Проекты домов индийского стиля

Индийский стиль в строительстве домов

Индийский стиль – это изумительно яркое явление, полное насыщенных красок и необычных элементов. Он подойдет как для квартиры, так и для проекта загородного дома. Но этот стиль требует определенной смелости от заказчика.

Строительство, как и любая из сфер жизни в этой солнечной стране, неотделимо от философии. Так что, заказывая дизайн проект в индийском стиле, обратите пристальное внимание на планировку. Помещения внутри дома должны располагаться строго по определенным сторонам света.

Индийский дом всегда смотрит на восток. Передней части дома, как ни странно, лучше всего расположить ванную. А вот задняя часть дома, западная, как нельзя лучше подходит для детской. Юг и север следует отвести соответственно для личных помещений хозяев (спальня, кухня) и подсобных помещений.

Для архитектурного проекта дома стоит выбрать сдержанный стиль с ненавязчивыми индийскими элементами. В противном случае, среди российского ландшафта и в окружении других домов, постройка будет выглядеть, мягко говоря, нелепо. Создайте «ощущение Индии» по возможности ненавязчиво – при помощи использования соответствующих цветов, формы крыши. Чтобы ваш индийский дом выглядел гармонично, окружите его цветами, плодовыми деревьями или кустарником (розовые кусты, шиповник, вишни). Разумеется, воздержитесь от хвойных.

Зато в интерьере вы сможете развернуться. Если вы решили выбрать этот стиль, значит, вы любите Индию и интересуетесь ей. Следовательно, найдете способ сделать свое жилье ярким, живым, неповторимым.

Индийская архитектура

Культура Древней Индии развивалась в соответствии с законами Вед, которые подчеркивают важность единства жизни во всех ее проявлениях. Данная идея насквозь пронизывает не только философию Древней Индии, но и ее искусство, что нашло своё отражение в синтезе архитектуры и скульптуры, которые были неотделимы друг от друга. Так, скульптурные произведения, достигавшие порой гигантских размеров, использовались для оформления стен храмов.

Читайте также:  Популярный проект дома 2009

Одной из главных проблем понимания скульптуры и архитектуры Индии является признание уникальности и многообразия этой древней культуры, что очень сильно повлияло на формирование современного мира и становление его характера. Поэтому в каждом архитектурном и скульптурном произведении Древней Индии прослеживается религиозная символика, прежде всего — барельеф.

Особенность архитектуры Индии заключается в гармоничном единении с природой, поэтому многие древние индийские храмы строились в пещерах. Большинство древнеиндийских архитектурных и скульптурных памятников изготавливались из дерева, поэтому до наших дней они не сохранились.

Наидревнейшие образцы архитектуры и скульптуры Древней Индии, которые мы можем лицезреть сегодня — это джайнитские, индуистские и буддийские храмы.
Помимо храмов и дворцов, зодчие Индии возводили тщательно спланированные города. Так, самыми главными архитектурными свидетельствами древности стали развалины городов Мохенджо-даро и Хараппа (III тыс. до н.э.).

К середине I тыс. н.э. стал формироваться характерный стиль храмовой архитектуры Индии, в котором особое место занимали монументальные произведения зодчества. В этот период при строительстве начал применяться камень, что позволило архитекторам и скульпторам того времени создавать более надежные каменные сооружения.

Скульптура Древней Индии органично сочетает в себе одухотворенную древнегреческую пластику и полнокровную чувственность индийских богов. Так, прототипами для скульптур Будды стали древнегреческие скульптуры, закутанные в мантию, а поучения, жесты и поза Будды были взяты из местного обихода.

Особое место в древнеиндийской скульптуре занимали мастерски обработанные камни, ставшие культурной ценностью Древней Индии — стамбхи. Они представляли собой столбы, на вершине которых зачастую устанавливали капитель с изображением льва.

Современная Индия очень почтительно относится к своему культурному наследию, особенно к древним традициям. Поэтому сегодня мы можем любоваться самыми яркими памятниками древнеиндийской архитектуры и скульптуры, которые поражают мастерством исполнения.

Индивидуальность контрастов

Архитектура в Индии – это игра форм, вызывающая удивление. Касается это и жилых кварталов, где удивительно сочетаются роскошные виллы и глинобитные дома бедняков, и районов с коммерческой застройкой, где друг возле друга располагаются уникальные, поражающие своей красотой памятники древнеиндийского зодчества и сверхсовременные «монстры» из стекла и бетона. Вместе с тем есть свои, особые, очень древние и очень четкие принципы планирования как участка, так и дома. Обо всех этих аспектах мы сегодня и расскажем.

Традиции жилого пространства

В Индии, где часто очень жарко, жизнь под открытым небом очень активна. В городах и поселениях улицы, площади и все открытые пространства используются очень интенсивно – они постоянно заполнены людьми. И даже у себя дома индиец почти круглые сутки проводит под открытым небом, предпочитая устраиваться на воздухе и на ночлег.

