Социальный проект «Тепло добрых сердец»
Проект детского дома, направленный на развитие духовно- нравственных качеств личности у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnyy_proekt_teplo_dobryh_serdec.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект социальной направленности
«Тепло добрых сердец»
С целью создания качественной системы образования детей-сирот и детей из неблагополучных семей, а также совершенствования личностно ориентированного подхода к развитию воспитанников по инициативе губернатора Белгородской области Савченко Е.С. в 1998 году было принято решение открыть детский дом для девочек.
Прохоровский детский дом построен по индивидуальному проекту на 20 воспитанниц. В доме проживают девочки от 5 до 18 лет с последующим устройством в профессиональные учебные заведения .
Очень удачно выбрано место расположения данного учреждения: рядом с культурно-историческим центром п. Прохоровка, куда входят музей «Третье ратное поле России», библиотека Н.И.Рыжкова, храм Святых апостолов Петра и Павла, Дом ветеранов, детская школа искусств, гимназия, физкультурно- оздоровительный комплекс «Олимп».
В связи с изменившимися приоритетами образовательной политики на уровне государства и области, в частности актуализации, духовно- нравственного воспитания и особенностями нашего учреждения коллективом Прохоровского детского дома принята Концепция воспитательной работы «Гендерное воспитание девочки на основе духовных ценностей русского народа в условиях семейного детского дома».
Основные положения концепции:
- Воспитательная система учреждения призвана обеспечить успешную социализацию личности воспитанницы детского дома – будущей матери, жены, хранительницы домашнего очага.
- Воспитательная работа в детском доме строится на основе приоритета гендерного воспитания с учётом физиологических, возрастных, психологических особенностей каждой воспитанницы.
- Содержание воспитательного процесса в детском доме строится на ценностных ориентирах, которые определяют качества личности девочки, заложенные в идеальную модель выпускницы, основанную на особенностях православной культуры русского народа.
В воспитательной работе нами выделяются два приоритетных направления:
1. Гендерное воспитание.
2. Духовно — нравственное воспитание, основанное на традициях русского православия.
Особенность воспитательной системы учреждения состоит в том, что воспитанницы включаются в целостную воспитательную систему детского дома, когда духовный и гендерный аспекты реализуются во всей жизнедеятельности учреждения: во внешнем виде, поведении воспитателей и воспитанниц, в оформлении комнат девочек и интерьера всего детского дома, в окружающей социальной среде и традициях учреждения. В комнате проживают старшая и младшая воспитанницы. Взрослые девочки заботятся о младших: следят за внешним видом малышей, помогают выполнять домашние задания, прививают им навыки по самообслуживанию. Что способствует развитию у воспитанниц ответственности, чувства долга и привязанности. Девочки обучаются в воскресной школе, по духовной потребности посещают праздничные и воскресные Богослужения в храме. Ежегодно воспитанницы встречают Благодатный огонь со всеми жителями поселка, принимают участие в Пасхальном перезвоне колоколов и в мероприятиях, организованных настоятелем Петропавловского храма (игры между воспитанниками воскресных школ, православные слеты и др.) .
Такие мероприятия способствуют духовно — нравственному обогащению и личностному развитию воспитанниц.
Духовно-нравственное воспитание так же включает в себя:
- физическое развитие (совершенствование физических функций организма: «В здоровом теле – здоровый дух»);
- трудовое развитие (развитие умения осуществлять различные виды трудовой деятельности);
- интеллектуальное развитие (овладение различными видами мышления, формирование мировоззрения);
- гражданско-патриотическое развитие (формирование собственной гражданской позиции);
- эмоциональное развитие (развитие способности эмоционального отклика на события действительности, умения владеть собой);
- нравственное развитие (расширение знаний о нормах поведения человека);
- эстетическое (развитие способности оценивать «по законам красоты» явления окружающей действительности);
- благотворительное направление (проведение концертов в Доме ветеранов, изготовление подарков к праздникам и др.)
Воспитание девочек в детском доме не может осуществляться вдалеке от проблем и забот, которые присутствуют у людей в реальном мире. Дети должны иметь представление о трудностях, которые испытывают отдельные слои населения в нашей стране и районе. У воспитанниц принимающих участие в преодолении этих трудностей, оказывающих посильную помощь нуждающимся, формируется чувство долга, сострадания, ответственности сопричастности, милосердия.
Данный проект носит социальный характер и направлен на включение воспитанниц в более широкий круг общения и принятие участия детей в оказании внимания и помощи нуждающимся.
