- Дом без хозяина и без статуса
- ПЕРЕДАЧА ЖИЛЫХ ДОМОВ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
- ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ВЫСЕЛЕНИЯ ПРОЖИВАЮЩИХ
- РАЗДЕЛ ЖИЛЫХ ДОМОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ
- ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЕ СПИСАНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ С БАЛАНСА ОРГАНИЗАЦИИ
- Об учете государственного и муниципального жилищного фонда
- О снятии с баланса МУП жилых помещений частной формы собственности
- О снятии с баланса МУП муниципальных жилых помещений
- О возможности сохранения на балансах государственных и муниципальных предприятий (учреждений) жилых помещений
- Порядок учета государственного и муниципального жилищного фонда в соответствующей казне
- Порядок определения балансовой стоимости муниципального (государственного) жилищного фонда
- Порядок изъятия муниципального жилищного фонда из хозяйственного ведения
- Другие материалы на эту тему:
Дом без хозяина и без статуса
В настоящее время на балансе крупных градообразующих предприятий и предприятий естественных монополий (таких как ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Ростелеком») находятся тысячи жилых домов. Правовой статус домов бывшего ведомственного жилого фонда, не перешедшего в собственность приватизированных предприятий или муниципальных образований, зачастую не определен. Существует несколько вариантов решений данной проблемы.
ПЕРЕДАЧА ЖИЛЫХ ДОМОВ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
Раньше при приватизации госпредприятий объекты жилого фонда не подлежали включению в состав приватизируемого имущества (п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий») и подлежали передаче в собственность муниципальных образований, на территории которых они находятся (п. 2 Постановления ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1, п. 11 ст. 154 Закона от 22.08.04 N 122-ФЗ).
Органы местного самоуправления должны были утвердить перечень объектов имущества, составляющих муниципальную собственность (в том числе жилые дома), в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1 (п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ», п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Из-за ветхости домов и затруднительности их коммерческого использования муниципальные образования уклоняются от принятия их в собственность. Такие дома с неопределенным правовым статусом находятся на балансе юрлиц и, как правило, не ремонтируются, становятся объектами проверок различных контролирующих органов.
Бесхозяйные жилые дома должны приниматься на учет органом, осуществляющим госрегистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки этих домов на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности. Однако в большинстве случаев передача жилых домов в муниципальную собственность возможна только в судебном порядке.
Большинство судебных актов требования юрлиц о принудительной передаче жилых домов в муниципальную собственность удовлетворяются (Постановления ФАС СЗО от 16.02.2007 N А66-1110/2006, ФАС ВВО от 03.05.2007 N А29-5754/2006-2Э, ФАС ЗСО от 22.01.2007 N Ф04-8892/2006(30043-А27-38) и другие). Однако по вопросу о необходимости капитального ремонта до передачи жилых домов в муниципальную собственность единообразная судебная практика отсутствует. Существуют три правовые позиции по данной проблеме:
- обязанность по передаче и принятию объектов определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде производства ремонта жилого фонда (Постановление ФАС ВВО от 29.05.2006 N А39-7680/2005-275/8);
- наличие недостатков передаваемого имущества, которые требуют устранения, связанных с неисполнением предыдущим собственником обязанностей по содержанию имущества, либо неисполнение предыдущим собственником квартир обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт квартиры управляющей организации являются основанием для взыскания с предыдущего собственника убытков, связанных с неисполнением им обязанностей по содержанию имущества, возложенных на него ст. 210 ГК РФ, но не прекращают обязанности по принятию имущества в муниципальную собственность (Постановление ФАС ПО от 20.03.2007 N А12-6319/06-С16);
- из норм закона не следует, что на принимающую сторону в лице муниципального образования возлагаются расходы по восстановлению имущества, приведению его в состояние, пригодное для использования по назначению, притом что ухудшение состояния имущества произошло до принятия объектов в муниципальную собственность и в период, когда они не находились во владении и пользовании муниципального образования; в понуждении к принятию ветхих жилых домов до ремонта отказано (Постановление ФАС СЗО от 22.02.2007 N А13-2006/2006-09).
ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ВЫСЕЛЕНИЯ ПРОЖИВАЮЩИХ
В некоторых субъектах РФ жилые дома в нарушение законодательства включались в планы приватизации и переходили в собственность юрлиц. Срок оспаривания сделок приватизации в большинстве случаев истек, правовые основания для обязания муниципальных образований принять жилые дома из частной собственности в муниципальную отсутствуют, поэтому юрлица — собственники жилых домов вынуждены оптимизировать управление ими. Зачастую многие жильцы в таких домах зарегистрированы и/или проживают без правовых оснований. Снятие гражданина с регистрационного учета производится в 3-дневный срок:
- в добровольном порядке;
- в принудительном порядке — на основании вступившего в законную силу судебного акта (п. п. 31, 33 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713)).
Основанием для принятия судебного акта о выселении может являться ст. 301 ГК РФ, согласно которой собственник вправе истребовать из чужого незаконного владения свое имущество. В соответствии со ст. 13 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», ст. 108 ЖК РСФСР, если в период действия ЖК РСФСР жилые помещения предприятий включались в число служебных решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР) и работники заселялись в них с согласия предприятия, то без предоставления другого жилого помещения запрещено выселять:
- лиц, проработавших на предприятии не менее десяти лет;
- лиц, уволенных в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников;
- пенсионеров;
- членов семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
- инвалидов труда I и II группы, инвалидов I и II группы из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
- одиноких лиц с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми;
- инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
- участников Великой Отечественной войны, пребывавших в составе действующей армии;
- семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР и РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы;
- инвалидов из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей.
На необходимость соблюдения данных гарантий указывает и ВС РФ (ответ на вопрос N 14 в Обзоре судебной практики ВС РФ за II квартал 2005 года (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005)). Суды нередко применяют «гарантии невыселения» для подобных категорий жильцов независимо от отнесения жилья ранее к служебному, поскольку подобные архивные документы зачастую утрачены. Если иск о выселении и снятии с регистрационного учета судом удовлетворен, а судебный акт о выселении вступил в законную силу, судом выдается исполнительный лист (п. 1 ст. 428 ГПК РФ).
Пристав обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или взыскателя. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока. В случае неисполнения в установленный срок исполнительного документа выселение осуществляется принудительно. Выселение состоит из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого, его имущества и запрещения выселяемому пользоваться освобожденным помещением (п. 3 ст. 75 Закона об исполнительном производстве).
РАЗДЕЛ ЖИЛЫХ ДОМОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Во многих 1- и 3-этажных домах 50-х гг. с общими входом и/или помещениями, которые было сложно выделить в отдельные квартиры, избежав конфликта интересов проживающих, оборот прав ранее производился путем отчуждения долей в праве на жилой дом (на основании актов органов местного самоуправления о приватизации или договоров с организациями — собственниками жилых домов). К примеру, подобная практика распространена в жилых домах поселков, которые создавались для обслуживания отдельных подразделений организаций железных дорог.
Большинство таких сделок производилось с нарушениями законодательства, однако срок по их оспариванию истек. Для более четкого разграничения прав и обязанностей бывает целесообразно поделить данные доли на конкретные квартиры, принадлежащие жильцам и юрлицу. Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности и может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность) (ст. 244 ГК РФ). Долевая собственность может быть установлена по соглашению сособственников или на основании решения суда (п. 5 ст. 244 ГК РФ). При наличии зарегистрированной долевой собственности участник долевой собственности вправе требовать выдела доли из общего имущества (ст. 252 ГК РФ).
Раздел дома может быть произведен судом, если выделяемая доля составляет изолированную часть дома с отдельным входом (квартиру) либо имеется возможность превратить эту часть дома в изолированную посредством переоборудования (п. 11 Постановления Пленума ВС СССР от 31.07.81 N 4 «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом»). При этом выдел, связанный с возведением жилых пристроек к дому либо переоборудованием нежилых помещений в жилые, возможен лишь при наличии разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом местного самоуправления (п. 10 Постановления ВС РФ от 10.06.80 N 4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом» (ред. от 06.02.2007 N 6)).
ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЕ СПИСАНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ С БАЛАНСА ОРГАНИЗАЦИИ
Нередко жилые дома уже прекратили существование как объекты недвижимости, права на них не были оформлены, а существуют они только в данных бухгалтерского учета. Жилой дом является объектом основных средств, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации (п. 1 ст. 257 НК РФ). Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1), жилые здания отнесены к десятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 30 лет (код 13 0000000).
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.01 N 26н)). Основания для списания — прекращение использования вследствие износа или отчуждение объекта основных средств.
Для определения целесообразности дальнейшего использования имущества (при износе) приказом руководителя организации создается комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер и лица, на которые возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Комиссия проводит осмотр объекта и составляет акт списания основных средств (форма ОС-4), утверждаемый руководителем организации (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфином России от 13.10.2003 N 91н)). Кроме того, после прекращения существования жилой дом снимается и с технического учета (п. 15 Правил ведения Единого госреестра объектов градостроительной деятельности, утв. Приказом Госстроя России от 31.05.2001 N 120)).
Об учете государственного и муниципального жилищного фонда
Неоднократно поднимался вопрос о неправомерности нахождения на балансе муниципальных предприятий жилых зданий, в которых часть жилых помещений находится в собственности граждан или юридических лиц, а часть — в муниципальной собственности. Однако не во всех муниципальных образованиях решен вопрос о снятии всех помещений с баланса предприятий. Как правило, это вызвано бездействием комитетов имущественных отношений (далее -КУМИ) муниципальных образований, что не позволяет руководителям предприятий самостоятельно принять необходимые решения.
Еще раз обратим внимание на причины неправомерности нахождения на балансе унитарных предприятий многоквартирных домов:
- в соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектом жилищных прав является жилое помещение, а не многоквартирный дом (п. 3 ст. 16 ЖК РФ);
- в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) может находиться только муниципальное имущество (п. 3 ст. 215; ст. 294 ГК РФ; п. 1 ст. 2; п. 1 ст. 8; п. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ)), а относительно объектов права в многоквартирных домах — только жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности;
- объект права «жилое помещение» не соответствует признакам признания его в бухгалтерском учете коммерческих организаций объектом основных средств (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н (далее — ПБУ 6/01));
- закрепление за МУП в хозяйственное ведение муниципальных жилых помещений социального использования противоречит целям использования помещений (ст. 17 ЖК РФ; ст. 671, 294 ГК РФ). Дополнительно разъясним процедуру снятия с баланса МУП жилых помещений.
О снятии с баланса МУП жилых помещений частной формы собственности
Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н, для оформления документации на списание с баланса МУП жилых помещений создается инвентаризационная комиссия, в состав которой могут приглашаться представители КУМИ. По итогам инвентаризации составляется инвентарная опись жилых помещений с их группировкой по праву собственности на них. Для целей проведения такой инвентаризации могут использоваться данные БТИ, органов регистрации прав собственности на недвижимое имущество, документы, представляемые собственниками жилья (договоры, свидетельства).
Жилые помещения, принадлежащие частным собственникам, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п. 2 ст. 1) как имущество, правообладателем которого МУП не является, снимаются с его баланса. Основанием для снятия с баланса частных жилых помещений является приказ руководителя организации (ПБУ 6/01).
Обращаем внимание на то, что для издания такого приказа не требуется специального разрешения органа местного самоуправления (или уполномоченного им органа — КУМИ). КУМИ может давать МУП какие-либо обязательные указания только в части объектов, находящихся в муниципальной собственности, а относительно жилых помещений, находящихся в частной собственности, КУМИ не вправе принимать решения и давать какие-либо указания.
Таким образом, в итоге установления перечня жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и собственности частных лиц, руководитель предприятия в соответствии с правилами бухгалтерского учета объектов основных средств, регулируемыми ПБУ 6/01, вправе издать приказ о списании жилых помещений, находящихся в частной собственности, с баланса, исключая их из объектов учета основных средств.
