Разрешена ли парковка грузовых автомобилей во дворах жилых домов

Парковка грузовой машины во дворе

На меня оформлено ИП по грузоперевозкам, также у меня в собственности есть грузовая машина, которая при открытии ИП не указывалась. Грузовые машины ИП и юрлиц нельзя парковать во дворах жилых домов. Считается ли моя грузовая машина оформленной на ИП?

В первую очередь отметим, что согласно п. 17.2, 17.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, в жилой зоне, а также на дворовых территориях запрещается стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

В силу п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузовики и автобусы, обязаны обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В свою очередь, создание указанных выше парковок для грузовиков и автобусов на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается. Основание – п. 4 Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя, утвержденных приказом Минтранса России от 17.05.2018 (вступил в силу с 1 января 2020 г.).

Читайте также:  Необходимость проекта при строительстве жилого дома

Что касается оформления грузового автомобиля на гражданина и регистрации последнего в качестве индивидуального предпринимателя, то согласно ст. 23 и 24 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, отвечая при этом по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В силу ст. 212 Гражданского кодекса РФ граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельными субъектами права собственности не являются и имущество граждан, используемое ими в целях предпринимательской деятельности, никак не обособляется.

В связи с изложенным можно сделать вывод, что гражданин, эксплуатирующий в целях предпринимательской деятельности принадлежащий ему грузовой автомобиль, обязан обеспечивать его стоянку между рейсами в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя исключительно на специально оборудованных для этого местах, создание которых в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается.

Для разрешения вопроса о возможности стоянки конкретного автомобиля на конкретной территории необходимо ознакомление с характеристиками автомобиля (разрешенной максимальной массой) и документами о статусе территории, предполагаемой для осуществления стоянки.

Парковка коммерческого транспорта во дворе: парковка место

Краткое содержание:

С января 2020 года парковка коммерческого транспорта во дворе строго запрещена, а нарушителей ждет штраф в размере от одной до пяти тысяч рублей. Пока нововведение действует только в Москве, СПб и Севастополе, где имеет место наиболее сложная ситуация. Ниже рассмотрим, что по этому поводу говорит закон и ПДД, какое наказание ожидает нарушителей и как действовать жителям домов, ставших свидетелями такого произвола.

Сущность нововведения

С начала 2020-го в силу вступают правила, касающиеся мест для парковки ТС, оформленных на компании и предпринимателей. Информацию можно найти в Приказе Минтранса РФ от 17 мая 2018 года. В нем указывается, что нововведение касается только нескольких населенных пунктов государственного значения, а именно столицы, СПб и Севастополя.

Запрет касается транспорта, соответствующего следующим критериям:

владелец — ИП или компания.

перевозка грузов или пассажиров на основании договора.

перемещение в пределах трех городов или возвращение в них из рейса.

Закон о запрете парковки коммерческого транспорта во дворах жилых домов стал ответом на многочисленные жалобы людей, представителей коммунальных и спасательных служб. Водители такого ТС занимают свободные места или устанавливают машины так, что они не дают проехать жильцам близлежащих зданий или спецтранспорту (пожарным, скорой помощи и т. д.).

Идея о вводе запрета появилась еще в 2017 году. За это время было разработано много локальных запретов, касающихся определенных площадок. С начала 2020-го правило распространяется на все дворы жилых домов, а задача муниципальных органов — обеспечить исполнение нововведения. Первый шаг сделали жители столицы, предусмотревшие парковку за территорией города. Интересно, что запрет касается всех видов коммерческого транспорта. В эту категорию входят грузовики, такси, автобусы и другие ТС. На этом фоне появляется ряд вопросов. К примеру, если человек занимается частным извозом, относится ли его автомобиль к категории такси.

Что говорит ПДД

При рассмотрении вопроса парковки возле многоквартирных домов важно вспомнить правила ПДД. Здесь указано, что в жилых зонах запрещается:

1. «Сквозное» перемещение. Речь идет о проезде двора с целью выезда на другой участок дороги и уменьшения общего расстояния. В таком случае водитель автоматически нарушает ПДД.

2. Стоянка с включенным мотором больше пяти минут. Правило обусловлено заботой о людях с позиции негативного влияния выхлопных газов за здоровье. Минус в том, что привлечь водителя автомобиля к ответственности по такому правилу почти невозможно. Это особенно актуально, если дело происходит в зимнюю пору, когда на улице мороз, и водитель вынужден прогревать авто.

3. Обучение вождению. Если на ТС установлен знак «У», перемещаться по жилым дворам в учебных целях запрещено.

4. Разворот и перемещение задним ходом. Исключением являются случаи, когда у водителя нет иного выхода, к примеру, он уперся в тупик.

