Реклама у подъездов жилых домов как бороться

​Как бороться с рекламой в подъездах, лифтах и на информационных досках?

Контролирующим органом за соблюдением законодательства о рекламе является антимонопольная служба (ФАС РФ). Мы обобщили практику работы этого органа по борьбе с рекламой в подъездах и надеемся, что чужой опыт поможет решить проблемы вашего дома.

Камчатское УФАС России рассмотрело жалобу по факту несанкционированной расклейки рекламы ювелирного магазина на доске объявлений. Управление антимонопольной службы указало, что при распространении рекламы должно соблюдаться действующее законодательство, иначе реклама является ненадлежащей. Использование общедомового имущества другими лицами возможно лишь согласия собственников.

УФАС признало рекламу ненадлежащей и выдало рекламодателю предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе (решение по делу № 041/05/5-222/2019).

Ранее антимонопольный орган Ульяновской области признавал ненадлежащей рекламу, расклеенную на информационных досках в другом доме. В одних листовках рекламировалась фирма «Ритуал» индивидуального предпринимателя, в других – услуги банка. Предприниматель и представитель банка явились на рассмотрение дел: предприниматель сразу признался, что лично расклеил листовки, а Банк заявил, что ничего не распространял и никому размещение рекламы не заказывал.

Антимонопольная служба запросила сведения в управляющей организации об отсутствии в доме рекламных стендов и в местной администрации – об утвержденных местах для размещения рекламы. После получения этих сведений Управление признало размещение всей рекламы на информационных досках МКД, не определенных в качестве конструкций для размещения рекламной информации, нарушением требований, установленных ч. 4 ст. 36 ЖК РФ и местными правилами благоустройства (решение по делу № 14883/05-2018). Рекламу банка и предпринимателя признали ненадлежащей, но предписания не выдавали, так как распространение рекламы прекратилось.

Читайте также:  Что такое ведомственные жилые дома

УФАС по Ульяновской области проверило также несанкционированную расклейку рекламы в подъезде многоквартирного дома. Реклама была разнообразная – сдача квартир, вскрытие замков, услуги такси и сантехника с номерами телефонов. Антимонопольная служба запросила у Ростелекома и получила сведения о владельцах номеров из объявлений (ими оказались индивидуальные предприниматели), после чего раздало всем им предписания.

Антимонопольный орган указал, что размещение рекламы с помощью расклейки листовок на стенах подъездов, дверях лифтовой кабины и на дверцах электрощитка является ненадлежащей рекламой, так как общедомовое имущество используется без получения согласия собственников этого имущества (решение по делу № 15087/05-2018, по делу № 15086/05-2018, а также решение по делу № 15085/05-2018, решениепо делу № 15084/05-2018).

От Ульяновского УФАС досталось и самому Ростелекому.

Листовки о рекламе интернета от компании на электрощитах и стенах подъездов в домах расклеили агенты. При этом Ростелеком ссылался на то, что не давал поручений размещать рекламу в этих местах, а агенты подтверждали, что решили набрать на компьютере, распечатать и расклеить листовки без ведома компании. Однако антимонопольный орган все равно признал рекламу ненадлежащей, не выдавая предписаний, так как распространение листовок было прекращено (решение по делу № 073/05/5-15576/2019).

Даже отсутствие предписания не остановило провайдера от обращения в арбитражный суд (решение по делу № А72-16610/2018). Суд встал на сторону ФАС. Он указал, что по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (Ростелекома). Согласно Агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению Оператора юридические и иные действия, от имени и за счет Оператора. Кроме того, по делу не было установлено нарушений прав заявителя решением антимонопольной службы.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области проверяла установку рекламных табличек на входных дверях подъездов. Таблички установила управляющая компания, однако она не считала их рекламными и пояснила, что они установлены для указания номеров подъездов и квартир. Решений по вопросу размещения рекламы в местах общего пользования собственники не принимали.

