- Собственник лифта жилого дома
- Вопрос № 1. Кто является владельцем лифтов?
- Вопрос № 2. Каким образом на основании ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) должна осуществляться эксплуатация лифтов Владельцами?
- Вопрос № 3. Может ли ремонтная по лифтам организация взять на себя всю полноту ответственности за организацию эксплуатации лифта?
- Вопрос № 4. Кто должен оплачивать услуги за техническое обслуживание лифта, капитальный ремонт и сколько это стоит?
- Вопрос № 5. Включены ли затраты по периодическому техническому освидетельствованию лифтов; диагностическому обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы в тариф на техническое обслуживание лифтов? Сколько это стоит?
- Вопрос № 6. Какие организации имеют право проводить периодическое техническое освидетельствование лифтов, диагностические обследования лифтов, отработавших нормативный срок службы? Что может произойти, если вовремя не провести периодическое техническое освидетельствование или диагностику?
- Вопрос № 7. В подъезде установлено 2 лифта, как в этом случае жители должны оплачивать услуги по техническому обслуживанию лифтов?
- Вопрос № 8. Я житель крайнего этажа, у меня в квартире постоянно досаждает шум от работы лифта. Объясните, кто за это должен отвечать, ремонтные по лифтам организации?
- Собственник лифта жилого дома
Собственник лифта жилого дома
Отвечает генеральный директор экспертной организации по лифтам ООО«Инжсервис», эксперт системы экспертизы промышленной безопасности Сергей Владимирович Метцгер.
Вопрос № 1. Кто является владельцем лифтов?
Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос более полно разберемся, кто является собственником лифтов? Согласно ст. 36 п. 1 (Жилищный кодекс Российской Федерации) собственником лифтов являются собственники помещений в многоквартирном доме, согласно общей долевой собственности помещения в данном доме. Владельцем же лифтов исходя из вышесказанного и на основании п.12.1. ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) является сам собственник здания, либо его представитель (Управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, иной специализированный потребительский кооператив).
Вопрос № 2. Каким образом на основании ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) должна осуществляться эксплуатация лифтов Владельцами?
Владелец лифта обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Рассмотрим понятие «эксплуатация лифта». Эксплуатация лифта включает в себя:
- а) транспортирование;
- б) хранение;
- в) использование по назначению;
- г) планово-предупредительные ремонты.
Обратимся к п.12.2.2. ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) и увидим, что система планово-предупредительных ремонтов включает в себя:
- а) систему технического обслуживания, состоящую из периодических осмотров, текущих ремонтов, аварийно-технического обслуживания.
- б) систему восстановления ресурса лифта, состоящую из капитального ремонта (замены оборудования); модернизации при эксплуатации.
Итак, согласно вышеизложенному можно выделить 3 основных обязанности Владельца при эксплуатации лифтов:
- 1) использование по назначению, хранение лифта;
- 2) контроль за содержанием лифта в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию.
- 3) осуществление системы планово-предупредительных ремонтов лифта.
Вопрос № 3. Может ли ремонтная по лифтам организация взять на себя всю полноту ответственности за организацию эксплуатации лифта?
Ответ: Нет, так как не является и согласно статьи 161 Жилищного кодекса РФ не может являться Владельцем (представителем Собственников) лифтов.
Вопрос № 4. Кто должен оплачивать услуги за техническое обслуживание лифта, капитальный ремонт и сколько это стоит?
Ответ: Для того чтобы ответить на этот очень важный вопрос, для начала необходимо расшифровать, что входит в систему технического обслуживания лифта и в систему восстановления ресурса лифта (работы капитального характера).
Обратимся к п. 12.2.2. ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) и попробуем перевести язык нормативного документа на понятные нам обывателям термины. Для простоты восприятия сделаем это постатейно:
I. Система технического обслуживания состоит из:
- а) периодических осмотров – т.е. осмотров имеющих постоянный, периодический характер. Например: ТО-1, ТО-2, ТО-3, ежегодный ремонт, периодическое техническое освидетельствование, ежесменные осмотры лифтерами.
