«Твоя безопасность в доме»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
«Безопасность дома»
• Научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребёнок остается один дома. Учить детей ответственно и осознанно относиться к сохранению своей жизни и здоровья;
Демонстрационный материал: картинки: «Электроприборы», «машины МЧС» ; острые, колющие и режущие предметы; сюжетные картинки об опасных ситуациях. Слайды с изображением электроприборов: электрочайник, утюг, телевизор, магнитофон, пылесос, разрезные картинки машин. Иллюстрации к сказкам Толстого «Приключения Буратино», «Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят». Игра «Добро и зло».
Воспитатель:
В каждом доме есть предметы, которые могут угрожать здоровью и даже жизни человека, если с ними неправильно обращаться. Ребята, бывают ситуации, когда вы остаетесь, дома одни, вы должны знать, как вести себя, чтобы не случилось беды. Сегодня мы вспомним с вами о том, что не нужно делать, когда остаешься, дома один и какие предметы могут быть опасными. Мы с вами поговорим о том, как нужно себя вести, чтобы не попадать в неприятности, и что делать, если случится что-то необычное, с чем вы не сталкивались раньше.
Воспитатель:
Сейчас я загадаю вам загадки, вы их слушайте внимательно и правильно отгадывайте.
Игра «НАЗОВИ ОТГАДКУ».
Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается. (Утюг)
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым,
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)
Летом папа наш привез,
В белом ящике мороз,
И теперь мороз седой,
Дома летом и зимой,
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
— А каким общим словом мы можем назвать эти приборы? (Ответы детей)
— Правильно, — это электроприборы. Бытовые электроприборы — наши верные помощники. Это сложные устройства, которые выполняют самую разнообразную домашнюю работу: стирают белье, помогают на кухне, собирают пыль,сохраняют продукты и т. д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Вся эта домашняя техника имеет крутящиеся детали, поэтому их нельзя трогать руками, совать пальцы, куда не следует. Ребята, правда, здорово, что люди придумали все эти электроприборы, и они так облегчают нам жизнь.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю, проверит, знаете ли вы, как выглядят некоторые электроприборы. Ребята, сейчас, давайте проверим, как вы запомнили названия других опасных предметов.
Внимание на экран.
(Воспитатель показывает слайды на экране опасных предметов.) Посмотрите, пожалуйста, на первую картинку.
1-ий слайд (открытое окно, балкон): Какую опасность они представляют? (Ответы детей). Я хочу сказать, что опасными могут быть и окно, и балкон. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон, или подходить к открытому окну. Нельзя высовываться из окна. Играть на подоконнике или свешиваться с балкона, ведь при этом можно свалиться, и случится беда).
2-ой слайд («Спички», «Зажигалка»)
— Ребята, что это за предметы? (Ответы детей).
— Они полезны или нет? (ответы детей).
Значительная часть пожаров происходит в жилье. Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Воспитатель: Но в жизни случаются разные ситуации. Может произойти пожар не по вашей вине. Если начался пожар, а взрослых дома нет, как вы поступите? (Ответы детей).
— Немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01или 112 или попросить об этом соседей.
Воспитатель: Вызывая пожарных, что нужно сообщить? (Ответы детей)
— Точный адрес, где произошел пожар. Сказать, кто звонит, назвать номер своего телефона. Очень важно знать свой адрес.
3-ый слайд («РОЗЕТКА»).
— Ребята, что это за устройство? Как вы думаете, это устройство опасно или нет? (ответы детей)
— За электрической розеткой спрятан электрический ток. Электрическая энергия – наш верный помощник. Это свет в твоем доме. Благодаря электричеству работают телевизор и компьютер, холодильник и стиральная машина. Устройство для подключения электроприборов к электрической сети.
— Какое правило мы должны соблюдать во время пользования электрической розеткой? (Ответы детей).
— Нельзя вставлять в розетку гвоздики и пальчики, и другие предметы
4-ый слайд («Электроприборы»: электрическая плита, утюг, фен, микроволновая печь, холодильник, телевизор, компьютер, чайник, миксер).
— Ребята, что это за предметы? (Ответы детей)
— Они наши помощники или враги?
Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их. (Ответы детей).
Воспитатель: — Ребята, а как вы думаете, какая опасность может исходить от этих приборов? (Ответы детей). Поэтому очень важно соблюдать правила пользования электроприборами.
!Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!
