Психологические проекты для детского дома

Социальный проект «Тепло добрых сердец»

Проект детского дома, направленный на развитие духовно- нравственных качеств личности у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Скачать:

Вложение Размер
socialnyy_proekt_teplo_dobryh_serdec.docx 26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект социальной направленности

«Тепло добрых сердец»

С целью создания качественной системы образования детей-сирот и детей из неблагополучных семей, а также совершенствования личностно ориентированного подхода к развитию воспитанников по инициативе губернатора Белгородской области Савченко Е.С. в 1998 году было принято решение открыть детский дом для девочек.

Прохоровский детский дом построен по индивидуальному проекту на 20 воспитанниц. В доме проживают девочки от 5 до 18 лет с последующим устройством в профессиональные учебные заведения .

Очень удачно выбрано место расположения данного учреждения: рядом с культурно-историческим центром п. Прохоровка, куда входят музей «Третье ратное поле России», библиотека Н.И.Рыжкова, храм Святых апостолов Петра и Павла, Дом ветеранов, детская школа искусств, гимназия, физкультурно- оздоровительный комплекс «Олимп».

В связи с изменившимися приоритетами образовательной политики на уровне государства и области, в частности актуализации, духовно- нравственного воспитания и особенностями нашего учреждения коллективом Прохоровского детского дома принята Концепция воспитательной работы «Гендерное воспитание девочки на основе духовных ценностей русского народа в условиях семейного детского дома».

Основные положения концепции:

  1. Воспитательная система учреждения призвана обеспечить успешную социализацию личности воспитанницы детского дома – будущей матери, жены, хранительницы домашнего очага.
  2. Воспитательная работа в детском доме строится на основе приоритета гендерного воспитания с учётом физиологических, возрастных, психологических особенностей каждой воспитанницы.
  3. Содержание воспитательного процесса в детском доме строится на ценностных ориентирах, которые определяют качества личности девочки, заложенные в идеальную модель выпускницы, основанную на особенностях православной культуры русского народа.

В воспитательной работе нами выделяются два приоритетных направления:

1. Гендерное воспитание.

2. Духовно — нравственное воспитание, основанное на традициях русского православия.

Особенность воспитательной системы учреждения состоит в том, что воспитанницы включаются в целостную воспитательную систему детского дома, когда духовный и гендерный аспекты реализуются во всей жизнедеятельности учреждения: во внешнем виде, поведении воспитателей и воспитанниц, в оформлении комнат девочек и интерьера всего детского дома, в окружающей социальной среде и традициях учреждения. В комнате проживают старшая и младшая воспитанницы. Взрослые девочки заботятся о младших: следят за внешним видом малышей, помогают выполнять домашние задания, прививают им навыки по самообслуживанию. Что способствует развитию у воспитанниц ответственности, чувства долга и привязанности. Девочки обучаются в воскресной школе, по духовной потребности посещают праздничные и воскресные Богослужения в храме. Ежегодно воспитанницы встречают Благодатный огонь со всеми жителями поселка, принимают участие в Пасхальном перезвоне колоколов и в мероприятиях, организованных настоятелем Петропавловского храма (игры между воспитанниками воскресных школ, православные слеты и др.) .

Такие мероприятия способствуют духовно — нравственному обогащению и личностному развитию воспитанниц.

Духовно-нравственное воспитание так же включает в себя:

  1. физическое развитие (совершенствование физических функций организма: «В здоровом теле – здоровый дух»);
  2. трудовое развитие (развитие умения осуществлять различные виды трудовой деятельности);
  3. интеллектуальное развитие (овладение различными видами мышления, формирование мировоззрения);
  4. гражданско-патриотическое развитие (формирование собственной гражданской позиции);
  5. эмоциональное развитие (развитие способности эмоционального отклика на события действительности, умения владеть собой);
  6. нравственное развитие (расширение знаний о нормах поведения человека);
  7. эстетическое (развитие способности оценивать «по законам красоты» явления окружающей действительности);
  8. благотворительное направление (проведение концертов в Доме ветеранов, изготовление подарков к праздникам и др.)

