Проект выпускник для детских домов

Проекты

Статус проекта: проект не получил поддержку

Нечужие люди: благотворительность как инвестиция в будущее детей-сирот

  • Конкурс Первый конкурс 2021
  • Грантовое направление Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
  • Номер заявки 21-1-014278
  • Дата подачи 15.10.2020
  • Запрашиваемая сумма 1 825 310,00 &#8381
  • Cофинансирование 480 000,00 &#8381
  • Общая сумма расходов на реализацию проекта 2 305 310,00 &#8381
  • Сроки реализации 01.02.2021 — 31.08.2021
  • Организация БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПО СОДЕЙСТВИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ «ЗАВЕЩАЮ ЖИЗНЬ»
  • ИНН 7725352281
  • ОГРН 1137799020699

Краткое описание

Проект направлен на оказание помощи детям-сиротам и выпускникам детских домов по формуле «от пожертвований к инвестициям», заключающейся в оказании долгосрочной поддержке детей-сирот: помощь в подготовке к экзаменам, в содействии непосредственному трудоустройству и выработке навыков самостоятельной жизни, в формировании позитивных ценностей и созидательного, а не потребительского подхода к жизни.

Для изучения эффективных практик взаимодействия детских домов, центров постинтернатного сопровождения, государственных структур, НКО, благотворителей и волонтеров будет создан Центр исследования и развития современных практик благотворительности. Его задачами будет разработка эффективных моделей поддержки детей-сирот и выпускников детских домов, анализ действующих программ, сбор обратной связи. В рамках проекта будет проведено научно-практическое исследование «Как благотворительность влияет на детей-сирот и на саму проблему детских домов и сиротства», составлена карта мифов о детских домах, детях-сиротах и благотворительности. Для актуализации знаний о детских домах и проблемах выпускников детских домов планируется конференция в формате TED.

Читайте также:  Сергей домогацкий проекты домов

Основными мероприятиями проекта станут прохождение выпускниками детских домов производственной практики на предприятиях предпринимателей-наставников, ведущих благотворительную деятельность, работа мастерских по подготовке к ОГЭ-2021 и ЕГЭ-2021, мастер-классы по кулинарному искусству, столярному и швейному делу на площадках Центра постинтернатной адаптации г. Москвы. Для постоянной поддержки детей-сирот и выпускников детских домов в сфере образования, интеллектуального развития и профессионального самоопределения планируется создание Стипендиального фонда. Постоянное функционирование Стипендиального фонда, даже после завершения проекта, будет проходить за счет работы сформированного Клуба благотворителей «БлагоCommunity-club».

Привлечение широкой общественности к нематериальным формам поддержки произойдет во многом и благодаря Всероссийскому конкурсу «#Яжемастер», на котором любой желающий в формате видеоролика сможет научить выпускника детского дома определенному полезному навыку.

Будут разработаны социальные видеоролики на темы нематериальной помощи, видах востребованной помощи детским домам, о приемных семьях и волонтерах, работающих с детьми-сиротами. А для формирования позитивной ценностной картины у самих детей-сирот начнет свою работу YouTube-радиоYou2B (YouToBusiness), на котором дети и приглашенные гости будут обсуждать волнующие их темы.

Планируется, что результатом Проекта станет переориентирование системы поддержки детей-сирот и выпускников детских домов на новые форматы: от «задаривания» и развлечения до оказания долгосрочной помощи и поддержки в жизненном пути выпускников и воспитанников детских домов через подготовку к поступлению в учебные заведения, институт наставничества, производственную практику и трудоустройство.