Обоснованием такого приказа должно быть приведение учета основных средств предприятия в соответствие с действующим законодательством и правилами соответствующего учета основных средств.
Руководитель предприятия уведомляет КУМИ о результатах списания жилых помещений, находящихся в частной собственности, одновременно указывая информацию о жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности.
О снятии с баланса МУП муниципальных жилых помещений
Поскольку закрепление за МУП на праве хозяйственного ведения жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности социального использования, не соответствуем нормам Жилищного кодекса РФ, руководитель предприятия может обратиться в КУМИ с просьбой решить вопрос об изъятии у МУП муниципального жилья. Если КУМИ принимает решение от таких действиях, то процедура передачи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, от предприятия в казну должна сопровождаться актом приема-передачи соответствующих объектов. Передача объектов жилищного фонда КУМИ оформляется актом приема-передачи основных средств ОС-1 (п. 81 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ органы местного самоуправления (далее -ОМС) наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований компетенцией в решении вопросов местного значения. Исходя из Устава (Положения) муниципального образования стороной, принимающей жилые помещения, является орган, представляющий ОМС во всех имущественных отношениях (КУМИ и другие органы), если же данный орган отсутствует, то принимающей стороной выступает администрация муниципального образования.
Учет объектов жилищного фонда в муниципальной казне осуществляется в реестровой форме с указанием: всей необходимой информации по идентификации каждого объекта жилого здания в части жилых помещений; и доли общего имущества, находящегося в муниципальной собственности. Во вновь введенных законодательных актах по бюджетному учету наблюдаются предпосылки к постановке данных объектов на балансовый учет. Если до настоящего времени КУМИ администрации муниципальных образований не издал распоряжение об изъятии из хозяйственного ведения МУП жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, списание имущества с баланса МУП можно произвести следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 29! ГК РФ «право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются га основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника».
В ст. 235 ГК РФ указаны основания прекращения права собственности: «Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от прав, собственности, гибели или уничтожении имуществ! и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом».
Согласно ст. 236 ГК РФ «юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо прав на это имущество».
Статьи 235 и 236 ГК РФ применяются в случаях прекращения права хозяйственного ведения, следов) следовательно, МУП вправе отказаться от имущества, находящегося в его хозяйственном ведении, объявив об эта либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом.
Для реализации названного способа прекращения права хозяйственного ведения необходимо со стороны МУП издать соответствующий приказ по предприятию и направить в КУМИ уведомление об отказе от имущества, находящегося в его хозяйственном ведении, и о снятии с баланса объектов жилищного фонда. В этом случае КУМИ необходимо принять решение о внесении в реестр муниципального имущества записи о прекращении права хозяйственного ведения МУП на соответствующие объекты.
Таким образом, если руководитель МУП выполнит условия отказа от права хозяйственного ведения, а именно — издаст приказ о снятии с баланса МУП жилых домов (помещений) и уведомит об этом КУМИ, то право хозяйственного ведения на указанное имущество прекратится.
Исходя из указанного, МУП вправе списать имущество, находящееся на его балансе, объявив об этом (уведомив КУМИ о намерениях) либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом (уведомления КУМИ о совершенных действиях по снятию с баланса).
Для оформления учета муниципальных жилых помещений в муниципальной казне МУП в КУМИ предоставляются необходимые данные (данные инвентаризации жилых помещений) и акт приема-передачи основных средств ОС-1, подписанный от имени передающей стороны представителями предприятия.
Таким образом, порядок списания с баланса МУП муниципальных жилых помещений зависит от действий КУМИ по данному вопросу.
При согласии КУМИ оформляются:
- акт инвентаризации жилых помещений;
- распоряжение КУМИ об изъятии из права оперативного управления МУП жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
- приказ руководителя МУП;
- акт приема-передачи объектов основных средств,
подписанный от имени передающей стороны представителями учреждения, а от имени принимающей стороны — КУМИ.