УФАС указало, что информация, размещаемая на табличках сменная, поэтому технически на них можно размещать и коммерческую рекламу, и сведения, носящие информационный характер, поэтому таблички, содержащие рекламу, являются рекламными конструкциями, и должны размещаться в соответствии с Законом о рекламе, то есть для их размещения нужно согласие собственников, полученное на общем собрании.

УФАС нашло и рекламодателя (медицинскую организацию), и предпринимателя, который по договору изготавливал рекламу. Последний пояснил, что у него была устная договоренность с управляющей компанией о размещении информационных табличек со сменной информацией.

Контролирующий орган признал саму управляющую компанию рекламораспространителем, как предоставившую место для размещения рекламы и не препятствующую ее незаконному распространению.

В действиях всех участников, включая управляющая компанию, УФАС увидело нарушения законодательства о рекламе, признало таблички незаконно размещенными, материалы проверки были переданы для возбуждения дела об административном правонарушении (решение по делу № 15-02-Р/17).

Управляющая компания не согласилась с таким решением и обжаловала его в арбитражных судах (дело А56-13051/2018), однако даже Верховный Суд РФ в определении от 28 марта 2019 г. № 307-ЭС19-2899 отказал ей в удовлетворении жалобы, посчитав решение антимонопольного органа законным. Арбитражные суды указали, что именно управляющая компания управляет общим имуществом.

Другой управляющей компании из Ставропольского края с трудом удалось добиться признания незаконным решения антимонопольной службы (дело А63-21065/2017).

За листовки с рекламой санатория (как медицинских услуг) управляющая компания сначала получила штраф по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ в размере 200 000 рублей. Суды первой и апелляционной инстанции указали, что общество, управляя МКД, имело возможность для соблюдения закона о рекламе, и не могло не знать о распространении рекламных листовок в фойе здания, однако не приняло мер, направленных на прекращение распространения спорных листовок. Суды пришли к выводу, что общество, как лицо, обладающее правом управления, содержания и охраны общедомового имущества, совершило в отношении этого имущества действия, связанные с распространением спорной рекламы и является рекламораспространителем. При этом компания получила штраф не за использование общедомового имущества для размещения рекламы, а за ее содержание, не соответствующее требованиям закона (в ней не было предупреждения о наличии противопоказаний для медицинских услуг).

Только в суде округа решение УФАС было отменено из-за недоказанности факта распространения рекламы самой компанией.

Заключение. Положительная реакция антимонопольных органов на рекламу есть, и это радует. Однако практика не является общераспространенной, и сосредоточена лишь в нескольких регионах, Ульяновская область – в лидерах. Стоит попробовать развить ее и в своем регионе. При написании обращения обратите внимания на порядок подачи заявления, указанный в Административном регламенте ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (приказ ФАС РФ от 23 ноября 2012 г. N 711/12), а также на его содержание (п. 3.6 Регламента).

5 способов, как бороться с рекламой в подъездах

Расклеенные по подъездам и лифтам листовки раздражают многих жителей.
Обсудили с подписчиками телеграм канала ЖКХ, как можно избавиться от наклеек и бумажек в местах общего пользования.

Можно попробовать, но этот способ работает крайне редко. Большинство Управлений ФАС считает, что в использовании общедомового имущества нет нарушений законодательства о рекламе, и посылают собственников в суд, разбираться с расклейщиками или рекламодателями самостоятельно.

Положительная практика встречалась у Камчатского УФАС (решение по делу № 041/05/5 – 222/2019), УФАС по Ульяновской области (решение по делу № 15087/05 – 2018, по делу № 15086/05 – 2018, решение по делу № 15085/05 – 2018, решение по делу № 15084/05 – 2018).

