- Проекты
- Социализация выпускников детских домов и интернатов через образование и систематизация опыта Центра «Вверх»
- Краткое описание
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ
- 3. ЖИЛЬЕ КВАРТИРЫ
- 4. РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА
- 5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОМОВ ДЛЯ СЕМЕЙ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ
Проекты
Статус проекта: проект не получил поддержку
Социализация выпускников детских домов и интернатов через образование и систематизация опыта Центра «Вверх»
- Конкурс Второй конкурс 2018
- Грантовое направление Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
- Номер заявки 18-2-002882
- Дата подачи 10.09.2018
- Запрашиваемая сумма 6 556 295,00 ₽
- Cофинансирование 3 164 573,00 ₽
- Общая сумма расходов на реализацию проекта 9 720 868,00 ₽
- Сроки реализации 01.11.2018 — 30.11.2019
- Организация Автономная некоммерческая организация «Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх»
- ИНН 7715089673
- ОГРН 1107799025949
Краткое описание
В рамках проекта Центр «Вверх» планирует систематизировать свой восьмилетний опыт социализации выпускников детских домов и интренатов, а также подростков из социально незащищенных семей. Специально созданная рабочая группа, состоящая из сотрудников Центра и привлеченных экспертов обобщит и опишет имеющийся опыт. Этот опыт будет обсуждаться на двух круглых столах с участием специалистов из других НКО, работающих с этой целевой группой. К окончанию проекта будет опубликована брошюра с изложением накопленного опыта и методов работы, которая будет представлена на втором круглом столе с участием более широкого круга организаций.
Опыт будет систематизироваться на материале ежедневно проводимых в Центре «Вверх» и в Бельско-Устьенском детском доме-интернате (Псковская область) занятий для выпускников детских домов. В качестве примера будет описана работа по социализации через образование с 50 выпускниками детских домов в возрасте от 16 до 23 лет: это студенты Центра, ранее обучавшиеся в коррекционных школах, где они получили образование, равное 5 классам средней общеобразовательной школы, ежедневно посещающие занятия в Центре «Вверх», а также дети (10-18 лет) и молодые взрослые (18-25 лет) из Отделения молодых инвалидов Бельско-Устьенского детского дома-интерната (БУДДИ).
На занятиях ребята из Центра «Вверх» будут получать помощь в изучении программы средней школы, поскольку все они ранее учились в коррекционных школах. Они будут готовиться к тому, чтобы в дальнейшем сдать экзамены за 9 классов средней школы, что откроет для них совершенно новые перспективы в жизни, т.к. позволит самостоятельно выбирать, где им учиться или работать. В свободное от обучения время выпускники детских домов будут участвовать в разнообразных мероприятиях по социализации, таких как постановка спектаклей в театральной студии Центра «Вверх», две студенческие конференции (на них воспитанники Центра «Вверх» учатся делать презентации и выступать с ними публично), дебаты (на которых ребята оттачивают свои навыки коммуникации и убеждения и вырабатывают собственную точку зрения по различным острым вопросам).
Молодые инвалиды из БУДДИ (32 человека) будут осваивать навыки чтения, письма и счета (т.к. они никогда не посещали даже коррекционной школы) и бытовые навыки, готовясь к самостоятельной жизни или сопровождаемому проживанию после достижения ими 28 лет. Пилотный проект по обучению молодых инвалидов с особыми образовательными потребностями был запущен Центром «Вверх» в БУДДИ в сентябре 2018 г. и финансируется на средства президентского гранта до 30 ноября 2018 г. Данный проект предусматривает продолжение финансирования занятий и описание их как одного из проектов Центра по социализации через образование.
Дети из БУДДИ (40 человек) будут заниматься в пяти кружках, развивая свои творческие навыки, мышление, умение работать в коллективе.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Строительство детских домов семейного типа следует осуществлять, как правило, по индивидуальным проектам.
1.2. В детском семейном доме должны быть созданы оптимальные комфортные жилищно-бытовые условия, а также возможности для учебных занятий, подвижных игр, занятий техническим творчеством, способствующие участию в ведении домашнего хозяйства, интеллектуальному и духовному развитию детей, развитию способностей, приобретению знаний и навыков.