Потому что включенные электроприборы могут стать причиной пожара.
! Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками! Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
!Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические!Потому что ток, как по мостику, переберется по ним на вас и может случиться беда.
!Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.
Воспитатель: Ребята, опасности могут нас подстерегать не только из-за неправильного обращения с огнем, спичками, электроприборами. Сейчас мы поговорим о тех предметах, которыми:
— КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается пользоваться без взрослых. (Плиты: газовая, электрическая; электрические розетки, включенные электроприборы, строительные материалы — молотки, отвертки, плоскогубцы, сверла и дрели, гвозди, шурупы, болты).
— предметы, которыми НУЖНО УМЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АККУРАТНО (столовые приборы – нож, вилка; швейные принадлежности – иглы, спицы, ножницы)
— предметы, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ХРАНИТСЯ В НЕДОСТУПНОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕСТЕ, (лекарства, спички, химические средства — стиральные порошки, средства для мытья посуды, свечи, зажигалки.)
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»
Ход игры. На столы, где сидят дети, раздаются картинки с изображением опасных предметов. На другом столе (он стоит отдельно) лежат карточки-символы, на которых изображены знаки «НЕЛЬЗЯ БРАТЬ», «ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСТОРОЖНО», «НЕДОСТУПНОЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕСТО».
Дети, берут у себя на столе карточки с изображением опасных предметов и соотносят их с большой карточкой – символом.
-А сейчас, посмотрите на доску, и запомните предметы, которые детям нельзя брать в руки (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Раздаётся звонок в дверь.
Воспитатель: Ребята, скажите, можно ли открывать дверь, не спросив, «Кто это?».Почему нельзя? Кем может оказаться человек за дверью?
Дети: Этот человек может быть преступником, вором.
Воспитатель: Правильно, нельзя открывать дверь. Что надо делать, если кто-то пытается открыть дверь. Куда надо звонить? По какому номеру?
Дети: В полицию, 02 или 112.
Воспитатель: Вспомните и назовите названия сказок, в которых с героями произошли неприятности из-за того, что они открыли дверь чужому или ушли из дома без разрешения взрослых.
ОТВЕТЫ детей. «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Колобок», «Красная шапочка», «Кот, лиса и петух».
Воспитатель: А взрослым можно открывать дверь? Сейчас я открою и посмотрю, кто же к нам пришел? (Вносит посылку). Дети, нам пришла посылка с игрушками от Степашки. (Воспитатель выкладывает на стол предметы стеклянные).
Воспитатель: А с этими предметами можно ли играть? Как вы думаете ребятки?
Воспитатель: Нельзя играть колющими и режущими предметами. Уберём все эти предметы в коробку, потому что такие предметы должны храниться в специально отведенных местах. Но если вы поранились, что вы будете делать?
Дети: Надо оказать первую помощь.
Воспитатель: Для этого нужна аптечка первой помощи. Вы знаете, что должно лежать в этой аптечке? Я предлагаю вам (2 человека) собрать аптечку первой помощи и рассказать всем о её содержимом.
Проводится аттракцион: «Собери аптечку» для оказания первой помощи.
Воспитатель: Вот такая аптечка первой помощи должна быть в
каждом доме: и использоваться тогда, когда нужно оказать кому — то помощь до приезда врачей.
Воспитатель: В аптечке много разноцветных таблеток, можно ли их попробовать?
Воспитатель:Лекарства пьют, когда что-то болит и то, что выписал доктор.
Теперь мы знаем, что дома могут произойти разные ситуации. И чтобы ни произошло, мы можем всегда сообщить о случившимся в специальные службы. Сейчас я раздам вам карточки с номерами телефонов экстренных служб. Озвучиваю ситуацию, а вы поднимаете соответствующую карточку. По какому телефону надо позвонить в той или иной ситуации.
— Если дома появился сильный дым, набери по телефону … (01).
— Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и стучится в дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей… (02)
— Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели(03)
— Бом-Бом! Бом – бом!
Загорелся Кошкин дом (01)
— Если что болит внутри, набери скорей (03)
— Если в окнах виден дым – позвоните (01)
Воспитатель: Молодцы, вы справились.
И всегда вы должны помнить об одном
Ты помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда.
И неприятность не пришла,
И где то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.
И чтобы не случилось — Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!
