Проекты одноэтажных домов от архитектора олега карлсона

Дом — это образ жизни

Архитектор Олег Карлсон, выпускник МАРХИ (1979 г.), основатель архитектурно-строительного бюро «Карлсон и К». Бюро специализируется на индивидуальном загородном проектировании и строительстве, на сегодняшний день в его портфолио насчитывается более 400 реализованных объектов. Бюро работает во всех стилях частной архитектуры, однако его визитной карточкой стала построенная в 2006 году Усадьба Модерн.

Proekty.ru: Олег, в одном из интервью Вы сказали, что проектируете по системе Станиславского.

Олег Карлсон: Так и есть. Проектирую по принципу «я в предлагаемых обстоятельствах». В архитектуре, как и в театре, главное — войти в образ. В нашем случае, в образ заказчика. И это не такая простая задача. Встречаясь с клиентом, я стараюсь максимально подробно понять его характер, образ жизни и мыслей. В соответствии с этим сочиняю проект.

Proekry.ru: Вас не угнетает необходимость компромисса? Ведь заказчики наверняка приходят со своим видением и пожеланием к будущему дому.

Олег Карлсон: Компромисс — обязательное условие работы на рынке проектных услуг. Но он должен строиться как результат диалога профессионала с мечтателем. Наши клиенты ведь часто не понимают сами, чего они хотят. Это большая проблема, на самом деле — понять возможность совмещения желания заказчика с реалиями его жизни. Вот пример: заказчик просит сделать дом приемов в стиле, цитирую, «замок — шале». Один дом уже есть, хотят второй. Объясняю: шале — это вообще-то горный шалаш. Замок в стиле шалаша — новое слово в архитектуре. Вы уверены, что вы хотите стать почвой для эксперимента со стилем? Заказчик ответа не знает. Приезжаем в дом, где заказчик живет сейчас. Видим плохо нарисованный псевдоклассический особняк с колоннами. Дверь открывает мужчина в «майке-алкоголичке» и женщина в ситцевом халате. Выясняется, что это хозяева. И я понимаю их историю. Люди не знали, что архитектура призвана оформлять и поддерживать органичный для владельцев образ жизни. Этим людям жить в их статусном псевдоампирном доме страшно дискомфортно. В результате они мечтают о шалаше, где бы им наконец будет уютно, вот они и просят «замок-шале». То есть в переводе, попросту комфортное для жизни пространство.

Читайте также:  Проект деревянных срубовых домов

Или другой пример — заказчики с участком в легендарном поселке РАНИС. Место это — знаковое, созданное интеллектуальной и творческой элитой. Важно в него «вписаться», поддержать атмосферу. Но новым владельцам, купившим участок в поселке, это невдомек: у них в голове дом во французском стиле, такая мечта. Они не понимают, что для этой мечты нужно было выбирать другое место жительства — не строить дом в пространстве жизни интеллигенции. Вступаю в переговоры. Слушать ничего не хотят — только французский дом и обязательно двусветное пространство гостиной!

Proekry.ru: И в результате вы отказываетесь?

Олег Карлсон: Отказываться мы не можем. Это неправильно. Работа с заказчиком — это наша профессия, мы по определению служим клиенту. Лично я разговоры о коммерческой и некоммерческой архитектуре считаю абсолютно спекулятивными применительно к частному домостроению. Вся частная архитектура делается за частные деньги, это большое вложение, которое необходимо уважать. Да, нужно пытаться убеждать заказчика в своей профессиональной позиции. Но помня о том, что частный дом — это лишь отчасти художественное высказывание архитектора, в главной степени — это совместное творчество с инвестором. Важно, чтобы сложился тандем, возникло взаимопонимание. И тут от архитектора, кроме желания реализовать свои идеи, требуются большие знания, большая культура, умение убеждать и, кроме прочего, крайняя деликатность.

Proekry.ru: Чем закончилась история в поселке РАНИС? Сумели переубедить клиента?

Олег Карлсон: К счастью, высокие цены на «архитектурные излишества» пришли нам на помощь. После обсчета проекта французский дом трансформировался. Сначала заказчик попросил упростить окна, потом (узнав цену) убрал натуральный камень и аутентичный кирпич, а потом и вовсе преобразовал дом в нормальный качественный стародачный коттедж, идеально вписанный в контекст поселка вместо французского особняка на четырнадцати сотках.

Proekry.ru: А что же случается, если Вам не удается убедить клиента?