Поэтому повсюду, даже в холодных горных районах Кашмира, в любом индийском жилище главное место и самую большую площадь занимает открытый внутренний двор, называемый анган или утхан. В нем под открытым небом семья проводит большую часть времени. Лучи солнца, проникающие во двор, высушивают и дезинфицируют все, что в нем находится, дождь смывает грязь и заполняет сосуды для воды, а ветер вентилирует и охлаждает воздух. Под навесом террас, лоджий, павильонов укрываются во время дождя или от палящих лучей солнца в знойное полуденное время. Реже всего индийцы находятся в закрытом помещении, которое по сравнению с другими бывает небольшим. В нем хранится домашняя утварь, и оно служит защитой от непогоды.

Таким образом, в традиционном индийском жилище, будь то крестьянский дом или дворец, непременно присутствует пространственная триада помещений: чоук (открытое помещение), тибари (полузакрытое) и котхари (закрытое пространство), уменьшаясь по размерам занимаемой площади. Жилой же комплекс обычно состоит из трех основных компонентов внутреннего двора или же открытой площадки – чоук, затем террасы или лоджии – барадари и внутренних закрытых помещений – котхари.

Подобный принцип использования жилого пространства по-разному преломляется в различных местных условиях обширной Индии. В прибрежных районах, где постоянно жарко и влажно, возникает острая необходимость в циркуляции воздуха. Здесь закрытые помещения сведены к минимуму, и жилой дом обычно состоит из анфилады сообщающихся внутренних дворов, различающихся между собой функцией, размером и формой. Так, атриум в роли вестибюля сменяет перистильный (открытый) дворик-гостиная с водоемом в центре, а за ним непременно следует просторный хозяйственный двор, где в основном сосредоточена жизнь женщин и детей. Вся эта система дворов, вытянутая от входа в дом по продольной оси, как правило, замыкается фруктовым садом. В этом случае застройка малоэтажная.

Но, например, в Раджастане, где дороги между городами пролегают по знойной пустыне, жилой дом представляется оазисом, изолированным от окружающей среды с ее палящим солнцем и частыми ураганами, поднимающими столбы пыли. Раджастан всегда испытывал недостаток в воде и земле, пригодной для хлебопашества и для застройки. Такие условия вынуждали местное население в целях экономии дефицитной земли и защиты от природной стихии создавать в городах многоэтажную компактную блочную застройку, в которой внутренние дворы, столь же необходимые, как и по всей Индии, могли быть обширными лишь для привилегированных состоятельных горожан. В домах людей скромного достатка внутренний двор, зажатый со всех сторон каменными стенами, устланный каменными плитами, в плане уподоблялся колодцу, прямоугольному, а чаще квадратному.

Трехчастное деление жилого пространства и в традиционном многоэтажном доме. В этом случае образуется пирамидально-ярусная или ступенчатая структура жилого дома, в котором функции чоука выполняет открытая терраса – платформа на месте уступа на верхних этажах. В неизменной роли укрытия от солнца и дождя остается лоджия. Нередко ее заменяет нависающий над нижним этажом эркер (джарока) с проемами, затянутыми сквозной решеткой «джали» – перфорированным каменным экраном с декоративными рисунками.

Третий компонент структуры – внутреннее помещение с глухими стенами с выходным проемом – служит убежищем, куда не проникает ни пыль, ни дождь.

Количество дворов, террас, павильонов и иных помещений, богатство строительного материала и декоративного убранства, естественно, зависят от социального положения и материальной обеспеченности хозяина жилища. На крайних полюсах остаются дворец махараджи и хижина бедняка. Но климат и физиологические потребности человека остаются константами: планировка и конструкция жилища в жарком климате должны обеспечивать изоляцию от жары, перегрева помещения днем, а ночью быстрое его охлаждение и проветривание.

В традиционном индийском жилище внутренний двор, как правило, замощен камнем или кирпичом либо имеет утрамбованную земляную поверхность с редкими растениями – одним-двумя деревьями, отбрасывающими тень. Водоем или колодец – почти неизменная принадлежность внутреннего двора.

Планировка по «васту»

В Индии, в стране, где религия играет важнейшую роль в жизни человека, еще в древние времена огромной популярностью пользовалась наука стхапатья-веда (на санскрите «стхапатья» – архитектура). В классических текстах и первых архитектурных трактатах упоминается также термин «васту» – наука о жилище в целом. Свидетельством широкого распространения стхапатьи и васту являются многочисленные храмы и дворцы, построенные в соответствии с циркуляцией потоков энергии, излучаемых четырьмя сторонами света. Находясь в таком помещении, человек чувствует необычное спокойствие и душевное равновесие, подтверждающие эффективность классической науки о домах. Практика принципов ведической архитектуры до сих пор применяется индийцами в современной жизни и направляется на достижение улучшения жизни, обретение душевного покоя, счастья и материального процветания.

Мы рассмотрим лишь несколько основных принципов ведической архитектуры. Если планируется к строительству частный дом и уже сделан выбор места, стоит обратить внимание на наклон участка. Васту учит отдавать предпочтение участкам, наклоненным к северу и югу, что крайне благоприятно для улучшения здоровья жильцов, благосостояния и успеха в любых начинаниях. Идеальный вариант, если участок расположен под уклоном на север и восток, а западная и южная его части немного выше остальных.

