Проекты для сотрудников дома ребенка

Хочешь стать наставником для ребенка из детского дома? Читай, как это сделать!

В Рязани начал работу проект «Наставничество», который поможет воспитанникам детских домов найти себе настоящих взрослых друзей

Это история про доверие

В жизни каждого из нас были люди, которые определили направление нашего будущего пути на том или ином его отрезке. Особую роль родители, учителя, тренеры и старшие товарищи сыграли для нас в подростковом возрасте. На одних из них мы решили равняться. Другие, подсказали верное решение в сложной ситуации. Третьи до сих пор ведут по жизни своими мудрыми советами.

Но детям в детских домах таких друзей обрести довольно трудно. Поэтому мальчишки и девчонки старше 12 лет чаще всего остаются один на один со своими подростковыми проблемами, а выходя во взрослую жизнь испытывают больше трудностей, так как отныне самостоятельно должны заботиться о себе.

Чтобы изменить подобную ситуацию, еще семь лет назад Благотворительный фонд «Солнечный город» начал в Новосибирске проект «Наставничество», который помогает детям-сиротам находить неравнодушных взрослых-наставников, людей, которые становятся для ребят и друзьями и доверенными лицами. Проект стал настолько успешным, что вышел за рамки одной области и уже реализуется в Калининграде, Нижнем Новгороде, Томске, Перми, Уфе, Иваново, Оренбурге, Красноярске, Краснодаре и Иркутске.

Всего в 16 областях страны создано 430 пар, в которых взрослый человек стал наставником для ребенка. У каждой такой пары есть своя «изюминка»: кто-то совместно занимается спортом, кто-то любит ходить в кино, кто-то вместе ездит помогать бездомным животным. Но у всех есть одна общая черта: наставник и ребёнок со временем становятся по-настоящему близкими.

Читайте также:  Проект удобная планировка двухэтажного дома

Такая дружба-наставничество сильно меняет подростка. По данным ежегодных исследований, эмоциональное состояние ребенка, у которого есть наставник, улучшается в 84% случаев, в 79% случаев ребенок становится более уверенным в себе. 74% детей становятся общительнее, более 50% начинают активно проявлять инициативу.

Важен в процессе наставничества и тот факт, что и сам взрослый много черпает из этой дружбы.

В нашем регионе проект запущен совсем недавно, а реализует его рязанская команда Автономной некоммерческой организации поддержки интересов семьи и детства «ПроДетство» — руководитель организации Елена Макаровская, психолог проекта Алена Волчкова и куратор Алла Харламова.

— Последние три года так или иначе в нашей среде всплывала тема наставничества, были тренинги, встречи, споры, иногда с пеной у рта: работает технология или не работает, — вспоминает Елена Макаровская. – И все это оттягивалось до той поры, пока не появился Новосибирск и Детский фонд «Солнечный Город» с проектом «Наставничество». Теперь проект стал Всероссийским и реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Мы с радостью объявили набор кандидатов в наставники. Многих из тех, кто заполнил заявки на участие в проекте, мы знаем. Кто-то учился в школе приемных родителей, но понял, что не готов взять на себя такую ответственность. Кто-то помогает нам как волонтер, но решил, что сможет дать ребенку больше в роли наставника. Ну, а стать наставником может любой человек старше 24 лет. В этом возрасте люди уже, как правило, имеют образование и жизненный опыт, понимают долю своей ответственности и принимают детей такими, какие они есть.

Про детей и взрослых

С первыми анкетами кандидатов уже работает психолог Алена Волчкова. Она же является штатным психологом школы-интерната, где и будет реализован проект. Сегодня в этом учреждении живут и учатся 47 подростков, большинство из которых – старше 12 лет, то есть могут принять участие в программе наставничества. Двенадцать мальчишек и девчонок уже приняли решение об участии в проекте. Остальные пока раздумывают.

— Кто-то из них уже участвовал в программах наставничества. Есть те, кто разочаровались. Но есть и другая категория ребят, они либо все еще связаны узами дружбы со взрослыми, либо подыскивают себе такого друга. А еще есть ребята, которые сразу спрашивают, можно ли им наставника побогаче, — улыбается Алена. – Это — дети! Куда от таких вопросов денешься? Разъясняю им, что доверие и открытость важнее дорогого телефона.

