Проекты домов ричарда роджерса

Ричард Роджерс: хай-тек и экология среды

Краткая биография Ричарда Роджерса

Ричард Роджерс (Richard Rogers) родился во Флоренции в 1933 г. Его родители эмигрировали в Англию, где он закончил лондонскую Архитектурную ассоциацию, а затем, переехав в США, – Йельский университет. По возвращении в Лондон организовал вместе со своим однокашником по учебе в США Норманом Фостером бюро «Команда четырех» (туда вошли также супруги архитекторов). Их последним совместным детищем стала фабрика по производству электроники фирмы «Рилайенс Контролс» в графстве Уилтшир, Великобритания. Это здание считается преддверием хай-тека, а сам Роджерс по совокупности вклада в современную архитектуру – одним из основоположников этого направления.
В 2007 году ему присудили Притцкеровскую премию.

Жюри отметило его за «феноменальную интерпретацию модернистского увлечения зданием как машиной, акцентом на ясность и прозрачность архитектуры, гибкость проектов». Впрочем, нельзя сказать, что до этого Роджерса не принимала мировая общественность: он получил звание лорда и пожизненного пэра, кавалера ордена Почетного легиона. На его счету – золотая медаль Королевского общества архитекторов, премия японского императора и еще около 20 статусных архитектурных наград. На Х Венецианской архитектурной биеннале ему вручили «Золотого льва».
Собственное архитектурное бюро Роджерс основал в 1977 г. в Лондоне. Сейчас фирма называется Rogers Stirk Harbour + Partners. Ее филиалы расположены в Токио, Мадриде и Барселоне.

Читайте также:  Простая крыша для дома с мансардой

Принципы в архитектуре

Вместе со своей супругой Сью Ричард Роджерс разрабатывал концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели. Так в 1967–1968 гг. появились дом фотографа Спендера в графстве Эссекс и дом родителей Роджерса в Уимблдоне (Лондон). Постепенно, делая упор на использование новых технологий и материалов, он логически приходит к принципу хай-тека в архитектуре, который основывается на определении Ле Корбюзье, что «архитектура – это машина для жилья».

Роджерс часто повторяет, что города будущего « больше не будут, как сегодня, делиться на изолированные зоны одного вида деятельности, а будут представлять собой многоуровневые города прошлого. Районы для проживания, работы, покупок, обучения и развлечения будут перекрывать друг друга, и объекты различного назначения будут располагаться в постоянно меняющихся, модернизирующихся и переделывающихся зданиях» .

В основе архитектуры Роджерса лежит идея «тотального дизайна», придающего отношениям между формой и функцией динамически-игровой характер с выделением конструктивных элементов в качестве ключевых деталей архитектурной фабулы. И все созданные им здания иллюстрируют основную идею модернизма – «здания как машины»

Основные проекты

Центр Помпиду в Париже

В 1971 г. Роджерс совместно с Ренцо Пьяно выиграл конкурс на создание проекта нового музея и исследовательского центра современного искусства в Париже – Центра Помпиду. Знаменателен он тем, что все коммуникации, инженерия и вся инфраструктура – лестницы, лифты, эскалаторы, трубы – вынесены на фасад. За это здание получило прозвище bowellism (от английского bowels – внутренности). Критики нашли, что этот музей, напоминающий своим видом нефтеперегонный завод, есть « экспрессивная пародия на индустриальное зодчество ». Но здание завоевало огромную популярность, несмотря на конструктивные недочеты, затрудняющие работу музея.

Читайте также:  Проекты летних домов с барбекю

Здание Lloyd’s в лондонском Сити

В 1986 г. был закончен еще один «монстр» с внутренностями наружу – штаб-квартира страхового агентства «Ллойд». Здание представляло собой огромный бетонно-стальной массив с вынесенными на внешние стены шахтами лифтов и другой инженерией.

«Купол тысячелетия» в Лондоне

Роджерс также спроектировал «Купол тысячелетия» – огромный выставочный комплекс, построенный на берегу Темзы к празднованию Миллениума. Похожий на огромную летающую тарелку с торчащими усиками-антеннами, комплекс по идее должен был знакомить тысячи посетителей с последними достижениями науки и техники. Но проект оказался убыточным (содержание пустующего комплекса обходилось налогоплательщикам в 1,8 млн фунтов стерлингов ежемесячно), поэтому его поначалу собирались снести. Однако сейчас нашелся инвестор, который намерен превратить «Купол тысячелетия» в спортивный и развлекательный комплекс.