1.3. Настоящие Рекомендации распространяются на проектирование зданий детских семейных домов, строящихся во втором климатическом районе с обычными геологическими условиями.
1.4. Дети, проживающие в детских домах семейного типа, преимущественно пользуются общегородскими (поселковыми) детскими дошкольными учреждениями (садами-яслями) и общеобразовательными школами.
1.5. При проектировании и строительстве детских семейных домов следует широко использовать возможности местной базы индустриального домостроения, в том числе монолитного, а также традиционные местные строительные материалы, которые также обеспечивали бы целесообразность привлечения сил и средств самого населения к осуществлению застройки.
1.6. Условия, не оговоренные настоящими Рекомендациями, принимаются в соответствии с действующим СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания. Нормы проектирования».
2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ
2.1. Наиболее рациональными являются одно-, двухэтажные одноквартирные или блокированные дома с квартирами как в одном, так и в двух уровнях, которые рекомендуется возводить в малых городских и сельских населенных пунктах, городах средней величины, а также в зеленых зонах и пригородах крупных и крупнейших городов страны. Они позволяют сохранить традиционную для этой категории населенных мест связь квартир с приусадебным участком (палисадником) и наиболее отвечают расселению многодетных семей в целом. Кроме того, малоэтажная застройка может способствовать созданию «человеческого» масштаба жилых улиц, лишенных напряженных транспортных и пешеходных потоков.
2.2. В крупных и крупнейших городах, в новых жилых районах или периферийных зонах крупнейших городов целесообразно использовать первые этажи многоэтажных жилых зданий, в которых рекомендуется предусматривать многокомнатные квартиры с возможностью организации индивидуального входа и приквартирного участка.
2.3. Во всех перечисленных городах и населенных пунктах рекомендуется использовать для размещения детских семейных домов малоэтажные жилые здания, являющиеся памятниками истории и культуры (если допустима внутренняя их перепланировка).
2.4. Для участков с уклоном более 28 % рекомендуется проектировать малоэтажные дома террасного типа.
2.5. Учитывая необходимость трудового воспитания, при детском доме семейного типа следует предусматривать приквартирный (приусадебный) участок.
В сельской местности для организации подсобного хозяйства на приусадебном участке рекомендуется выделить зону для огорода, хозяйственных построек для домашнего скота и птицы, хранения и переработки урожая, теплицы; гараж для сельскохозяйственной техники и другие хозяйственные постройки могут быть сблокированы с домом, образуя внутренний двор.
2.6. При организации специализированных детских городков (деревень) планировочная структура может строится как из отдельно стоящих одноквартирных семейных домов, так и из блокированных, состоящих из двух и более квартир. Для создания выразительного архитектурно-планировочного решения жилых групп рекомендуется проектировать разнообразные системы блокировки: линейную, уступами со сдвигом, крестообразную. С этой целью планировочные схемы блок-квартир должны иметь соответствующее размещение окон и входов. В отдельных случаях блокированные жилые дома могут быть объединены общей планировочной структурой с общественными зданиями различного назначения.
2.7. В детские городки (деревни) могут быть включены воспитательные, учебные, культурно-спортивные и др. здания (помещения) общественного обслуживания. Состав их определяется, в основном, вместимостью городков, а также наличием и местом расположения вблизи общегородских объектов культуры, спорта, быта и других. В отдельных случаях могут быть предусмотрены также небольшой культурный центр с самодеятельным театром, дискоклуб, магазин, производственные мастерские, а также квартиры воспитателей, вышедших на пенсию и изъявивших желание остаться жить в городке.
2.8. Все детские городки должны иметь четкое зонирование территории: жилая зона, зона общественно-административных зданий, учебно-спортивная, культурно-развлекательная и хозяйственная. Состав помещений каждой зоны может быть различен и зависит от численности проживающих в городке, педагогической концепции и местных условий.
3. ЖИЛЬЕ КВАРТИРЫ
3.1. Детские дома семейного типа должны включать многокомнатные благоустроенные квартиры, обеспечивающие удобное расселение детей и взрослых, а также способствующие установлению внутрисемейных контактов детей и родителей.