Чтобы повысить шансы на положительное рассмотрение жалобы, стоит указывать в качестве нарушения не использование общедомового имущества, а содержание рекламы, которое нарушает закон:
  • в рекламе медицинских услуг нет информации о наличии противопоказаний,
  • стоимость услуг указана в иностранной валюте без перерасчета на рубли,
  • в листовке про акцию не указан срок её проведения и место, где почитать её полные правила,
  • рекламируются услуги по написанию дипломных работ,
  • рекламируется крепкий алкоголь,
  • существенно искажен смысл информации, чем потребители вводятся в заблуждение и т.д.

Полистайте Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», там ещё много интересного.

Масло покупается за копейки, наносится на стены. Тот, кто использовал, утверждает, что приклеить потом что-то на стены становится нереально.
Желательно потом не обтирать стены одеждой, иначе придется докупать спирт, растворитель или уксусную кислоту для стирки вещей.

Многие рекомендуют поставить на домофон замок, к которому не подходят универсальные ключи. Это существенно сокращает поток навязчивой рекламы как на стенах, так и в почтовых ящиках.

Способ, который некоторые читатели назвали подлым: «Договариваются группой жителей и делают заказы по расклеенным объявлениям. Скажем, заказ пиццы. Привозят заказ, а заказчик тут же его отменяет. И это происходит долго и мучительно для рекламодателя. При каждой отмене объясняется причина – расклейка объявлений в доме».

Этот вариант вызвал у подписчиков споры. Противники указывают на то, что «маленькие бизнесы изо всех сил стараются придерживаться правил размещений. Это важно для них – донести информацию о себе. И листовка это самый недорогой вид рекламы, но очень действенный. Это помогает малому бизнесу выжить, функционировать, приносить пользу товарами и услугами. Предлагают то, что умеют – помыть окна, доставить еду, репетиторы, сантехники, окна-двери».

Сторонники способа возражают, что нельзя достоверно знать, какой это бизнес, качественные ли услуги, не развод ли; очень часто расклеивают объявления провайдеры и другие вовсе не маленькие компании.

Один подписчик рассказал, что их председатель ТСЖ позвонила оператору связи, услуги которого рекламировались, и сказала «идти обратно собирать свои расклейки, иначе отключит их оборудование». Расклейщик вернулся и всё убрал.

Один читатель всё же пошел дальше:
Однажды провайдер наклеил стикеры на двери лифтов на каждом этаже. Читатель позвонил курирующему менеджеру, но она предложила обращаться письменно, так как это не её направление. После этого что-то случилось с питанием центрального ящика провайдера на доме, а доступ к нему оказался заблокированным (в доме СКУД на технический этаж). Дальше уже искали самого читателя – позвонил инженер. Ему объяснили, что возникла неисправность с питающим автоматом, который быстро починится, если все стикеры удалят. Через два часа вся реклама была отклеена.

Не рекомендуем заниматься явным самоуправством, так как могут быть неприятности.

Кому-то помогает установка камер или хотя бы их муляжей. Это наиболее эффективно в совокупности с устрашающими объявлениями об административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе, о нескромном прайсе на размещение рекламных листовок.

У некоторых жильцов работает самый элементарный способ – позвонить по указанному в объявлении номеру и поговорить с рекламодателем. Бывают адекватные люди, иногда попадаются наглые.

В качестве аргумента в переговорах можно предложить такой:
«общее собрание собственников определило стоимость использования общедомового имущества в ХХХХ рублей с квадратного дециметра за Х дней. Готов ли рекламодатель нести такие расходы или откажется от использования общедомового имущества? Суды без проблем взыскивают неосновательное обогащение с пользователей общего имущества. Если дополнительные расходы не нужны, то рекомендуется убрать уже наклеенное и больше не клеить».

Как вариант – разместить подобное сообщение в популярных среди расклейщиков местах. Можно даже попробовать реализовать написанное.

