- Проект» Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир») проект по литературе (10 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (ЕГЭ обществознание)
- Классный час на тему «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» классный час на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Проект» Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»)
проект по литературе (10 класс)
Проект разработан учащимися 10-го класса при изучении темы » Мысль семейная в романе — эпопее » Война и мир» Л.Н. Толстого». При чтении романа учащиеся учатся самостоятельно находить материал по теме, систематизировать его и определяют » толстовское » понимание семьи . Воспитательная цель проекта: воспитать устойчивые морально-этические нормы взаимоотношений в семье ; укрепить престиж семьи ; формировать ценностную систему нравственных ориентиров и идеалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schastliv_tot_voyna_i_mir.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( по роману — эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Авторы: учащиеся Х класса Цели: На примере семей Ростовых и Болконских по роману «Война и мир» понять, что семья- носитель и хранитель духовности. Создать модель своей будущей семьи.
Задачи: 1. Прочитать роман-эпопею Л.Н.Толстого « Война и мир» 2. Проследить развитие мысли семейной на примере анализа описаний семейств Ростовых, Болконских, Курагиных. 3. Собирать нужный материал ( из романа, критических статей) 4. Сделать анализ материала, обобщение, выводы о семьях из романа. Показать различие в отношении Л.Толстого к этим семьям, в воплощении его идеала семьи в образах любимых героев. 5. Создать свою модель счастливой семьи.
Обоснование проекта: «Люди как реки: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад». (Л.Н. Толстой ) Л.Н. Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью — с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре внимания два семейства: Ростовы и Болконские.
Семья Ростовых- толстовский идеал патриархальной семьи Простота Радушие Сердечность Взаимная любовь в семье Благородство Близость к народу Естественность Хлебосольство Эмоциональный, полный искренних чувств образ жизни – «ум сердца». Артистичные натуры.
Граф и графиня Ростовы Добрые и простодушные люди, рады всем, кто приходит в их дом. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. В их доме атмосфера радушия, любви, культ детей. Даже дворовые люди ощущают себя с хозяевами единой семьей.
Николай Ростов «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Служит в гусарском Павловском полку. Служебные взаимоотношения выстраивает при помощи трех составляющих: честь, достоинство и верность присяге. Николая не отличает глубина ума, автор называет его «простодушным». И на самом деле перед нами простая душа, честная и порядочная.
Наташа Ростова Наташа Ростова воплощает саму полноту жизни с ее беспрерывным движением, с ее крайностями. «Она не удостаивает быть умной», потому что живет сердцем. Тернистый путь ошибок и страданий вознаграждаются семейным счастьем героини в финале романа. Наташа близка к народу, живет его чувствами. Она воплощает русский национальный характер, который и определяет ее сущность.
Соня Она неродная дочь в семье, но ей здесь очень уютно. Ее в семье так же трепетно и нежно любят в семье, как и других детей.
Петя Ростов Младший сын Ростовых, всеобщий любимец. Добрый, честный, по-детски наивный. Охваченный сильным патриотическим чувством добровольно уходит в действующую армию и погибает в бою с французами.
Семья Болконских- толстовский идеал аристократической семьи. Замкнутый характер жизни. Неприятие праздности и пустословия «высшего общества». В центре внимания – духовное развитие личности. Рассудочный образ жизни – «ум ума». Определяющим является понятие чести. Сдержанность и гордость. За внешней холодностью отношений скрывается глубокое, искреннее чувство любви.
Незаурядная личность старшего князя Болконского – прототип прадеда Толстого Гордится происхождением от Рюрика , но не признает Бога. Аристократ, соблюдает неукоснительный порядок во всем. Постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается дочерью. Много лет безвыездно находится в деревне, но в подробностях знает все военные и политические события. Считает, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум». Всегда педантично следует своим убеждениям. Зорко, «насквозь», видит людей.
Марья Болконская Внешняя некрасивость героини и ее лучистые глаза. Ум и образованность. Способность к самопожертвованию. Любовь к ближнему. Патриотизм. Семейное счастье с Николаем Ростовым как награда.
Князь Андрей От отца, участника походов Суворова, ему передалось чувство патриотизма и желание приносить пользу людям. Его мечта – совершить подвиг во имя Родины. Во время войны 1812 года воюет на передовой.
Николенька Сына князя Андрея мы видим в эпилоге маленьким мальчиком. Он уже внимательно слушает Пьера. В нем происходит какая-то сложная работа чувств и мыслей.