Цель проекта : гуманизация становления личности воспитанниц в условиях семейного детского дома.
- Воспитывать у детей готовность приходить на помощь нуждающимся
- Побуждать детей к проявлению милосердия к окружающим людям
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
- Формировать потребность в саморазвитии
- Развитие творческих способностей.
Участниками данного проекта является разновозрастная группа детей ГБОУ «Прохоровский детский дом (20 воспитанниц), а так же ветераны Великой Отечественной войны и труда, граждане, проживающие в доме ветеранов п. Прохоровка, дети — инвалиды. Так же к реализации данного проекта планируется привлечение социального педагога и педагога- психолога Прохоровского детского дома.
Реализация проекта основана на сотрудничестве детского дома с храмом святых апостолов Петра и Павла п. Прохоровка, управлением федеральной налоговой службы Белгородской области и строится на принципе взаимной ответственности и ресурсных вкладах каждого участника. Намеченная цель и задачи будут достигнуты путем организации: совместных мероприятий для воспитанниц детского дома и людей, нуждающихся в помощи и поддержке, благотворительного труда, концертных программ.
Реализация проекта позволит воспитанницам выйти за пределы теоретических знаний и выйти в реальный мир, оказать посильную помощь, проявить милосердие и заботу нуждающимся в этом людям. Так же данный проект дает возможность детям детского дома проявить свои организаторские и творческие способности, получить опыт общения с незнакомыми людьми, осознать собственную значимость в решении социальных проблем.
Средства, ресурсы необходимые для реализации данного проекта.
Данный проект может быть реализован только при наличии ряда средств, ресурсов и условий, имеющих огромное значение. Во- первых, это человеческие ресурсы- воспитанницы детского дома, педагоги детского дома и другие специалисты. Во- вторых, это информационные ресурсы, позволяющие донести идею проекта до воспитанниц и задействованных сотрудников учреждения и других сфер. В – третьих, это материальные ресурсы.
Имеющиеся средства, ресурсы и условия
В детском доме имеются основные средства и условия для реализации данного проекта. В учреждении воспитывается 20 девочек, работают специалисты: педагог — психолог, социальный педагог, 4 воспитателя, созданы условия для приема гостей, имеется транспорт для переезда по Прохоровскому району. Все воспитанницы обучаются в музыкальной школе, играют на музыкальных инструментах, которые имеются в детском доме в полном объеме, приобретен музыкальный центр для проведения концертных мероприятий, В учреждении успешно функционирует театральная студия «Гармония», поэтому проблем при организации концертно- развлекательных программ не возникнет. Так же заключен договор о совместной деятельности детского дома с настоятелей храма святых апостолов Петра и Павла. Уже налажено сотрудничество с администрацией Дома ветеранов п. Прохоровка (в течение 13 лет проводятся совместные мероприятия). Для организации акции «Зеленая столица» в детском доме имеется теплица для выращивания цветочной рассады, а также весь посадочный инвентарь (лопаты, грабли, ведра). Для оформления альбома «Тепло добрых сердец» в детском доме имеется цифровой фотоаппарат.
Для успешной реализации данного проекта необходимо финансовые ресурсы для:
- приобретения материала необходимого для изготовления мягких игрушек, сувениров детям- инвалидам и ветеранам;
- закупки книг детям — инвалидам в подарок от воспитанниц детского дома,
- изготовления фотоальбома «Тепло добрых сердец».
- приобретения саженцев деревьев для участия в областной акции «Зеленая столица»;
- приобретения магнитной доски для проведения подготовительных занятий для детей и совместных мероприятий воспитанниц и детей- инвалидов,
- закупки канцелярских принадлежностей,
- оплаты транспортных расходов,
- организации чаепития,
- закупки интеллектуальных игр.
Срок реализации проекта
На реализацию проекта отводится 9 месяцев (сентябрь 2011года — май 2012 года).
Исследовательский проект «История детского дома»
ГКООУ «Дзержинский санаторный детский дом»
«История детского дома»
Локтева С. И. (9 гр.)
Тема проекта: «История детского дома»
Предмет исследования: детский дом и его история.
Время выполнения: 3,5 месяца.
Для сегодняшних воспитанников детского дома, их воспитателей многие страницы истории дзержинского детского дома малознакомы или незнакомы вообще.
Мало кто интересуется жизненными путями ребят-выпускников, которые свои детские годы провели в этом учреждении.
Работа над проектом даст возможность глубже и лучше узнать историю дзержиского детского дома, судьбу воспитанников-выпускников, их вклад в развитие и становление детского дома, поможет наметить пути совершенствования учреждения.