Терминал № 4 мадридского аэропорта Барахас

Законченный в 2005 г. , терминал закрепил за Роджерсом звание покорителя огромных пространств. Здание интерпретируется как высокотехничный организм с интегрированными в него общественными и приватными зонами.

Отличительной чертой терминала считается гибкое планирование этажей, что соответствует постоянно меняющимся потребностям пользователей. Здание длиной 1,2 км и площадью 1,1 млн кв. м, рассчитанное на прием 35 млн человек в год, – крупнейшее в Европе. Несмотря на это, его сложная многоуровневая структура не стала лабиринтом – Роджерс сделал пространство максимально открытым и понятным, так что в нем невозможно заблудиться. Здание узнается по волнообразной крыше из бамбуковых пластин, парящей на окрашенных во все цвета радуги столбах-деревьях.
Терминал Барахаса признан образцом экологической и эстетической безупречности.

Оксли-парк
Это будет район социального жилья в Великобритании. Роджерс не был бы Роджерсом, если бы не обратился к своей идее фикс со свободно трансформируемым пространством для жилья. Он предлагает так называемый flexi-house – гибкий дом, планировку и внешнее оформление которого можно легко менять. Межкомнатные перегородки внутри коттеджей можно передвигать по своему усмотрению: например, на первом этаже можно сделать студию, а после – возможно, при появлении в семье детей – разделить ее на несколько спален. Внешние стены из фибрового картона высокой плотности можно заменить керамическими. Эти коттеджи также отличаются высокими экологическими показателями: их эксплуатация предусматривает переработку отходов, минимизацию расходов воды и использование восполнимых источников энергии.

Высотка для ВТЦ

Своеобразным памятником своей молодости и лондонскому зданию «Ллойда» станет 71-этажное здание, которое Роджерс спроектировал для Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
Дело в том, что новая башня напоминает «Ллойд»: к массивному параллелепипеду с четырьмя 30-метровыми антеннами с двух сторон добавлены узкие пристройки, которые поддерживают основной объем, позволяя сделать планы внутренних помещений более свободными, не ограниченными структурными опорами.
Фасад здания оформлен диагональными и перпендикулярными пересечениями стальных балок конструкции.

Парк 1

Приток солнечного света в помещения обеспечат большая площадь остекления и необычная форма перекрытия с грибовидными выступами. Проект стоимостью $1,5 млрд будет реализован до 2010 г.

Ричард Роджерс. Архитектурная среда как средство формирования качества жизни человека в начале XXI века.

«Человеческая жизнь всегда зависела от трех переменных: население, ресурсы и окружающая среда»,

– говорил в одной из своих лекций маэстро:

« Но сейчас мы, вероятно, единственная цивилизация, которая сталкивается с постоянным ростом населения, истощением природных ресурсов и разрушением окружающей среды. Другие общества уже сталкивались с подобными проблемами, – жители острова Святой Пасхи, Харрапская цивилизация, культура Теотиуакан в доколумбовой Америке. Исторически общества, не способные справиться с экологическим кризисом, либо мигрировали, либо исчезали. Отличие нынешней ситуации в том, что наш кризис уже не регионального, а глобального масштаба: в него вовлечено все человечество и вся планета».

Анализируя эту общеизвестную проблему, Роджерс приходит к выводу, что именно город представляет собой

« возможность для ощутимого улучшения, предотвращения аварийных ситуаций и позитивных изменений».

«города будущего уже не будут изолированными гетто, скорее они будут напоминать более богато расслоенные города прошлого. Проживание, работа, магазины, учеба и отдых будут пересекаться и размещаться в разнообразной и меняющейся структуре».

Он не устает напоминать о том, что архитектура является наиболее социальным из искусств.

«Города, – говорит Роджерс, – предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции».