Быть с русским народом в грозные годы и отдать за него жизнь– в этом видят свое назначение семьи Ростовых и Болконских
Толстовский идеал настоящей семьи воплотили в жизни любимые герои автора.
Два семейства, Болконские и Ростовы , являют нам жизнь, руководимую нравственными законами, где главенствует долг, достоинство, умение сострадать. Двум этим семьям противопоставляется в романе семья Курагиных. Вывод
Семья Курагиных – воплощение безнравственности Эгоизм и тщеславная самоуверенность. Отсутствие всяческих моральных принципов и нравственных традиций. Отсутствие семейного благополучия и бездетность Элен как наказание. В этой семье отсутствуют душевные связи, в ней живут люди родные только по крови. Члены этой семьи оказываются способными только к разрушению: Анатоль стал причиной разрыва Наташи и Андрея, Элен едва не разбила жизнь Пьера. Семья органично вписывается в общество завсегдатаев салона А.П.Шерер с его интригами, искусственностью и лжепатриотизмом .
Князь Василий Глава семьи – светский лев, расчетливый, холодный проходимец. Фальшивость, неестественность, алчность – основные его черты. Деньги и положение в обществе являются главными в его жизни. Ради денег готов совершить самые низкие поступки, даже преступления. Фактически продает свою дочь, выдавая ее замуж за Пьера Безухова. Признается, что он лишен «родительской любви» и что дети – «обуза его существования».
Анатоль Кутила и игрок. Князь Василий называет его «беспокойным дураком ». Причинил много горя Болконским и Ростовым. В нем заложено животное безнравственное начало. Будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Безнравственность и низость проявляются в отношении к Наташе, в истории сватовства к княжне Марье Болконской.
Элен Светская красавица, символ блеска, но и пустоты светской жизни. Женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе на любую безнравственность и интригу. Холодное великолепие, мраморные плечи и неизменяющаяся улыбка делают ее похожей на бездушную статую.
Ипполит Второй сын князя Василия – «покойный дурак ». Поражает внешним сходством с сестрой-красавицей, но при том поразительно дурен собой (его красота имеет другую сторону – безобразную). Связь с другими членами семьи только внешними отношениями, душевной близости у них нет.
Вывод В своем романе «Война и мир» Толстой показал нам семьи идеальные (Болконские и Ростовы ) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеал – это семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье — в семье.
Опрос «Осознанное родительство » Участвовало: 14 старшеклассников 1) Считаете ли вы, что быть родителем почетно? 2)Согласны ли вы с тем, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя? 3)Нужно ли готовить себя к исполнению родительского долга? 4)С какого возраста, по-вашему, стоит готовить себя к достойному исполнению роли отца, роли матери? 5)Где вы чаще всего черпаете знания на заданную тему? 6)Беседуете ли вы на тему: взаимоотношения полов, материнства, отцовства, воспитания ( нужное подчеркнуть) 1) Да- 100%; нет- 0%; затрудняюсь ответить- 0% 2) Да- 96%; нет- 0%; затрудняюсь ответить- 4% 3)Да- 84%; нет- 10%; затрудняюсь ответить-6% 4)С детства- 56%; с подросткового возраста -12%; когда решили создать семью -23%; когда станешь родителем -9% 5)В книгах- 22%; в газетах -0%; от друзей-14%; от родителей- 64% 6) Да: с мамой -19%, с папой – 7%, с друзьями -38%, с родственниками- 10% Нет: 26%
Модель моей будущей семьи Счастье Благополучие Ласка Тепло Дети Понимание между родителями и детьми Счастливая семья Любовь Забота Взаимоуважение Ответственность Мир
Выводы: «Мысль семейная» занимает в романе очень важное место. Счастливая семья — это награда за праведную жизнь. Своих любимых героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни. 3. Семья- носитель и хранитель духовности. 4. Крепость государства определяется крепостью семьи.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (ЕГЭ обществознание)
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» — данное высказывание принадлежит великому писателю Льву Толстому.
Дом — это место где человека всегда поймут и поддержат, место где царит атмосфера тепла и уюта и каждый чувствует себя счастливым. Автор поднимает проблему влияния нахождения дома на моральное состояние человека. Ведь дома человек забывает о заботах, хочется просто отдыхать и созерцать этот мир. Однако есть и обратная сторона медали, существуют такие люди, которым тяжело находиться дома, у них нет связи со своими домочадцами, нахождение дома их угнетает, а если в семье есть проблемы, в такой ситуации сложно оставаться счастливым.
