Социальный проект «Тепло добрых сердец»
Проект детского дома, направленный на развитие духовно- нравственных качеств личности у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnyy_proekt_teplo_dobryh_serdec.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект социальной направленности
«Тепло добрых сердец»
С целью создания качественной системы образования детей-сирот и детей из неблагополучных семей, а также совершенствования личностно ориентированного подхода к развитию воспитанников по инициативе губернатора Белгородской области Савченко Е.С. в 1998 году было принято решение открыть детский дом для девочек.
Прохоровский детский дом построен по индивидуальному проекту на 20 воспитанниц. В доме проживают девочки от 5 до 18 лет с последующим устройством в профессиональные учебные заведения .
Очень удачно выбрано место расположения данного учреждения: рядом с культурно-историческим центром п. Прохоровка, куда входят музей «Третье ратное поле России», библиотека Н.И.Рыжкова, храм Святых апостолов Петра и Павла, Дом ветеранов, детская школа искусств, гимназия, физкультурно- оздоровительный комплекс «Олимп».
В связи с изменившимися приоритетами образовательной политики на уровне государства и области, в частности актуализации, духовно- нравственного воспитания и особенностями нашего учреждения коллективом Прохоровского детского дома принята Концепция воспитательной работы «Гендерное воспитание девочки на основе духовных ценностей русского народа в условиях семейного детского дома».
Основные положения концепции:
- Воспитательная система учреждения призвана обеспечить успешную социализацию личности воспитанницы детского дома – будущей матери, жены, хранительницы домашнего очага.
- Воспитательная работа в детском доме строится на основе приоритета гендерного воспитания с учётом физиологических, возрастных, психологических особенностей каждой воспитанницы.
- Содержание воспитательного процесса в детском доме строится на ценностных ориентирах, которые определяют качества личности девочки, заложенные в идеальную модель выпускницы, основанную на особенностях православной культуры русского народа.
В воспитательной работе нами выделяются два приоритетных направления:
1. Гендерное воспитание.
2. Духовно — нравственное воспитание, основанное на традициях русского православия.
Особенность воспитательной системы учреждения состоит в том, что воспитанницы включаются в целостную воспитательную систему детского дома, когда духовный и гендерный аспекты реализуются во всей жизнедеятельности учреждения: во внешнем виде, поведении воспитателей и воспитанниц, в оформлении комнат девочек и интерьера всего детского дома, в окружающей социальной среде и традициях учреждения. В комнате проживают старшая и младшая воспитанницы. Взрослые девочки заботятся о младших: следят за внешним видом малышей, помогают выполнять домашние задания, прививают им навыки по самообслуживанию. Что способствует развитию у воспитанниц ответственности, чувства долга и привязанности. Девочки обучаются в воскресной школе, по духовной потребности посещают праздничные и воскресные Богослужения в храме. Ежегодно воспитанницы встречают Благодатный огонь со всеми жителями поселка, принимают участие в Пасхальном перезвоне колоколов и в мероприятиях, организованных настоятелем Петропавловского храма (игры между воспитанниками воскресных школ, православные слеты и др.) .
Такие мероприятия способствуют духовно — нравственному обогащению и личностному развитию воспитанниц.
Духовно-нравственное воспитание так же включает в себя:
- физическое развитие (совершенствование физических функций организма: «В здоровом теле – здоровый дух»);
- трудовое развитие (развитие умения осуществлять различные виды трудовой деятельности);
- интеллектуальное развитие (овладение различными видами мышления, формирование мировоззрения);
- гражданско-патриотическое развитие (формирование собственной гражданской позиции);
- эмоциональное развитие (развитие способности эмоционального отклика на события действительности, умения владеть собой);
- нравственное развитие (расширение знаний о нормах поведения человека);
- эстетическое (развитие способности оценивать «по законам красоты» явления окружающей действительности);
- благотворительное направление (проведение концертов в Доме ветеранов, изготовление подарков к праздникам и др.)