Когда Ричарда Роджерса попросили определить стилистическую константу его произведений, он ответил, что в зданиях всегда стремился особо подчеркнуть компоненты и конструкцию. Он известен как один из первопроходцев и приверженцев идеи рационально обоснованной (sustainable) архитектуры. Модернистское восхищение домом как машиной, интерес к архитектурной чистоте и прозрачности, интеграция публичных и частных пространств, гибкий план этажей, точное соответствие здания нуждам тех, кто им пользуется – отличительные черты его работ. Здания полны света, визуально легки, обладают выразительными силуэтами, с особой поэзией ритма, максимально подчеркнутыми механизмами и системами жизнеобеспечения, да еще и непременно снабженные различными энергосберегающими приспособлениями.
Роджерс редкостный мечтатель, идеалист. Он мечтает об идеальном городе и стремится его создать. Когда город, заставленный глухими железобетонными коробками и заполненный транспортными потоками, превращается в выморочное пространство, лишенное воздуха и украденное у земли и человека — это неправильно.

Город для него — прежде всего, публичное пространство, удобное для человека. Машины — неизбежность, но их надо прятать, развивать общественный транспорт и открывать все больше и больше места людям. Надо создавать новые городские акценты, выстраивающие цельность и связанность городского пространства. Больше пешеходных зон, больше прикрытых от непогоды пространств. Идеал этого архитектора— экологическая чистота и социальная прозрачность, симбиоз красоты итальянского ренессансного города и рациональности города-коммуны из прозрачного стекла.
В 1986 году он сделал выставку «London as it could be». И с тех пор неожиданно многое изменилось, хотя в это и не верили. Стало больше публичных площадей, пешеходных мостов, доминант. Мало что из этого было сделано Роджерсом, но такова судьба. Крайне показательно, что в спроектированном им новом небоскребе 122 Leadenhall Street целых семь нижних этажей оставлены пустыми, то есть сохраняется улица, деревья, и при этом все становится закрытым от дождя и удобным для людей.

Роджерс, начиная с середины 1990-х годов, разработал массу градостроительных концепций развития и преобразования районов во множестве городов, от Лиссабона до Нью-Йорка, мало что было реализовано, но он не теряет надежды. Роджерс является советником по архитектуре мэров Лондона и Барселоны, а также Тони Блэра и неустанно агитирует за дружелюбный человеку город.

автор статьи о Ричарде Роджерсе ©Анна Северенчук, статья написана специально для архитектурного портала «Форма», фотографии зданий и эскизы ©Rogers Stirk Harbour + Partners, использованы по официальному разрешению, перепечатка запрещена.

Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь
Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Ричард Роджерс. Richard Rogers