3.2. Планировочные решения квартир могут строиться в соответствии с функциональным зонированием внутриквартирных помещений в двух вариантах:
разделение на две традиционные основные зоны — дневного пребывания и сна;
разделение на три зоны: индивидуальная — групповая — общесемейная.
При этом все зоны должны быть взаимоувязаны посредством раздвижных перегородок между спальнями, позволяющих в дневное время превращать их в единое игровое помещение; в общесемейной зоне рекомендуется предусматривать место для групповых занятий или игр; групповая зона при этом может быть «буферной» между индивидуальными (спальнями) и общесемейными помещениями и располагаться непосредственно при входе в квартиру или дом; индивидуальная зона, в свою очередь, может быть разделена на комнаты для младших и старших детей, в особенности, если в семье более трех — четырех старшекласников: тогда шумные игры малышей не будут мешать занятиям старших детей.
3.3. Спальные комнаты должны предусматриваться в соответствии с половозрастной структурой детей, при этом следует иметь в виду, что дети в возрасте до 1,5 — 2 лет требуют более свободного пространства (для подвижных игр), а старшего возраста — нуждаются в специальной мебели для своих занятий.
Для детей, достигших 8 — 10 лет, рекомендуется предусматривать отдельные комнаты площадью 8 — 10 м. Наличие индивидуальной комнаты для ребенка благоприятно отразится на формировании его личности, в семье будут складываться хорошие межличностные отношения и моральная атмосфера. Отсутствие своего «угла», где ребенок мог бы уединиться, нередко заставляет его замыкаться и избегать общения.
В отдельных случаях спальное место для ребенка в возрасте до трех — пяти лет может быть предусмотрено в спальне родителей.
3.4. Размещение детских комнат (спальня или индивидуальная зона) при расположении квартиры в одном уровне рекомендуется предусматривать в глубине квартиры, в более тихой и изолированной ее части; при двух уровнях — на втором этаже, при этом целесообразно использовать весь объем крыши для устройства мансарды.
3.5. Кухня или кухня-столовая — место не только для приготовления пищи, но и общения всей семьи. Площадь ее должна быть достаточной для организации двух процессов: приготовления и приема пищи. Обеденный стол рекомендуется предусматривать один для всех членов семьи. В случае, когда обеденная зона изолирована от кухни, последняя является чисто функциональным помещением, служащим только для приготовления пищи. Рекомендуемая площадь кухни-столовой на семью из восьми — десяти человек 18 м 2 , рабочей кухни — не менее 10 м 2 .
3.6. Количество кухонного оборудования по сравнению с квартирами обычного типа рекомендуется удваивать, устанавливая две плиты, две мойки, два или три холодильника, а также дополнительные шкафы для сушки и хранения посуды, кухонного инвентаря, продуктов.
3.7. Общая комната (гостиная) — главное помещение детского семейного дома. Спальные места в ней не предусматриваются. Площадь ее должна быть достаточной для проведения общесемейных вечеров, праздников, дней рождения детей, новогодних елок, просмотра телепередач и т.п. и зависит от количества детей и величины семьи в целом. Рекомендуемая площадь — не менее 30 м 2 .
3.8. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать специальную игровую комнату, свободную от мебели и оборудованную спортивно-игровым комплексом. В зависимости от возраста и увлечений детей вместо игровой комнаты может быть организована комната для любительской деятельности (поделок, вязания, фотодела, вышивания и т.п.), которую следует располагать недалеко от кухни, чтобы мать могла наблюдать за играми детей.
3.9. В квартире (доме) следует предусматривать комнату для выполнения домашних школьных занятий, здесь же устраивается небольшая домашняя библиотека. Часть площади комнаты должна быть рассчитана на детей в основном младшего школьного возраста, которые готовят школьные задания под руководством матери. Для детей старшего школьного возраста место для занятий рекомендуется организовывать непосредственно в спальнях, площадь которых 12 — 14 м.
