Проекты домов братьев весниных
Творческий коллектив Весниных окончательно сложился к 1923 году, и в течение десяти лет братья были признанными лидерами нового направления в советской архитектуре. Сила творческого коллектива Весниных заключалась в том, что это было органичное сообщество талантливых, единых по творческим устремлениям, но в то же время и во многом разных архитекторов. Братья удачно дополняли друг друга не только различными сторонами своего таланта, но и своим опытом.
Произведения Весниных 1923-1932 годов характерны для конструктивизма, сторонники которого в вопросах формообразования отдавали предпочтение выявлению функционально-конструктивной основы здания. При этом для работ 1923-1925 годов было характерно подчеркивание конструктивной целесообразности новой архитектурной формы (творческие принципы раннего конструктивизма сформулированы в «кредо» А. Веснина).
Братья Веснины. Конкурсный проект здания Дворца Труда в Москве. Перспектива. |
Братья Веснины. Конкурсный проект здания Дворца Труда в Москве. План. 1922-1923. |
В конце 1925 года была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА, председатель — А. Веснин, заместители — В. Веснин и М. Гинзбург). Печатным органом конструктивистов стал журнал «Современная архитектура» (СА, ответственные редакторы — А. Веснин и М. Гинзбург).
А. А. Веснин и Л. С. Попов а. Проект художественного оформления массового действа в честь третьего конгресса Коминтерна. 1921. |
А. А. Веснин. Сценическая установка к скетчу Честертона «Человек, который был четвергом» в Московском Камерном театре. 1922-1923. |
Во второй половине 20-х годов конструктивисты больше внимания начинают уделять обоснованию функциональной целесообразности новой архитектурной формы (характерны в этом отношении мысли, высказанные А. Весниным на заседании в РАХН в 1929 г.). Был разработан и получил распространение так называемый функциональный метод — учет требований функционального процесса (взаиморасположение отдельных помещений, график движения и т. д.), разработка рациональной планировки и оборудования здания. Функциональный метод представлял собой развернутую творческую программу конструктивизма. Он требовал от архитектора участвовать в выработке новых типов зданий, бороться с эклектикой, внедрять в архитектуру новейшие научно-технические достижения, выявлять эстетические возможности новой архитектуры, бороться за индустриализацию строительства, типизацию, заводское изготовление элементов и превращение строительства в монтаж строительных деталей и т. д.
А. А. и В. А. Веснины. Проект Московского отделения газеты «Ленинградская правда». 1924. Перспектива, планы, фасады. | Братья Веснины. Конкурсный проект здания акционерного общества «Аркос». Москва. 1924. Перспектива. |
Причем важно отметить, что в функциональном подходе к проблемам формообразования конструктивисты подчеркивали значение социальной функции сооружения. Широко использовалась павильонная композиция — деление сооружения на отдельные, различные по назначению корпуса, соединенные между собой в соответствии с требованиями общего функционального процесса переходами и коридорами. Характерны в этом отношении произведения Весниных: конкурсный проект Библиотеки им. В. И. Ленина (1928-1929), Дом Общества политкаторжан (1930), проекты домов-коммун для Сталинграда и Кузнецка (1929-1930), рабочие клубы в Баку (1928-1932), Дворец культуры Пролетарского района в Москве (1931-1937). В этот же период созданы: универмаг на Красной Пресне (1927), Днепровская гидроэлектростанция (1929-1930), конкурсные проекты — театр в Харькове (1930), Дворец Советов (1931-1932) и др.
Братья Веснины. Универмаг на Красной Пресне в Москве. 1927-1928. Общий вид и план. |
В начале 30-х годов в советской архитектуре происходил процесс творческой перестройки с ориентацией на использование традиций прошлого. В изменившихся творческих условиях Веснины не могли работать с полной отдачей своего таланта. Но и среди проектов, созданных братьями Весниными после 1932 года, есть весьма значительные работы; среди них — конкурсные проекты для Москвы: театр им. Вл. И. Немировича-Данченко (1933), Наркомтяжпром (1934), второй дом Совнаркома в Зарядье (1940).
В 1933 году умер Л. А. Веснин, и в последующем продолжали совместно работать А. А. и В. А. Веснины.
Братья Веснины. Проект «Театра массового музыкального действа» в Харькове. 1930. Перспектива и план. |
В начале 30-х годов, как и в первые годы Советской власти, в центре творческих поисков советских архитекторов оказались художественные проблемы формообразования. Резкой критике подвергались работы конструктивистов за их отказ от традиционных архитектурных форм и декора.
Творческие дискуссии 1933-1934 годов проходили под знаком поисков новых путей развития советской архитектуры, причем в центре внимания оказалась проблема наследия. Обсуждение творческих проблем продолжалось и в последующие годы. В вопросе об отношении к наследию происходили наиболее острые столкновения между сторонниками различных творческих концепций. Лидеры конструктивизма (А. Веснин, М. Гинзбург, В. Веснин) активно выступали на совещаниях и дискуссиях и на страницах печати, резко критикуя явно обозначившуюся тогда тенденцию использования форм прошлого. Они не отрицали необходимости изучения архитектурного наследия, но считали, что это надо делать не для того, чтобы использовать формы прошлого в современных сооружениях, а чтобы понять закономерности со-здапия художественного образа.