Я почему поверила в этот проект? Мы честно рассказываем о всех плюсах и минусах таких отношений, об ограничениях, которые существуют, например, на покупку наставниками дорогих подарков. Объясняем, что это не волонтерство – приехал, когда смог или захотел. Что нужно будет встречаться с ребенком каждую неделю, причем, первое время – под наблюдением специалистов. А еще — писать отчеты о встречах. Мы рассказываем, что со стороны детей могут быть провокации, ведь работать нужно будет с ребятами, которые зачастую разуверились во взрослых или относятся к ним настороженно. Что эффект от такой дружбы можно будет увидеть лишь месяцы спустя. И все же радует, что есть люди, готовые взять на себя такую ответственность. Заявки подали уже 16 человек. А в будущем, конечно же, мы надеемся, что у каждого ребенка в школе-интернате будет свой наставник.

Про наставников для наставников

В перспективе, подчеркивает Елена Макаровская, проект будет распространен на все регионы и всех детей, оставшихся без попечения родителей. Пока же главная задача людей, которые реализуют его в Рязани, самим стать наставниками для наставников. И не только для наставников, но и для сотрудников школы-интерната. В этой сложной работе основная нагрузка ложится на куратора проекта – Аллу Харламову. Именно она обеспечивает взаимодействие между всеми участниками процесса: детьми, наставниками, руководителями и сотрудниками учреждения. Алла много лет работает с детьми, оставшимися без попечения родителей, и для многих сама давно уже стала наставником: ей днем и ночью звонят бывшие воспитанники, она поздравляет с днями рождения не только их, но и их детей – настолько близкими и долгими стали эти отношения.

— Наверное, я первый скептик в этом проекте. Я прекрасно понимаю, насколько трудно будет его реализовать, ведь здесь нужна поддержка всех сторон, а моя задача – все эти стороны сплотить, настроить на один лад. Первая моя задача – поиск наставников. Но есть и другая, не менее важная: школы-интернаты – учреждения закрытые, со своим, сложившимся «климатом», четким регламентом в работе, в который мне нужно будет встроить «посторонних» людей. Здесь важно сделать эти процессы как можно более доброжелательными и открытыми. Мы все прекрасно понимаем, что детский дом дает ребенку внутри своего заведения максимум уюта, тепла, доброты и поддержки. А вот за его стенами дети становятся бессильны. У них отсутствуют семейные связи, и как итог — тесные эмоциональные контакты, отсутствуют навыки самообслуживания. Им нужны помощники в простейших бытовых ситуациях, впрочем, как и люди, которые дадут дельный совет, например, о выборе вуза. Чтобы перейти в нечто большее, такая связь между ребенком и наставником должна вырасти в стенах учреждения, а все мы – кураторы и сотрудники школы-интерната, должны этому росту поспособствовать.

Наставник — это человек, который искренне интересуется жизнью ребенка, поддерживает его и помогает подготовиться к жизни за стенами детского дома.

Задача – не из легких. И все же, «ПроДетство» за нее берется. Совсем недавно, Елена, Алена и Алла прошли обучение на площадке Всероссийского форума «PRO-подростков» для сотрудников детских домов, специалистов органов опеки и попечительства, представителей некоммерческих организаций, где говорили об актуальных технология работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе, о положительном опыте работы в других регионах проекта «Наставничество». Пару дней назад они провели в «Точке кипения» встреча с потенциальными кандидатами в наставники. А уже в конце этого месяца запускают серию обучающих семинаров для тех, кто готов стать наставником для ребенка.

Друзья, надеюсь статья была вам интересна! Заходите на мой канал , подписывайтесь, лайкайте, комментируйте.

Социальный проект, тема «Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания»
проект (9 класс) по теме

Проект разработан с целью организации семейного воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 и старше посредством семейного воспитания

Скачать:

Вложение Размер
Проект «Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания» 141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом г.Навашино»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

тема : «Каково на дому, таково и самому».

Жизнь не спросит, что ты знаешь, а сурово спросит, что ты умеешь.

(Из детских высказываний)

П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

Разработал: социальный педагог,

1 квалификационная категория

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства. Даже самые лучшие учреждения для детей-сирот находятся в некоторой изолированности и отстранённости от реальной жизни. Организация воспитания не даёт опыта жизни семье, далека от модели организации самостоятельной индивидуальной жизни. Трудности социализации в условиях интернатных учреждений наиболее ярко проявляются у выпускников , для которых характерно наличие следующих черт:

  • иждивенческая позиция, апатия, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики;
  • отсутствие бережливости, ответственности, навыков конструктивного общения;
  • инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
  • перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями, деформировано социальное пространство личности, проявляющиеся в росте числа преступлений, суицидов и других социальных девиаций.