  1. Целью Проекта является улучшение качества жизни воспитанников и выпускников детдомов и предоставление им новых возможностей (поступления в образовательные организации; трудоустройство после прохождения практики),а также привлечение благотворителей к нематериальным формам поддержки, и ориентированию их на оказание помощи, а не спонсорства. Главным итогом осуществления мероприятий ожидается демонстрация эффективности новых форматов благотворительности за счет достижения конкретных результатов: прохождение практики выпускниками детских домов, успешная сдача ОГЭ-2021, присуждение стипендий и т.д.
Читайте также:  Проекты домов с цокольным этажом двухэтажные с балконом до 150

Задачи

  1. Научное осмысление проблемы ответственной благотворительности в сфере оказания помощи детским домам и детям-сиротам.
  2. Трудоустройство выпускников детских домов и организация прохождения ими производственной практики
  3. Приобретение выпускниками детских домов навыков и умений самостоятельной жизни
  4. Установка на позитивные ценности и жизненные установки детей-сирот и выпускников детских домов
  5. Оказание наставнической и нематериальной помощи детям-сиротам и выпускникам детских домов

Обоснование социальной значимости

По данным Генпрокуратуры РФ, только 10% выпускников детских домов социализируются, 40% выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40% систематически нарушают закон или сами становятся жертвами преступлений, а 10% кончают жизнь самоубийством. И даже у тех выпускников, которым удается устроить быт и найти работу, очень плохое качество жизни. Благотворительный фонд «Арифметика добра» в 2019 году опубликовал статистику, согласно которой только 1% выпускников детских домов в России поступают в вузы. А согласно Письму Министерства образования и науки РФ N 06-369 трудоустраиваются только 5% выпускников детдомов.

Высокую социальную значимость проблем трудоустройства, поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения, устройства самостоятельной жизни демонстрирует и создание нового института в сфере оказания поддержки выпускникам детдомов – центров постинтернатной адаптации. В частности, именно эти вопросы стоят перед воспитанниками ГКУ «Центр социальной адаптации», участниками и благополучателями данного проекта.

Появление этих проблема во многом объясняют и современные форматы благотворительной помощи детским домам. Мы привыкли к тому, что благотворительность – это всегда благое дело, которое работает только в одном направлении – оказании помощи, проявлении чувств эмпатии, филантропии, готовности помочь. Однако за нашими «представлениями» о благотворительности затерялось реальное видение этого явления. К сегодняшнему дню она стала если не бизнесом, то сферой профессиональной деятельности, в которой участвуют тысячи человек, а денежный оборот включает в себя миллионы рублей. При этом за правило берется формула, что любые формы благотворительности – это благо. Так ли это? Если финансирование еще поддается регуляции и контролю, то сфера последствий и воздействия на благополучателей такой благотворительности остается неисследованной. Остро эта проблема проявляется в оказании помощи детским домам, детям-сиротам и выпускникам детских домов. Мы видим перекос в сторону “задаривания” различными подарками, вследствие чего у детей-сирот формируется потребительское отношение ко взрослым, которые воспринимаются негативно, если пришли без подарков. Кроме этого, перекос в сторону подарков и материальной помощи влечет за собой проблему буллинга тех детей, которым не достался подарок или внимание гостя.

При благотворительности возникают трудности и с социализацией детей-сирот, формированием позитивных ценностных установок. Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская говорит: «… подарки стирают границы между чужим и не чужим. Своим детям вы говорите: «Ничего не бери у незнакомых». А вот чему мы, получается, учим детей в детских домах: «Бери все у незнакомых дядь и теть, обнимайся с ними!». Эта проблема очень актуальна для бизнесменов, которые зачастую обезличено и анонимно делают большие пожертвования от чистого сердца и действительно с желанием помочь.

Колоссальными темпами растет возврат детей из приемных семей. По словам уполномоченного по правам человека в городе Москве Татьяны Потяевой, в 2019 году в Москве вернули из приемных семей 436 детей, что в три раза больше, чем годом ранее (в 2018 году – 119 детей). Причина этого кроется в не всегда осознанном шаге взять ребенка из семьи, что влечет за собой деструктивные последствия для психического здоровья ребенка. Одной из важных составляющих проблемы детей-сирот Министерство просвещения выделяет именно вопрос трудоустройства. Эта же проблема остро стоит и для других категорий детей-сирот. По разным оценкам, от 30 до 60% детей-сирот, не найдя работу, выбирают путь асоциального поведения.

