анализа уровня развития внутренних ресурсов успеха воспитанников

Воспитатель успешно реализует навык выбора или конструирования заданий, целенаправленно развивающих конкретные внутренние ресурсы учащихся (память, внимание, модальность, мотивацию, и т.д.)

Воспитатель успешно реализует индивидуализированные программы развития воспитанников на основе психолого-педагогического анализа

Воспитатель реализует требования здоровьесбережения в соблюдении режима дня и в организации занятий (содержание, структура)

Воспитатель реализует требования здоровьесбережения в оснащении и оборудовании группового помещения (сан-гиг. условия, правила по технике безопасности и т.д.)

Воспитатель реализует знания о здоровье своих учащихся в реальном учебно-воспитательном процессе (данные о детях от врача, психолога, рекомендации ПМПк)

В общении с воспитанниками воспитатель использует доброжелательный стиль общения

На занятиях воспитатель реализует все формы общения, обучает этим формам учащихся.

Воспитатель успешно реализует социальную роль посредника в ситуациях конфликта в детском коллективе

Воспитатель владеет разнообразными приемами педагогического общения, приемами поощрения и порицания, добивается педагогически значимого результата, используя общение без насилия

Воспитатель работает в команде, выполняя различные роли – лидера и исполнителя, профессиональное общение с коллегами выстраивает на основе толерантности и конструктивности

Воспитатель успешно выделяет и анализирует цели и результаты каждого занятия, темы, курса, корректируя их при необходимости от задач ОУ и особенностей контингента детей

Воспитатель умеет проанализировать качество организационных условий и ресурсов занятия, темы, курса и корректировать это качество по результатам анализа

Воспитатель управляет организацией учебной деятельности воспитанников «от результатов», обучает воспитанников планированию учебной деятельности

Воспитатель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от целей, ресурсов и режима обучения, от особенностей детей

III. 3. Перспективы развития работы учителя-логопеда

4.3 Перспективы развития работы учителя-логопеда

Логопедическая работа проводится регулярно, как с дошкольниками, так и со школьниками, в течении всего учебного года, согласно утвержденного администрацией расписания, перспективного и ежедневного планирования логопеда, в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Занятия проводятся ежедневно в первой и второй половинах дня.

Основные задачи обучающей и коррекционной работы:

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие силы голоса и темпа речи;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • формирование правильного звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического восприятия;
  • развитие умений говорения и слушания (4-5-6 лет), говорения, слушания и чтения(7лет);
  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  • обогащение активного, пассивного, потенциального словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи;
  • развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
  • работа над предупреждением и устранением дисграфий и дислексий.
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
    • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
    • развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно.

Решение этих задач осуществляется как на фронтальных занятиях так и на индивидуальных.

Методическая работа учителя-логопеда:

  • диагностическое обследование устной и письменной речи детей (1-15 сентября);
  • комплектование групп и подгрупп, составление расписания занятий на I и II полугодие;
  • составление перспективного плана на учебный год (план ежедневных занятий);
  • итоговое диагностическое обследование устной речи детей, посещавших логопедические занятия с целью выявления динамики, произошедшей за год (15-31 мая);
  • консультативная работа (консультации воспитателей и других специалистов)
  • посещение курсов повышения квалификации
  • выступления на педсоветах и методических объединениях (в течение года);
  • посещения открытых логопедических занятий в других дошкольных учреждениях;
  • проведение мероприятий по улучшению оснащённости логопедического кабинета учебно-методическим материалом;
  • работа по самообразованию над проблемой «Формирование фонематических процессов у дошкольников, как одно из условий успешного обучения детей в школе».

III. 4. Программа развития социальной службы.

Проблема социальной адаптации довольно часто остро встает для многих выпускников массовой школы, но для воспитанников детских домов эта проблема является ключевой. Во многом успешность социальной адаптации зависит от профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.

Будущее (ближнее или дальнее), наполненное смыслом, всегда отражается и в наличии целей, и в наличии намерений реализации этих целей. Выпускник, заинтересованный в получении профессионального образования и последующем трудоустройстве, осознающий его важность для себя, уже в настоящем будет стремиться предпринимать меры, которые позволят достигнуть желаемого будущего. Такое качество личности связано с её зрелостью, и, к сожалению, не является отличительным качеством каждого выпускника.

Как правило, дети подросткового возраста, не задумываются серьёзно о своём будущем вне детского дома. Жизнь в детском доме воспринимается ребёнком как весьма однообразная, когда каждый очередной год похож на все предыдущие. Есть ли ему смысл задумываться над тем, что и так определено и не внесет существенных преобразований в его жизнь. Кроме того, ребенку практически не приходится принимать самостоятельных решений, он не подготовлен решать для себя проблему выбора.