Олег Карлсон: Заказчики, категорически не готовые слушать и слышать — это, как правило, потребители типовых проектов, те, кто строит дома, полагаясь на собственное понимание процесса. Кончается все в этом случае обычно плохо. Люди остаются один на один с переделанным типовым проектом, который никаким образом не соотносится с их жизнью. То есть без своего дома.

Proekry.ru: Хотите сказать, что никогда не встречали на своем пути по-настоящему качественные типовые проекты?

Олег Карлсон: Типовые проекты в абсолютном большинстве очень слабые. Но главное, дом — это твой личный жизненный уклад. У каждого человека он свой. Дом, устраивающий всех, попросту невозможно придумать. Наше бюро 25 лет строит частные дома, на наших глазах эти дома перепродаются с повышением цены. При этом ни один проект мы не смогли продать дважды в исходном состоянии: в каждом конкретном случае все переделывается под человека и обстоятельства его жизни.

Proekry.ru: Как Вы в принципе оцениваете сегодняшний уровень частного домостроения в России?

Олег Карлсон: Сегодняшнюю реальность, к сожалению, определяют девелоперы, под копирку множащие проекты загородных поселков. И вот тут сегодня очень печальная ситуация. Архитекторов, работающих над частными домами, тех, кто действительно понимает в этой теме, меньше, чем пальцев на одной руке. Судя по тому, что мы видим в Подмосковье, под Петербургом, и в других городах, ситуация катастрофична: 90% домов нужно сразу пускать под реконструкцию и снос. Ситуация усугубляется нехваткой средств в связи с кризисом. В результате целые поселки строятся на основе 3-4 типовых проектов, и жить в них невозможно.

С другой стороны, в люксовом сегменте идет игра на зашкаливающих амбициях. Кто тебе делал дом? Американцы! А интерьеры кто? Англичане! Не реальные достоинства проекта убеждают в его состоятельности, а какие-то внешние знаки отличия. В результате уже который раз нас зовут переделывать дома, спроектированные очередным американским бюро. Продавались они как якобы «райтовские». Но модульный принцип проектирования Райта там так и не реализован, нам пришлось исправлять всю планировку. Уж не говоря о том, что более бездарной посадки домов на участке я не видел давно.

Proekry.ru: Как вы полагаете, почему девелопер сразу не обратился к российским архитекторам?

Олег Карлсон: Я неоднократно слышал от девелоперов, работающих с люксовым сегментом, такое мнение: в России, мол, попросту нет архитекторов, проектирующих дома больше 500 м². Откуда такое мнение? В ответе — прямая разгадка связи архитектуры и политики. На Западе все звездные особняки существуют в открытых публикациях. Человек заработал — и гордится тем, что построил. В России подобные объекты в большинстве своем засекречены. Я, к примеру, не могу публиковать больше половины своих работ. Результат очевиден: девелопер попросту не знает, к кому обращаться. Конечно, человек думающий всегда разберется. Последний мой опыт успешного сотрудничества с компанией Point Estate убедил меня, что тренд постепенно меняется.

Proekry.ru: Известно, что большинство заказчиков частных домов предпочитают классику. Почему? Люди воспринимают классику как показатель статуса?

Олег Карлсон: Я думаю, ответ на этот вопрос куда глубже. В человеке живет интуитивное желание восстановить оборванные революцией связи своего рода. Либо создать иллюзию непрерывности этой связи, вернуться в загородную усадьбу конца XIX — начала XX века. Поэтому я с пониманием воспринимаю любовь к классике. Другое дело — уметь в ней жить. Архитектура — это все-таки образ жизни. Нет смысла строить для себя тот образ жизни, которому ты не в состоянии соответствовать. Заказывать зал с роялем нет смысла людям, не играющим на фортепьяно. Куда разумнее использовать пространство под фитнесс-зал. В любом случае, чтобы классика не смотрелась карикатурно, она должна быть глубоко и по-настоящему изучена. Когда я делал свой первый дом в модерне, стал собирать библиотеку по этому стилю. Начиналось все с книги Кириченко «Русская архитектура 1830 — 1910-х годов». Сейчас собрание разрослось до трех сотен книг, из всех поездок — а путешествуем мы много — обязательно привозим книги. Но делаем мы самые разные дома, в том числе небольшие и не дорогие.

Proekry.ru: А что по-вашему действительно подчеркивает статус владельца? Как должен выглядеть «архитектурный портрет» незаурядного человека?