Воспитание девочек в детском доме не может осуществляться вдалеке от проблем и забот, которые присутствуют у людей в реальном мире. Дети должны иметь представление о трудностях, которые испытывают отдельные слои населения в нашей стране и районе. У воспитанниц принимающих участие в преодолении этих трудностей, оказывающих посильную помощь нуждающимся, формируется чувство долга, сострадания, ответственности сопричастности, милосердия.

Данный проект носит социальный характер и направлен на включение воспитанниц в более широкий круг общения и принятие участия детей в оказании внимания и помощи нуждающимся.

Цель проекта : гуманизация становления личности воспитанниц в условиях семейного детского дома.

  1. Воспитывать у детей готовность приходить на помощь нуждающимся
  2. Побуждать детей к проявлению милосердия к окружающим людям
  3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
  4. Формировать потребность в саморазвитии
  5. Развитие творческих способностей.

Участниками данного проекта является разновозрастная группа детей ГБОУ «Прохоровский детский дом (20 воспитанниц), а так же ветераны Великой Отечественной войны и труда, граждане, проживающие в доме ветеранов п. Прохоровка, дети — инвалиды. Так же к реализации данного проекта планируется привлечение социального педагога и педагога- психолога Прохоровского детского дома.

Реализация проекта основана на сотрудничестве детского дома с храмом святых апостолов Петра и Павла п. Прохоровка, управлением федеральной налоговой службы Белгородской области и строится на принципе взаимной ответственности и ресурсных вкладах каждого участника. Намеченная цель и задачи будут достигнуты путем организации: совместных мероприятий для воспитанниц детского дома и людей, нуждающихся в помощи и поддержке, благотворительного труда, концертных программ.

Реализация проекта позволит воспитанницам выйти за пределы теоретических знаний и выйти в реальный мир, оказать посильную помощь, проявить милосердие и заботу нуждающимся в этом людям. Так же данный проект дает возможность детям детского дома проявить свои организаторские и творческие способности, получить опыт общения с незнакомыми людьми, осознать собственную значимость в решении социальных проблем.

Средства, ресурсы необходимые для реализации данного проекта.

Данный проект может быть реализован только при наличии ряда средств, ресурсов и условий, имеющих огромное значение. Во- первых, это человеческие ресурсы- воспитанницы детского дома, педагоги детского дома и другие специалисты. Во- вторых, это информационные ресурсы, позволяющие донести идею проекта до воспитанниц и задействованных сотрудников учреждения и других сфер. В – третьих, это материальные ресурсы.

Имеющиеся средства, ресурсы и условия

В детском доме имеются основные средства и условия для реализации данного проекта. В учреждении воспитывается 20 девочек, работают специалисты: педагог — психолог, социальный педагог, 4 воспитателя, созданы условия для приема гостей, имеется транспорт для переезда по Прохоровскому району. Все воспитанницы обучаются в музыкальной школе, играют на музыкальных инструментах, которые имеются в детском доме в полном объеме, приобретен музыкальный центр для проведения концертных мероприятий, В учреждении успешно функционирует театральная студия «Гармония», поэтому проблем при организации концертно- развлекательных программ не возникнет. Так же заключен договор о совместной деятельности детского дома с настоятелей храма святых апостолов Петра и Павла. Уже налажено сотрудничество с администрацией Дома ветеранов п. Прохоровка (в течение 13 лет проводятся совместные мероприятия). Для организации акции «Зеленая столица» в детском доме имеется теплица для выращивания цветочной рассады, а также весь посадочный инвентарь (лопаты, грабли, ведра). Для оформления альбома «Тепло добрых сердец» в детском доме имеется цифровой фотоаппарат.