Таким образом, отношение к будущему подростков, живущих в Детском доме, имеет лишь малую часть общего с позицией зрелой личности. Ребята выпускных классов своё будущее чаще видят или иллюзорно прекрасным, или неизбежно негативным. В первом случае будущее рассматривается как красивая мечта или как факт, который рано или поздно наступит, причём неизвестно, откуда его ждать и что нужно делать для его наступления. Если формируется в представлениях подростка какой-либо ориентировочный план, то очень поверхностный, ни к чему не обязывающий. Во втором случае, выпускник ориентирован на положение брошенного, сироты, и единственное, на что он может рассчитывать, так это на помощь государства, которое поможет распределиться в училище или трудоустроиться, даст жилье и т.д., и т.п. Любой из описанных вариантов не подчёркивает необходимости стремиться к чему-либо, не воспитывает целеустремлённости, а лишь формализует реальность, замыкая её саму в себе.

Результаты работы с воспитанниками 8 и 9 классов, свидетельствуют о качественном своеобразии профессиональной направленности в каждой возрастной группе:

  • учащиеся 8-х классов при выборе профессии в основном опираются на интерес к выбираемой профессии, но их познавательные интересы, как правило, эпизодические, то есть возникают в определённой ситуации, например, под воздействием значимого человека или беседы с ним, но они почти всегда угасают, когда воспитанник получил сведения, удовлетворившие его эпизодический интерес;
  • у учащихся 9-х классов большую значимость приобретает желание быстрее стать самостоятельными, поэтому большинство воспитанников продолжает учиться в учреждениях начального профессионального образования, но довольно смутно представляет дальнейшую трудовую деятельность и, как правило, не связывает её с устройством всей жизни и положением в обществе.

Другой проблемой, наряду с определением целей будущего, является практическое достижение этих целей. Ведь мало научиться смотреть реально и позитивно на своё будущее и на себя в нём. Нужно ещё научиться активному стремлению, научиться организовывать это будущее, делать его достижение систематичным, минимально зависящим от реактивных желаний и настроений.

Многие подростки хотели бы научиться определять своё будущее, сделать его угодным своим желаниям и планам и, прежде всего, изменить себя в этом будущем. В общении ребята часто выказывают желание стать более успешными в делах, более систематичными, организованными, целенаправленными, произвольными, волевыми. К сожалению, все перечисленное ребятами относится к сфере «желаемого». Желание заняться саморазвитием и самовоспитанием в статус действенного намерения у воспитанников Детского дома зачастую не переходит.

Поэтому социальная служба детского дома выделила для себя три приоритетных направления работы с воспитанниками:

  • Создание условий и мотивации для формирования личного профессионального плана воспитанника Детского дома;
  • Социально-правовое ориентирование воспитанников и выпускников;
  • Консультативная и практическая помощь в вопросах трудоустройства и жилья выпускников детского дома.

Содержание деятельности социальной службы.

  1. Создание банка данных (сведения о воспитанниках)
  2. Прием детей в учреждение.
  3. Перевод детей в другие интернаты.
  4. Прописка и выписка воспитанников.
  5. Оформление паспортов, получение ИНН.
  6. Контроль получения Разрешения на посещение и отпуск детей.
  7. Ревизия личных дел воспитанников (сбор необходимых документов)
  8. Оформление пенсий, алиментов, контроль над выплатой.
  9. Контроль финансовых средств на личных счетах детей.
  10. 10. Лишение родительских прав.
  11. 11. Розыск родителей.
  12. 12. Приватизация жилья, оформление наследственных дел.

13. Прописка и выписка детей.

14. Контроль жилищно-бытовых условий воспитанников совместно с Муниципалитетами.

15. Оформление паспортов, получение ИНН.

16. Подготовка документов на обеспечение воспитанников жилой площадью.

  1. Профориентация.
    1. Контроль постановки на воинский учет.
      1. Обследование жилья выпускников.
      2. Контроль устройства и оформления документов на вновь предоставленную жилую площадь выпускникам д/д.
      3. Подготовка документов воспитанников для поступления в в учебные заведения.
      4. Прописка и вселение выпускников.
        1. Передача документов в учебные заведения.

III. 5 Программа развития системы дополнительного образования.

Ведущим и основополагающим принципом организации современного образовательного процесса является ориентация на максимально полное раскрытие индивидуальности каждого ребёнка. Задача педагога в этой связи помочь личности ребёнка развиться и обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Дети, воспитывающиеся в условиях отсутствия родительской опеки, оказываются наиболее уязвимыми перед трудностями самостоятельной жизни. Потому воспитатели создают условия для самореализации личности ребёнка, её самоопределения.

  • включает в себя обучение и воспитание детей, готовящее их к будущей самостоятельной жизни вне родительской опеки и помощи близких людей
  • является мощным стимулом духовного, физического, интеллектуального развития для наших особенных детей;
  • является инструментом коррекционно-психологического воздействия на воспитанников образовательного учреждения.