Воспитатель ИТАК, вы сегодня узнали, что может случиться, когда вы остаетесь одни дома. Надеюсь, вы запомнили, как надо вести себя в некоторых ситуациях, и что нужно делать, чтобы их избежать. А теперь посмотрим мультфильм «Аркадий Паровозов».
Учебно-исследовательский проект «Мой безопасный дом»
Работа Долматова Матвея представляет собой исследование вопросов безопасного поведения в быту: пожарной безопасности, электробезопасности, безопасности при пользовании газовой плитой, средствами бытовой химии и лекарствами.
Актуальность работы заключается в том, что, не смотря на ощущение безопасности, в наших домах часто возникают опасные ситуации
Содержание работы соответствует заявленной теме.
Текст работы изложен на 18 листах печатного текста, что является достаточным для учащегося 5 класса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В первой главе рассказывается о различных видах безопасности в доме. Во второй главе перечисляются рекомендации по обеспечению безопасности в жилище, раскрываются результаты обследования своего дома. В заключении делаются выводы о достижении цели исследования, подтверждении гипотезы. Продуктом проектной деятельности является стенгазета «Это должен знать каждый».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dolmatova_m.docx | 49.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждения
Ляпуновская средняя общеобразовательная школа
Учебно-исследовательский проект по ОБЖ
МОЙ БЕЗОПАСНЫЙ ДОМ
ученик 5 класса
Борзова Ольга Игоревна,
ГЛАВА 1. БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМЕ …………………………………….
1.1. Пожарная безопасность в доме ……………….. ………………….………
1.2. Электробезопасность в быту.…….
1.4. Опасные вещества в доме. ……. …………………………………………
ГЛАВА 2. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ В ЖИЛИЩЕ ………………………………….………………………………….
2.1. Рекомендации по обеспечению безопасности в доме……………………
2.2. Результаты обследования моего дома ………………………………….
Актуальность исследования. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом — моя крепость», — гласит известная поговорка. Мы любим часто употреблять ее, и нередко забываем, что в нашем доме нас подстерегает много опасностей. Все больше появляется бытовых приборов, все сложнее становится наша домашняя аппаратура, постоянно расширяется и без того многочисленный арсенал различных химикатов бытового назначения. А иногда мы сами пренебрегаем обязательными правилами безопасности и … забываем выключить утюг и телевизор, вовремя убрать с газовой плиты чайник с кипящей водой, пользуемся неисправными электроприборами, неосторожно обращаемся с химическими препаратами.
И вот, в наших домах и квартирах возникают взрывы и пожары, отравления бытовым газом или химическими препаратами, поражения электрическим током и другие опасные ситуации.
Эти факты заинтересовали меня, и я задал себе вопрос: «А безопасен ли мой дом?» Свой исследовательский проект я назвал «Мой безопасный дом».
Проблема исследования заключается в том, как в моём доме предотвратить возникновение опасных ситуаций.
Объект исследования: дом, в котором я живу.
Предмет исследования: способы предотвращения опасных ситуаций в моём доме.
Цель исследования: выяснить, при каких условиях безопасен мой дом.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что мой дом безопасен.
1) Изучить литературу по данной теме.
2) Провести обследование своего дома на предмет безопасности.
3) Составить рекомендации по профилактике опасных ситуаций в доме.
Во время работы над проектом использовались такие методы, как анализ, синтез, наблюдение и обследование.
ГЛАВА 1. БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМЕ.
1.1. Пожарная безопасность в доме.
В России ежегодно возникает более 300 тысяч пожаров, при которых погибает более 10 тысяч человек. Большинство пожаров возникает в частных жилых домах, квартирах и дачных домиках.
Возможные причины возникновения пожара:
1. Неосторожное обращение с огнем.
Причина каждого третьего пожара – неосторожное или небрежное обращение с огнем: непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер. Особую опасность представляет курение, лежа в постели.
2. Нарушение правил пользования электрическими приборами.
Анализ таких пожаров показывает, что они происходят в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании электробытовыми приборами и скрытой неисправности этих приборов или электрических сетей, оставление включенных электроприборов без присмотра.
У оставленной надолго включенной электрической плитки нагрев спирали достигает 600-700. °С, а основания плитки — 250-300 °С. При воздействии такой температуры стол, стул или пол, на котором поставлена плитка, могут воспламениться.
Водонагревательные приборы уже через 15-20 минут после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности.
3. Неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети.
