Сколько метров от жилого дома можно парковать машину

«Стоянка запрещена?»: правила парковки во дворах в 2021

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

В 2019-м вопрос парковки во дворах жилых домов стал как никогда остро. Сначала СМИ начали массово сообщать, что ВС РФ своим определением запретил жильцам парковку во дворах многоквартирных домов. Что естественно, оказалось правдой лишь отчасти. Но массовую истерию поддержали управляющие компании, которые, ссылаясь на решение Верховного суда, начали запрещать жильцам парковаться во дворах и навязывать платные паркинги. Что, естественно, незаконно. А тут еще и вступили в силу новые правила организации парковки для коммерческого транспорта, который тоже запретили оставлять во дворах.

Получился такой себе «винегрет» из фактов, сообщений СМИ и нормативных правил. Но мы в редакции Правовед.RU не привыкли верить слухам. Мы разобрались во всей этой «законодательной солянке», изучили правила парковки во дворах жилых домов и раскладываем все по полочкам для читателей журнала.

История с парковками

Многим не нравится автомобильный муравейник во дворе жилого дома. Он мешает детям, мамам с колясками, пенсионерам, в конце концов. Но не все в борьбе с ним доходят до Верховного суда. А вот одному жителю Череповца, посчитавшему этот вопрос принципиальным, удалось. Он изучил законодательство, и оказалось, что СанПиН 2.1.2.2645-10 разрешает размещать гостевые стоянки автотранспорта во дворах без соблюдения вообще каких-либо требований и норм. Где угодно, хоть впритык к вашим окнам.

Читайте также:  Красивый фасад частного дома своими руками

Неравнодушного гражданина такой расклад не устроил, и он решил оспорить нормативы СанПиНа в ВС. Мол, столь близкое соседство с парковкой посягает на безопасность жизни и здоровья жильцов, и нарушает их право на безопасную среду обитания.

Дело рассматривалось дважды. Слушая его в первой инстанции ВС указал, что оспариваемые нормы СанПиН не противоречат санитарному законодательству (Решение ВС № АКПИ18-522 от 06.08.2018). При повторном рассмотрении апелляционная коллегия согласилась с выводами первой инстанции и отказала в удовлетворении иска по тем же причинам. Но при этом ВС указал в своем определении: гостевая парковка во дворе жилого дома не может использоваться жильцами для постоянной стоянки их автомобилей , такая практика — нарушение санитарных правил (Апелляционное определение ВС № АПЛ18-470 от 01.11.2018). Это и стало поводом для шокирующих новостей в СМИ.

Какой из этого всего итог? И что это еще за «гостевые парковки», чем они отличаются от парковки для жильцов? И что же получается, ставить автомобиль во дворе более нельзя? Нет, это не так — можно. Но длительность стоянки и ее особенности зависят от того, как организована парковка во дворе многоквартирного дома.

Особенности организации дворовых стоянок

Итак, п. 2.3 упомянутых выше СанПиН 2.1.2.2645-10 предусматривает возможность организации на придомовой территории гостевой стоянки автотранспорта . Требований к ее размещению и удаленности от жилых объектов законодательство не предусматривает. Рядом с детской площадкой? Пожалуйста! Вблизи от окон пенсионера-инвалида? Нет проблем!

Можно ли на такой стоянке ставить автомобиль?

Конечно! Главное, чтобы это было действительно специально оборудованное место для машин, а не участок газона или территория для прогулок. И, да, только при условии, что автомобили там паркуют временно, а не для постоянного хранения. На этом и акцентировал внимание ВС РФ: жильцы не могут использовать гостевую стоянку для ежедневного размещения своих автомобилей . Как же им быть?

Читайте также:  Проект одноэтажного дома с закрытой террасой

А если они хотят размещать свои автомобили во дворе все время?

Делать это на гостевой парковке нельзя. Для этих целей, если общее собрание жильцов дома утвердит, во дворе может быть организована постоянная парковка . Но тут действуют совсем другие требования к их удаленности.

При организации постоянной стоянки во дворах жилых домов, правила их размещения (таблица 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.) обязывают организовывать их на определенном удалении от жилых зданий. Например, стоянка на 50 машин должна размещаться не ближе, чем за 15 метров от фасада с окнами. Если окон нет, хватит и 10 метров. Чем больше стоянка, тем больше удаление. Подробнее о требованиях в таблице.