В то же самое время очень мало внимания уделяется выпускникам детских домов, которые оказываются совершенно неприспособленными к самостоятельной жизни. Вследствие чего встает острая необходимость в новых институтах поддержки – центров постинтернатного сопровождения, и пока благотворительность детям-сиротам и поддержка выпускников детских домов не будет направлена на их развитие, обучение необходимым навыкам и помощь в самостоятельной организации
жизни, этот круг постоянной опеки не прервется никогда.

Проект направлен на оказание реальной помощи конкретным детям – как детям-сиротам, так и выпускникам детских домов, трансляцию новых форматов благотворительности крупным благотворителям и волонтерам, работающим в детских домах, чтобы люди понимали свою ответственность и оказывали грамотную помощь, а не «причиняли добро».

В рамках проекта продемонстрированы форматы ответственных форм благотворительной помощи, как организация практик наставничества над детьми-сиротами, их обучение, трудоустройство и производственная практика. Проектом предусмотрена масштабная просветительская кампания для потенциальных и действительных благотворителей г. Москвы.

Проект «Клуб встреч выпускников детского дома»
проект на тему

Цель клуба – социальная, психологическая и образовательная поддержка выпускников

Задачи:

· Сопровождение программ личностного и профессионального самоопределения

· Оказание адресной помощи

· Оказание психологической поддержки, формирования детско-родительских отношений, повышение педагогической культуры и воспитательской активности молодых родителей, психолого-педагогического просвещения по вопросам современного воспитания

· Популяризация идеи постинтернатного сопровождения

· Мотивация личностного роста выпускников, особенно в период после окончания учреждений УНПО

· Аккумуляция ресурсов, необходимых для личностного развития

· Духовная, психологическая и коммуникативная поддержка

· Формирование активной жизненной позиции через организацию совместной деятельности, передача успешного опыта от одних к другим.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_klub_vstrech_vypusknikov_detskogo_doma.pdf 281.46 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В Выступлении по проблеме «Социализация выпускников» раскрываются основные факторы препятствующие успешной социализации воспитанников детских домов и рассматриваются современны.

Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве .

Актуальность и обоснование темы. Работа по программе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома «Становление»: цели, задачи, формы и методы работы. Стимулирование мотивации выпускников д.

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта .

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико.

Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающ.

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в.

Социально-педагогический проект психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников «Будь успешным»

Актуальность

В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему.

Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых.

Базовым фактором в значительной мере определяющим успешность постинтернатной адаптации детей-сирот, являются особенности психосоциального развития. Слабая ориентированность на будущее, тревожность и агрессивность, неумение конструктивно общаться, приводят к тому, что выпускники испытывают трудности самостоятельной организации жизни.

Неблагоприятными факторами постинтернатной адаптации выпускников является комплекс психологических затруднений, таких как, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни т.п.

Организация психолого-педагогического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников детских домов позволит решить противоречие между социальным заказом на личность ребенка-сироты, способную стать активным субъектом собственной жизнидеятельности по выпуску из детского дома, и низкой социальной адаптацией выпускников в реальной жизни.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость создания проекта психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников.

Объект: выпускники 2012 года КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева», КОУ «Тарская школа-интернат»

Предмет: процесс постинтернатной адаптации выпускников

Цель: создание модели психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников

  1. Диагностика с выявлением особенностей личности выпускника, проблем социальной адаптации, особенностей самостоятельной жизни, установление «социального диагноза»;
  2. Разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;
  3. Оказание морально-психологической поддержки и помощи выпускникам интернатных учреждений в решении их личных и социальных проблем, в преодолении конфликтных ситуаций, в решении актуальных задач обучения, личностного и профессионального развития, преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, преподавателями;
  4. Организация и проведение мониторинга, характеризующего психологическое состояние постинтернатной жизни выпускников с целью разработки мер психолого-педагогической коррекции социального опыта выпускников и профилактики их дезадаптации.

Сроки функционирования проекта: проект рассчитан на реализацию в течение 3 лет после выпуска воспитанников из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Состав участников проекта.