Для успешной реализации данного проекта необходимо финансовые ресурсы для:

  1. приобретения материала необходимого для изготовления мягких игрушек, сувениров детям- инвалидам и ветеранам;
  2. закупки книг детям — инвалидам в подарок от воспитанниц детского дома,
  3. изготовления фотоальбома «Тепло добрых сердец».
  4. приобретения саженцев деревьев для участия в областной акции «Зеленая столица»;
  5. приобретения магнитной доски для проведения подготовительных занятий для детей и совместных мероприятий воспитанниц и детей- инвалидов,
  6. закупки канцелярских принадлежностей,
  7. оплаты транспортных расходов,
  8. организации чаепития,
  9. закупки интеллектуальных игр.

Срок реализации проекта

На реализацию проекта отводится 9 месяцев (сентябрь 2011года — май 2012 года).

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи и личности в условиях детского дома

Обоснование.

Лишение ребёнка семьи в силу различных обстоятельств, помещение его в детский дом зачастую приводит к негативной ситуации его развития и социальной дезадаптации. Одной из причин этого является то, что у ребёнка появляется причина не доверять окружающим людям, или “базовое недоверие к миру”. Помещение ребёнка в детский дом является для него периодом жизненного кризиса, в течение которого свойственно искажение самосознания: представлений о себе, об окружающем мире в целом. В качестве психологической защиты “включается” множество моделей негативного поведения, но первопричина, прежде всего – недоверие, порождающее отчуждение, враждебность, страх и др.

В данный период жизненного кризиса для ребёнка очень важно иметь рядом близких из “прошлой” жизни или человека, способного понять и помочь справиться с трудностями адаптации. Поэтому наиболее важной задачей в условиях детского дома становится объединение детей с родственными связями в семейные группы и группы по типу социальной семьи.

Данная программа разработана как психологическое сопровождение программы воспитания и развития детей в семейных группах.

Объектом сопровождения выступает образовательный процесс; предметом деятельности является ситуация развития ребёнка и семьи как система отношений ребёнка и семьи: с миром, с окружающими, с самим собой. Реализует и координирует сопровождение педагог-психолог.

Особенности воспитанников детских домов, обусловленные отсутствием семейного воспитания:

— недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

— в общении: поверхностность контактов, сниженная инициативность, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения взрослых и сверстников, бедность арсеналов средств общения;

— снижение способности к сопереживанию, нетерпимость к недостаткам окружающих людей;

— отсутствие мотивации достижения; проявление иждивенческой позиции по отношению к миру;

— искажение развития половой идентификации;

— идеализация взаимоотношений в семье, образа семьянина, с одной стороны, и расплывчатость этого образа, ненаполненность конкретными бытовыми деталями, с другой;

— искажение образа-Я, неумение осознавать социальные роли мужчины и женщины, социальная дезадаптация.

Принципы реализации программы:

— гуманное отношение к семье, каждому её члену и вера в их силы;

— квалифицированная помощь и поддержка естественного развития;

— признание приоритета потребностей каждой личности и семьи, целей и ценностей их развития;

— признание автономности и независимости каждого члена семьи.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для восстановления связей с миром людей через поиск скрытых ресурсов личности и семьи, опору на их собственные возможности.

  • Выявление и предупреждение психологических проблем, препятствующих адекватной социальной адаптации членов семей.
  • Психолого-педагогическая коррекция психологических травм детства.
  • Создание условий для адекватной половой идентификации.
  • Помощь (содействие) ребёнку и семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, выбор образовательного профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы общения.
  • Создание условий для осознания и принятия ребёнком социальной роли семьянина, определения своего личного образа-Я в условиях конкретной семьи, овладение навыками семейного взаимодействия.
  • Психологическое обеспечение программы воспитания и обучения детей в семейных группах.
  • Развитие психолого-педагогической компетенции (психологической культуры) педагогического коллектива.
  • — Диагностика (индивидуальная и групповая).

    — Консультирование (индивидуальное и групповое).

    — Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

    — Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

    — Экспертиза (образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов).