Большое внимание стхапатья уделяет также расположению гор, рек, ущелий и равнин по отношению к будущему жилищу. Неблагоприятными у индийцев считаются места у самого подножья гор или на вершинах, поскольку сила огня, ассоциирующаяся с рельефными возвышениями, способна нарушить циркуляцию энергии и внутренние биологические потоки человека, обрекая его на частые головные боли и повышение кровяного давления. В наше время это явление известно под названием «магнитные бури». Важным аспектом является также почва, на которой планируется заложить фундамент будущего дома: рекомендуется избегать пустот, пещер, излишней сухости, песков и глинистых прослоек. Идеально подходит мягкий чернозем. Говоря о безопасности, васту рекомендует оградить жилище стеной или забором, план которого должен строго соответствовать сторонам света. Опять-таки, особое внимание уделите югу и западу – здесь стены должны быть выше и толще, а северную и восточную часть лучше оградить редким забором или воротами, позволяющими положительной энергии солнца свободно перемещаться в пространстве.

Фасад индийского дома в большинстве случаев обращен строго на восток, таким образом в окна проникает большая часть утренних солнечных лучей, что благоприятно сказывается на здоровье хозяев. Сам дом, если это возможно, лучше расположить либо в центре земельного участка, либо ближе к южной и западной сторонам, оставляя свободное пространство на востоке и севере. Эту часть усадьбы можно отвести под небольшой сад или посадить цветы.

Что касается входной двери, ведическая архитектура не рекомендует строить вход в жилище непосредственно в центре дома. Находясь в доме, дверь располагают таким образом, чтобы она открывалась по часовой стрелке наружу. При возможности это правило следует применить по отношению ко всем дверям в доме.

Важную роль играет также размещение комнат. Южную часть жилья отводят под спальню и кухню со столовой, запад – удобное место для детской, север лучше всего подходит для кладовой или комнаты для хранения ценных вещей. На юго-западе размещается комната хозяина или кабинет, на востоке – ванная комната и санузел, а в северо-западном углу дома располагают комнаты для гостей.

Самобытность жилых районов

На протяжении тысячелетнего развития Индии наблюдается редкая картина унификации и типологической устойчивости строительства, обусловленных незыблемостью индийских социальных и экономических порядков.

Стойкость традиций нигде так не проявляется, как в архитектуре жилища, наиболее тесно связанной с природой, климатом, образом жизни и бытом людей. Основные принципы организации жилого пространства в традиционном строительстве Индии сохраняют силу и для современной архитектуры и градостроительства.

Во многих городах и сёлах Индии, особенно там, где сильны пережитки родоплеменных отношений и кастовые различия, сложилась особая система землепользования: люди расселяются по определенным зонам не в одиночку, а группами одной касты или одной профессии, общей религии и языка, общего этнического происхождения. Подобная система встречается и поныне в заключенных в стены городах Шахджаханабаде в Дели, Ахмадабаде, Хайдарабаде, а также в отдельных районах Калькутты и Бомбея и в больших сёлах. Согласно этой системе и сформировалась специфическая структура поселения, напоминающая живой организм, состоящий из атомов и молекул.

Город расчленяется на части — административные районы (тханы), имеющие зафиксированные границы. Тханы, в свою очередь, делятся улицами на множество жилых образований — своеобразных кластеров, называемых мохалла.

Мохалла второстепенными улочками (гали и кооча) расчленяется на более мелкие жилые ячейки, которые также изолированы друг от друга стенами с воротами. В этих ячейках размещается одна или несколько семей, иногда представляющих собой патриархальный род. Такой жилой комплекс обычно состоит из нескольких сообщающихся между собой внутренних дворов, жилых и хозяйственных построек. Здесь же обычно находятся ремесленные мастерские. Так, мохалла — это своего рода крепость внутри укрепленного города. Её окружают стены с воротами. Она недоступна для людей другой касты или веры. Каждая мохалла имеет своё наименование по роду занятий, имени старейшины либо по приметам местонахождения (мельничная мохалла, мохалла гранатового дерева, мохалла столяров, мохалла купцов и т.п.). На её территории размещаются мечеть или храм, базар и начальная школа. Со стороны улицы мохалла для случайного посетителя представляется безлюдным кварталом. Однако за её стенами среди зелени и бассейнов внутренних дворов бурлит жизнь.

На перекрёстках улиц, на углу, в тупике, а чаще — на месте расширения улицы образуется открытое пространство, называемое чоук, свободное от транспортного движения. Чоук — это одна из наиболее самобытных черт традиционного индийского города — своеобразный, активно действующий в городе местный общественный центр. Обычно рядом с чоуком возвышается мечеть или храм. Здесь же располагаются чайная, торговые специализированные или универсальные лавки, устраиваются временные ярмарки.

Чоук имеет определенные границы, на которые претендует одна какая-либо группа людей или община. На него обязательно выходят ворота мохаллы.

Оцените статью