Возникновение пожаров по этим причинам заключается в следующем. При прохождении тока по проводнику выделяется тепло. В обычных, условиях оно рассеивается в окружающую среду быстрее, чем успевает нагреться проводник. Поэтому для каждой электрической нагрузки соответственно подбирается проводник определенного сечения. Если сечение проводника меньше, чем положено по расчету, то выделяющееся тепло не успевает рассеяться и проводник перегревается. Также при включении в одну розетку одновременно несколько бытовых приборов возникает перегрузка, нагрев проводов и воспламенение изоляции.
Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, является нарушение изоляции проводов. Из-за неправильного соединения проводов (в скрутку), слабого крепления мест соединения проводов происходит их сильный разогрев и воспламенение. Неплотный контакт вилок в гнездах штепсельной розетки может привести к сильному разогреву розетки и последующему воспламенение перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка.
Пожарную опасность представляют осветительные лампы накаливания, поскольку происходит сильный нагрев поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигать 550°С.
Опасные последствия могут наступить от плохого контакта цоколя лампы с пружиной патрона. Здесь возникает сильный нагрев патрона. Разрушение колбы лампы от механических воздействий также приводит к пожарам, так как температура металлических нитей колеблется от 1700 до 2700°С.
Люминесцентные лампы более безопасны в пожарном отношении. Их поверхности нагреваются всего лишь до 40-50°С.
4. Нарушение правил эксплуатации газовой плиты.
Основная причина этих пожаров – утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит. Природный и сжиженный баллонный газ способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси.
Не выключенная из-за забывчивости хозяев конфорка газовой плиты представляют большую опасность. Оставленный без присмотра на плите суп может при закипании выплеснуться из кастрюли и потушить пламя конфорки. Газ начнёт заполнять помещение и потом может воспламениться даже при включении электрического света от искр выключателя. При этом очень часто происходит взрыв, который может привести к пожару.
5. Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (ГЖ И ЛВЖ).
Их можно встретить в каждом доме. Это лаки, краски, бензин, ацетон, бытовые аэрозоли. Они воспламеняются легко и быстро. Испаряясь, они образуют с воздухом горючую, а иногда взрывоопасную смесь. Достаточно одной искры, и горючее средство загорится, а взрывоопасная смесь взорвётся.
От несоблюдения требований пожарной безопасности в жилом доме люди страдают не только сами, но и подвергают опасности своих близких и окружающих. В результате — получают травмы и увечья люди, уничтожается имущество, а порой и сам человек гибнет в огне.
1.2. Электробезопасность в быту.
Все мы знаем, что с электричеством нужно обращаться осторожно. Однако в пределах родного дома, в уютной обстановке, в окружении привычных вещей мы порой легкомысленно забываем о бегущей по проводам опасности. А ведь последствия неправильного или неосторожного обращения с электроприборами могут быть очень плачевными.
Как ни странно, но причины несчастных случаев с электричеством в быту остаются практически неизменными на протяжении десятилетий – это нарушение правил эксплуатации или использование неисправных электроприборов, неосторожность и невнимательность при обращении с электричеством, попытки самостоятельной разборки и ремонта электроприборов.
Казалось бы, об этих причинах знают и помнят все, начиная с детсадовского возраста, но многие упорно пренебрегают предупреждениями.
Сегодня почти в каждом доме имеется не один десяток различных электрических устройств. Это осветительные приборы, телевизоры, холодильники, стиральные машины, утюги, электрочайники, обогреватели и т.п. Какие же опасности могут скрываться в этих привычных для нас приборах? К чему может привести неосторожное обращение с ними?
Как правило, стационарные осветительные приборы (люстры, потолочные и настенные светильники, бра) редко являются причинами электрических травм, поэтому для них основное правило – не оставлять на длительный срок включенными без присмотра. Для переносных светильников потенциально опасным местом являются провода: нарушение их изоляции может привести к поражению электрическим током.
Радиоэлектронные приборы (телевизионные и радиоприемники, проигрыватели, усилители, компьютерная техника и т.п.)
При пользовании радиоэлектронными приборами необходимо строго соблюдать правила эксплуатации, указанные в документации к ним.
Никогда не пытайтесь самостоятельно разбирать телевизор и другие радиоэлектронные приборы – во многих из них используются опасные для жизни уровни напряжения.
Электронагревательные приборы имеют большую потребляемую мощность, поэтому нельзя одновременно подключать несколько таких устройств к одной розетке.