Кроме того, по правилам ПДД нельзя парковаться во дворах жилых домов на грузовом транспорте. Остановка допускается лишь в том случае, если масса авто не больше 3,5 тонн, а сама машина становится на специальной площадке.

На практике водители грузовиков редко въезжают в дворы. Исключением являются следующие случаи:

1. В доме проживает кто-то из родных или друзей.

2. Человек не может найти правильную дорогу.

3. Дальнобойщик планирует переночевать и ищет спокойное место.

Вне зависимости от причины водитель такого транспорта нарушает закон. Кроме того, в жилом секторе действую жесткие правила даже для легковушек:

нельзя парковаться на тротуаре, газоне, спортплощадке или ином участке, который для этого не предназначен.

запрещено ставить ТС, блокируя таким способом перемещение других авто.

исключена стоянка ТС под балконами или окнами (это разрешено на расстоянии от 10 м и более).

В новых домах строительные компании учитывают требования законодательства и предусматривают места, где водители могут парковать машины. Но такая возможность не касается коммерческих автомобилей.

Как решают проблему государственные органы

Задача государства не только запрещать, но и создавать условия для возможности выполнения предписаний. Сегодня активно создаются места, имеющие соответствующие обозначения и предназначенные для парковки грузовиков. Они помечаются специальным знаком с изображением грузового авто на синем цвете. Транспортные органы еще в конце 2017-го разработали закон, который обязывает обеспечить стоянку для вернувшихся из рейса грузовиков. Это касается Москвы, СПб и Севастополя. Требования к таким местам легко найти в Приказе ведомства, выпущенном в 2018 году (о нем упоминалось выше). Особенность территорий для стоянки — большая вместительность. Как правило, они имеют следующие параметры:

Из-за габаритов такие объекты строятся с большим «скрипом» и, как правило, находятся за территорией города. Кроме того, в приведенном выше приказе можно найти требования, касающиеся подобных парковок:

1. Обязательное освещение с учетом требований СП и СНиП.

2. Наличие технических средств для организации движения. Соответствие действующим требованиям СанПиН.

3. Наличие дорожных знаков и разметки. Подходящее дорожное покрытие.

4. Выполнение прочих требований.

По новому закону обустройство таких парковочных мест на участках общего пользования в пределах участков, застроенных многоэтажными объектами исключено. При этом прежний Приказ Минтранса РФ от 2016-го теряет силу.

Как действовать, если во дворе паркуется коммерческий транспорт

Жители домов часто сталкиваются с произволом водителей, использующих ближайший двор в качестве стоянки. В таких случаях задача выявления нарушений возлагается на жителей домов, которые должны сообщить о проблеме. Алгоритм действий такой:

1. Соберите информацию о водителе-нарушителе. Если человек проживает в близлежащем доме, уточните его ФИО.

2. Запишите номер ТС.

3. Оформите заявление в отдел ГИБДД. В нем пропишите все имеющиеся данные и опишите ситуацию, к примеру, парковка коммерческого транспорта в неположенном месте.

Помните, что заявление относится к официальным документам. Представители власти обязаны отреагировать на обращение и рассмотреть его в установленном порядке. В дальнейшем представители ГИБДД реагируют на жалобу или дают письменный ответ. При игнорировании обращения человек вправе обратиться в вышестоящую структуру.

Ответственность за нарушение

Штраф за парковку коммерческого транспорта во дворе до 2020 года не предусматривался, что привело безнаказанности со стороны нарушителей. Жители домов видели фуры и другую грузовую технику во дворе, жаловались в ГИБДД, но не добивались результата. Работники этого органа приезжали на вызов, но оштрафовать могли только за неправильную парковку (если она имела место). Размер финансового наказания составляет от 1500 р, а для населенных пунктов федерального уровня от 3000 р. С начала января 2020-го появился штраф за «ночную» парковку. Он позволяет наказывать водителей газелей, такси, фур и другой коммерческой техники, оставивших машину в дворе. Правило касается также авто, работающих по каршерингу. При этом механизм применения наказания пока не понятен.

Итоги

Таким образом, с начала 2020 года предприниматели, работники такси, водители фур и другой коммерческой техники не могут бросать транспорт во дворах жилых домов. Также нельзя оставлять ТС, если водитель проживает в близлежащем доме. В ином случае нарушитель предупреждается и штрафуется с учетом нового закона. Для многих людей такое нововведение стало «глотком свежего воздуха». Остается лишь понять механизм выполнения закона, ведь четких рекомендаций по накладыванию и взысканию штрафов пока нет.

Минтранс предложил разрешить парковать грузовики и автобусы у жилых домов

Эти и другие положения содержатся в проекте приказа Минтранса, который размещен на портале проектов нормативных правовых актов. При этом действующий сейчас запрет на устройство парковок во дворах жилых домов отсутствует.