Олег Карлсон: По моим наблюдениям люди незаурядные как раз лишены желания как-то специально подчеркивать свой статус. Есть при этом определенный уровень культуры, есть определяющие жизненные интересы, есть ценности, есть мечты — из всего этого и «собирается» дом. Один из наших проектов, вилла «Евгения», как раз про это: у человека был жуткий домина 90-х годов постройки. При этом у него была потрясающая коллекция антикварной мебели и картин и, что важно, яркая и насыщенная жизнь. А поскольку «форма» содержанию не соответствовала, мы ее изменили, сбалансировали ситуацию.

Proekry.ru: Есть ли способ, при помощи которого неподготовленный заказчик сможет проверить качество архитектуры, чтобы не ошибиться с выбором архитектора.

Олег Карлсон: Дом при правильной планировке и выверенных объемах практически не приходится декорировать. Архитектура сама формирует интерьер, и владельцам, как правило, вполне достаточно просто хорошего вкуса, чтобы расставить мебель и повесить шторы. Не нужно звать дизайнеров, которые скроют непрофессионализм архитектора.

Proekry.ru: При этом Ваше бюро делает весь цикл работ: от проекта до дизайна и ландшафта…

Олег Карлсон: Это правда. Мы проектируем, как я люблю говорить, все вплоть до дверной ручки. Делаем и интерьеры, и ланшафтный дизайн. Ради нескольких проектов я фактически восстановил несколько утраченных в России ремесел. Зато теперь у меня всегда есть проверенные партнеры.

Proekry.ru: Вилла «Евгения». А еще есть усадьба «Ольга», усадьба «Елена»… почему только женские имена?

Олег Карлсон: Все дома мы называем по имени жены заказчика, чтобы их сблизить, чтобы в стрессовый период строительства сплотить семью. И должен сказать, прием работает!

Proekry.ru: Вилла, усадьба.. Вы строите «с размахом»! А живете ли сами в похожем формате?

Олег Карлсон: Нет, конечно, я даже представить не могу, что стал бы тратить на это жизнь. В моем доме все сугубо утилитарно. Я работаю по 12 часов в день, поэтому мой главный дом — это мое бюро.

Proekry.ru: В одном из своих интервью Вы дали четкое определение: «трагедия первого дома». Какие профессиональные рекомендации Вы можете дать тем, кто задумывается о строительстве дома, и этот дом — первый?

Олег Карлсон: Не экспериментировать с типовыми проектами. Типовые проекты — это как костюм с чужого плеча, непременно придется перелицовывать, лечить! На Facebook я часто делюсь результатами «лечения» домов в режиме «было-стало», для коллег в разных городах провожу учебные семинары «Доктор House: анализ и корректировка архитектурно-планировочных решений». Все это для того, чтобы предупредить базовые ошибки, которые в дальнейшем потянут за собой массу проблем.

Proekry.ru: Насколько часто Вы чувствуете удовлетворение от своей работы.

Олег Карлсон: Всегда. Я не шучу. Я очень счастлив в своей профессии. Я решил, что буду архитектором, в 5 лет, и всю жизнь занимаюсь любимым делом. Для меня радость — это сама возможность работать и давать работу своему немаленькому коллективу. Архитектор — это профессия, где ты все время на сцене. Ты должен уметь не только рисовать и говорить, ты должен видеть целое, управлять процессом и убеждать. Знаете, как говорил Феллини? Режиссер — это капитан корабля. Он хочет открыть Америку, а вся команда хочет домой… В этом смысле я очень счастлив. У меня и моей команды одни и те же цели.

Proekry.ru: Представьте, пожалуйста, проект, над которым работаете сегодня.

Олег Карлсон: Не проект, а проекты – сейчас в работе одновременно более 15 объектов: Вилла «Елена» с китайскими мотивами на Николиной Горе, завершаем виллу «Евгения», проектируем и строим совместно с Еленой Гординой квартиру в доходном доме для «идеального мужа», усадьба в модерне под Екатеринбургом, большую усадьбу со СПА комплексом в потрясающем месте Кастоваты в Пермском крае, через год будет пущен в строй винзавод с парком, прудом и рестораном «Вина Арпачина» в Ростовской области, проект поселка на Рублевке, несколько домов из клеёного бруса для наших партнёров Рованиеми. Заканчиваем рабочие чертежи для партнёров из Рязани «Долина Двух Рек» на Оке.

ВСЕ ПРОЕКТЫ архитектора вы можете посмотреть здесь.

Как Доктор House исправляет ошибки в проектировании загородных домов

Архитектор Олег Карлсон рассказывает о «трагедии первого дома», комментирует недостатки типовых проектов и дает рекомендации к их исправлению.

