- Наша деятельность
- Проблема, которую мы решаем
- Наша методика
- Дальнейшие шаги
- Наша деятельность
- Проблема, которую мы решаем
- Наша методика
- Дальнейшие шаги
- «Проблема социализации детей в условиях детского дома» статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша деятельность
Проект «Полдень» был задуман в 2010 году, чтобы помочь разрешению социальных проблем воспитанников детских домов.
Детские дома не могут подготовить ребенка к самостоятельной жизни.Сегодня в большинстве детских домов как-то решена проблема питания и комфорта детей. Чего детский дом не может дать, так это опыта самостоятельной жизни. У детей нет примера родителей, они не готовы действовать самостоятельно, часто не верят в себя, не умеют работать и любить работу. Это приводит к тому, что после детского дома жизнь у них не слишком счастливая.
Проблема, которую мы решаем
Выпускники детских домов почти повсеместно выходят во взрослую жизнь без социальных и трудовых навыков, с недостаточно ясно сформированной системой ценностей, без навыков планирования и организации даже простейшей деятельности.
Существующие формы работы с детьми-сиротами не позволяют полностью решить эту проблему.
Наш метод разрабатывается специально для ее решения, чтобы помочь развитию навыков, компетенций и ценностной ориентации, которые необходимы для успешной социализации.
Мы работаем не только с детскими домами: модули тестировались в обычных школах, учебных центрах, центрах социальной адаптации неблагополучной молодежи, что позволило нам улучшить и скорректировать нашу программу.
- быть самостоятельными,
- общаться и убеждать,
- понимать, что им нравится делать, и любить свою будущую работу,
ставить и достигать целей шаг за шагом — и понимать, что эти цели могут быть большими
Мы верим, что это большое и нужное дело.
Наша методика
Программа состоит из цикла интерактивных обучающих модулей, которые помогают детям научиться ставить и решать задачи, принимать решения, общаться и работать в команде.
Мы используем метод сюжетно-ролевых игр, который был разработан в Центре интерактивных образовательных технологий (ЦИОТ) МГУ им. Ломоносова и активно применяется при обучении студентов университета в ситуационных деловых играх.
Основной особенностью ролевой игры как метода является то, что детям дается возможность самостоятельно принять участие в специально конструируемой сложной ситуации и, тем самым, получить опыт, обнаружить свое незнание или достигнуть понимания. Ролевая игра позволяет заложить в деятельность участников момент постановки вопроса, личного выбора, столкновения позиций. Игра также воздействует на уровне эмоций, «вчувствования», что значительно оживляет восприятие по сравнению с традиционными уроками.
Термин «ролевые игры» достаточно давно применяется психологами для описания способа обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков, мотивации к учебе.
С середины XX-го века игры активно исследуются психологами. В отечественной педагогической традиции этот подход был углублен в рамках деятельностного подхода в образовании — в первую очередь это культурно-историческая теория Л.С.Выготского, работы по деятельностной педагогике В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и теории деятельности Г.П. Щедровицкого.
Дальнейшие шаги
Мы планируем дальнейшую доработку модулей и введение новых, распространение и улучшение методики, введение профориентационных тренингов, работу с новыми детдомами, с другими группами детей, нуждающимися в социализации.
Мы всегда рады помощи и новым участникам проекта. Заходите на страницу «Как помочь» и присоединяйтесь!
Наша деятельность
Проект «Полдень» был задуман в 2010 году, чтобы помочь разрешению социальных проблем воспитанников детских домов.
Детские дома не могут подготовить ребенка к самостоятельной жизни.Сегодня в большинстве детских домов как-то решена проблема питания и комфорта детей. Чего детский дом не может дать, так это опыта самостоятельной жизни. У детей нет примера родителей, они не готовы действовать самостоятельно, часто не верят в себя, не умеют работать и любить работу. Это приводит к тому, что после детского дома жизнь у них не слишком счастливая.
Проблема, которую мы решаем
Выпускники детских домов почти повсеместно выходят во взрослую жизнь без социальных и трудовых навыков, с недостаточно ясно сформированной системой ценностей, без навыков планирования и организации даже простейшей деятельности.
Существующие формы работы с детьми-сиротами не позволяют полностью решить эту проблему.
Наш метод разрабатывается специально для ее решения, чтобы помочь развитию навыков, компетенций и ценностной ориентации, которые необходимы для успешной социализации.