В результате выпускники не могут успешно адаптироваться, оказываются за «бортом» социальной жизни.

Трудности, которые испытывает выпускник сиротского учреждения, можно разделить на два блока:

— Комплекс социальных затруднений : бедность, жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, отсутствие мотивации к социальной реализации, несформировавшиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей.

— Комплекс психологических затруднений : отсутствие доверия к миру людей, искажённое формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи.

Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять своё поведение и запросы, в зависимости от обстоятельств, в неспособности самореализоваться в жизни с позитивной точки зрения.

При выпуске из детского дома, выпускники испытывают большие трудности с устройством на работу, с налаживанием своего быта, с решением финансовых проблем.

Подготовка детей к жизни задача комплексная, объединяющая усилия профессионалов различных специальностей и координируя работу различных ведомств.

Сложный процесс социализации предполагает решение 3-х главных проблем в обучении и воспитании ребёнка-сироты:

  • Развитие его личности и межличностного общения;
  • Подготовка к самостоятельной жизни (специальные меры, связанные с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания);
  • Профессиональную подготовку.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ : СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА 16 и старше ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

ТАКТИЧЕСКАЯ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, КОТОРАЯ В ПРОЦЕССЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ ПРИОБРЕТАЕТ СПОСОБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ, РЕАЛИЗОВАТЬ СТРАТЕГИЮ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ДОСТОЙНОЙ ЧЕЛОВЕКА.

  1. Создать условия для успешной социализации воспитанников.
  2. Научить вести дом.
  3. Сохранить и укрепить духовное и физическое здоровье.
  4. Развивать конструктивные и коммуникативные навыки межличностного общения.
  5. Оказать помощь в самостоятельном, осознанном выборе достойной профессии.
  6. Научить воспитанника защищать свои права и отвечать по обязательствам.
  7. Развивать творческие способности воспитанников.
  8. Решить проблему постинтернатной адаптации воспитанников.
  1. Подготовительный. Создание нормативно-правовой базы. Создание материально-технической базы (условий, максимально приближенных к семейным). Подготовка научно- методической базы. Подготовка кадров. Организация межведомственного взаимодействия (заключение договоров о сотрудничестве). Промежуточный мониторинг и корректировка.
  2. Практический. Организация социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома 16 и старше лет. Промежуточный мониторинг и корректировка.
  3. Заключительный. Итоговый мониторинг. Семинар по передаче позитивного опыта, выпуск сборника методических материалов. Отчёт о целевом использовании средств.

Предоставление временного жилья для выпускников детского дома (жильё отсутствует или ветхое)

Перепланировка помещения детского дома, выделение и ремонт квартир, обстановка мебелью и электро-бытовой техникой.

Бытовые условия, наличие личного жизненного пространства, уют, обустроенность.

Положение, устав, должностные инструкции, разработка программ, согласование с учредителем и др. структурами. Подбор кадров.

Силами ВТК (временной творческой команды разработка положения СБО, внесение изменений в устав, поиск и подготовка кадров, редактирование воспитательных программ с учётом индивидуальных потребностей и цели проекта)

Наличие документов и кадрового обеспечения.

Заключение договоров о сотрудничестве с Центром занятости, с Центром планирования семьи, с Центром профориентации, с соц. Защитой.

Услуги в соответствии с условиями договора

Сформированность социального пространства личности

Диагностико-коррекционные мероприатия, социализация и адаптация воспитанников

Комплексная диагностика, защита прав и интересов, программы социализации, переписка, встречи с родственниками.

Навыки ведения дома

Здоровый образ жизни

Подготовка к самостоятельной жизни

— Основы знаний по оказанию

первой медицинской помощи

— Диагностика и реабилитация

Творческие и интеллектуальные

Правовая культура

— игровые, предметные, — встречи с институтами правовой защиты; — диагностика;

творческие олимпиады; — деловые игры; — тренинги, беседы;

— Самообразование; — знакомство со статьями Кодекса РФ; — индивидуальные коррекционные

— Посещение выставок, музеев, — защита жилищных имущественных прав; мероприятия;

студий, кружков; — консультации.

Социальные связи выпускника.

— студии; — МУП ЖКХ; — мэрия;

— коллективные игры; — почта; — нотариус;

— дискотеки. – поликлиника. – адвокат;

— служба занятости.