Ричард Роджерс: Архитектурные проекты

Richard Rogers: Progects

Team 4: Reliance Controls Factory, Swindon, Wiltshire, UK, 1967 Dr Rogers House, London, England, UK (Дом родителей Роджерса в Уимблдоне, Большой Лондон), 1968—1969 Centre Pompidou, Paris, France (Центр Помпиду в Париже, премия Stirling Prize в 2006-м ), 1971—1977 PA Technology Laboratory, Melbourn, England, UK (технологическая лаборатория Кембриджского университета в Мельбурне, Англия), 1975—1983
Lloyd’s of London, London, England, UK (Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд в Лондоне), 1978—1986 Fleetguard Factory, Brittany, France (фабричные здания), 1979—1981 Maidenhead Industrial Units, Maidenhead, England, UK (фабричные здания), 1982—1985 Patscentre, Princeton NJ, USA (фабричные здания), 1982—1985
Inmos Microprocessor Factory, Newport, Wales, UK (фабрика микропроцессоров фирмы ИНМОС в Ньюпорте ), 1982—1987 Thames Reach Housing, London, England, UK (Резиденция Таймс), 1984—1987 Thames Wharf Studios, London, England, UK (Студия Таймс), 1984—1991 Linn Products, Glasgow, Scotland, UK (фабричные здания), 1985—1987
Billingsgate Market, London, England, UK (Культурно-образовательный центр), 1985—1988 Centre Commercial St Herblain, Nantes, France (оптово-розничный магазин, Нант, Франция), 1986—1987 Reuters Data Centre, London, England, UK (офисное здание), 1987—1992 Kabuki Cho, Tokyo, Japan (офисное здание), 1987—1993
Marseille International Airport, Marseille, France (Интернациональный аэропорт, Марсель, Франция), 1989—1992 European Court of Human Rights, Strasbourg, France (Европейский суд по правам человека в Страсбурге), 1989—1995 Channel 4 Television Headquarters, London, England, UK (Офисное злание телевизионной компании 4 канал, Лондон), 1990—1994 Bordeaux Law Courts, Bordeaux, France (Дворц Правосудия, Бордо, Франция), 1992—1998
Techno Plaza, Gifu, Japan (Научно-исследовательский институт, Япония), 1993—1995 Thames Valley University, Slough, England, UK (Университет Таймс), 1993—1996 88 Wood Street, London, England, UK (офисное здание), 1993—1999 Daimler Chrysler, Berlin, Germany (офисное здание Даймлер Крайслер, Берлин), 1993—1999
Lloyd’s Register, London, England, UK (офисное здание), 1993—2000 Tower Bridge House, London, England, UK (офисное здание), 1993—2005 Montevetro, London, England, UK (жилой комплекс), 1994—2000 Minami Yamashiro Primary School, Kyoto, Japan (Здания начальной школы Ямаширо, Киото, Япония), 1995—2003
Millennium Experience, London, England, UK (Дом Миллениум в Гринвиче), 1996—1999 Ashford Designer Retail Outlets, Ashford, England, UK (торговый центр), 1996—2000 Broadwick House, London, England, UK (офисное здание), 1996—2002 Nippon Television Headquarters, Tokyo, Japan (офисное здание Центрального телевидения Японии, Токио), 1996—2004
Amano Research Laboratories, Gifu, Japan (научно-исследовательский центр), 1997—1999 Madrid Barajas Airport, Spain, Madrid (4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас), 1999 —2005 Antwerp Law Courts, Antwerp, Belgium (Дворец Правосудия, Антверпен, Бельгия), 1998—2005 National Assembly for Wales, Cardiff, Wales, UK (Национальная Ассомблея Уэльса), 1998—2005
Waterside, London, England, UK (офисное здание), 1999—2004 Roppongi Grips, Tokyo, Japan (образовательный центр), 1999—2005 Hesperia Hotel and Conference Centre, Barcelona, Spain (отель и конференц-центр Hesperia, Барселона, Испания), 1999—2006 Chiswick Park, London, England, UK (здания различного назначения), 1999—2010
Mossbourne Community Academy, London, England, UK (здания академии Mossbourne, Лондон), 2002—2004 Bodegas Protos (Винный завод), Peñafiel, Spain, 2004—2008 Ching Fu Group Headquarters, Kaohsiung, Taiwan (офисное здание), 2005—2007 The Leadenhall Building, London, England, UK (проект офисного здания), 2002—2011
175 Greenwich Street, New York, USA (одно из офисных зданий в проекте восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке), 2006—2011 Metropolitana Linea 1 Capodichino, Naples, Italy (проект станции метрополитена в Неаполе), 2006—2012 Oxley Woods, Milton, England, UK (проект района социального жилья Оксли), 2007—2010 Chelsea Barracks, London, England, UK (Проект жилого комплекса в Челси, Лондон), 2008—2009
Parc 1, Yeouido, Seoul, South Korea (Проектируемый комплекс будет включать в себя два офисных здания, гостиницу и торговый центр. Сеул, Южная Корея), 2008—2011

Лорд Ричард Роджерс (Richard Rogers), барон Риверсайдский (Baron Rogers of Riverside) — британский архитектор, один из основателей стиля хай-тек в архитектуре. Лауреат Императорской (2000 г.) и Притцкеровской (The Pritzker Architecture Prize, 2007) премий.

Родился во Флоренции 23 июля 1933 года. В 1938 эмигрировал вместе с семьей в Англию. В 1959 году закончил Школу Архитектурной Ассоциации, где учился у Стерлинга и Смитсона, и отправился в США, чтобы продолжить свое образование в Йельском Университете (США; 1961–1962). Там он познакомился с Норманом Фостером (Norman Foster). В 1963 году, вернувшись в Англию, они основали вместе со своими подругами (в последствии – жёнами), Сью Роджерс (Su Brumwell, архитектор и социолог) и Венди Фостер (Wendy Cheesman), архитектурную мастерскую «Team 4». Именно в этот период критики назвали их творчество «хай-тек». Это стилевое определение остается общепринятым в отношении как Роджерса, так и Фостера, и по сей день.