Воспитание девочек в детском доме не может осуществляться вдалеке от проблем и забот, которые присутствуют у людей в реальном мире. Дети должны иметь представление о трудностях, которые испытывают отдельные слои населения в нашей стране и районе. У воспитанниц принимающих участие в преодолении этих трудностей, оказывающих посильную помощь нуждающимся, формируется чувство долга, сострадания, ответственности сопричастности, милосердия.
Данный проект носит социальный характер и направлен на включение воспитанниц в более широкий круг общения и принятие участия детей в оказании внимания и помощи нуждающимся.
Цель проекта : гуманизация становления личности воспитанниц в условиях семейного детского дома.
- Воспитывать у детей готовность приходить на помощь нуждающимся
- Побуждать детей к проявлению милосердия к окружающим людям
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
- Формировать потребность в саморазвитии
- Развитие творческих способностей.
Участниками данного проекта является разновозрастная группа детей ГБОУ «Прохоровский детский дом (20 воспитанниц), а так же ветераны Великой Отечественной войны и труда, граждане, проживающие в доме ветеранов п. Прохоровка, дети — инвалиды. Так же к реализации данного проекта планируется привлечение социального педагога и педагога- психолога Прохоровского детского дома.
Реализация проекта основана на сотрудничестве детского дома с храмом святых апостолов Петра и Павла п. Прохоровка, управлением федеральной налоговой службы Белгородской области и строится на принципе взаимной ответственности и ресурсных вкладах каждого участника. Намеченная цель и задачи будут достигнуты путем организации: совместных мероприятий для воспитанниц детского дома и людей, нуждающихся в помощи и поддержке, благотворительного труда, концертных программ.
Реализация проекта позволит воспитанницам выйти за пределы теоретических знаний и выйти в реальный мир, оказать посильную помощь, проявить милосердие и заботу нуждающимся в этом людям. Так же данный проект дает возможность детям детского дома проявить свои организаторские и творческие способности, получить опыт общения с незнакомыми людьми, осознать собственную значимость в решении социальных проблем.
Средства, ресурсы необходимые для реализации данного проекта.
Данный проект может быть реализован только при наличии ряда средств, ресурсов и условий, имеющих огромное значение. Во- первых, это человеческие ресурсы- воспитанницы детского дома, педагоги детского дома и другие специалисты. Во- вторых, это информационные ресурсы, позволяющие донести идею проекта до воспитанниц и задействованных сотрудников учреждения и других сфер. В – третьих, это материальные ресурсы.
Имеющиеся средства, ресурсы и условия
В детском доме имеются основные средства и условия для реализации данного проекта. В учреждении воспитывается 20 девочек, работают специалисты: педагог — психолог, социальный педагог, 4 воспитателя, созданы условия для приема гостей, имеется транспорт для переезда по Прохоровскому району. Все воспитанницы обучаются в музыкальной школе, играют на музыкальных инструментах, которые имеются в детском доме в полном объеме, приобретен музыкальный центр для проведения концертных мероприятий, В учреждении успешно функционирует театральная студия «Гармония», поэтому проблем при организации концертно- развлекательных программ не возникнет. Так же заключен договор о совместной деятельности детского дома с настоятелей храма святых апостолов Петра и Павла. Уже налажено сотрудничество с администрацией Дома ветеранов п. Прохоровка (в течение 13 лет проводятся совместные мероприятия). Для организации акции «Зеленая столица» в детском доме имеется теплица для выращивания цветочной рассады, а также весь посадочный инвентарь (лопаты, грабли, ведра). Для оформления альбома «Тепло добрых сердец» в детском доме имеется цифровой фотоаппарат.
Для успешной реализации данного проекта необходимо финансовые ресурсы для:
- приобретения материала необходимого для изготовления мягких игрушек, сувениров детям- инвалидам и ветеранам;
- закупки книг детям — инвалидам в подарок от воспитанниц детского дома,
- изготовления фотоальбома «Тепло добрых сердец».