Воспитатели детского дома постоянно работают над развитием положительной мотивации воспитанника, стараются в каждом ребёнке увидеть одарённость, чтобы в нужный момент дать ему возможность самореализоваться и самоутвердиться, искренне радуются каждому его успеху.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

швейная мастерская «Белошвейка»

Воспитатель Дедерева О.С.

Главными принципами работы являются: добровольность, самостоятельность, интерес и творчество.

Программа комплексная. Направленность: социально-педагогическая, бытовая, с элементами декоративно-прикладного творчества.

Данная программа предполагает, что ребёнок, лишённый семейного попечения, должен сформировать с помощью педагога личностные качества, такие как: самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, социальную компетентность. Также уточнить жизненные перспективы; овладеть бытовыми знаниями и навыками; развить творческую индивидуальность в освоении некоторых видов декоративно-прикладного творчества.

Программа состоит из 2-х блоков:

1. Работа с тканью и швейными машинами.

2. Декоративно-прикладное творчество (работа с тканью).

Возраст детей, посещающих швейную мастерскую, от 7 лет до 18 лет. Они разделены на группы.

Формы подведения итогов по полученным знаниям, умениям и навыкам разнообразные. Это – конкурсы, выставки, тематические праздники, экскурсии, мастер классы и т.д.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (ИЗОСТУДИЯ)

Воспитатели Ковалышина О.В., Дедерева О.С., Епанешникова Л.А.

Содержание данной программы предполагает обучение детей изобразительному искусству, лепке, аппликации, созданию объёмных сюжетных картин из шерсти, пластилина, а также практическое знакомство с различными народными промыслами (Дымковская игрушка, Хохломская и Городецкая роспись), плетение из соломки.

Цель программы – обучая воспитанников изобразительному искусству с акцентом на русские народные промыслы, создавать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его гражданско-нравственных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры.

Возраст обучающихся воспитанников – от 5 до 18 лет.

Навыки работы с материалами и инструментами. Техника безопасности.

Элементы живописи, лепки, аппликации, объемных картин.

Предметное и сюжетное рисование, лепка, аппликация, роспись.

Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темпы развития специальных умений и навыков, степень продвижения по образовательному маршруту, уровень самостоятельности.

Тематика занятий строится с учётом интересов воспитанников, возможностей их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений. Занятия проводятся в форме бесед, практических занятий, консультаций, экскурсий, особое внимание уделяется индивидуальной форме обучения.

Итогом усвоения воспитанниками знаний и умений по разделам программы является участие в соревнованиях внутри Детского дома и выставках окружного, регионального и городского масштаба.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Воспитатель Савицкая И.Г.

Трудно себе представить современного человека, не владеющего навыками работы с компьютером, не составляют исключение и социально незащищенные дети. «Компьютерная грамотность» помимо решения образовательных и воспитательных задач призвана организовать досуг воспитанников. Очевидная польза занятий в компьютерном классе заключается в развитии интеллекта, логики, творческих способностей и, конечно, в подготовке к самостоятельной жизни в социуме. Интерес к информатике и умение пользоваться персональным компьютером поможет подросткам выбрать нужную и перспективную профессию.

Цель программы: Создать условия для развития творческих способностей воспитанников посредством обучения простейшим навыкам работы на компьютере; расширить представление воспитанников о персональном компьютере и его возможностях.

Основным образовательным результатом обучения является получение и развитие элементарных навыков работы на ПК, усвоение знаний простейших информационных технологий.

Возрастная группа — от 12 до 18 лет.

Занятия проходят в компьютерном классе на персональных компьютерах. Организация и проведение учебного, творческого и воспитательного процессов строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В ходе освоения программы учитываются способность каждого ребёнка, его умение воспринимать содержание программы, темп развития умений и навыков, уровень самостоятельности.

В результате обучения по данной программе учащиеся научатся использовать персональный компьютер не только для игры, но для выполнения простейших практических задач, используя средства и возможности текстового редактора Word, редактора электронных таблиц Excell, графического редактора Paint; научатся работать в среде Windows, т.е. научатся работать на ПК на уровне пользователя.

III. 6 Программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Стимулирование здорового образа жизни воспитанников как основа организации воспитательного процесса.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническая развития личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им долгого и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Здоровье – это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Признаками здоровья являются:

  1. Устойчивость к действию повреждающих факторов;
  2. Показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;
  3. Функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;
  4. Наличие резервных возможностей организма;
  5. Отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;
  6. Высокий уровень морально волевых и ценностно-мотивационных установок.

Формами риска для здоровья являются: избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголя, курение, наркомания и др.