В 1967 году мастерская распалась. Последним крупным осуществленным проектом этого бюро была фабрика по производству электроники компании «Reliance Controls», Swindon (графство Уилтшир, 1967) — это здание явилось одним из важных предварений «хай-тека»; В том же году Роджерс, после расторжения партнерства с Фостером, открывает со своей супругой новое бюро, «Ричард & Сью Роджерс», которое разрабатывало концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели (дома фотографа Х.Спендера, в Алтинге, Эссекс, 1967–1968, и родителей Роджерса (Dr Rogers House) в Уимблдоне, Большой Лондон, 1968). В 1970 Роджерс начинает работать вместе с Ренцо Пьяно (Renzo Piano), с которым побеждает в 1971 в конкурсе на проект Центра Помпиду в Париже (Centre Pompidou, 1971 — 77). Эта постройка стала своего рода манифестом нового направления в архитектуре, разновидности хай-тека, в которой техническая инфраструктура здания подчеркивается и даже выносится на фасад. Оно получает название «bowellism» от английского «bowels» — внутренности.

В 1977 Роджерс основывает собственное бюро в Лондоне — Richard Rogers Partnership.

В 1981—1989 году — председатель совета директоров Галереи Тейт.

В 1985 Роджерс получил Золотую Медаль Королевского института Британских архитекторов (RIBA).

В 1991 был удостоен королевой Елизаветой II дворянского звания. В 1996 получил титул баронета и пожизненное пэрство.

В 1990-е Роджерс обратился к проблемам градостроительства: опубликовал несколько работ на эту тему, работает в сотрудничестве с правительством Великобритании, занимая пост Главного советника по городской реконструкции. Изложил свое творческое кредо в книге Архитектура: современный взгляд (Аrchitecture: A Modern View, 1991).

В 2000 награжден престижнейшей международной премией Praemium Imperiale, присуждаемой Японской Ассоциацией искусства.

2006 — премия «Золотой лев» Х Венецианской архитектурной биеннале; Премия Стерлинга (Stirling Prize — самая престижная архитектурная премия Великобритании. Премия присуждается зданию, а не архитектору. Награду в размере £20 тыс. присуждают за построенные архитекторами Европейского союза здания, которые эксперты RIBA признают самым весомым вкладом в британское зодчество за последний год.). В шорт-лист премии вошли целых два здания Ричарда Роджерса (терминал Барахаса в Мадриде и Национальная ассамблея Уэльса в Кардифе) и одно Захи Хадид (здание научного центра Phaeno в немецком Вольфсбурге) — победил терминал аэропорта Барахас в Мадриде.

В 2007 году награждён Притцкеровской премией (The Pritzker Architecture Prize). Жюри отметило его за «феноменальную интерпретацию модернистского увлечения зданием как машиной, акцентом на ясность и прозрачность архитектуры, гибкость проектов», как указано в постановлении оргкомитета премии. Председатель жюри премии лорд Пеламбо назвал Роджерса «создателем не просто больших городских зданий, но и нового стиля архитектурного экспрессионизма».

Сейчас компания Роджерса называется Rogers Stirk Harbour + Partners, её филиалы расположены в Токио, Мадриде и Барселоне.

Самыми известными работами Роджерса в настоящий момент являются 4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас (Madrid Barajas Airport, 1997-2005), отмеченный почетной премией Stirling Prize в 2006-м, Центр Помпиду в Париже (Centre Pompidou, 1971—77), Дом Миллениум в Гринвиче (Millennium Experience, 1996-99), Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд в Лондоне (Lloyd’s of London, 1978—1986), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (European Court of Human Rights, 1989-95), Национальная ассамблея Уэльса в Кардиффе (National Assembly for Wales, 1998-2005), проект восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке.