Результаты проекта откроют новые странички в летописи детского дома, станут значительным вкладом в сохранении исторических данных о нём, позволят пополнить музей новыми историческими документами, фото-документами.
Ведь знать прошедшее — значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее.
Создать условия для изучения воспитанниками истории детского дома г. Дзержинска с её основания до сегодняшнего времени.
Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных воспитанниками при изучении темы проекта; систематизация знаний по теме проекта.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: воспитание интереса к истории детского дома и людей, связанных с ним; создание презентации, стенда «Летопись детского дома».
беседа, интервью, опрос, анализ литературных источников, газет, журналов, материалов интернет-сети, фотографирование, анализ полученных данных.
Проект реализуется по следующим направлениям:
• учёт и хранение фондов;
Главными итогами реализации проекта должно стать повышение интереса воспитанников к истории детского дома.
• Изготовление воспитанниками проектных продуктов (мультимедийных презентаций, сообщений, стенда «Летопись детского дома»).
• Пополнить музей детского дома новыми историческими документами, фото-материалами об истории учреждения , выпускниках и воспитателях.
• Позитивная тенденция к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (сентябрь 2015г.)
1. Осознания актуальности проблемы.
2. Создание творческой группы.
3. Работа творческой группы над созданием проекта «История детского дома в лицах и судьбах».
Первый этап: практический (октябрь 2015г.- ноябрь 2015 г.)
1. Работа творческой группы по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности воспитанников.
2. Презентация проекта на воспитательском часе.
3. Оформление стенда «Летопись детского дома».
Второй этап: итогово – аналитический (декабрь 2015 г.)
2. Обобщение работы по реализации проекта.
3. Анализ деятельности всех участников проекта,
4. Защита проекта на воспитательском часе.
5. Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.
Для осуществления проекта необходимо собрать фотографии, альбомы. Памятные знаковые предметы прошлого, сохранившиеся за всю богатую историю детского дома. Источники вещественные ( архивные) или устные ( воспоминания выпускников детского дома и воспитателей).Собранные материалы оформляются в экспозицию — тематический стенд.)
Возможные препятствия: утеря каких-либо ценностей, отказ от интервью.
Дети — сироты. Это словосочетание всегда вызывало чувства сострадания. Сколько их было после войны? Да и позднее не меньше. Приютить детей, обогреть физически и морально, подготовить к вступлению во взрослую жизнь — такую задачу взяли на себя детские дома — учреждения особенные, ни на школы, ни на общежития непохожие. Одному из них — дзержинскому детдому №3, исполняется в декабре этого года 70 лет.
18 декабря 1945 года, руководствуясь указом Совнаркома СССР, дирекция «Заводстроя» выпустила приказ об открытии детского дома. Первоначально он предназначался для детей, родители которых погибли на войне. По согласованию с Гороно были назначены педагогические кадры — воспитатели А.М.Солдатова и Н.П.Булганина. Первым директором стала Мария Георгиевна Воронина. Поскольку строительство в городе почти не велось, и жилья крайне не хватало, под детский дом был выделен далеко не новый барак в селе Юрьевец. Первыми заполнили его ребята из доскинского детдома, родители которых когда-то работали на дзержинских химических предприятиях.
Жилось тогда всем нелегко, детдомовцам в особенности. Досыта не хватало даже хлеба. В бараке было тесно и холодно. Одежда у всех детей была одинаковая: гимнастерка с накладными нагрудными карманами и ремнем — у мальчиков, простенькое платье, ботинки и коричневые хлопчатобумажные чулки — у девочек.
Детей в детдоме становилось все больше и больше, а помещения не хватало. И тогда детдом переехал в здание детсада №26, находившегося на улице Октябрьской. Но дети, родители которых погибли на фронте, все прибывали. Министерством химической промышленности, в чьем ведомстве находился детдом, «Заводстрою» была поставлена задача расширения этого учреждения. Началось строительство. В 1949 году на той же улице детдом получил новое здание общей площадью 700 квадратных метров, с классом для занятий, пионерской комнатой, швейной мастерской, складскими помещениями.
Здание детдома было красивым, но территория вокруг него пустынной и серой. И вот, в августе 1950 года детский совет по предложению педагогического совета принимает решение об озеленении территории детдома. Постепенно она была украшена клумбами с розами и другими цветами, замечательным садом с яблонями и вишнями. Для уюта детей завод снабдил детдом всем необходимым. Были завезены книги, мебель, оснащены столярная и швейная мастерские.