Братья Веснины. Кониурсный проеит Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве. 1928. Аксонометрия. | В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевсний. Днепрогзс. 1929-1930. |
В 1934 году лидеры конструктивизма выступили с совместной программной статьей «Проблемы современной архитектуры», в которой в развернутой форме изложили свои теоретические взгляды и отношение к происходившей тогда в советской архитектуре творческой перестройке.
С 1933 года А. А. и В. А. Веснины возглавляли одну из созданных тогда проектных мастерских Моссовета (переданную вскоре в систему Наркомтяжпрома, а затем в Наркомат нефтяной промышленности).
В послевоенные годы Веснины постепенно отходят от активной практической и теоретической работы.
Братья Веснины. Дворец культуры Пролетарского района Москвы (ныне автозавода им. Лихачева). 1931-1937. Интерьер и план. |
Братья Веснины. Дворец культуры Пролетарского района Москвы (ныне автозавода им. Лихачева). 1931-1937. Общий вид. |
Теоретическое наследие Весниных невелико. Леонид Александрович не выступал как теоретик, Александр Александрович и Виктор Александрович, активно участвуя в творческой жизни и теоретических дискуссиях, писали мало и неохотно. Особенно мало выявлено текстов, относящихся к наиболее активному периоду творческой деятельности братьев Весниных — к 1923-1932 годам.
Александр Александрович Веснин, как и его братья, родился и провел детство на Волге, в древнем русском городе Юрьевце. Окончив Московскую практическую академию, он поступает в Петербургский институт гражданских инженеров (1901-1912).
Еще со студенческой скамьи А. Веснин делил свои симпатии между архитектурой и живописью. Он был талантливым художником, о чем, например, свидетельствует выполненный им живописный плафон дома Сироткина.
В 1912-1914 годах Александр Александрович работал в мастерской В. Е. Татлина. В первые годы после Октябрьской революции А. А. Веснин выступает главным образом как художник — беспредметная живопись, книжная графика, театральные декорации (в Камерном театре, Малом театре и др.)» с 1921 года он профессор живописи и рисунка во Вхутемасе. В эти годы А. А. Веснин принимает активное участие в работе ИНХУКа и в архитектурной группе ЛЕФа, где в тесном контакте с «левыми» художниками и теоретиками производственного искусства формируется его творческое кредо как архитектора, положенное затем в основу теоретической концепции архитектурного конструктивизма.
Конструктивизм многое воспринял из теоретических принципов производственного искусства, в котором провозглашались задачи: создание материальной среды для человека, конструирование полезных вещей.
В апреле 1922 года А. Веснин представил в ИНХУК личное творческое кредо, ряд формулировок которого он уточняет и развивает в июне того же года в записи о задачах художников. В этих документах были сформулированы теоретические принципы раннего конструктивизма — активная роль созданных художником произведений, подчеркивание конструктивной целесообразности новой формы.
Вокруг А. А. Веснина — лидера архитектурного конструктивизма — в 1923-1925 годах постепенно сплотилась группа творческих единомышленников (в основном из числа студентов архитектурного факультета Вхутемаса, где он возглавляет архитектурную мастерскую), которая в полемике с рационалистами — членами АСНОВА (лидер Н. А. Ладовский) — обратила пристальное внимание на функциональное назначение сооружений как основу формообразования.
Большое значение для формирования эстетического кредо А. Веснина имела его работа над оформлением (1922-1923) спектакля «Человек, который был четвергом» в Камерном театре. А. Веснин создал на сцене обобщенный образ современного города (художественное воплощение идеи урбанизма), использовав каркасные конструкции, фермы, консоли, лифты, движущиеся тротуары, различные элементы техники (вращающиеся колеса) и т. д. Эстетизация обнаженной конструкции, которая использовалась и раньше некоторыми художниками (В. Татлин, Л. Попова, Г. Клуцис, А. Экстер и др.)» была доведена здесь до уровня новой художественно-композиционной системы. Эта система приобрела архитектоническую структуру в конкурсных проектах братьев Весниных 1923-1925 годов (Дворец Труда — 1922-1923, московское отделение газеты «Ленинградская правда», ангар для самолетов, здание акционерного общества «Аркос» — 1924 г., телеграф — 1925 г.), которые сыграли большую роль в формировании нового творческого направления в советской архитектуре. В этих работах оказались как бы слитыми воедино формально-эстетические поиски А. Веснина и практический опыт его старших братьев. Все это придало новое качество этим произведениям Весниных, существенно отличавшимся (особенно по подходу к решению художественных задач) от более ранних проектов и построек В. и Л. Весниных.
Во второй половине 20-х годов мастерская А. Веснина на архитектурном факультете Вхутемаса-Вхутеина становится не только местом подготовки сторонников нового направления, но и своеобразной лабораторией творческих поисков в области формообразования.
Выполненные под руководством А. А. Веснина курсовые и дипломные работы студентов (А. Бурова, М. Барща, М. Синявского, И. Леонидова и др.) способствовали обогащению профессиональных средств и приемов конструктивизма.