Ричард Роджерс известен не только своими архитектурными проектами, но и своеобразной архитектурно философией, в которой выделяется его тезис о социальной ответственности архитектора. Он одержим урбанизмом, много теоретизировал о кризисе современного урбанизма. Когда город, заставленный глухими железобетонными коробками и заполненный транспортными потоками, превращается в выморочное пространство, лишенное воздуха и украденное у земли и человека. Оказалось, что идеал этого родившегося во Флоренции авангардиста, чьё мировоззрение выросло на идеях 1968 года,— экологическая чистота и социальная прозрачность, симбиоз красоты итальянского ренессансного города и рациональности города-коммуны из прозрачного стекла, придуманного британскими социалистами-утопистами.

Вместе со своей супругой Сью Ричард Роджерс разрабатывал концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели. Так в 1967–1968 гг. появились дом фотографа Спендера в графстве Эссекс, а также дом родителей Роджерса в Уимблдоне (Лондон). Далее, все больше делая упор на новые технологии и материалы, он логически приходит к принципу хай-тека в архитектуре, который основывается на определении Ле Корбюзье, что «архитектура – это машина для жилья».

Сам сэр Роджерс не раз говорил, что города будущего «больше не будут, как сегодня, делиться на изолированные зоны одного вида деятельности, а будут представлять собой многоуровневые города прошлого. Районы для проживания, работы, покупок, обучения и развлечения будут перекрывать друг друга, и объекты различного назначения будут располагаться в постоянно меняющихся, модернизирующихся и переделывающихся зданиях».

В основе этих образов лежит идея «тотального дизайна», придающего традиционным отношениям между формой и функцией динамически-игровой характер – с выделением сборных элементов в качестве ключевых деталей архитектурной фабулы. Все созданные Роджерсом здания так или иначе иллюстрируют эту основную идею модернизма – «здания как машины».

«Города, — говорит Роджерс, — предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции». По мнению английского архитектора, города — это обрамление общества, сердце нашей культуры.

очень политизированный архитектор. Он политический активист, активный сторонник Лейбористской партии. Кое-кто даже обвиняет его в популизме. В своем лондонском архитектурном бюро, например, он ввел правило, согласно которому зарплата директоров не может превышать зарплату самого низкооплачиваемого сотрудника более чем в шесть раз.

«Я не верю в личную собственность архитектурных проектов», — говорит он. Здания, которые он строит, отличаются комбинацией элементов хай-тек, прозрачности и кажущейся невесомости архитектурной конструкции. Они полны света, совмещая публичные и приватные пространства. «Моя страсть к архитектуре вызвана верой в то, что она непосредственно влияет на качество жизни и при этом соединяет науку и искусство», — объясняет Ричард Роджерс.

Самый интересный из последних его проектов — мадридских международный аэропорт «Барахас», построенный в 2005 году. Его здание, образованное волнами стальных крыльев, с крышей, покрытой бамбуковыми рейками, — зримый образец коммуникативной архитектуры, прославившей английского архитектурного философа.

Сэр Ричард Роджерс действительно гордость британской архитектуры, и даже скандал с его Millennium Dome, когда консерваторы во главе в принцем Чарльзом активно намекали на то, что заказ на этот грандиозный проект архитектор получил благодаря давней дружбе с Тони Блэром, не слишком испортил его репутацию.

… Ричард Роджерс — 31-й лауреат премии, учрежденной в 1979 году фондом Hyatt, который возглавляет владелец мировой гостиничной империи Томас Притцкер. Ричард Роджерс – архитектор сегодняшней, а не прошлой эпохи. Достаточно напомнить, что именно ему британское правительство поручило проектирование главного здания «миллениума» — «Купола тысячелетия» на окраинах Лондона, на крышу которого падал Пирс Броснан, когда в последний раз был Джеймсом Бондом. Так что Ричард Роджерс был тем, кто официально открывал для человечества новое тысячелетие в архитектурном смысле.

И почему-то, как выясняется, его всегда пропускали. Надо полагать, в списках претендентов на Притцкеровскую премию (которые всегда закрыты) он болтается уже лет пятнадцать, но каждый раз премия его обходила. Это заставляет как-то не по-праздничному взглянуть на его архитектуру.