- приобретения саженцев деревьев для участия в областной акции «Зеленая столица»;
- приобретения магнитной доски для проведения подготовительных занятий для детей и совместных мероприятий воспитанниц и детей- инвалидов,
- закупки канцелярских принадлежностей,
- оплаты транспортных расходов,
- организации чаепития,
- закупки интеллектуальных игр.
Срок реализации проекта
На реализацию проекта отводится 9 месяцев (сентябрь 2011года — май 2012 года).
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи и личности в условиях детского дома
Обоснование.
Лишение ребёнка семьи в силу различных обстоятельств, помещение его в детский дом зачастую приводит к негативной ситуации его развития и социальной дезадаптации. Одной из причин этого является то, что у ребёнка появляется причина не доверять окружающим людям, или “базовое недоверие к миру”. Помещение ребёнка в детский дом является для него периодом жизненного кризиса, в течение которого свойственно искажение самосознания: представлений о себе, об окружающем мире в целом. В качестве психологической защиты “включается” множество моделей негативного поведения, но первопричина, прежде всего – недоверие, порождающее отчуждение, враждебность, страх и др.
В данный период жизненного кризиса для ребёнка очень важно иметь рядом близких из “прошлой” жизни или человека, способного понять и помочь справиться с трудностями адаптации. Поэтому наиболее важной задачей в условиях детского дома становится объединение детей с родственными связями в семейные группы и группы по типу социальной семьи.
Данная программа разработана как психологическое сопровождение программы воспитания и развития детей в семейных группах.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс; предметом деятельности является ситуация развития ребёнка и семьи как система отношений ребёнка и семьи: с миром, с окружающими, с самим собой. Реализует и координирует сопровождение педагог-психолог.
Особенности воспитанников детских домов, обусловленные отсутствием семейного воспитания:
— недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
— в общении: поверхностность контактов, сниженная инициативность, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения взрослых и сверстников, бедность арсеналов средств общения;
— снижение способности к сопереживанию, нетерпимость к недостаткам окружающих людей;
— отсутствие мотивации достижения; проявление иждивенческой позиции по отношению к миру;
— искажение развития половой идентификации;
— идеализация взаимоотношений в семье, образа семьянина, с одной стороны, и расплывчатость этого образа, ненаполненность конкретными бытовыми деталями, с другой;
— искажение образа-Я, неумение осознавать социальные роли мужчины и женщины, социальная дезадаптация.
Принципы реализации программы:
— гуманное отношение к семье, каждому её члену и вера в их силы;
— квалифицированная помощь и поддержка естественного развития;
— признание приоритета потребностей каждой личности и семьи, целей и ценностей их развития;
— признание автономности и независимости каждого члена семьи.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для восстановления связей с миром людей через поиск скрытых ресурсов личности и семьи, опору на их собственные возможности.
— Диагностика (индивидуальная и групповая).
— Консультирование (индивидуальное и групповое).
— Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
— Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
— Экспертиза (образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов).
— подгруппами (по 5 – 6 человек);
Программа рассчитана на следующие категории участников:
- Воспитанники семейных групп младшего школьного возраста.
- Воспитанники семейных групп среднего школьного возраста.
- Воспитанники семейных групп подросткового возраста.
- Педагогический коллектив детского дома.
- Члены семей без учёта возраста.
Условия проведения индивидуальной, коррекционно-развивающей, профилактической, консультационной работы определяются в индивидуальном порядке по результатам обследования или по запросу ребёнка, педагогов, администрации.
Групповые формы работы проводятся в соответствии с тематическим планом программы психолого-педагогического сопровождения.