Фасады жилых домов и торцы с окнами

Фасады без окон

Получается, что для организации постоянной стоянки во дворе нужно не только решение общего собрания, но и соответствующая придомовая территория. Если такой нет, можно размещать гостевую стоянку. Но пользоваться ей можно будет только для временного размещения автомобилей, для постоянного — ни-ни!

Что будет, если организовать во дворе постоянную парковку?

Во-первых, это скандал с пенсионерами, матерями с колясками и поборниками идеи «двор без машин». Их много и они уверены в своей правоте. Остальные последствия зависят от того, нарушен ли закон о парковке во дворах 2020 года.

Если парковка организована по правилам, на должном расстоянии от дома, и на нее оформлены все документы — ничего не будет. Это законно, кто бы из жильцов и как сильно не возмущался. Им придется смириться. Или переехать. Даже если кому-то кажется, что закон о парковке возле дома нарушен, это еще придется доказать.

Если стоянка самовольная или организована с нарушениями по удаленности — это уже нарушение и повод для штрафа по ст. 6.3 и 6.4 КоАП. Во-первых, кто такую парковку организовал — например, ТСЖ или УК. Им светит по 10-20 тысяч рублей штрафа.

Во-вторых, кто эти правила парковки нарушает. Например, автовладельцев, разместивших машину на детской площадке или регулярно паркующих авто на гостевой стоянке. Для них максимальный штраф 500-1000 рублей. Но вот как понять, кто и насколько оставил машину, закон не уточняет. А потому с привлечением нарушителей большие сложности.

А что с коммерческим транспортом?

А вот парковка коммерческого транспорта во дворе — совершенно иная история. Коммерческим признается грузовой (всякие КАМАЗы, газели, фуры, техника) и пассажирский (микроавтобусы, автобусы, такси) транспорт, используемый юрлицами или ИП. Так вот, с 1 января 2020 года вступили в силу поправки к Требованиям, утв. Приказом Минтранса № 199 от 17.05.2018. В соответствии с ними с 1 января 2020 года более нельзя парковать такой коммерческий транспорт во дворах жилых домов .

Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается (п. 4 Требований, утв. Приказом Минтранса № 199).

Можно ли ставить грузовые машины во дворах жилых домов? Можно, как и любой другой коммерческий транспорт! Разберемся, в особенностях нововведения и расскажем, почему запрет не такой строгий, как кажется.

  1. Во-первых, он касается автомобилей, которые вернулись из рейса или паркуются после рабочей смены для ночной стоянки. То есть, во дворах нельзя размещать автомобили для отстоя , он должен производиться на специально оборудованных стоянках. Но если вы заехали во двор для выгрузки, скажем, мебели одного из жильцов, в такой парковке нет ничего незаконного.
  2. Во-вторых, распространяется запрет только на города федерального значения — Москву, СПб и Севастополь . Для других городов это правило не действует.
  3. В третьих, Приказ, как и КоАП совершенно не предусматривает для нарушителей каких-либо санкций . Абсолютно непонятно, кто будет контролировать исполнение требований, и как будут реагировать государственные органы.

Можно ли парковать такси во дворе жилого дома? Конечно, но только не для ночного отстоя. И опять же, если автомобиль используется жильцом дома для работы в такси (без оформления ИП) и одновременно как личный транспорт, Приказ бессилен — паркует он его как свой собственный, а не коммерческий автомобиль. Другой вопрос, на какой стоянке он его паркует. Если это гостевая стоянка, то такое размещение незаконно. Только постоянная парковка, и только на удалении от жилого дома!

А вы поддерживаете такие нововведения? Вам газели во дворе не мешают?

Расстояние от стоянки до жилого дома: парковка автомобилей от окон по нормам

Расстояние от парковки до жилого дома – обязательный к исполнению параметр, определяемый нормами СНиП (СП) и СанПиН. При его определении учитывается и соответствие парковки противопожарным правилам, тип и величина автомобильной стоянки, ее дислокация относительно жилых строений и важных объектов. В местах плотной застройки решение может приниматься градостроительным комитетом, но расстояние от стоянки до жилого дома должно соответствовать нормам СанПиН и СП. Оно не должно нести угрозу здоровью жильцов дома вследствие попадания внутрь помещений отравляющих выхлопов работающих машин при въезде или выезде с парковки.

Нормативные документы

Расстояние от жилого дома до стоянки автомобилей определялось еще в СНиП, датированном концом 80-х годов и разработанном на основании громадного практического опыта. В тот период было гораздо меньшее число транспортных средств и отсутствовали пробки на автострадах, но уже возникла необходимость в проведении научных исследований и разработке нормативов по парковкам и стоянкам.