При отсутствии согласия КУМИ оформляются:
- акт инвентаризации жилых помещений;
- приказ руководителя МУП о снятии жилых помещений с баланса в связи с необходимостью приведения имущественных отношений по владению муниципальными жилыми помещениями в соответствие с нормами жилищного законодательства;
- акт приема-передачи объектов основных средств ОС-1, подписанный от имени передающей стороны руководителем и специалистами предприятия.
О возможности сохранения на балансах государственных и муниципальных предприятий (учреждений) жилых помещений
Жилищный кодекс РФ не исключает закрепления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями или учреждениями жилых помещений в тех случаях, когда такие помещения предоставляются в наем работникам соответствующих организаций. Однако такое закрепление жилых помещений за ГУП, МУП, ГУ, МУ, казенным предприятием (КП) возможно только по специализированным жилым помещениям: служебным и в общежитиях (п. 2 ст. 102 ЖК РФ).
Обращаем внимание на то, что передача служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях на право хозяйственного ведения или оперативного управления организациям не является обязательной. Такие жилые помещения могут учитываться в едином порядке со всеми другими государственными и муниципальными жилыми помещениями в соответствующей казне. При этом различными будут условия предоставления соответствующих жилых помещений в пользование работникам организаций:
- если жилые помещения переданы в хозяйственное ведение (оперативное управление) организациям,
то наймодателем в соответствующих договорах найма с работниками организаций являютсясамиорганизации, которые будут не только распоряжаться такими жилыми помещениями в целях их заселения, но и нести расходы по содержанию и ремонту жилых помещений в размере обязательств собственника таких помещений (определять размер платежей для работников — нанимателей помещений; нести расходы по капитальному ремонту общего имущества; оплачивать услуги в случае незаселения помещений); - если жилые помещения не передаются их собственниками в хозяйственное ведение (оперативное управление) организациям, то наймодателем в соответствующих договорах найма с работниками организаций является орган, уполномоченный исполнять функции собственника помещений. При этом порядок представления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях работникам государственных (муниципальных) организаций должен исходить из нормативного правового акта органа власти. В таком случае соответствующий орган будет определять размер платы за услуги для нанимателей, нести расходы по капитальному ремонту общего имущества и оплачивать услуги в случае незаселения помещений. Аналогично решаются вопросы и пожилым помещениям коммерческого использования. Однако еще раз обращаем внимание, что жилые помещения социального использования не закрепляются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными организациями, поскольку в соответствии с условиями Жилищного кодекса РФ наймодателями таких помещений могут выступать только органы государственной власти, ОМС или управомоченные ими лица, выступающие от имени таких органов.
Для наглядности приведем схематично информацию об основаниях и порядке учета жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Наймодатель | Наниматель | Передача жилых помещений во владение юридическим лицам | Балансовый учет |
Учет жилых помещений социального использования и специализированных в домах маневренного фонда, системы соцобслуживания, в домах для социальной защиты отдельных категорий граждан и для временного поселения | |||
Орган власти Российской Федерации, субъект РФ, ОМС, управомоченное ими лицо, выступающее отимени органавласти | Граждане малоимущие и отдельных категорий, определенных в порядке, установленном федеральным законом, законом субъекта РФ | Не передаются | В государственной или муниципальной казне (п. Зет. 215 ГК РФ) |
Учет специализированных жилых помещений: служебное жилье, жилье в общежитиях | |||
Орган власти Российской Федерации, субъект РФ, ОМС или управомоченное ими лицо, выступающее отимени органавласти | Гражданин, отвечающий критериям, установленным ЖК РФ | Не передаются | В государственной или муниципальной казне (п. Зет. 215 ГК РФ) |
ГУП, МУП | Граждане, состоящие с ГУП, МУП в трудовых отношениях | Могут быть переданы в хозяйственное ведение | В балансе ГУП, МУП (ст. 294 ГК РФ) |
ГУ, МУ, КП | Граждане, состоящие с ГУ, МУ, КП в трудовых отношениях | Могут быть переданы в оперативное управление | В балансе ГУ, МУ, КП (ст. 296, 297 ГК РФ) |
Учет жилых помещений коммерческого использования | |||
Орган власти Российской Федерации, субъект РФ, ОМС или управомоченное ими лицо, выступающее от имени органа власти | Граждане, определяемые по решению наймодателя | Не передаются | В государственной или муниципальной казне (п. Зет. 215 ГК РФ) |
ГУП, МУП, ГУ, М1У, КП | Граждане, определяемые по решению организации | Могут передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление | В балансе ГУП, МУП, ГУ, МУ, КП (ст. 294, 296, 297 ГК РФ) |
Иная организация | Граждане, определяемые по решению организации | По договору аренды | В государственной или муниципальной казне (п. Зет. 215 ГК РФ) |
Порядок учета государственного и муниципального жилищного фонда в соответствующей казне
В соответствии со ст. 215 ГК РФ в государственную или муниципальную казну передаются жилые помещения в жилых домах, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Минфин России в своем ответе от 06.02.06 № 02-14-10а/239 (см. приложение) разъяснил, что имущество казны должно учитываться в балансах органов, осуществляющих управление государственным или муниципальным имуществом. Относительно того, что такой порядок учета имущества не соответствует закону о бухгалтерском учете, устно было дано объяснение о предполагаемом изменении в данной части соответствующего положения закона.