Необходимо также следить, чтобы шнур питания прибора не попадал на горячий нагревательный элемент, так как это может вызвать повреждение изоляции и привести к электротравме.
При использовании электроинструмента осторожность работающего направлена, в первую очередь, на опасность получения механических травм от движущихся или режущих частей устройства. Однако стоит помнить, что опасность поражения электрическим током от этого не становится меньше. Чаще всего имеют место различные повреждения изоляции провода электроинструмента, ведущие к электротравмам.
Нельзя использовать электроинструмент на улице во время дождя, тумана, снегопада. Бывают также случаи повреждения электроинструментом скрытой проводки под напряжением, например, при сверлении отверстий в стенах.
Последствия электротравмы зависят от общего состояния организма и возраста пострадавшего. Дети и старики наиболее чувствительны к электрическому току.
Электротравма ведет к нарушению функций всех органов и систем организма. После электротравмы появляются признаки нарушения кровообращения, нарушается сознание, возникают электроожоги.
1.3. Опасность бытового газа.
Природный газ ассоциируется у нас с теплом и уютом в нашем жилье, но не следует забывать и его опасные свойства. В первую очередь, природный газ – это горючий газ, который не имеет запаха, цвета. Горит голубоватым пламенем. В определенных пропорциях с воздухом он способен взрываться. Чтобы утечку можно было обнаружить, в газ добавляют вещество, имеющее довольно неприятный запах.
Природный газ ядовит, поэтому человек может получить отравление. Это происходит, когда люди начинают дышать воздухом с присутствием в нем природного газа. Он поражает нервную систему, угнетает дыхательную функцию, вызывая кислородное голодание. Если срочно не принять меры по спасению людей, то может наступить смерть.
Главная причина всех происшествий с газом — обычная халатность и пренебрежение установленными нормами безопасности.
1.4. Опасные вещества в доме.
В любом закрытом помещении или комнате одновременно присутствуют сотни газообразных химических соединений. Некоторые из них более опасные, другие – менее. Есть и безопасные соединения.
Средства бытовой химии (четыре группы):
1. Относительно безопасные. На их упаковках нет надписи, обозначающей степень опасности применения. Это мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика.
2. Опасные для кожи и глаз. На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза». Это отбеливающие, дезинфицирующие средства.
3. Огнеопасные. На емкостях с такими веществами написано: «Огнеопасно», «Не хранить, не распылять возле огня». Это препараты в аэрозольной упаковке, лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми.
4. Ядовитые. На их упаковках надписи: «Яд!», «Ядовито!». Это химические средства, сильнодействующие препараты для борьбы с вредителями полей, для защиты растений на больших пространствах, некоторые виды пятновыводителей.
Давайте рассмотрим наиболее распространённые вредные вещества в квартире.
Большинство людей даже и не задумывается о том, какие вредные вещества скрываются в любимом порошке или пятновыводителе. Какое количество химикатов мы используем ежедневно при уборке помещения . Эксперты говорят, что даже та продукция, которая отвечает государственным стандартам безопасности, не является абсолютно безопасной, и может способствовать развитию различных заболеваний.
Практически все средства, которые мы используем для уборки помещения содержит самые разнообразные химикаты. После использования подобных чистящих средств, необходимо хорошо проветрить помещение.
Красители, которые используют для изготовления красивого мыла и глазурь, которой украшают кондитерские изделия, считают виновниками повышения уровня сверхактивности у детей.
Обработка коврового покрытия пятновыводителями и дезодорирующими веществами может вызвать развитие заболеваний дыхательных путей, повреждение нервной системы, а также аллергии, головные боли и тошноту. После обработки ковра дезинфицирующими и чистящими средствами, нужно хорошо просушить и проветрить его на открытом воздухе.
Белизна, используемая для отбеливания, содержит в себе высокую концентрацию хлора. Последствия кратковременного воздействия хлора на организм человека включают в себя рвоту, затрудненное дыхание, кашель, раздражение в глазах, ушах, горле и носовой полости.
Лекарства, которые есть в каждом доме, не только помогают людям, но и могут стать причиной тяжелых отравлений.
ГЛАВА 2. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ В ЖИЛИЩЕ.
2.1. Рекомендации по обеспечению безопасности в доме .