    — подгруппами (по 5 – 6 человек);

    Программа рассчитана на следующие категории участников:

    1. Воспитанники семейных групп младшего школьного возраста.
    2. Воспитанники семейных групп среднего школьного возраста.
    3. Воспитанники семейных групп подросткового возраста.
    4. Педагогический коллектив детского дома.
    5. Члены семей без учёта возраста.

    Условия проведения индивидуальной, коррекционно-развивающей, профилактической, консультационной работы определяются в индивидуальном порядке по результатам обследования или по запросу ребёнка, педагогов, администрации.

    Групповые формы работы проводятся в соответствии с тематическим планом программы психолого-педагогического сопровождения.

    — социометрия межличностных отношений детей в группах;

    — “20 позиций Куна”: изучение социально-психологического статуса и уровня социальной адаптации (референтометрия);

    — “Три оценки” А.И.Липкиной (изучение уровня самооценки и уровня притязаний);

    — “Ценностные ориентации” М.Рокич;

    — проективные методики: “Рисунок семьи”; “ДДЧ”; “Несуществующее животное”, тест Люшера и др.;

    — многофакторный личностный опросник Кеттела;

    — патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко;

    — вопросник Басса – Дарки: диагностика состояния агрессии;

    — тест вербального интеллекта А.С.Галанова;

    — тест интеллекта, свободного от влияния культуры (А.С.Галанов);

    — психологическое обследование младших школьников (А.А.Венгер);

    — психолого-педагогическое обследование детей (С.Д.Забрамная, О.В.Боровик);

    — опросник профессиональных предпочтений (Д.Голланд);

    — “Профессиональная готовность” (А.П.Чернявская).

    Методы и приёмы коррекционно-развивающей и профилактической работы:

    — тренинги (социальные, профориентационные, психологические);

    — психолого-педагогические развивающие игры и упражнения.

    Примерная структура групповых занятий:

    1. Приветствие.
    2. Разминка.
    3. Коррекционно-развивающий блок.
    4. Рефлексия.
    5. Прощание.

    Тематический план групповых занятий.

    Младший школьный возраст:

    Развитие эмоциональной сферы:

    Блок занятий “Наши чувства”. Тематика: “Радость”; “Удивление”; “Интерес”; “Гордость”; “Печаль и страдание”; “Пренебрежение, отвращение”; “Гнев”; “Вина и стыд”; “Страх”; “Определитель настроения”; “Выходы из конфликтов”.

  • Гендерное развитие: знакомство детей с мужскими и женскими социальными ролями, развитие навыков сотрудничества, взаимного уважения.Занятия: “Девочки и мальчики”; “Периоды жизни человека”; “Мужские и женские роли в семье и обществе”; “Как решают проблемы мальчики?”; “Как решают проблемы девочки?”.
  • Средний школьный возраст:

    1. Развитие навыков самопознания: осознание своей автономности, половая идентификация, образ-Я. Тематика: “Кто я?”; “Мой характер”; “Мои эмоции и чувства”; “Самооценка”; “Каким меня видят люди”; “Мой темперамент”; “Мои познавательные способности”; “Мои интересы”; “Жизненные ценности”; итоговое: “Какой я?”.
    2. Гендерное развитие: Занятия: “Юноша и девушка”; “Проблемы взаимодействия полов”; “Нужны ли уступки?”; “Взаимодействие членов семей”; “Что ценят в девочках мальчики?”; “Что ценят в мальчиках девочки?”; “Образ семьи”.

    Консультации для педагогов:

    1. “Психологические особенности воспитанников”. По результатам обследования.
    2. Особенности половой идентификации детей младшего школьного возраста.
    3. Особенности половой идентификации детей среднего школьного возраста.
    4. Особенности половой идентификации подростков.
    5. Особенности развития образа семьи у воспитанников детского дома.

    Гармонизация внутрисемейных отношений.

    Занятия проводятся с подгруппами: одна или несколько семей.