Материал подготовила: Елена Ефремова

Фото и графика: пресс-служба

Проект коттеджа с бассейном. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект коттеджа с бассейном. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Олег Карлсон, глава бюро «АСБ Карлсон и К», ведет Youtube-канал, где устраивает разборы самых разных проектов загородных домов: от роскошных дворцов, усадеб и вилл до самых простых и бюджетных.

Архитектор Олег Карлсон.

Архитектор Олег Карлсон.

«Проблема в том, что наши признанные архитектурные звезды не берутся за массовую застройку — поясняет Олег, — а редкие грамотные архитектуры, которых я время от времени нахожу на просторах интернета, как правило, не умеют себя рекламировать. А между ними пропасть, наполненная безграмотными, уродливыми проектами типовых домов от застройщиков. Это наблюдается и в Подмосковье, и Ленинградской области, и в российской глубинке. На своем канале я по мере сил пытаюсь это исправить. И хорошо, когда люди обращаются ко мне на стадии проекта, когда есть шанс сразу помочь».

Вот перечень главных ошибок, которые озвучил архитектор.

1. Стремление сэкономить

Самая главная ошибка на первом этапе — любовь к халяве, зачастую она объясняется проблемой нехватки денег, но по итогу оборачивается еще большими тратами. Не скачивайте типовые проекты домов в интернете, не покупайте типовые проекты домов за 20-30 тысяч рублей. Эти деньги лучше отдать на благотворительность, потому что это очень плохие, ужасные проекты.

Модульный принцип проектирования позволяет даже меленькие постройки создавать гармоничными. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Модульный принцип проектирования позволяет даже меленькие постройки создавать гармоничными. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

2. Отсутствие индивидуального проекта

Если вам понравился готовый типовой проект его можно взять за основу по набору основных помещений, но обязательно обратиться к профессиональному архитектору, чтобы переделать проект под себя на 50%, 70% а иногда и 100%.

Совместный проект бюро «АСБ Карлсон и К» с компанией финских деревянных домов Rovaniemi. Индивидуальный жилой дом в Пермском крае.

Совместный проект бюро «АСБ Карлсон и К» с компанией финских деревянных домов Rovaniemi. Индивидуальный жилой дом в Пермском крае.

Как правило, обычные люди не умеют читать планы помещений, особенно если там нет расстановки мебели. Им нравятся красивые картинки, эффектные визуализации. Но когда такой дом построен, они пытаются расставить там мебель, а у них ничего не получается. Тогда они приглашают дизайнеров интерьера, а те пытаются спасти бездарный проект цветом стен и занавесками на окнах. Зачастую приходится заказывать мебель нестандартных размеров, а это снова траты. И в итоге жить в таком доме все равно будет неудобно.

Пример неудачной планировки дома и исправленной версии от бюро «АСБ Карлсон и К».

Пример неудачной планировки дома и исправленной версии от бюро «АСБ Карлсон и К».

Если вы строите дом в первый раз — не стоит экспериментировать и рисковать. Да, при строительстве второго дома вы сможете учесть большинство ошибок и недочетов. Но к первому дому отношения трепетнее, и разочарования сильнее. Грамотный индивидуальный проект позволит сделать жизнь в доме комфортной и хорошо сэкономить.

Реализованный проект маленькой усадьбы. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Реализованный проект маленькой усадьбы. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

3. Расположение дома на участке

По важности этот пункт должен быть первым. Но если соблюсти первые два правила, то такой проблемы можно избежать. Планировка дома напрямую связана с расположением по сторонам света и с тем, какие виды будут открываться из будущих окон. Мало иметь хороший проект с удобными планировками: нужно понимать, как максимально выгодно посадить дом на участок.

Пример посадки посадки здания на плане участка с учетом рельефа. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Пример посадки посадки здания на плане участка с учетом рельефа. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Понятно, что спальни должны инсолироваться, что кухня, столовая и гостиная должны выходить в сад, а с северной стороны дома лучше разместить входную группу, подсобные помещения, санузлы и гардеробные. Это все надо делать совместно с архитектором. И тут возникает еще один очень важный вопрос, какой квалификации этот архитектор.

Проект дачного домика под Фрязино. Б юро «АСБ Карлсон и К».

Проект дачного домика под Фрязино. Б юро «АСБ Карлсон и К».

Проект дачного домика под Фрязино. Посадка на участке. Б юро «АСБ Карлсон и К».

Проект дачного домика под Фрязино. Посадка на участке. Б юро «АСБ Карлсон и К».

4. Как же найти хорошего архитектора?