Согласно другим правилам, парковки для тяжелой техники должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения. Въезд и выезд транспортных средств на парковки должен быть организован в соответствии с проектами организации дорожного движения.

Правила касаются парковок, организованных в границах городских поселений, округов, а также на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. По закону «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров или грузов, обязаны обеспечивать стоянку принадлежащих им транспортных средств.

Все пункты разработанного документа повторяют положения действующего сейчас приказа Минтранса от 17.05.2018 N 19, который вступил в силу с 1 января 2020 года. Однако в проекте нового приказа отсутствует еще один пункт о запрете парковок для тяжелой техники во дворах жилых домов. «Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается», — прописано в действующем приказе. Таким образом, новым приказом могут быть введены послабления для устройства парковок для грузовиков и автобусов.

Как пояснили «РГ» в Минтрансе, действующий приказ утратит силу с 1 января 2021 года. При этом в новый приказ запрет создания парковок на территории общего пользования у многоквартирных домов не включен, поскольку в соответствии с вступившим в ноябре этого года законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», ведомственный акт не может устанавливать излишние требования по отношению к федеральному закону. В законе «О безопасности дорожного движения» не прописано, что приказом Минтранса можно устанавливать требования к месту расположения парковки.

По отзывам экспертов, действующий пока запрет все равно не соблюдается, так как штрафы за его нарушение отсутствуют.

Стоянка автомобилей под окнами жилых домов: законы и правила

Стоянка машины на специально оборудованной стоянке, во дворе частного дома или в гараже не нарушает никаких правил или законов и не вызывает проблем ни у автовладельца, ни у других людей. Но, если транспортное средство остановилось во дворе жилого многоквартирного дома, возникают определённые нюансы. Выхлопные газы и шум заведённого мотора далеко не всегда устраивают жильцов ближайших домов – особенно тех, чья квартира находится на первом и втором этажах. И в некоторых случаях они имеют право потребовать убрать автомобиль из-под своих окон.

КоАП РФ предусматривает наказание за стоянку транспортного средства с включенным мотором на территории жилой зоны и примыкающих к ней дворов. Водителю разрешается стоять с работающим двигателем в течение не более 5-ти минут . Превышение указанного времени (например, при прогревании автомобиля перед поездкой) чисто теоретически может привести к штрафу от 1500 до 3000 рублей. Основанием служит пункт 17.2 ПДД РФ Движение в жилых зонах. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Нарушение правил пункта 17.2. ПДД влечёт наложение административного штрафа в размере 1500 рублей, а в городах федерального значения (Москве или Санкт-Петербурге) — в размере 3000 рублей (КоАП, ст. 12.28).
Исключением является необходимость посадки или высадки пассажиров, загрузки или выгрузки, если для этого требуется больше пятиминутного периода.

Хотя очень сомнительно, что ГИБДД поедет фиксировать такое нарушение, ведь с вероятностью почти 100 процентов, пока они доберутся до места, нарушитель прогреется и уедет. Но тем не менее, правила и ответственность знать необходимо.

Как написано выше, грузовики с разрешённой максимальной массой больше 3,5 тонн парковать на территории жилой зоны и дворов многоквартирных домов запрещено, даже если их двигатель не работает, а сама машина расположена на отведённой для транспорта стоянке. К сожалению, популярные в России «Газели» принадлежат к классу N1 (М2) с разрешённой максимальной массой, не превышающей 3500 кг, поэтому их парковка во дворах не запрещена. Хотя и места они занимают в два раза больше обычной легковушки, и зачастую именно небольшие грузовые автомобили создают максимальные неудобства при парковке и проезде во дворах.

Не допускается парковать транспортное средство в местах, где оно будет мешать проезду спецслужб, других автомобилей или закрывать эвакуационные выходы из здания. Такое нарушение описано в пункте 12.4 ПДД РФ (Остановка запрещается: в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов). Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, КоАП РФ Пункт 4 статьи 12.19. В Москве и Петербурге штраф составит 3 000 рублей.

Заметившие нарушение жильцы имеют право обратиться в ГИБДД.

В тех случаях, когда водитель автомобиля при стоянке или парковке не нарушает никаких законов, но придомовая территория является собственностью жильцов многоквартирного дома, они имеют право запретить въезд машин на определенные участки. Такая ситуация возникает, если транспортное средство создаёт какие-то проблемы и нарушает права проживающих в жилом здании людей. Обратившись в управляющую компанию, жильцы могут указать на ненадлежащее использование их имущества. Для этого требуется собрать достаточное количество подписей и подать жалобу. Если руководство компании соглашается с претензиями, владельцу автомобиля направляется письмо с описанием нарушения прав жителей дома и разъяснением правил использования придомовой территории. Также можно принять на собрании жильцов решение об установке шлагбаума и ограждений, препятствующих въезду ТС.

Оцените статью