Таким образом, позиция Минфина России по указанному вопросу выражена, и те органы власти, которые будут ей следовать, должны принять решение об обязании органов по управлению государственным или муниципальным имуществом осуществлять балансовый учет объектов, составляющих государственную или муниципальную казну в установленном Минфином России порядке бюджетного учета соответствующих активов.
Порядок определения балансовой стоимости муниципального (государственного) жилищного фонда
Под жилищным фондом, подлежащим балансовому учету в казне, понимаются жилые помещения.
Если в отдельном многоквартирном доме часть жилых помещений находится в муниципальной собственности, а часть — в собственности иных лиц (физических или юридических), то балансовая стоимость муниципальных жилых помещений определяется из расчета:
С ж.п. муниц = | С бал. дома S ж.п. общ. + S н.п | x S ж.п. муниц |
где С — балансовая стоимость многоквартирного дома;
S ж.п. общ., S ж.п. муниц — площадь всех жилых помещений в многоквартирном доме (общая), в т. ч. муниципальных;
S н.п. — площадь нежилых помещений, принадлежащих отдельным собственникам.
До передачи муниципальных жилых помещений в муниципальную казну в отдельных муниципальных образованиях сложилась практика, при которой балансовая стоимость отдельного многоквартирного дома была разделена пообъектно по разным предприятиям. Это происходило в тех случаях, когда органами местного самоуправления принимались решения о передаче отдельных объектов из состава дома на баланс разным предприятиям. Таким образом передавались внутридомовые инженерные системы для предоставления коммунальных услуг, лифты, газовые и электрические плиты.
Такое разделение объектов было ошибочным. Ни внутридомовое оборудование, ни лифты, ни плиты, ни иное имущество, предназначенное для обеспечения нормальной эксплуатации многоквартирного дома, не могло выделяться из состава дома, поскольку является составной частью конкретного дома и не может существовать отдельно от него. Это следует из определения, данного в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утв. постановлением Гос-стандарта России от 26.12.94 № 359, в ред. постановления Госстандарта России от 14.04.98 № 1/98, согласно которому жилое здание представляет собой единый неделимый объект основных средств, в состав которого «входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты».
Поскольку объекты, расположенные внутри дома, не могут существовать отдельно от жилых домов, в которых они установлены, необходимо исправить допущенную ранее ошибку.
Если операции по поступлению объектов в хозяйственное ведение МУП в бухгалтерском учете были отражены записями:
Д 01 К 75; Д 75 К 84,
то предприятиям следует сделать обратные записи:
Д 75 К 01; Д 84 К 75
и проинформировать КУМИ о снятии объектов с баланса.