В целях предотвращения пожаров и загораний необходимо соблюдать понятные и довольно простые правила пожарной безопасности в жилом доме:
- не допускать шалости детей с огнём;
- не оставлять без присмотра работающие газовые и электроприборы;
- не перегружать электросети большим количеством одновременно включенных электроприборов;
- эксплуатировать электроприборы в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации;
- не эксплуатировать электросветильники со снятыми защитными плафонами;
- не пользоваться в помещении источниками открытого огня (свечи, спички, зажигалки и т.д.);
- следить за исправностью газовой плиты, не допускать пользование ею маленьким детям;
- обнаружение места утечки газа производить только с помощью мыльного раствора (пены);
- не допускать хранение большого количества ГЖ и ЛВЖ в жилом помещении;
- не распылять аэрозоли вблизи открытого огня;
- не бросать где попало зажженные окурки и спички;
- не загромождать пути эвакуации различными материалами, изделиями, оборудованием;
- своевременно очищать от листвы, сухой травы или других горючих материалов участки, прилегающие к жилым домам.
Рекомендации по безопасному использованию электроприборов в быту:
- Включая электроприбор, нельзя тянуть за шнур, чтобы вытащить вилку из розетки.
- Необходимо также следить за исправностью изоляции сетевого шнура, так как любое прикосновение к оголенному проводу может иметь серьезные последствия. Никогда не пользуйтесь электроприборами с поврежденной изоляцией провода.
- Для проверки состояния электропроводки и электрических приборов, их ремонта приглашайте специалистов.
- Вентиляционные отверстия электроприборов – зона повышенного внимания. Не допускайте попадания через них жидкостей или металлических предметов внутрь прибора. Для этого никогда не ставьте на телевизор, монитор, проигрыватель вазы с цветами, не разрешайте детям бросать что-либо внутрь корпуса через отверстия, не кладите на поверхность электроприборов мелкие металлические вещи (скрепки, булавки, ключи и т.п.).
- Никогда не пользуйтесь электроприборами в помещениях с повышенной влажностью. Нельзя касаться включенных электроприборов мокрыми руками или протирать их влажной тряпкой.
- Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра.
- Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
Выполнение этих простых правил послужит гарантом безопасности для вас и ваших близких.
Лица, которые пользуются бытовыми газовыми приборами, обязаны:
- ознакомиться с инструкцией по эксплуатации газовой плиты;
- содержать газовую плиту в чистоте;
- постоянно проветривать помещение;
- использовать газовые приборы только по назначению, не пользоваться газовыми плитами для отопления помещений;
- при неисправности газового оборудования вызвать работников предприятия газового хозяйства;
- в случае появления запаха газа или внезапном прекращении подачи газа немедленно сообщать в аварийную газовую службу;
- не допускать к использованию газовой плиты детей дошкольного возраста, лиц, которые не контролируют свои действия, а также тех, кто не знает правил их безопасного использования.
Во избежание несчастных случаев запрещается:
- открывать кран на газопроводе перед плитой, не проверив, закрыты ли все краны на распределительном щитке плиты;
- открывать краны плиты, не имея в руке зажженной спички;
- допустить заливание горящих горелок жидкостью;
- снимать конфорку и ставить посуду непосредственно на горелку;
- стучать по кранам, горелкам твердыми предметами;
- самостоятельно ремонтировать плиту или газо-подводящие трубопроводы;
- устанавливать газовый баллон вблизи отопительных приборов.
Список основных правил, которые необходимо соблюдать при использовании средств бытовой химии:
- Внимательно читайте состав.
- Всегда пользуйтесь индивидуальными средствами защиты (перчатки, повязка) при использовании чистящих средств.
- Применяйте по назначению. Обращайте особое внимание на то, для каких целей предназначено средство. Не используйте средства, при которых необходимо проветривание, в закрытых помещениях.
- Избегайте открытого огня и прямых солнечных лучей, так как под воздействием температуры внутри флакона может произойти химическая реакция, последствия которой могут быть опасны.
- Не используйте бытовую химию с истекшим сроком годности. Средство может не только потерять свою эффективность, но и в некоторых случаях даже нанести вред.
- Никогда не оставляйте бытовую химию без присмотра или в доступном для детей месте. Отведите для хранения средств бытовой химии отдельное, в идеале труднодоступное для детей и домашних питомцев место.
- Не храните бытовую химию в открытом виде. Любое вещество, находящееся на открытом воздухе начинает испаряться: основные компоненты средства «улетучиваются», снижая его эффективность. Испарившиеся вещества долго остаются в составе воздуха, а затем легко попадают в организм человека при дыхании.