Я согласна с мнением автора, ведь дом чаще всего ассоциируется с семьей, с самыми близкими людьми. Семья — это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Одной из функций семьи является эмоциональная функция, в которую входит взаимное обогащение интересов и психологическая помощь в рамках группы. Дома не нужно притворяться, не нужно пытаться быть тем, кем ты не являешься, а как можно быть несчастным, когда тебя эмоционально поддерживают и не дают унывать.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Но эмоциональная функция не всегда работает в положительном русле, члены семьи могут омрачать жизнь друг друга или оказывать психологическое давление.
Для подтверждения данной мысли приведу пример из произведения Островского «Гроза». Катерина, живя со своим мужем не была счастлива, ведь всё о чем думали её домочадцы это о собственной выгоде. Они не обращали внимания на мнение Катерины, ведь всё должно было быть как они захотят. Катерина из за проблем дома не находит истинного счастья и заканчивает жизнь самоубийством.
Так же, хотелось бы сказать о случае, произошедшем в Нью–Йорке в 2009 году. Две девочки жили со своими биологическими родителями, дома их часто избивали и всячески издевались над ними. Дети чувствовали себя подавленно и несчастно всё время, они не получали поддержки от родителей. Однако, соседи заметили, что что-то не так и позвонили в органы опеки. Девочек усыновила новая семья, которая очень хотела детей. Приемные родители прекрасно обращались со своими дочками, часто разговаривали с ними, учитывали их мнение во всём. Постепенно, дети стали более разговорчивыми, а вскоре счастье начало переполнять их, ведь теперь их домом стало то место, в которое хочется вернуться.
Таким образом, счастье в душе человека зависит от взаимоотношений в семье и духовной атмосферы дома.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id113370
Классный час на тему «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
классный час на тему
Классный час (план-конспект + презентация) на тему: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 18.8 КБ |
Презентация к занятию | 484.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Подготовила учитель 1 кв.категории Бурамбаева А.С.
Цель: формировать положительное отношение к членам семьи, воспитывать заботливое отношение к ним, чувство доверия и сплочённости и защищённости.
1.Рассказ о мальчике
Давным — давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один, никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
— Куда ты идешь? — спросил старик
— Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
— Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, — предложил старик.
.Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
— Послушай! — сказал старик. — Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
Ведущий (слайд) Очень трудно жить на свете одному.
Вместе с мамой жить и папой
Хочется всегда ребятам.
— У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?
— ( Мама, папа, бабушка, дедушка)
— Назовите их одним словом (Семья)
— Что у нас получилось? ( солнышко)
— Пусть и в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.
— Сегодня мы будем говорить о семье .
Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье — кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? В семье все чем-то похожи друг на друга: ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр.
Но вы сегодня — не просто зрители.
Все вы мои — помощники.
Вместе мы будем искать ответ на один вопрос:
(слайд ) Как вы понимаете выражение: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома?
(Слайд )Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?
— Зачем человеку семья?
— Кем бы вы могли гордиться в вашей семье?
( слайд) Три правила дружной семьи.
1. Уважай и люби старших.
2. Позаботься о младших.
3. Помни, ты в семье помощник .
5. Отгадаем загадки про семью
Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа.)
Самый младший член семьи. (Ребёнок)
Кто из вашей семьи ходит в 3 класс? (Я.)
Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка.)
Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой. (День рождения.)
7. Игра «Золотая рыбка» (СЛАЙД)
В каждой семье есть традиция – делать родным и близким приятные сюрпризы. Давайте попробуем сделать вашим родным сюрприз. Представьте себе, что к нам приплыла сказочная золотая рыбка. Попросите её сделать что-нибудь доброе и приятное для своих мамы, папы, братьев и сестёр.
8. «Доброе сердечко» (СЛАЙД)
Представьте, что это ваши сердечки. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь подумайте — кого вы впустили в него, не забудьте про себя.
— Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
— Можно сказать, что наш класс это тоже семья? Почему?
(Слайд) Продолжи предложения
— Вот и подходит к завершению наша встреча. Надеюсь, что каждый из вас сегодня будет всегда помнить о том, что семья — это самое главное в жизни человека. Ее надо беречь, дорожить ее традициями и обычаями, любить своих родителей, уважать старших.
(СЛАЙД) «Счастлив тот …. кто счастлив у себя дома»
— Пусть в семьях присутствующих всегда сияет солнышко мира и добра.