Приоритетными направлениями в воспитательной работе являются:

1.Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Воспитанники с удовольствием занимаются самыми различными видами спорта, так как в детском доме созданы все условия для этого. Ребята часто участвуют в соревнованиях различного уровня и становятся призерами в беге, лыжном спорте, спортивных играх, и др. Закаливание проводится под контролем медиков в виде пробежек на свежем воздухе, а также в виде купания в открытых водоемах (море) и солнечных ванн во время летних каникул.

  1. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

Цель – создать условия для развития из каждого ребенка социально активной личности, стремящейся вести здоровый образ жизни. Помочь детям осознать возможность физического и духовного самосовершенствования, мотивировать стремление к здоровью в самом широком смысле этого слова. Отрабатывать навыки, позволяющие следить за своим здоровьем и здоровьем окружающих, оказывать первую доврачебную помощь в экстренных ситуациях. Воспитать всесторонне развитых людей с активно отрицательной позицией в отношении вредных привычек. Формировать социальную потребность жить и быть здоровым, учим воспитанников правильно формировать и поддерживать осанку, правильно следить за зрением и слухом, не допускать плоскостопия, измерять температуру тела и давление, правильно одеваться, чтобы не простудиться или не перегреться, а также многому другому. Всё это даёт положительный результат и формирует у воспитанников культуру здоровья.

Здесь очень важным является личный пример педагога, который сам должен в процессе общения с воспитанниками являть собой человека, заботящегося о своем здоровье, не имеющего вредных привычек и ведущего здоровый образ жизни. Важным разделом данной работы является проведение тематических воспитательских часов, таких как «Здоровый образ жизни – это модно», «Зависимость – это что?», «Как бросить курить», «О наркотиках с разных сторон», «Заболевания, передаваемые половым путем», «Что такое ВИЧ и СПИД?» и пр. В результате обсуждения данных тем воспитанники оформляли стенгазеты, рисовали плакаты, которые после размещения в коридорах детского дома ещё долго напоминали им усвоенный материал.

Таким образом, воспитанники понимают, что необходимо вести активный образ жизни, проводить закаливание, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Важную роль в воспитании здорового образа жизни играет личный пример педагога. Систематически проводятся воспитательские часы, посвященные сохранению и укреплению здоровья, воспитанию привычки к здоровому образу жизни.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Он не вправе перекладывать ее на окружающих. Отказ от вредных привычек, и прежде всего отказ от курения как самый часто встречающейся пагубной привычки – это еще один важный шаг на пути к собственному здоровью. От курения стоит отказаться хотя бы потому, что оно наносит вред вашим детям и самым близким. Какой бы совершенной не была медицина, она не может, избавить от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Этому мы и учим наших воспитанников.

III. 7 Занятия по общей физической подготовке.

Занятия ОФП являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания воспитанников, достижения ими всестороннего развития, приобретения желания заниматься физкультурой и спортом.

Программа составлена на основе материала, который учащиеся изучают на уроках физической культуры и адаптирована для детей, имеющих исходно низкий уровень физической подготовки.

Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, после предварительного их изучения (беседа, медицинский осмотр, результаты контрольных упражнений).

Медицинский персонал следит за самочувствием детей, он обязан вовремя замечать признаки переутомления и предупреждать перенапряжение.

Принципы организации физкультурных занятий:

  • Каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из различных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры и т.д.);
  • Все упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия;
  • Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей:

— подготовительная – упражнения на внимание, упражнения на осанку, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения;

— основная часть — упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, атлетической гимнастики, подвижные и спортивные игры, плавание;

— заключительная – ходьба, бег в медленном темпе, спокойные игры, упражнения на дыхание.

Положительным результатом дальнейшего проведения программы развития здоровье-сберегающих технологий будут считаться:

1.Укрепление здоровья воспитанников, улучшение показателей физического развития, снижение заболеваемости.

2.Успешное участие воспитанников Детского дома № 29 в соревнованиях окружного, городского масштаба.

3.Успешная социализация выпускников Детского дома, ведущих здоровый образ жизни, физически развитых, уверенных в своих силах.

IV. Основные мероприятия

для реализации Программы развития

детского дома № 29

  1. 1.Организация воспитательно-образовательного процесса
  • сформировать дидактическую модель педагогического процесса, обеспечивающего интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности, её креативных способностей;
  • создать воспитательную систему, ориентированную на формирование ЗОЖ у воспитанников, механизмов самоуправления и саморазвития, совершенствование личностных возможностей, приобщения к социокультурным и образовательным ценностям, поднятия уровня социальной ориентации.
  • Развитие вариативности и гибкости образовательных программ дополнительного образования и программы воспитания, реализуемых в детском доме;
  • Формирование учебно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
  • Развитие творческой деятельности педагогов и воспитанников;
  • Развитие внеучебной деятельности и воспитательной среды, обеспечивающих создание воспитательной системы;
  • Формирование модели выпускника детского дома;
  • Формирование у воспитанников навыков социальной адаптации.
Оцените статью