Под руководством М.Н.Колесниковой, А.П. Алеппо, А.И.Ляпиной и И.П.Костериной девочки шили чехлы на стулья и диваны, в рукодельном кружке вышивали салфетки, дорожки и занавески, ребята мастерили столярные изделия. Дежурные в столовой накрывали столы к обедам, заботились, чтобы стояли цветы, не пылились картины. В читальном зале проводились пионерские линейки, тематические конкурсы. А на праздники и в дни рождения в детдоме звучал аккордеон К.Х. Ряхимова. Ребята пели и танцевали. Особенно было весело, когда их вывозили на летние дачи в деревню Красная Яблоня, что была возле платформы Мойково.
С каждым годом хозяйство детдома росло и крепло. В 1955 году работники ОКСа «Заводстроя» построили так необходимый погреб-ледник. А вот свинарник и курятник дети под руководством инструктора по труду Б.И.Басова соорудили сами. Чуть позже в детдоме была построена закрытая веранда, где обычно отдыхали малыши.
В 1956 году в поселке Колодкино началось строительство собственной дачи детдома. Там были возведены корпуса, столовая с пищеблоком, медпункт. Горсовет выделил 26 гектаров земли для сельхозработ воспитанников детдома. Было посажено 4 га картофеля, 2,5 га овса, огурцы, горох, свекла, морковь, 6,5 тыс. корней помидоров, 4,5 тыс. корней капусты. Овощами дети стали обеспечивать себя на целый год. Урожаи были неплохие, и детдом участвовал даже на сельхозвыставках. И все это было результатом большой, кропотливой работы воспитателей М.И.Железновой, З.А.Сазоновой, Л.М.Шайтановой, М.С. Мокровой. А директором в это время был И.Е. Евтухов. С его именем связаны и рост детдома, и судьбы очень многих ребят. В детдом Иван Ефимович пришел в 1950 году из школы №3, которую до этого возглавлял пять лет. Заслуженный учитель РСФСР, почетный гражданин города был очень авторитетным и уважаемым человеком, особенно среди детей. Неслучайно ребята сложили о нем следующие строки:
«Где б далеко мы не жили от дома,
Всегда как желанных
Нас примет под кров
Уже поседевший директор детдома
Отец наш родной — Иван Евтухов».
Он присутствовал на всех мероприятиях в детдоме, непременно бывал в школах, где учились дети, встречался с шефами, и последние часто посещали детдом. Еще при Иване Ефимовиче возникла традиция встреч выпускников детского дома. В его прекрасном музее есть много теплых воспоминаний об этом человеке. Как светлую страницу своей биографии вспоминает детдом врач из Нижнего Новгорода Алла Газейчива. Она и многие другие воспитанники называли Ивана Ефимовича своим отцом.
После Евтухова, который проработал в детдоме до 1983 года, директора менялись довольно часто. Наиболее заметный след из них оставила К.В. Пацонь, руководившая детским домом с 1992 по 2002 год. В это время, как и раньше, в детдоме царили уют и теплое отношение к детям. Очень многим Пацонь помогла найти свое место в жизни. Неспроста выпускники называли ее мамой. Вот что рассказывает, например, Юрий Данилов: «Я окончил ДХМТ, потом институт, как настаивала Клавдия Васильевна, работаю на «Тосол-Синтезе», куда помогла мне устроиться наша мама. И на моей свадьбе она была за маму. И отремонтированную квартиру я получил опять таки с помощью Клавдии Васильевны». И подобных признаний немало.
Последующие годы для детского дома были кризисными, порой, даже критическими.
Вывод детдома из кризиса, по сути дела, стал его вторым рождением, причем, в новом качестве. И это, главным образом, благодаря Н.И. Столяровой. Ее жизнь давно уже была связана с обучением и воспитанием детей. Она работала в ПТУ №14 мастером и семь лет заместителем директора, затем еще семь лет завучем в двадцатой школе, там же преподавала химию. И вот ее пригласили в детдом. Трудно даже представить, что было с ним семь лет назад, когда Столярова приняла это учреждение. Полный развал. В некоторых местах не было даже дверных проемов. Дети — одни хулиганы. Не учились и не работали. Настоящая республика «Шкид». Даже ОМОН, посланный руководством милиции дежурить в детдоме, не справлялся с ними. Сколько слез пролила Нина Ивановна, сколько сил отдала, чтобы навести порядок. И постепенно это ей удалось. Авторитет Столяровой стал непререкаемым среди ребят. Постепенно складывался и хороший педагогический коллектив, хотя продолжали работать и некоторые ветераны — например, замдиректора, Н.Д.Воронцова, воспитатели Л.Б.Андреева и И.Ю.Лушникова, логопед О.Н.Ерышева.