Забота о здоровье граждан и противопожарная безопасность стали основными причинами государственных ассигнований на разработку нормативов и правил о местах парковки автомобилей.

Позднее меры по стандартизации и их законодательном обеспечении были продолжены в РФ.

В ценнейшие знания, накопленные гигиенистами и строителями по дислокации стоянок для ТС вариативного предназначения, были внесены коррективы, обусловленные современными реалиями и требованиями времени.

Нормативы СП, СНиП и СанПиН

В нынешних реалиях расстояние от парковки до дома диктуется следующими нормативами и постановлениями:

  1. СП 42.13330.2011 – переработанная редакция СНиП с аналогичным названием. В нем определяется требуемое расстояние от дома до парковки, дистанцирование места для оставления или непродолжительного размещения автомобилей от зон отдыха жителей района, предусмотренных типовыми планами застройки микрорайонов. Здесь есть необходимое расстояние от мест общественного пребывания до мест длительной или временной стоянки.
  2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в котором есть требуемая удаленность парковки от окон домов, чтобы обеспечить здоровье граждан и отсутствие значительных загрязнений воздуха. Таблицы, составленные санитарными врачами, были разработаны как требования местных властей, комитетов по застройке, органов самоуправления в зонах плотного застраивания с дефицитом площади, местах расположения одноквартирных частных домов и многоэтажных зданий.
  3. В 2004 году появились рекомендации, одобренные Главным санитарным врачом РФ, Минздравом и ФС ЗПП. Они неоднократно дорабатывались, в последний раз – в 2018 г. Вступившая в полномочия в 2019 г., новая редакция включает необходимость соблюдения при разработке проектов и оборудовании автостоянки любого типа. В них рассматриваются нормы обязательного обеспечения противопожарной безопасности, СанПиН, правильного оборудования путей попадания на стоянку, необходимых дистанций до окон в непосредственной близости от объекта.

Федеральный комитет не случайно принял участие в подписании методрекомендаций, принятых еще 15 лет назад и неоднократно дорабатываемых. Обитатели многоквартирных домов, пациенты клиник, посетители зданий специального предназначения имеют полное право требовать возмещения, если загрязнения от парковки вследствие работающего мотора ТС попадают в помещение.

Нарушением прав каждого человека являются также сточные воды от мытья ТС автолюбителями на парковке, избыточный уровень шума около дома. Это факторы, потенциально вредные для здоровья проживающих.

Расстояние от автостоянки до жилого дома

В настоящее время происходит интенсивная застройка мегаполисов и возрастает число единиц транспорта – специального, общественного и личного. Поэтому вопрос, на каком расстоянии от дома можно ставить автомобиль на короткий период времени, не претерпел существенных изменений и не стал менее актуальным.

Минимальный отступ по-прежнему определяется не от стены, а от окон места проживания. Дистанцирование от стены имеет значение, если стоянка располагается с торцевой части сооружения.

Разработка проектов объектов жилищного строительства непременно подразумевает необходимость существования места, отведенного для кратковременного и длительного размещения автомобилей. Количество автомобильных мест определяется по этажности здания и потенциально возможному числу проживающих.

Увеличение доли многоэтажных строений и острого дефицита земельных ресурсов дало толчок к появлению парковок иного типа, нежели в старом СНиП советского времени. Тогда решалась проблема, где ставить автомобили жильцов дома на парковке надземного типа.

Разработанные проекты предусматривали возможность размещения ТС на короткое время или на длительный срок. Широко практиковались гаражные кооперативы, рассчитанные на вариативное количество построек.

Сейчас при разрешении проблемы парковки недалеко от места проживания планируются стоянки двух разных по принципу типов – надземные и подземные. Любая из них может быть одноуровневой или многоуровневой.

Стоит отметить следующее:

  • необходимость таких сооружений диктуется реалиями времени: на квартиру в многоэтажном доме уже может приходиться не один, а два или даже три автомобиля;
  • дистанция зависит от нескольких составляющих (например, количество мест, не превышающее десяти, и торцевое расположение позволяют установить минимальную норму удаления от жилого строения);
  • основное правило: чем меньше число машин, тем вероятнее возможность минимального расстояния, определенного СП;
  • чем больше транспортных средств размещается на парковке, тем сильнее разрушительное действие на здоровье жильцов, предусмотренное СанПиН, и тем значительнее должно быть удаление.

Таблица с учетом количества размещаемых транспортных средств около дома представлена ниже.