3.10. Вспомогательные хозяйственные помещения, а также мастерские рекомендуется устраивать недалеко от кухни (при расположении помещений на одном уровне) или в цокольном (подвальном) этаже. Для стирки белья обязательно следует проектировать постирочную (смежно с кухней или санитарным узлом при входе), оборудованную двумя бытовыми стиральными машинами и коробом для грязного белья.
3.11. В домах (квартирах) следует предусматривать, как минимум, два санитарных узла: один при входе (унитаз и умывальник), другой, раздельный, при спальной группе помещений (уборная и ванная комната). В ванной комнате рекомендуется установка двух умывальников. В отдельных случаях вместо ванной может быть установлен один или два душа с полибаном.
В квартирах (домах), где в семье более десяти детей, в спальной зоне возможны два санитарных узла, раздельно для девочек и мальчиков.
3.12. Изменения, которые возможны в семьях с приемными детьми, требуют гибкой планировки, обеспечиваемой за счет применения прогрессивных конструктивных планировочных элементов. В них можно выделить три основных конструктивно-планировочных приема, связанных с устройством трансформируемой перегородки:
между комнатами детей (позволяет изолировать индивидуальные зоны для сна и, наоборот, объединить их для игр);
между спальной родителей и комнатой ребенка, обеспечивающей разную степень их пространственной общности;
пространственное отделение части большого помещения (общей комнаты) для групповых занятий детей.
Для осуществления перечисленных приемов при проектировании жилых зданий рекомендуется применять широкий шаг строительных конструкций.
4. РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА
4.1. Детские дома семейного типа следует размещать дисперсно среди обычных жилых домов массовой застройки по расчету, заложенному в основу генерального плана района и вблизи от предприятий торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, включая ясли-сад и общеобразовательные школы, а также общих досуговых и спортивных центров, предназначенных для детей данного микрорайона или жилой группы, обеспечивая повседневное общение детей, воспитывающихся в семьях и детских домах семейного типа. На пути к этим домам желательно не иметь улиц с интенсивным движением.
4.2. Размещение детских семейных домов может быть организовано в виде концентрированных и малоконцентрированных групп.
Первые представляют собой сосредоточение жилых домов (блок-квартир) в виде детских городков (деревень) или комплексов, располагаемых в специально отведенных участках. Такого рода жилые образования должны включать от 15 до 20 семей с приемными детьми и предусматривать централизованное обслуживание (учеба, оказание помощи в воспитании и организация летнего отдыха), работающее по открытой системе.
Малоконцентрированная группа, как правило, составлена из однотипных домов (блок-квартир) и включена в структуру жилого района (микрорайона) или поселка. В ней обычно не более пяти-семи индивидуальных или блокированных домов с общим универсальным залом для проведения праздников, вечеров или спортивных занятий.
4.3. Участки должны удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям, располагаться на селитебной территории вблизи крупных зеленых массивов и быть достаточно удаленными от магистральных улиц, дорог с интенсивным движением и от источников шума. Необходимо предусмотреть удобные подъездные пути к участкам и подходы к ним от остановок общественного транспорта.
5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОМОВ ДЛЯ СЕМЕЙ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ
5.1. Проектные предложения были разработаны в двух вариантах: заселение в домах блокированного типа с квартирами в двух уровнях и в квартирах для многодетных семей, расположенных в первых этажах девятиэтажных домов (серия 85).
В качестве аналогов для сравнения приняты проекты ЦНИИЭП учебных зданий: Дома ребенка на 150 человек (проект 214-03-23.88) и детского дома на 210 человек (проект 214-03-24.88) — см. табл. 1.
5.2. Для проведения оценки по рассматриваемым проектам были составлены сметно-финансовые расчеты по методу укрупненных расценок, изложенному в «Рекомендациях по экономической оценке объемно-планировочных решений крупнопанельных, крупноблочных и кирпичных жилых домов для городского строительства» (М., ЦНИИЭП жилища, 1985).
Технико-экономические показатели проектов Дома ребенка, детского дома и детских домов семейного типа
Проекты ЦНИИЭП учебных зданий (эталоны)
Предложения ЦНИИЭП жилища по детским домам семейного типа
Дом ребенка 214-03-23.88
Детский дом 214-03-24.88
Блокированные дома с квартирами в двух уровнях