Вопрос не в том, почему получил Притцкеровскую премию основатель хай-тека, а в том, почему он не получал ее раньше. Принцип хай-тека в архитектуре довольно прост и восходит к определению Ле Корбюзье: «Архитектура — машина для жилья». Ричард Роджерс понял этот принцип очень буквально, и в архитектуре стал максимально подчеркивать то, что роднит ее с машиной, то есть механизмы. Во-первых, раму, на которой все крепится, во-вторых, все системы жизнеобеспечения (водопровод, канализацию, воздуховоды и кондиционеры, электрику), которые он стал выводить на фасад здания, чтобы их было хорошо видно, в-третьих, те элементы здания, которые можно заставить двигаться, — козырьки, жалюзи, эскалаторы, двери. А то, что архитектуру от машины отличает — недвижные стены, — стал уничтожать, заменяя их сплошным остеклением или металлическими панелями. В результате здание стало походить на завод – прямоугольную конструкцию из стальных стержней, опутанных проводами и трубами для доставки того, что в нем нужно, и удаления того, что уже не нужно.

Ставка здесь была на совершенство технических решений, которые должны привлекать внимание к зданию сами по себе. В этом есть своя логика. Скажем, принято бесконечно восхищаться какой-нибудь сложной технической деталью швейцарских часов, например, турбийоном, и платить большие деньги за обладание ею. Почему современный калоизмельчитель, который позволяет располагать санузлы не рядом со стояками, а где удобно, и является техническим изобретением, ничем не уступающим по сложности турбийону, должен вызывать меньшее восхищение?

Но почему-то оказалось, что сами по себе технические достижения хотя и радуют, но все же не являются достаточными для того, чтобы признать здание шедевром. Роджерс построил десятки научно-исследовательских центров, банков, офисов, аэропортов, судов, даже несколько жилых домов, и каждое его здание вызывало восхищение в узком кругу архитектурных журналов, но настоящим хитом не становилось. Исключение составляют Центр Помпиду, который был первым зданием хай-тека, однако здесь его опередил Ренцо Пьяно, и Центр Ллойд в Лондоне (1993), который, надо сказать, действительно очень изящное здание, но слишком камерное рядом с тем, что стало принято строить в Лондоне в 1990-е.

Возможно, причиной этой сдержанной реакции на творчество господина Роджерса являлось то, что он слишком хороший инженер и довольно скромный шоумен. Достаточно взглянуть на унылый «Купол тысячелетия», который по сути является цирком шапито, поражающим своими размерами и длиной канатов, но очень раздражающим километрами грязного брезента. Редкое тысячелетие удавалось встретить такой неказистой палаткой. Основной принцип архитектуры Роджерса — «здания должны быть читаемыми: зритель должен сразу понимать, как они построены». В ней присутствует некоторая излишняя ясность. Скажем, его ученик Норман Фостер берет и изгибает козырек крыши здания так, чтобы солнце, проходя мимо него, заглядывало в окна в течение максимально долгого времени, и рассказывает, что экономит таким образом много электричества. Учитывая, что в Лондоне не очень много солнечных дней, а чтобы сделать такой изгиб кровли, нужно истратить столько энергии, сколько здание не сэкономит за все время своего существования, это довольно бессмысленное действие. Зато каждый, кто видит здание, как раз не понимает, почему оно так устроено, потому что соотносит его не с движением планет, а в лучшем случае с движением автобусов (этот изогнутый козырек Фостер сделал в здании автовокзала в Лондоне). Так что в здании есть некоторая загадочность. А у Роджерса сразу все ясно. Вся загадочность заключается только в том, чтобы определить, по какой трубе идут электрические сигналы, а по какой – вода, и это довольно быстро понимаешь по звуку.

Это излишне честный мастер. Любой маркетолог объяснит вам, что если вы хотите сделать утюг для широкого спектра потребительниц, то он должен содержать в себе что-то необъяснимое, таинственное, какую-то отгонялку злых духов неглаженности и призывалку добрых духов поглаженности. Ричард Роджерс делает все свои здания по принципу «это офис — только офис, и ничего более офиса», поэтому не может рассчитывать на внимание широких масс и членов разнообразных жюри.

Все его ученики и последователи делают из хай-тека чудеса, таинственных техногенных идолов, и, видимо, поэтому его все время и обходили. Ну а в этом году архитектурные чудеса временно кончились. И пришлось давать премию крепкой инженерной основе современности.

Григорий Ревзин. Интервью «КоммерсантЪ»

Оцените статью