К-во автомобилей Расстояние в м согласно нормативам
До 10 10 метров
11–50 15 м от дома (сокращается до 10 м, если парковка располагается с торца здания, где отсутствуют окна)
51–100 25 м от дома
101–300 35 м от дома
Свыше 300 50 м от строения (не меняется даже при расположении в торце)

Если речь идет о детском или лечебном учреждении, то эти правила не являются эталоном. Наименьшее расстояние от ДОУ даже для стоянки на 10 машин определяется правилами в 25 м, от больницы она также дистанцируется на 25 метров. Исключением из этого ряда являются государственные и общественные здания.

Возле них может размещаться паркинг на 50 машин, для которого сохраняется минимальное расстояние в 10 метров, и это считается допустимой нормой. В России и Украине считается допустимым сооружение паркинга вместимостью в сто машин под открытым небом, но при условии, что он обнесен сплошным стеновым ограждением.

Как определить, что машины припаркованы с нарушением

Не секрет, что водители не всегда соблюдают установленные правила парковки. Нормы СанПиН рассчитаны на предотвращение неприятных последствий, которые при подобных нарушениях парковки могут иметь место для жильцов, проживающих в жилом здании.

Если гостевой паркинг возле отеля, гостиницы или многоэтажного дома не выдержан в требуемой дистанции, это имеет такие же последствия для клиентов и жильцов.

Отсутствие необходимой дистанции от автомобилей, припаркованных на придомовой территории, нарушает режим сна и отдыха, уровень допустимого шума, отравляет воздух в квартире или в номере. Последнее обстоятельство может привести к развитию заболеваний.

Нормы расположения парковок от жилых домов должны строго соблюдаться. Тем не менее парковка машин в непозволительных местах, таких как газоны, проезды, тротуары, препятствует передвижению пешеходов. При этом автомобиль мешает проезду машин со спецтехникой, например пожарных, а также машин газовой службы и скорой помощи.

Для зданий стандартной этажности, даже если соблюдается расстояние от окон до парковки, необходимо оставлять свободное место, позволяющее проехать спецтехнике. Это так называемая полоса в 5–8 м, а для многоэтажек – в 8–10 м.

Необходимо учитывать охранные зоны – от тепло- и газопроводов, ЛЭП, трансформаторных станций, площадок, на которых установлены мусорные контейнеры. Проезд к ним должен быть свободным.

Запрещено находиться с включенным мотором на придомовой территории более пяти минут. Исключения делаются при парковке автомобиля при необходимости вывоза больного или трупа, а также в некоторых других случаях.

Обнаружив нарушителя правил парковки и пожарных норм, жилец квартиры может добиться для него административного наказания, если факт будет зафиксирован на видео или фото. Современные технологии позволяют сделать это легко и беспрепятственно.

Все эти нормативы актуальны, если речь идет об открытых местах, где организованы транспортные стоянки. Однако требования времени вынуждают прибегать к другим формам обеспечения мест для временного или постоянного размещения, долгосрочной парковки автомобиля.

Нужно учитывать, что для гаражей, расположенных на огражденных стоянках, минимальное удаление можно сократить на законных основаниях, если они расположены с той стороны здания, где нет открывающихся окон, а территория парковки находится за ограждением.

Подземные стоянки

Планировка густонаселенных территорий включает определенные сложности с размещением надземных стоянок, парковок и гаражных кооперативов. В последние годы в инфраструктуре крупных городов все чаще появляются подземные сооружения для временной стоянки или длительного размещения личных автомобилей недалеко от дома.

Конечно, такие места обходятся дороже и требуют соблюдения множества ГОСТов, как и смарт-паркинги, использующие крышу многоэтажного здания в качестве потенциального места для стоянки.

Зато к такому способу могут прибегнуть посетители и работники торговых центров, расположенных на городской территории и находящиеся в стесненных условиях.

Это также вызвано необходимостью соблюдать несколько сводов нормативных ограничений и ПДД при въезде и выезде.

Сооружение подземных парковок для автомобилей около жилых домов предусматривает специальное оборудование. В частности, дополнительное освещение, пандусы, иногда – подъёмники, сигнальные системы, оповещающие об опасности, и автономные – для пожаротушения.

Повышенные требования к паркингам подземного типа легко объяснимы. Это ограниченное пространство, из которого будет затруднительно выбраться при необходимости. Зато, если правильно оборудована система выведения загрязненного воздуха, это прекрасный способ избежать проблем с расстояниями при парковке на поверхности, возле зданий.

Оцените статью