В 2004 году с Октябрьской детдом переехал в здание бывшего капролактамовского профилактория в переулок Западный. Временно, как и предполагалось. Для детдома было заложено новое здание. 176 детей тогда насчитывал детдом. На Западном было тесновато, да и неудобно жить и работать в неприспособленном помещении. Новое же здание превратилось в долгострой. И лишь усилиями начальника управления образованием города Е. Г. Хлюневой стройка сдвинулась с места. В феврале 2007 детский дом поселился в новом, большом, прекрасном здании на улице Буденного.
Сегодня наш городской детский дом — это административный двухэтажный корпус и два вспомогательных корпуса по 3 этажа, в которых есть большой спортзал со всеми необходимыми тренажерами, плавательный бассейн, различные мастерские для развития трудовых навыков, в том числе и по кулинарии. На трех гектарах площади, примыкающей к зданию, разместились баня с мужским и женским отделениями, прачка с промышленными моющими машинами, две опытно-промышленные теплицы, где ребята на всю зиму заготавливают витаминную продукцию. В зданиях прекрасное оформление, чистота и порядок. Различные стенды и многое оборудование изготовлены руками детей и сотрудников.
В 2007 году детский дом был переведен из муниципального образовательного учреждения в областное. И с этого времени городские власти совсем перестали помогать ему. Однако сейчас у детдома есть абсолютно все, что необходимо и для хорошего педагогического процесса, и для уютной жизни 140 ребят. Это дети, родители которых, в основном, живы. Они бомжи и пьяницы. Нередко дети очень непростые. Им необходим особый подход, нетрадиционное воспитание. Детьми в детдоме занимаются 156 человек — воспитателей, педагогов и обслуживающего персонала. Дети учатся в трех школах, с которыми налажены хорошие взаимоотношения. У каждого ребенка есть увлечения и мечта, которая вполне осуществима.
Сегодня руководителям детдома не стыдно ни за одного из своих воспитанников. Многие из них учатся в различных колледжах, техникумах, институтах, что раньше было просто немыслимо. Все ребята прекрасно подготовлены к жизни, все при деле, все имеют свое жилье. Часто бывшие питомцы детдома навещают своих педагогов, среди которых уже давно нет текучки. Коллектив живет очень дружной, большой семьей и взрослых, и детей.
Несомненно, что это благодаря мудрости самой Н.И. Столяровой и стараниям ее помощников — заместителя директора Т.Т.Кундиной, воспитателей Н.В.Редько и Н.М.Улановой и других.
Конечно, многое, что сегодня имеет детдом, было достигнуто с помощью спонсоров. Президент ТПП О.А.Кудрявцева, например, в течение двух лет оплачивала патронатное воспитание 13 детей в семьях. Начальник милиции А.Г. Коновалов и руководитель аварийно спасательного отряда О.В.Запалов активно ведут патриотические беседы с ребятами. Главный каждую смену по 20 детей на оздоровление. Директор предприятия «Капелла» А.Л.Отдельнов перечислил детдому 1 200 000 рублей на новую мебель. Ощутимую помощь оказывает директор ООО «Здравница» А.В.Заводчиков, руководитель фирмы «Калинов Мост» А.А.Калинов. Студенты педагогического колледжа помогают в организации досуга детдомовцев. А с вокальным коллективом «Пробуждение» ребята побывали на озере Светлояр, где знакомились с традициями русского фольклора.
Благодаря этой разнообразной помощи большая семья ребят и сотрудников детского дома становится еще ближе и дружнее, а будущее детей гораздо надежнее.
Безусловно, в ходе работы над проектом, нам удалось познакомиться лишь с отдельными страницами истории дзержинского детского дома. Предстоит ещё немалая работа по изучению богатого прошлого данного учреждения. Однако уже сегодня можно сделать следующие выводы:
1.Детский дом города Дзержинска – учреждение с уникальной историей.
2.Воспитанники детского дома поддерживают традицию – встречи в «родном доме», спустя многие годы.
3.Сотни неравнодушных людей по всей стране оказывают благотворительную помощь воспитанникам детского дома.
Вывод: Таким образом, реализация проекта «История детского дома» имеет огромную социальную значимость в деле нравственного воспитания детей, изучения истории.