- Реконструкция признанного аварийным жилого дома
- Дом в 2017 году был признан аварийным и подлежащим сносу. Можно ли его признать сейчас аварийным, но подлежащим реконструкции? Можно ли увеличить срок расселения аварийного дома?
- Реконструкция признанного аварийным жилого дома
- 1. Признание дома аварийным
- 2. Требование к собственникам о сносе или реконструкции дома
- 3. Изъятие земельного участка и квартир, находящихся в собственности в случае, если собственники дома не осуществили его снос или реконструкцию
- 4. Некоторые вопросы изъятия помещений в аварийном доме путем выкупа или представления иного жилья
Реконструкция признанного аварийным жилого дома
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Дом в 2017 году был признан аварийным и подлежащим сносу.
Можно ли его признать сейчас аварийным, но подлежащим реконструкции? Можно ли увеличить срок расселения аварийного дома?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оснований для отмены решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу и принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции не имеется. Установление сроков расселения дома относится к компетенции органа местного самоуправления, которым могут быть изменены сроки расселения аварийного дома.
Обоснование позиции:
Порядок признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом МДС 13-21.2007 (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, далее — Положение N 47).
Так, согласно п. 7 Положения N 47 решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда РФ и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) на основании заключения комиссии, создаваемой органом местного управления. В соответствии с пп. 7, 47 и 49 Положения N 47 органом исполнительной власти при рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным может быть принято одно из решений:
— о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
— о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
— об отказе в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Поскольку законодательством не предусмотрена процедура пересмотра принятых органом местного самоуправления решений относительно признания дома аварийным и подлежащим сносу, решение комиссии о признании дома аварийным и подлежащим именно сносу должно было быть обосновано, при этом ни решение органа местного самоуправления, ни заключение комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу в судебном порядке не оспаривалось (п. 52 Положения N 47), полагаем, что оснований для изменения решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу на решение о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции у органа местного самоуправления не имеется.
Касаясь вопроса о продлении срока расселения дома, следует отметить, что данный вопрос не урегулирован законодательно, однако из анализа судебной практики усматривается, что суды чаще всего относят разрешение данного вопроса к компетенции органов местного самоуправления и не находят нарушений при изменении сроков расселения дома, признанного аварийным (смотрите апелляционное определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 21.11.2019 по делу N 33а-12300/2019, апелляционное определение СК по административным делам Калининградского областного суда от 13.02.2019 по делу N 33а-752/2019).
Однако также следует отметить, что при некоторых обстоятельствах при оспаривании гражданами бездействия администрации по расселению аварийных домов суды удовлетворяют их требования, несмотря на то, что сроки расселения, установленные администрацией, не истекли (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.09.2018 по делу N 11-11618/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 04.09.2018 по делу N 11-11625/2018). Отметим, что чаще всего такие решения основаны на п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются во внеочередном порядке. В случае, если проживание в аварийном доме угрожает жизни и здоровью нанимателя и его семьи, несмотря на то, что установление сроков расселения дома относится к компетенции органов местного самоуправления, крайне велика вероятность того, что иск об обеспечении жилым помещением такого нанимателя будет удовлетворен, несмотря на установленные сроки расселения дома (смотрите Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Якунин Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
27 февраля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Реконструкция признанного аварийным жилого дома
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Правомерно ли требование администрации города к собственникам квартир снести аварийный дом?
Вправе ли администрация города требовать у собственников жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме сноса признанного аварийным жилья? Каков общий порядок (процедура) выкупа жилых помещений у собственников?
Администрация города (орган местного самоуправления или межведомственная комиссия) обязана потребовать у собственников жилых помещений осуществить снос или реконструкцию дома в разумный срок за счет их собственных средств.
Общий порядок таков:
- Признание дома аварийным;
- Требование к собственникам о сносе или реконструкции дома;
- Изъятие земельного участка и квартир, находящихся в собственности в случае, если собственники дома не осуществили его снос или реконструкцию;
- Некоторые вопросы изъятия помещений в аварийном доме путем выкупа или представления иного жилья.
1. Признание дома аварийным
Многоквартирный жилой дом признается межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу.
2. Требование к собственникам о сносе или реконструкции дома
Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Такое «требование» органа выглядит так (на примере Омска):
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2010 г. N 615-п
О СНОСЕ И РАССЕЛЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
На основании заключений межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16 июня 2010 года N N 493 — 495, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Уставом города Омска, постановляю:
1. Признать многоквартирные дома, указанные в приложении «Перечень многоквартирных домов» к настоящему постановлению (далее — многоквартирные дома), подлежащими сносу.
2. Определить срок отселения физических и юридических лиц — до 30 января 2012 года.
3. Рекомендовать собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в срок до 30 января 2012 года принять меры к сносу многоквартирных домов.
4. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска после истечения срока, установленного в пункте 3 настоящего постановления, в установленном порядке подготовить проекты правовых актов Администрации города Омска об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, собственники жилых помещений в которых не осуществили их снос, а также об изъятии принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.
5. Департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 30 января 2012 года предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в многоквартирных домах, жилые помещения для расселения.
6. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города Омска Т.А. Вижевитову.
Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер
На практике, разумеется, собственники жилых помещений не сносят за счет собственных средств свои же дома по причине дороговизны данного мероприятия, притом что смысла самим же сносить дом граждане, очевидно, не видят и не понимают, что и неудивительно, ибо какая-либо выгода (финансовая или какая иная) от самостоятельного сноса дома сомнительна.
См. также «План мероприятий по изъятию жилых помещений для муниципальных нужд в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Омске»
3. Изъятие земельного участка и квартир,
находящихся в собственности в случае, если собственники дома
не осуществили его снос или реконструкцию
В случае, если собственники в установленный в требовании о сносе срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением муниципальных жилых помещений. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по субъекту Федерации).
Постановление об изъятии земельного участка выглядит так:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2010 г. N 642-п
ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
В связи с неосуществлением собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, их сноса в установленный срок, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска, на основании постановления Мэра города Омска от 14 декабря 2007 года N 942-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 991-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 994-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 995-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Администрации города Омска от 14 апреля 2009 года N 282-п «О сносе и расселении многоквартирного дома» постановляю:
1. Изъять для муниципальных нужд земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов:
1) с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3056, площадью 835 кв.м, местоположение земельного участка: город Омск, улица 2-я Тепловозная, дом 1, в Ленинском административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд;
2) с кадастровым номером 55:36:16 01 03:436, площадью 207 кв.м, местоположение земельного участка: город Омск, улица 2-я Тепловозная, дом 5А, в Ленинском административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд;
2. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в установленном порядке осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
3. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Такая правовая позиция отражена также в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года):
«Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?
Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 — 3, 5 — 9 ст. 32 ЖК РФ. «
4. Некоторые вопросы изъятия помещений в аварийном доме
путем выкупа или представления иного жилья
На данную тему рекомендуем следующие публикации:
Выселение из аварийного дома: выкупная цена или другое жилье?