В 30-е годы А. Веснин активно участвовал в творческих дискуссиях, последовательно отстаивая творческие принципы конструктивизма. Он серьезно занимается в 30-е годы теоретическими проблемами (взаимосвязь формы и содержания, пути освоения архитектурного наследия). А. Веснин еще и еще раз тщательно анализирует выработанные под его руководством в 20-е годы творческие принципы конструктивизма, отделяя в них то, что, по его мнению, прошло проверку временем, от того, что требует дальнейшего уточнения или не подтвердилось на практике.
Представляют интерес высказывания А. Веснина (а также и В. Веснина) о закономерностях формообразования в архитектуре, о взаимоотношении в архитектуре всеобщего и временного (характерного для определенной исторической эпохи), о роли отдельных средств архитектурной композиции, о простоте и сложности, о значении пространства, о взаимоотношении функции и формы и др.
Большое уважение вызывает бескомпромиссная оценка А. Весниным эклектических тенденций в советской архитектуре 30-х годов и защита художественных ценностей повой архитектуры и ряда конкретных произведений ее наиболее талантливых представителей (Ле Корбюзье, Райта, Леонидова) в тот период, когда в советской архитектуре на передний план выходило освоение классики.
Виктор Александрович Веснин одновременно с младшим братом Александром Александровичем окончил Московскую практическую академию, а затем Петербургский институт гражданских инженеров (1912). В 1908- 1914 годах В. А. Веснин выполняет целый ряд проектов совместно со своими братьями. В годы первой мировой войны, а затем и в первые послереволюционные годы Виктор Александрович работает, как правило, один, все более специализируясь в области промышленной архитектуры (химические заводы в Кинешме и в Тамбовской губернии-1915, Жилевский химический завод под Москвой — 1916, комплекс сооружений Большой кинешемской мануфактуры «Томна» — 1916-1917, Чернореченский суперфосфатный завод в Нижегородской губ. — 1918-1919, сернокислый завод в Саратове — 1920-1922, канифольно-скипидарный завод в Вахтане -1922-1924 и др.). Именно в этих произведениях В. Веснина наиболее определенно проявились черты «рациональной архитектуры», которые не только оказали влияние на некоторые проекты гражданских зданий, выполнявшиеся совместно всеми братьями, но и явились одними из истоков конструктивизма.
В. А. Веснин начиная с 1923 года преподает на архитектурном отделении МВТУ, оказав (совместно с А. В. Кузнецовым) решающее влияние на формирование советской промышленной архитектурной школы. Группа его учеников из МВТУ (Г. М. Орлов, И. С. Николаев, А. С. Фисенко и др.) наряду со сторонниками А. А. Веснина из Вхутемаса и М. Я. Гинзбурга из Московского института гражданских инженеров «лилась в творческое объединение конструктивистов — ОСА, став частью основного состава этой творческой организации.
Работая в 1923-1932 годах в тесном творческом контакте со своими братьями, В. Л. Веснин выполняет в этот период и ряд самостоятельных проектов. Среди них наиболее интересны осуществленные сооружения — Институт минерального сырья в Москве (1925-1928), Сельскохозяйственный банк в Иваново-Вознесенске (1926-1927), Днепрогэс (1929-1930, соавторы Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и С. Г. Андриевский).
Конкурс на проект Днепрогэса (1929) явился своеобразной проверкой понимания сути промышленной архитектуры. Здесь встретились и противостояли различные позиции зодчих: утилитарно-инженерная — группы приглашенных американских специалистов во главе с Купером, «академически-оформительская», представленная проектами И. В. Жолтовского, В. А. Щуко, и позиция группы В. А. Веснина. В пей всесторонне сочетались современная трактовка конструктивно-технических и эксплуатационных требований с высокими архитектурно-художественными качествами. Во время широкого общественного обсуждения конкурсных проектов в 1930 году наибольший теоретический интерес представляло, во время диалога между А. В. Луначарским и В. А. Весниным, формулирование Виктором Александровичем своих взглядов по «контролю на гигиену восприятия» архитектурной формы. Веснин говорил о процессе уточнения и совершенствования формы как средстве решения художественных проблем социалистической архитектуры.
В 1930-1940-е годы В. А. Веснин играл крупнейшую роль в создании Союза советских архитекторов и в развитии архитектурной науки. В этот период в полной мере проявился его талант как крупного общественного и государственного деятеля. Он был председателем Оргкомитета (с 1932 г.), а затем ответственным секретарем Союза советских архитекторов (1937-1949). В качестве организатора и первого президента (1939-1949) Всесоюзной Академии архитектуры он последовательно и настойчиво стремился к повышению значения архитектурной науки и связи ее с практикой.
Авторы — общее предисловие и предисловия к А. А. Веснину и В. А. Веснину, составление материалов по А. А. Веснину и общих материалов А. А. Веснина и В. А. Веснина — С. О. Хан-Магомедова; составление материалов по В. А. Веснину — М. Н. Астафьевой и М. Г. Бархина; примечания С. О. Хан-Магомедова и М. Н. Астафьевой.