— социометрия межличностных отношений детей в группах;
— “20 позиций Куна”: изучение социально-психологического статуса и уровня социальной адаптации (референтометрия);
— “Три оценки” А.И.Липкиной (изучение уровня самооценки и уровня притязаний);
— “Ценностные ориентации” М.Рокич;
— проективные методики: “Рисунок семьи”; “ДДЧ”; “Несуществующее животное”, тест Люшера и др.;
— многофакторный личностный опросник Кеттела;
— патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко;
— вопросник Басса – Дарки: диагностика состояния агрессии;
— тест вербального интеллекта А.С.Галанова;
— тест интеллекта, свободного от влияния культуры (А.С.Галанов);
— психологическое обследование младших школьников (А.А.Венгер);
— психолого-педагогическое обследование детей (С.Д.Забрамная, О.В.Боровик);
— опросник профессиональных предпочтений (Д.Голланд);
— “Профессиональная готовность” (А.П.Чернявская).
Методы и приёмы коррекционно-развивающей и профилактической работы:
— тренинги (социальные, профориентационные, психологические);
— психолого-педагогические развивающие игры и упражнения.
Примерная структура групповых занятий:
- Приветствие.
- Разминка.
- Коррекционно-развивающий блок.
- Рефлексия.
- Прощание.
Тематический план групповых занятий.
Младший школьный возраст:
Развитие эмоциональной сферы:
Блок занятий “Наши чувства”. Тематика: “Радость”; “Удивление”; “Интерес”; “Гордость”; “Печаль и страдание”; “Пренебрежение, отвращение”; “Гнев”; “Вина и стыд”; “Страх”; “Определитель настроения”; “Выходы из конфликтов”.
Средний школьный возраст:
- Развитие навыков самопознания: осознание своей автономности, половая идентификация, образ-Я. Тематика: “Кто я?”; “Мой характер”; “Мои эмоции и чувства”; “Самооценка”; “Каким меня видят люди”; “Мой темперамент”; “Мои познавательные способности”; “Мои интересы”; “Жизненные ценности”; итоговое: “Какой я?”.
- Гендерное развитие: Занятия: “Юноша и девушка”; “Проблемы взаимодействия полов”; “Нужны ли уступки?”; “Взаимодействие членов семей”; “Что ценят в девочках мальчики?”; “Что ценят в мальчиках девочки?”; “Образ семьи”.
Консультации для педагогов:
- “Психологические особенности воспитанников”. По результатам обследования.
- Особенности половой идентификации детей младшего школьного возраста.
- Особенности половой идентификации детей среднего школьного возраста.
- Особенности половой идентификации подростков.
- Особенности развития образа семьи у воспитанников детского дома.
Гармонизация внутрисемейных отношений.
Занятия проводятся с подгруппами: одна или несколько семей.
Вопросы для обсуждения:
— Кто изображён на рисунке?
— Где ты нарисовал себя и почему?
— Здесь изображены все члены твоей семьи? Если – нет, ребёнок по желанию может объяснить причину.
— Обсуждение цветовой гаммы рисунков.
- Приветствие.
- Разминка. “Черепаха”: членам семей предлагается в медленном темпе пройти расстояние от одной стены зала до другой. Двигаться члены семей должны согласованно и одновременно, не обгоняя и не останавливаясь. Противоположной стены все должны достичь одновременно.
- Сказкотерапия. Сочинение сказок по заданным словам: дом, семья, тепло, любовь, невзгоды, однажды, крепкий (-ая, -ое), ответственность, помощь. Могут быть использованы другие слова в зависимости от ситуации развития семьи. Заданная последовательность слов необязательна. Если позволяет время, можно предложить ребятам инсценировать сказки, или проиллюстрировать их.
- Рефлексия.
- Прощание.
Критерии результативности психологического сопровождения:
Оценка результативности производится диагностическими методами. В начале и в конце каждого учебного года проводится исследование уровня развития качеств личности детей, которое позволяет наблюдать развитие в динамике. Перечень диагностических методик приведён выше.