Подписчик поделился собственным положительным опытом:
«В нашем доме в последний год активизировались рекламные агенты, которые рассовывают листовки в ящик, чтобы они частично торчали. Мерзкое зрелище, мало кому нравится, поступали жалобы. За последние 3 месяца дважды написал по обращению руководству организаций: Ростелеком — в форму обратной связи с приложением фото, Магнит — просто емейл на info (указан в контактах на сайте). Проблема решена. В 2019 году ещё были два аналогичных обращения, но переписку сходу не нашёл. В общем, в диалоге с уважающими себя организациями способ рабочий. В переписке с Ростелекомом упоминается заключенный договор — это договор о предоставлении ОИ в пользование (провайдер)».

Переписка подписчика с Ростелекомом и Магнитом:

Подпадают ли под действие закона о рекламе объявления на стендах МКД

Несанкционированная реклама на стенах и в подъездах МКД – распространённое явление, которое часто наносит ущерб дому. Чтобы уберечь общее имущество от этого, УО устанавливают у подъездов специальные доски объявлений. Рассказываем, являются ли они рекламными конструкциями и может ли ФАС РФ наказать распространителей несогласованной рекламы в подъездах.

Реклама размещается на общем имуществе собственников в МКД с разрешения общего собрания

Собственники помещений в МКД несут бремя содержания общего имущества в таком доме, внося плату за жилое помещение. При этом жители дома могут зарабатывать, грамотно используя такое имущество. О способах получения дополнительных средств домом мы рассказывали ранее: это сдача площадей в аренду, размещение оборудования операторов связи, предоставление в возмездное пользование части придомовой территории.

Один из способов заработать на общем имуществе – размещение в доме или на фасаде МКД рекламы. Делать это можно только с согласия ОСС, что подтверждается многочисленными примерами из судебной практики. В основном она касается размещения на доме рекламы и вывесок информационного характера.

Сегодня мы поговорим об информации на стендах, которые по ПП РФ № 416 управляющая организация обязана установить в каждом подъезде многоквартирного дома. Некоторые компании размещают их и во дворах, на придомовой территории, в том числе дополнительно возле подъездов, чтобы рекламу и объявления не клеили на стены дома и не портили фасад и двери.

Если реклама размещена на стенде, то он должен быть смонтирован в соответствии с нормами ст. 19 № 38-ФЗ

На вопрос о том, является ли информационный стенд, размещённый на придомовой территории, у подъезда, рекламной конструкцией и, соответственно, подпадает ли он под действие Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответила Федеральная антимонопольная служба в письме от 24.09.2020 № дф/82787/20.

Согласноч. 1 ст. 3 № 38-ФЗ, реклама – это информация,

  • распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
  • адресованная неопределённому кругу лиц;
  • направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Требования к наружной рекламе, в том числе размещаемой на фасаде МКД и придомовой территории, установке рекламных конструкций закреплены в ст. 19 № 38-ФЗ.

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий или вне их, выполняется владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований ст. 19 № 38-ФЗ.

При этом, как отмечает ФАС РФ, перечень рекламных конструкций не является закрытым. В ч. 1 ст. 19 № 38-ФЗ сказано об «иных технических средствах стабильного территориального размещения», к которым ведомство относит любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые

  • размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями
  • не предназначены для перемещения.

При этом в № 38-ФЗ нет определения понятию «прочная связь конструкции с объектом». ФАС РФ поясняет, что речь идёт о связи, которая делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств. Если на ней размещена реклама, то это рекламная конструкция.

Если информационный стенд у входа в подъезды МКД используется для распространения рекламы, его перемещение невозможно без использования инструментов, то он относится к рекламным конструкциям. Поэтому такие стенды должны соответствовать положениям ст. 19 № 38-ФЗ.

Это значит, что для монтажа информационной доски у входа в подъезд, если на ней будет реклама, нужно разрешение органа местного самоуправления на установку и эксплуатацию, а также необходимо внести её в муниципальную схему размещения рекламных конструкций (ч. 5.8 ст. 19 № 38-ФЗ).