- Не используйте и не храните бытовую химию в непосредственной близости с пищевыми продуктами. Даже микроскопические капли бытовой химии, попадая на пищевые продукты, а впоследствии и в организм человека, могут вызвать сильнейшее отравление.
При использовании лекарственных препаратов нужно придерживаться следующих правил:
- не заниматься самолечением;
- перед тем как принять лекарство, проверить срок его годности;
- не изменять самостоятельно дозу лекарств, которую прописал врач;
- хранить лекарства в домашней аптечке, в недоступном для детей месте.
2.2. Результаты обследования моего дома.
Чтобы узнать, насколько безопасен мой дом, я решил провести небольшое обследование. Сначала я проверил, как соблюдаются в моём доме правила пожарной безопасности. Для этого я посмотрел, где хранятся спички, потому что у меня есть младшей брат. Я узнал, что спички хранятся в недоступном месте. В нашем доме никто не курит, поэтому возникновение пожара по этой причине исключено.
Затем мы с папой обследовали электроприборы и увидели, что неисправных электроприборов нет. Включенные электроприборы, кроме холодильника, без присмотра не остаются. Электропроводка в нашем доме новая, перегрузки электросети мы не допускаем. Удлинители находятся в исправном состоянии.
Во время проверки электроприборов я обратил внимание на целостность приборов. Затем на то, что розетки в моём доме исправны. Самодельных нагревательных приборов нет. Поэтому вероятность поражение электрическим током очень мала.
В моём доме есть газовая плита, она находится в исправном состоянии. Газовый баллон расположен в специальном шкафу. Чтобы не было утечки газа, плотность соединений папа проверяет с помощью мыльной пены. Над газовой плитой есть вытяжка, кухня постоянно проветривается. А ещё мы следим, чтобы к газовой плите не подходил младший брат, но специального защитного устройства у нас нет.
Горючие вещества мы храним во дворе. Сухие листья и мусор, который остаётся после зимы, мы вывозим, а не сжигаем.
Я считаю, что в моём доме соблюдаются требования пожарной безопасности, электробезопасности и правила пользования газовой плитой. Но у нас недостаточно первичных средств пожаротушения. Например, нет огнетушителей и противопожарного полотна.
Как и в каждом доме, у нас есть опасные вещества. Это чистящее и моющие средства, растворители, краски, аэрозоли.
Чтобы избежать химических отравлений и повреждений кожи, опасные вещества мы храним в плотно закрытой таре, отдельно от пищевых продуктов, лекарств, в недоступном для брата месте. Перед их использованием мы читаем инструкцию, применяем резиновые печатки. Таким образом, меры безопасного обращения с вредными веществами в нашем доме соблюдаются.
Ещё я понял, что мой дом будет безопасным при условии соблюдения определённых мер профилактики.
Моя работа была посвящена проблеме предотвращения опасных ситуаций в доме.
Изучив литературу по теме проекта, я узнал, какие опасные ситуации могут возникнуть в жилище и по какой причине. Проведя обследование своего дома, я пришёл к выводу, что у нас вероятность возникновения опасных ситуаций мала.
Поговорка, в которой говорится о том, что дом является для человека крепостью, верна. Но, для того, чтобы быть полностью уверенным в своей безопасности, нужно помнить и соблюдать определённые правила поведения.
Таким образом, цель моего исследования достигнута. Гипотеза частично подтвердилась. О рекомендациях по профилактике опасных ситуаций в доме будет полезно узнать моим одноклассникам и другим ученикам нашей школы, поэтому мы создали стенгазету «Это должен знать каждый» и разместили её в кабинете ОБЖ.
Ты помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2016.
2. http://yug-gelendzhik.ru/pozharnaya-bezopasnost-v-zhilom-dome-byt-xozyainom-znachit-otvechat-za-ego-bezopasnost/ Пожарная безопасность в жилом доме.
3. http://41.mchs.gov.ru/document/582099 Правила пожарной безопасности в жилье.
4. http://www.eleczon.ru/praktika/elektrobezopasnost/alarm.html Электробезопасность в быту.
5. http://ohrantryda.ru/poleznosti/eshhe-raz-o-bezopasnosti-pri-ispolzovanii-gaza-v-bytu Еще раз о безопасности при использовании газа в быту.
oborudovaniem/20-1-0-130 Правила пользования газом и газовым оборудованием.