— встречи в семье родственников;

— театры, музеи, концерты;

  1. Создание нормативно-правовой базы.
  1. Ходатайствовать о возможности открытия группы «Замещающей семьи».
  2. Оформить смету проекта.
  3. Получить разрешение гор. Комитета по образованию.
  4. Внести изменения в Устав.
  5. Привлечение финансов.
  6. Произвести реконструкцию здания:

— разрешение отдела архитектуры;

— заключить договор на проект;

— подобрать рабочую бригаду (провести тендер рабочих бригад);

— приобрести стройматериалы, оборудование, мебель.

7. Мотивация участников социально-педагогического проекта (поиск, подготовка, отбор социальной «мамы»; воспитанников, готовых принять правила организации жизнедеятельности).

8. Создание группы социально-психологического сопровождения.

9. Отделка «квартиры» для семьи.

10. Провести обучение социальной «мамы» и «тети» (психолого-педагогический курс, медицинское обследование, основы бухучёта. Изучение нормативно-правовой базы).

11. Финансирование и обеспечение жизнедеятельности группы семьи.

12. Разработка и утверждение правил проживания семейной группы.

13. Создать группу «замещающей семьи» (приказ).

14. Презентация «семьи».

2. Подготовка к самостоятельной жизни, воспитание семьянина.

Цель: формирование личности семьянина.

Задачи : 1.формирование позитивного отношения к семье;

3.формировать навыки ведения дома;

4. научить планировать семейный бюджет.

5. формировать семейные традиции.

Формирование качеств семьянина (через реализацию программу «Воспитание семьянина»).

Распределение ролей в семье, права и обязанности мужа, жены, матери, отца, детей;

Принципы взаимоотношений. Воспитание мужественности и женственности.

Моделировать правильные взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Раскрыть предназначение матери в семье и обществе. Воспитывать любовь к детям и уметь заботиться, нести ответственность за детей (через реализацию программы «Школа матери»).

Домашний уют семьи, индивидуальность каждой комнаты \ квартиры;

Распределение обязанностей, разработка правил поведения, режима дня;

Навыки приготовления пищи, сроки хранения и реализации продуктов, сервировка стола, навыки самообслуживания (уметь стирать, шить, гладить и пр.);

Ведение приусадебного хозяйства (сельское хозяйство, животноводство);

Знание правил техники безопасности и уметь пользоваться бытовыми электроприборами;

Умение обращаться в службы помощи (милиция, скорая помощь, служба газа, ЖКХ и пр.)

Совместное планирование, ведение бюджета семьи (дебет, кредит, семейная экономия);

Знания и умения банковских операций: ипотека, ссуда, кредит, расчеты коммунальных платежей.

Семейные советы, часы (планирование, подведение итогов);

Совместные праздники (дни рождения, именины, проводы в армию и пр.);

Следование народным традициям (Пасха, Рождество и пр.), приёмы гостей, правила гостеприимства;

Настольные семейные игры, совместное посещение спортивного зала, бассейна, турпоходы, пикники и пр.;

Разработка системы поощрений в зависимости от уровня социализации воспитанника (более лояльное отношение к режиму дня; материальные поощрения на карманные расходы, мера доверия; бытовые поощрения: выделение отдельной комнаты, холодильник, телевизор, компьютер и пр.; выбор компаньона по комнате).

3. Физическое психическое здоровье воспитанников.

Цель: формировать у воспитанников представления о здоровье как о важной личной и общественной ценности.

  1. Содействовать полноценному психическому и физическому развитию воспитанников.
  2. Организовать лечебно-профилактическую работу.
  3. Приобщать воспитанников к здоровому образу жизни.
  4. Использовать средства физической культуры как важный фактор физического развития воспитанников.
  5. Научить воспитанников оказывать первую медицинскую помощь.
  6. Дать знания о применении средств народной медицины.
  1. Закаливание.
  • Утренняя гимнастика.
  • Посещение бассейна.
  • Контрастное обливание, ходьба босиком по снегу.
  • Туристические походы.
  • Фитотерапия, ароматерапия.
  1. Физическая культура.
  • Шейпинг.
  • Спортивные секции, кружки.
  • Спортивные соревнования (кросс, эстафеты).
  • Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей).
  1. Профилактика.
  • Личная гигиена.
  • Правильное и здоровое питание.
  • Режим дня.
  • Беседы о пагубном влиянии вредных привычек (алкоголя, табакокурения, употребление наркотических веществ) на организм.
  1. Основы первой медицинской помощи.
  • Искусственное дыхание.
  • Помощь при травмах.
  • Помощь при отравлениях.
  • Помощь при ожогах.
  1. Средства народной и нетрадиционной медицины.
  • Лечебные травы.
  • Тренинг, аутотренинг.
  • Ингаляция.
  • Массаж (точечный).
  • Акупунктура.
  1. Диагностика и реабилитация.
  • Анкетирование.
  • Тестирование.
  • Мониторинг.
  • Собеседование.
  • Анализ полученных данных.
  1. Лечебные задачи.
  • Диспансеризация.
  • Посещение поликлиники.
  • Амбулаторное и стационарное лечение.
  • Санатории и профилактории.