В большинстве случаев КУМИ администраций принимают решение о передаче ранее переданных объектов на баланс МУП, которое имело многоквартирные дома на праве хозяйственного ведения. Однако МУП, передавшее жилищный фонд в казну, вправе только ввести стоимость ранее исключенных объектов в стоимость жилых домов и учитывать их за балансом.Так как в технической документации жилых зданий указываются все объекты, а муниципальный жилищный фонд не закреплен за МУП на праве хозяйственного ведения, т. е. находится в казне, то передача объектов как части оборудования жилого дома на баланс МУП невозможна. В противном случае снова повторится ранее допущенная ошибка — передача части неделимого имущества на баланс МУП. Поэтому ОМС в лице КУМИ на основании данных передачи объектов жилых зданий от их балансодержателей — МУП, а также данных о приватизированных жилых помещениях (с учетом долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме) должен внести соответствующие корректировки в бюджетный учет муниципального жилищного фонда (учет казны).
Порядок изъятия муниципального жилищного фонда из хозяйственного ведения
В целях приведения отношений по обслуживанию жилищного фонда в соответствие с нормами действующего законодательства и организации его правомерного учета рекомендуем МУП, которые не сняли с баланса жилищный фонд, повторно обратиться в ОМС для решения вопроса об изъятии муниципального жилищного фонда из хозяйственного ведения предприятия и передаче его в казну.
При отказе ОМС принять в казну муниципальный жилищный фонд МУП должно отказаться от права хозяйственного ведения на него, оформив односторонний акт передачи муниципальных жилых помещений в КУМИ. Если МУП не осуществит указанной передачи, то, имея на балансе жилищный фонд, оно будет являться плательщиком налога на имущество муниципального жилищного фонда. При этом расходы по уплате налога на имущество могут быть покрыты только за счет прибыли предприятия, поскольку такие расходы в составе платы за содержание и ремонт жилья не могут быть признаны обоснованными. Кроме того, процедура выбора управляющей организации собственниками жилых помещений не предполагает обязательного сохранения статуса управляющей за той организацией, которая учитывает жилые помещения на своем балансе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПИСЬМО
Минфина России от 06.02.06
№02-14-1 Оа/239
Департамент бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо от 13 декабря 2005 года № 33 и сообщает.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 214) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Так как согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 года № 70н, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, имущество казны следует учитывать на балансах органов, осуществляющих управление государственным, муниципальным имуществом на соответствующих счетах Плана счетов бюджетного учета в порядке, установленном для бюджетного учета указанных нефинансовых и финансовых активов.
В случае когда за органами государственной власти или органами местного самоуправления право муниципальной или государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, их учет следует производить на соответствующих счетах аналитического учета счета 010601000 «Вложения в нефинансовые активы».
Заместитель директора
Департамента бюджетной политики
Другие материалы на эту тему:
С 1 января 2017 года, в связи с изменениями жилищного законодательства, в том числе Правил № 354, в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, а исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, изменилась структура платы за коммунальные услуги: для потребителей коммунальных услуг в таких многоквартирных домах исключена плата за коммунальные услуги, потребленные на ОДН. Одновременно Правила № 124 устанавливают порядок, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, осуществляет продажу коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирные дома, по двум видам договоров ресурсоснабжения:
̶ заключаемому с собственниками помещений в многоквартирном доме, содержащем условия предоставления коммунальных услуг (пп. «в» п.9 и пп. «г», «д», «е» п.17 Правил № 354);
̶ заключаемому с управляющей организацией на продажу коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.1, п 2, п.21.1 Правил № 124)
В ряде регионов РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая органы государственного жилищного надзора, запретили лицам, управляющим многоквартирными домами, включить в плату за содержание жилого помещения расходы на холодную и горячую воду, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения при выставлении платежных документов за январь 2017 г. для случаев отсутствия в многоквартирном доме водоразборных устройств в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирное доме.
Считаем, что такие решения контрольных (надзорных) органов не соответствуют новым нормам жилищного законодательства, вступивших в силу с 1 января 2017 года.
Надеемся, что приведенное нами разъяснение позволит управляющим организациям, товариществам, кооперативам принять правильные решения и довыставить за январь 2017 г. плату за содержание жилого помещения с учетом новых правил её определения в целях исключения необоснованных убытков
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