Стенд для нерекламной информации размещается в соответствии с правилами благоустройства территории

В письме от 24.09.2020 № дф/82787/20 ФАС РФ отдельно оговаривает вопрос о том, какая информация не относится к рекламе. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 № 38-ФЗ, действие этого закона не распространяется на сообщения органов власти и муниципалитетов, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой. Также к рекламе не относятся объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, если информационный стенд у подъезда содержит объявления об отключениях воды или «отдам котёнка», то они не являются рекламными. Тогда требования ст. 19 № 38-ФЗ на них не распространяется. При этом ведомство указывает, что такие конструкции должны соответствовать нормам локальных актов, устанавливающих правила благоустройства территорий (ч. 2 ст. 1, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Именно ОМС в рамках своих полномочий определяет порядок и возможность размещения конструкций, порядок установки и эксплуатации которых не регулируется № 38-ФЗ, в соответствующем нормативном акте.

Нормы ст. 19 № 38-ФЗ не распространяются на рекламу внутри подъезда

Также в письме ФАС РФ говорит и о рекламе внутри подъездов многоквартирного дома: на стендах или, например, в лифтах. Ведомство отмечает, что № 38-ФЗ не запрещает такую рекламу и не содержит специальных требований к ней. То есть требования ст. 19 № 38-ФЗ не распространяются на рекламу, размещаемую внутри подъездов многоквартирных домов посредством использования технических средств.

Это подтверждается и практикой дел, которые разбирают в региональных управлениях ВАС РФ. Например, решение Омского УФАС России от 02.04.2020 по делу № 055/05/5-233/2020.

В адрес управления поступила жалоба жителя многоквартирного дома. Ему не понравилось, что в подъездах дома, где он живет, были расклеены рекламные листовки. По мнению заявителя, информация была размещена в непредназначенных для этого местах – на информационных стендах управляющей организации, на дверях электрощитов.

Рассматривая дело, УФАС отметил, что информация, на которую жаловался житель МКД, подпадает под понятие «реклама» и обладает всеми её признаками: распространена печатным способом, направлена на привлечение внимания неопределённого круга лиц к объекту рекламы и предлагаемым им услугам – подключению интернета.

Управление по результатам проверки возбудило дело по признакам нарушения ч. 11 ст. 5 № 38-ФЗ: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ. При этом в силу ч. 4 ст. 36 ЖК РФ по решению ОСС объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Поскольку реклама была размещена без согласия собственников, без учёта требований ч. 11 ст. 5 № 38-ФЗ, комиссия Омского УФАС России сделала вывод о том, что рекламораспространитель нарушил нормы законодательства в сфере рекламы. При этом ст. 38 № 38-ФЗ не устанавливает административной ответственности субъектов рекламной деятельности за нарушение требований ч. 11 ст. 5 № 38-ФЗ. Поэтому омский УФАС России не стал выдавать рекламораспространителю предписание о прекращении нарушения законодательства РФ.

Запомнить

Управляющая организация, решая установить у подъездов многоквартирного дома стенды, чтобы на них, а не на стенах и дверях, размещались объявления третьих лиц, должна учитывать, что:

  1. Стенд может быть отнесён к рекламным конструкциям, и в таком случае для него нужно разрешение на монтаж.
  2. Если на доске размещаются только информационные сообщения, то монтаж доски должен производиться с учётом правил благоустройства территорий.
  3. Реклама внутри подъезда также должна отвечать нормам № 38-ФЗ, однако, административная ответственность за это не предусмотрена.

Незаконную рекламу, которая наклеена в местах общего пользования домом, УО снимает/закрашивает в рамках исполнения обязанностей по договору управления. Если наклеенная незаконно, без разрешения ОСС, реклама причинила ущерб общему имуществу собственников, то УО вправе обратиться в суд и взыскать ущерб. О том, как это сделать, мы рассказывали на одном из онлайн-семинаров, материалы с которого вы найдёте под этим материалом.

Оцените статью