4. Умственная деятельность и интеллект.

  1. Оказать помощь в получении общего, среднего, начального профессионального, среднего профессионального образования.
  2. Расширять кругозор воспитанников.
  3. Закреплять навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
  4. Формировать культуру умственной работы.
  5. Учить планировать свой день.
  6. Учить самоконтролю, взаимопомощи.
  • Обучение в школе, колледже. (Поддержание связи с классным руководителем, учителями).
  • Самообразование. (Умения работать с книгой, писать реферат, пользоваться библиотекой, периодической печатью).
  • Участие в интеллектуальных игровых программах, конкурсах, викторинах, олимпиадах.
  • Освоение учебной программы «Пользователь ПК».
  • Формирование художественно-эстетического вкуса (выбор видео, аудиоматериалов, художественной литературы, …)

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни должна начинаться с формирования выпускника, представляющего некую модель того, что весь педагогический коллектив хочет видеть в результате работы. Обычно такая модель представляет собой перечень основных, жизненно важных и социально значимых личностных качеств, ЗУНов.

Перечень основных навыков, необходимых в самостоятельной жизни, которые дети-сироты получают в стенах детского дома:

1.Навыки ухода за собой. (Уход за телом и одеждой).

2.Навыки повседневной жизни. (Общение, пользование деньгами, аппаратурой).

3.Навыки общения. (В семье и вне дома).

4.Навыки проведения свободного времени. (Приятно и с пользой).

5.Навыки обучения и трудовые навыки. (Поиск места обучения и работы).

Основной задачей является подготовка детей к самостоятельной жизни и труду. Мы должны подготовить ребёнка так, чтобы при выходе из детского дома он умел делать всё. Нужно вводить разнообразные виды трудовой деятельности, которые позволяют овладеть навыками столярного, кулинарного, слесарного, сельскохозяйственного обувного дела.

Не благодаря создавшейся ситуации, а вопреки ей нужно научить ребёнка выжить в ней в очень тяжёлых экономических условиях.

Выжить вопреки всем козням, которые приготовила природа нашим детям: плохое здоровье, проблемы эмоционально-психического развития; нереализованная потребность ребёнка в любви и, как следствие, искажение самосознания и деформация личности. Вот лишь неполный перечень того, с чем придётся столкнуться и что надо преодолеть и нам, и детям в процессе завоевания ребёнком своего «места под солнцем». Процесс вживления наших хрупких росточков в суровое и порой безжалостное общество невозможен без нашего участия. В практике д/д применяются 3 формы организации работы:

  1. Массовая. (Праздники, утренники, вечера, соревнования.)
  2. Групповая. (Кружки, секции).
  3. Индивидуальная. (Обучение отдельных воспитанников пению, чтению, игре на музыкальных инструментах).

Цель: Научить подрастающее поколение жить в быстро меняющемся мире. Это значит подготовить к жизни человека не только умелого и лабильного, способного безболезненно вписаться в канву современных цивилизованных процессов, но и всесторонне развитую личность, способную понимать, любить и принимать мир, т. Е. вырастить человека, готового физически и нравственно жить в современном мире.

Выпускники д/д характеризуются эгоистичным, потребительским отношением к окружающему миру, не умеют проявлять чувство благодарности, не знают материальную сторону жизни. Поэтому одно из основных направлений в работе любого детского учреждения интернатного типа — .то создание благоприятных условий для творческого развития, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни воспитанников.

5. Межличностное общение.

Подготовка детей к жизни – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы деятельности человека. Важное место при этом отводится коммуникативной готовности, так как факт общения является определяющим для становления личности растущего человека. Именно эмоциональные отношения в мире людей создают благоприятные условия для налаживания контактов. Зная их, целенаправленно и творчески изменяя, можно научиться управлять ходом развития и становления коммуникативной готовности ребенка.

Цель: определение затруднений в общении, барьеров общения.

« Диалог со взрослым »

« Дискуссия о морали »

« Девушки и юноши »

  • Индивидуальные коррекционные мероприятия по плану психолога и консультации по выявленным проблемам.
Оцените статью