Мы работаем не только с детскими домами: модули тестировались в обычных школах, учебных центрах, центрах социальной адаптации неблагополучной молодежи, что позволило нам улучшить и скорректировать нашу программу.
- быть самостоятельными,
- общаться и убеждать,
- понимать, что им нравится делать, и любить свою будущую работу,
ставить и достигать целей шаг за шагом — и понимать, что эти цели могут быть большими
Мы верим, что это большое и нужное дело.
Наша методика
Программа состоит из цикла интерактивных обучающих модулей, которые помогают детям научиться ставить и решать задачи, принимать решения, общаться и работать в команде.
Мы используем метод сюжетно-ролевых игр, который был разработан в Центре интерактивных образовательных технологий (ЦИОТ) МГУ им. Ломоносова и активно применяется при обучении студентов университета в ситуационных деловых играх.
Основной особенностью ролевой игры как метода является то, что детям дается возможность самостоятельно принять участие в специально конструируемой сложной ситуации и, тем самым, получить опыт, обнаружить свое незнание или достигнуть понимания. Ролевая игра позволяет заложить в деятельность участников момент постановки вопроса, личного выбора, столкновения позиций. Игра также воздействует на уровне эмоций, «вчувствования», что значительно оживляет восприятие по сравнению с традиционными уроками.
Термин «ролевые игры» достаточно давно применяется психологами для описания способа обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков, мотивации к учебе.
С середины XX-го века игры активно исследуются психологами. В отечественной педагогической традиции этот подход был углублен в рамках деятельностного подхода в образовании — в первую очередь это культурно-историческая теория Л.С.Выготского, работы по деятельностной педагогике В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и теории деятельности Г.П. Щедровицкого.
Дальнейшие шаги
Мы планируем дальнейшую доработку модулей и введение новых, распространение и улучшение методики, введение профориентационных тренингов, работу с новыми детдомами, с другими группами детей, нуждающимися в социализации.
Мы всегда рады помощи и новым участникам проекта. Заходите на страницу «Как помочь» и присоединяйтесь!
«Проблема социализации детей в условиях детского дома»
статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье идет речь об основных проблемах, которые тормозят процесс социализации детей в условиях детского дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_sotsializatsii_detey_v_usloviyah_detskogo_doma.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема социализации детей в условиях детского дома
Мартынова Лидия Петровна
Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако, проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются особой сложностью, проведенные исследования (работы М.И. Буянова, И.А. Залыгиной, А.И. Захарова, Е.М. Рыбинского, Е.О. Смирновой и др.) позволяют утверждать, что результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в социально-психологическом статусе воспитанников таких характеристик как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки, рецептивный тип характера, повышенный уровень отклоняющегося поведения.
Можно выделить несколько проблем, мешающих или тормозящих процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема 1. Отсутствие в детских домах квалифицированных специалистов. К сожалению, в нашей стране нет специальности «воспитатель детского дома» и нет учреждений, которые готовят педагогов к работе в условиях этого специфического вида детских учреждений. Поэтому многие воспитатели и педагоги оказываются психологически не готовыми к данным условиям работы и очень часто уходят. Дети вынуждены привыкать к тому, что взрослые вокруг них – это люди, которые постоянно меняются, что является фактором, негативно влияющим на развитие и социализацию ребенка. Проблема 2. Эмоционально-личностные деформации. Деструктивное влияние социальной ситуации, усиленной материнской, коммуникативной, эмоциональной и сенсорной депривацией на общее развитие ребёнка является одной из существенных причин социальной дезадаптации воспитанников интернатных учреждений. Специфический социально-психологический облик ребёнка, жизнь которого протекает вне семьи, обусловлен сочетанием ограниченных социальных влияний с неблагополучным биологическим фактором развития. Хотя круг общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достаточно широк с раннего детства, потребность в эмоционально тёплом контакте не находит удовлетворения, так как ребёнок нуждается в специфически материнском типе эмоциональной стимуляции. Реально существующий широкий круг общения при эмоционально поверхностном стиле отношения к конкретному ребёнку в условиях детского дома не может восполнить дефицит эмоционального тепла. При широком круге общения адекватные поведенческие стереотипы вырабатываются у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с большим трудом. Опека нескольких взрослых сосредоточенная в раннем детстве на уходе за ребёнком, а позже — на контроле за ним, многочисленные контакты со сверстниками, перегружающие и истощающие психику ребёнка, не могут иметь позитивного значения для формирования личности и её безболезненной социальной адаптации. Проблема 3. «Закрытость» пространства детских домов. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений. Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений. Проблема 4. Межличностные отношения. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей существуют трудности в установлении межличностных отношений с воспитателями, педагогами, сверстниками, что отражается в характеристике этих отношений как «плохих» и «скорее плохих». В детских домах к воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют либо в сочетании с фамилией, либо мотивом обращения выступает приказ, порицание, а обращение с целью похвалы или проявления любви используются редко, в результате этого у ребенка появляется негативная установка в отношении своего имени. Возможно поэтому детдомовские дети часто используют в общении клички и прозвища, а мир делят на «своих» (детдомовских) и «чужих» (живущих в семьях), на «мы» (своеобразный психологический феномен детей из детского дома) и «они». Потребности в любви, признании, уважении свойственные любому человеку, у воспитанника детского дома фрустрированы и чаще реализуются через физическую силу, агрессию, другие асоциальные формы поведения, отсюда «особые» отношения к «чужим», от которых детдомовцы не ожидают ничего «хорошего» и чаще всего стремятся извлечь хотя бы выгоду. Проблема 5. Негативное отношение к детям из детских домов. Данная проблема есть обратная от предыдущей. Еще одним последствием социализации в детском доме является негативное отношение к детям из детских домов, которое рассматривается социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, когда в обществе восприятие человека происходит через призму того, что он находился и воспитывался в детском доме. Кроме того, такое отношение ребенок встречает не только по выходе из детского дома, он растет и воспитывается в такой атмосфере. Проблема 6. Профессиональная ориентация воспитанников детского дома. Ещё один важный аспект социализации – профессиональная ориентация подростка-сироты или оставшегося без попечения родителей и подготовленность его к выбору профессии и труду. Необходимо отметить, что замкнутый тип функционирования детских учреждений не даёт полной возможности для дальнейшего развития профессиональных предпочтений. Об этом свидетельствуют самооценки профессиональных перспектив воспитанников в детских учреждениях в сравнении с обычными детьми. В частности, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара, водителя транспортных средств, парикмахера, швеи-мотористки и т.п. Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. Возможности подростка-сироты формировать свои профессиональные планы, в значительной мере снижены из-за жёсткой распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий [7]. Проблема 7. Неприспособленность к самостоятельной жизни. Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализции и социализации в процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Воспитанников детского дома, к сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию, готовности заботиться о себе, они знают, что их накормят и оденут – государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне — это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция: дети не умеют ни готовить, ни убирать, ни штопать свои вещи. Когда ребенок выходит из детского дома, он совершенно не приспособлен к жизни: получая квартиру, но не может жить один – в детском доме в комнате с ним рядом постоянно находилось четыре-пять человек, он не знает, как расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях, т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома. Поэтому детдомовцы часто становятся жертвами мошенников и криминальных структур, редко заводят друзей и семью, а от одиночества и непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании, противоправных действиях. Из выше сказанного можно сделать вывод, что воспитание в детском доме на сегодняшний день не способствует успешной социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И хотя в последние годы в России всё больше внимания уделяется вопросам повышения эффективности существующей системы детских домов и других интернатных учреждений, соблюдения прав воспитанников этих учреждений, отношения к детям воспитателей и сотрудников детского учреждения. Все соглашаются с тем, что усыновление, опека, помещение ребёнка в приёмную семью в большинстве случаев предпочтительнее его устройства в детский дом. Но надо считаться с тем, что далеко не всегда удаётся использовать именно эти формы социального устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Детские дома будут существовать ещё значительное время. В связи с этим важно продолжать поиск путей модернизации сети учреждений, чьей основной функцией является забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствования процессов их социализации. Для обеспечения успешной социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит ещё многое сделать, например, привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями. Для профессионального ориентирования должен быть тесный контакт между детскими учреждениями и профессиональной структурой, чтобы была возможность более верно определять возможности в профессиональной ориентации конкретного воспитанника и тем самым помогать ему в его самоопределении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по экологии для воспитателей.
Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател.
Данная программа разработана социальным педагогом и педагогом -психологом ГКОУВО «Муромский детский дом № 2» Серовой И.Е. и Солдаткиной Л.Н. Данную программу в своей работе с детьми детского дома.
В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа.
Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно и.
Образовательная область искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.