Сейчас наблюдается катастрофическая деградация профессии и ремесла, усугубленное демпингом цен. Не понятно, кто занимается проектированием: цены на эти услуги упали, и качество — к сожалению, тоже. Хорошего архитектора найти очень сложно! Это как выбрать мужа или жену. Лотерея!

Еще один пример модульного проектирования для нестандартных по габаритам построек. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Еще один пример модульного проектирования для нестандартных по габаритам построек. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Прислушивайтесь к рекомендациям своих друзей, уже построивших дом. Наступайте на собственные грабли, анализируйте ошибки, включайте голову! Выбирайте архитекторов из тех, кто читает книги, любит Палладио и Райта, учится у них, и использует модульный принцип проектирования домов.

В работах великих архитекторов заложены основные принципы гармонии. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

В работах великих архитекторов заложены основные принципы гармонии. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

5. Поиск сложных путей вместо модульного принципа в проектировании

Все давным давно уже придумано! Существует модульный принцип в проектировании домов. Например, 2100х2100 мм — это минимальный размер санузла, 4200х4200 мм — минимальный размер комфортной спальни (где вы поставили двуспальную кровать, и не возникло ощущения, что ноги упираются в стенку).

Проект «Усадьба Варвариха» в стиле русской усадьбы. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Усадьба Варвариха» в стиле русской усадьбы. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Для большого дома (или дворца) размер спальни скорректирован до 6300х6300 мм. Можно взять модуль поменьше 800Х800 мм и из него составлять кратные размеры, определяя пропорции будущих комнат.

Проект «Усадьба Ильинское». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Усадьба Ильинское». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Это удобный инструмент, которым нужно уметь пользоваться. Все русские усадьбы, которыми восхищаемся, построены по этому принципу. Ваш архитектор должен знать ордер, не важно какой по стилю будет дом «от барокко до барака». В классическом архитектурном ордере заложены пропорции близки к пропорциям человека, а человек — мера всех вещей.

Проект деревянного дома с бассейном. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект деревянного дома с бассейном. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

6. Следование модным веянием, а не рациональному расчету

Хорошо бы пропускать популярные идеи через сито критического мышления. Например, сейчас наблюдается мода на одноэтажные дома и бум такого строительства. И если в сегменте премиум-класса его можно объяснить, то в домах с более скромным бюджетом — это не выглядит хорошей идеей.

Проект «Японский домик». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Японский домик». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Так, например, дом с минимум тремя спальнями, кухней, гостиной, санузлами расппластывается на участке, отнимая место у палисадника и сада. И если площадь участка меньше 10-12 соток, то это катастрофа — дом стоит от забора до забора. Стоимость изготовления такой большой крыши сопоставима с постройкой второго этажа. А ведь есть еще дорогой фундамент для всей площади застройки.

Проект «Пятница». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Пятница». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Почему бы одноэтажный дом площадью, например, 150 квадратных метров не превратить в дом с мансардой, на которой можно разместить 3-4 спальни или детских. Правильной, удобной лестницей можно безопасно пользоваться до старости. Зато сохранится сад и лужайка — то, ради чего люди и переезжают жить за город.

Дом в стародачном стиле. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Дом в стародачном стиле. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Северный модерн» . Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Северный модерн» . Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

По мнению Олега Карлсона, правильно и гармонично спроектированный дом как правило симметричен. Его фасад и планировки подчинены осям. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

По мнению Олега Карлсона, правильно и гармонично спроектированный дом как правило симметричен. Его фасад и планировки подчинены осям. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Если основной объем дома спроектирован правильно, то в таком случае и фасад, и интерьер могут быть любыми по стилю. Гостевой дом для проекта «Вилла Евгения». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Если основной объем дома спроектирован правильно, то в таком случае и фасад, и интерьер могут быть любыми по стилю. Гостевой дом для проекта «Вилла Евгения». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Реализованный проект загородной усадьбы в английском стиле. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Реализованный проект загородной усадьбы в английском стиле. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Уникальный усадебный комплекс в стиле модерн, построенный в Подмосковье. Главный архитектор: Олег Карлсон; архитекторы: Александр Куликов, Денис Кармановский, Марат Лукманов, Сергей Ильин; художник: Павел Оринянский. Фото: Алексей Князев.

Уникальный усадебный комплекс в стиле модерн, построенный в Подмосковье. Главный архитектор: Олег Карлсон; архитекторы: Александр Куликов, Денис Кармановский, Марат Лукманов, Сергей Ильин; художник: Павел Оринянский. Фото: Алексей Князев.

Оцените статью