  • Приветствие. Выбор ритуала приветствия.
  • Разминка. “Меняются местами те,…”.
  • Введение в цели и задачи совместной работы. Определение правил участников тренинга.
  • Рефлексия.
  • Прощание. Выбор ритуала.
  • Приветствие.
  • Разминка. “Моя фамилия”: членам семей предлагается представить запоминающееся представление своей фамилии с помощью мимики, пантомимы, небольшого этюда и т.д. После представления всей группе даётся задание воспроизвести наиболее запомнившиеся представления. Упражнение направлено на сплочение членов семей, выработку приёмов эффективного взаимодействия.
  • Проективная методика “Рисунок семьи”. Задание выполняется индивидуально каждым участником группы. Затем ребята представляют свои рисунки.
    Вопросы для обсуждения:
    — Кто изображён на рисунке?
    — Где ты нарисовал себя и почему?
    — Здесь изображены все члены твоей семьи? Если – нет, ребёнок по желанию может объяснить причину.
    — Обсуждение цветовой гаммы рисунков.
  • Рефлексия.
  • Прощание.
  • Приветствие.
  • Разминка. “Моё имя”: каждому члену группы предлагается самостоятельно представить своё имя (по типу упражнения “Моя фамилия”). Направлено на развитие автономности, толерантности, умения понимать друг друга.
  • Проективная методика “Рисунок самого близкого мне человека (людей)”. Работа проводится по схеме предыдущего занятия.
  • Рефлексия.
  • Прощание.
  • Приветствие.
  • Разминка. “Меняются местами семьи, которые…”. Развитие навыков эффективного взаимодействия.
  • Проективная методика “Дом для нашей семьи”. Групповой рисунок. Членам семей предлагается на листе ватмана нарисовать общий рисунок по заданной теме. Работа выполняется одновременно всеми членами семьи. Цель: развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, умения понимать и принимать друг друга.
  • Рефлексия.
  • Прощание.
    1. Приветствие.
    2. Разминка. “Черепаха”: членам семей предлагается в медленном темпе пройти расстояние от одной стены зала до другой. Двигаться члены семей должны согласованно и одновременно, не обгоняя и не останавливаясь. Противоположной стены все должны достичь одновременно.
    3. Сказкотерапия. Сочинение сказок по заданным словам: дом, семья, тепло, любовь, невзгоды, однажды, крепкий (-ая, -ое), ответственность, помощь. Могут быть использованы другие слова в зависимости от ситуации развития семьи. Заданная последовательность слов необязательна. Если позволяет время, можно предложить ребятам инсценировать сказки, или проиллюстрировать их.
    4. Рефлексия.
    5. Прощание.
  • Приветствие.
  • Разминка. “Лепка с завязанными глазами”: членам семей предлагается с завязанными глазами выполнить, не договариваясь заранее любую поделку из пластилина. Работа передаётся друг другу по команде ведущего, ребёнок должен наощупь понять, что начал лепить предыдущий участник и продолжить работу. Разговоры во время выполнения задания запрещены. Цель: развитие взаимопонимания, навыков эффективного взаимодействия.
  • Песочная терапия. Организация совместной сюжетно-ролевой игры с песком, мелкими игрушками на тему “Один день из жизни нашей семьи”.
  • Рефлексия.
  • Прощание.
  • Приветствие.
  • Разминка. “Поздравление для родного человека”. Детям предлагается продумать поздравление с любым праздником для участвующих в тренинге членов семей. Цель: учить вербально выражать чувство эмпатии близким людям.
  • Работа подгруппами: “Составление генеалогического дерева” (необходима предварительная работа с детьми, специалистами, документами по выявлению родственных связей). Если в предварительной работе связей не выявлено, детям предлагается выполнить коллаж “Моя семья”.
  • Рефлексия.
  • Прощание.
  • Критерии результативности психологического сопровождения:

    Оценка результативности производится диагностическими методами. В начале и в конце каждого учебного года проводится исследование уровня развития качеств личности детей, которое позволяет наблюдать развитие в динамике. Перечень диагностических методик приведён выше.

    Читайте также:  Проект реконструкции частного дома как сделать
    Оцените статью