Для достижения поставленных целей проект предусматривает целенаправленную и согласованную деятельность следующих специалистов:

  • социального педагога;
  • юриста;
  • педагога-психолога;
  • выпускников.

База проекта: КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева».

Теоретическая основа проекта:

  • гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
  • теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
  • теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
  • положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);
  • концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
  • исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

Проект основывается на следующих социально-педагогических технологиях:

  1. Технология гуманно-личностного подхода — Ш.А. Амонашвили.
  2. Технология педагогической поддержки — О.С. Газман.
  3. Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ-интернатов — Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд.
  4. Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов — В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Методы работы, используемые в проекте:

  1. Теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), классификация педагогических фактов и их обобщение.
  2. Методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных).
  3. Практические методы:
    • психологическое консультирование;
    • мини-лекции, практические семинары, круглые столы, групповые дисскусии;
    • тренинги (личностного роста, коммуникативной компетентности профессионального самоопределения, повышения самооценки и уверенности в себе, развития самостоятельности, целеполагания и принятия решений, командообразующие тренинги);
    • занятия в сенсорной комнате по снятию психоэмоционального напряжения и формированию навыков самоконтроля своего внутреннего состояния;
    • деловые игры по выработке навыков при устройстве на работу, во время собеседований и т.д.
  4. Метод психологического исследования по адаптации выпускников.
  5. Методы воспитания: методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности.
  1. Повышение уровня социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений.
  2. Психическое и личностное развитие выпускников, обеспечивающее их успешную постинтернатную адаптацию.
  3. Профессиональная самореализация выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  4. Получение данных о социально-психологических проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

На заключительном этапе реализации проекта будут подведены итоги эффективности проекта, результаты его реализации, намечены планы дальнейшего развития деятельности.

Эффективность проекта можно оценить в несколько этапов (по окончании каждого учебного года).

В данном случае используются методики социально-психологической диагностики, отвечающие критериям адаптивности:

  1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда.
  2. Шкала социальной компетентности (разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла).

Данная диагностика заключается в следующем.

Оценка проводится по следующим параметрам:

  1. Самостоятельность.
  2. Уверенность в себе.
  3. Отношение к своим обязанностям.
  4. Организованность, развитие произвольности.
  5. Развитие общения.
  6. Интерес к социальной жизни.
  7. Самопринятие и принятие других.
  8. Эмоциональная комфортность.
  9. Адаптивность.

На основе данной информации определяется как общий уровень социально-психологической адаптации выпускника, так и социальная компетентность в отдельных областях.

Программа реализации проекта

Для более эффективной реализации проект разбит на 4 блока:

  1. Социально-психологическая диагностика.
  2. Психологическое консультирование.
  3. Психологическое просвещение.
  4. Психологические тренинги.

Блок 1. Социально-психологическая диагностика.

Цель: определение уровня социально-психологической адаптации выпускника, составление «Индивидуальной карты психосоциального развития выпускника» (см. Приложение 1).

Данные психодиагностики являются основой для разработки «Индивидуального плана психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускника» (см. Приложение 2).

Блок 2. Психологическое консультирование.

Цель: оказание психологической помощи в специально организованном процессе общения психолога и выпускника, в ходе которого оказывается помощь в проблемах, связанных с нарушением социальной адаптации, направленной на осознание личных проблем, способность актуализировать собственный опыт.

Блок 3. Психологическое просвещение.

Цель: приобщение выпускников к психологическим знаниям и формирование у них психологической культуры.

Психологическое просвещение осуществляется в рамках работы стенда «Психолог рекомендует», рубрики «Советы психолога» в газете для выпускников «Шаг навстречу успеху», распространение буклетов и памяток, размещения информации на сайте Центра постинтернатного сопровождения, с целью информирования и прояснения ситуаций психологического аспекта.

Организация клуба выпускников «Мы вместе» на базе Центра постинтернатного сопровождения выпускников.

Блок 4. Психологические тренинги.

Цель: психокоррекционное и развивающее воздействие на личность выпускника, рассчитанное на избавление от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения и повышение уровня социально-психологической адаптации.

В рамках реализации проекта с выпускниками организован тренинг развития коммуникативных умений и навыков (см. Приложение 3).

С целью активизации адаптационных реакций организма, достижения эмоционального равновесия, обучения выпускников использованию социально-приемлемых способов снятия внутреннего эмоционального и мышечного напряжения, планируется проведение тренинга «Жизненные навыки» с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.

Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека, создает ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений с выпускниками.

Задачи тренинга «Жизненные навыки»:

  • мотивация на жизнь, развитие, обучение и трудоустройство, освоение нового опыта;
  • работа с телесными зажимами, самооценкой и внушаемостью;
  • развитие способности жить в негативных переживаниях;
  • развитие стрессоустойчивости;
  • снижение деструктивной конфликтности;
  • тренинг чувства юмора.
  1. Ажнина О. Психологическая поддержка профессионального самоопределения детей-сирот // Воспитание школьников. — 2005.-№7.- С.41-47.
  2. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. Учеб. заведений/ – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  3. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2007. – 216 с.
  4. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод.пособие/ М.С. Вальдес Одриосола. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 63 с., 16 с. Ил.: – (Развитие и коррекция).
  5. Боровик В.Г. Учит жить сама жизнь, если она правильно организована// Детский дом. -2003.-№3.- С.2-3.
  6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.- М.: Академия, 1999. – 440 с.
  7. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. – М., 1999. – 52 с.
  8. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб-метод.пособие. /Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  9. Галагузова М.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004.-325 с.
  10. Гусев А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома // Учитель. -2003.-№6.-С.12-15.
  11. Егорова М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. -1997.- №6.- С.63-68.
  12. Климина О. Школьные трудности воспитанников детских домов // Начальная школа. -2004.-№2.-С. 31-33
  13. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы/ под науч. Ред. Л.М. Щипицыной, Е.И. Казаковой., СПб., 2000. – 105 с.
  14. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
  15. 24. Кушев А.К. Служба комплексного сопровождения в образовательном учреждении (методические рекомендации). – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. – 104 с.
  16. Методика и технология работы социального педагога/Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. -М.: Академия, 2002.-189 с.
  17. Нелидов А.Л. Щелина Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2003.-№2.-С.31-39.
  18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  19. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Просвещение, 2000. -640с.
  20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ «Сфера», 2004.-480 с.
  21. Одинцова Л.И. Дорога в жизнь // Источник. -2004.-№3 .- С.17-19.
  22. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «измерить»? // Обучение. -2000.-№2.-С.16-17
  23. Попов В.И. Формирование социально-адаптированной личности воспитанников детского дома в процессе трудовой деятельности // Детский дом.-2004.-№3.- С.48-51.
  24. Постинтернатная адаптация выпускников специальных учебно-воспитательтных учреждений для несовершеннолетних. Практическое пособие/Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2002. – 160 с.
  25. Практикум по девиантологии/ Автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
  26. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. — СПб.: Академия, 2005.-391 с.
  27. Психология адаптации личности/ А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2008. – 479, [1] с.
  28. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т.Н. Карпович – Мозырь: Содействие, 2007. – 164 с.
  29. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Наталия Георгиевна Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
  30. Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. М. В. Дубровиной, А. Г. Рузской.- М.: Педагогика,2004.- 341 с.
  31. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии,2006. – 640 с. С илл.
  32. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). – М.: Издательский дом «Красная площадь», 2007. – 400 с.: с ил.
  33. Сапрынина Т.И. Выпускники не расстаются с детским домом // Детский дом. -2004. -№3.-С. 36-37.
  34. Семья Г. В. Первичное трудоустройство выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М. – 2005.
  35. Семья Г. В., Слугина Н. П. Создание и развитие системы специализированных центров при различных учреждениях и организациях, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М. – 2006.
  36. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечения. — М.: Тесей, 2005.- 160с.
Оцените статью