- б) текущих ремонтов – т.е. ремонтов, поддерживающих узлы и механизмы лифта в исправном состоянии в порядке текущего использования лифта по его назначению. Например: замена выключателей безопасности, контакторов, реле, электрических выключателей, этажных переключателей, предохранителей и т.п.
- в) аварийно-техническое обслуживание – работы по освобождению пассажиров из остановившихся лифтов и пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.
II. Система восстановления ресурса лифта состоит из:
- а) капитальных ремонтов (замена оборудования) – т.е. ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
- Например: замена шкивов, канатов, редуктора лебедки, электродвигателя, ремонт купе кабины, установка дополнительных устройств, приборов, замена створок дверей лифта, пружинных и балансирных подвесок кабины (перечень согласно п.3.6.3. Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов).
- б) модернизация при эксплуатации – это обновление, усовершенствование узлов и деталей, обеспечивающее их новый качественный технический уровень и восстанавливающее полный или частичный срок службы лифта.
Исходя из вышесказанного следует, что система планово-предупредительных ремонтов состоит из двух систем! Теперь разберемся, кто должен платить за планово-предупредительные ремонты, и как обстоят дела с оплатой сейчас? Согласно статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме должны оплачивать работы по текущему и капитальному ремонту общего имущества, тем самым на «жителя» ложится бремя платы не только за текущий ремонт (технического обслуживания лифта), но и за капитальный ремонт (восстановление ресурса лифта).
На сегодняшний день в тариф за содержание и ремонт лифтов, утвержденный городским советом депутатов г. Красноярска (Решение № В – 268 от 26.12.2006г.) составляет 2,63 коп. за один кв.м. жилого помещения, включены затраты только текущего характера, а именно работы за «систему технического обслуживания лифта». Из этого следует, что работы капитального характера на лифтах должны оплачиваться собственниками жилых помещений дополнительно.
Вопрос № 5. Включены ли затраты по периодическому техническому освидетельствованию лифтов; диагностическому обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы в тариф на техническое обслуживание лифтов? Сколько это стоит?
Ответ. Периодическое техническое освидетельствование проводится на основании п. 11.5. ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов). Периодическое техническое освидетельствование относится к периодическим осмотрам лифтов и тем самым является составной частью системы технического обслуживания лифта и соответственно включено в тариф 2,63 руб. кв.м.
Работы по диагностическому обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы не имеют периодический характер, проводятся только по истечении назначенного срока службы (согласно ГОСТ 22011-95 «Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия» он составляет 25 лет), данный вид работ является разовым и не запланированным, аналогично работам по восстановлению ресурса лифта. Из этого следует, что работы по диагностическому обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы не включены в затраты не техническое обслуживание лифтов.
Сколько эти работы стоят? На сегодняшний день цена на периодическое техническое освидетельствование одобрена независимой финансовой аудиторской компанией, была включена при расчете тарифа на техническое обслуживание лифта 2,63 руб. кв.м. и составляет 2383 руб. 26 коп. за один лифт на 9 остановок в год, что в переводе на один месяц составляет 198 руб. 60 коп. Но подчеркну, что работа по периодическому техническому освидетельствованию лифта делается один раз в год.
Цена за диагностическое обследование согласно расчетам на основании нормативных документов составляет около 11 000 руб. за один лифт на 9 остановок.
Вопрос № 6. Какие организации имеют право проводить периодическое техническое освидетельствование лифтов, диагностические обследования лифтов, отработавших нормативный срок службы? Что может произойти, если вовремя не провести периодическое техническое освидетельствование или диагностику?
Ответ: Проведение вышеуказанных работ осуществляется экспертными организациями, имеющими лицензию органов Ростехнадзора на право проведение таких работ. Кроме того, данные предприятия должны иметь аккредитацию в системе НТЦ «Промбезопасность» и сертификат соответствия НА СРО «РУСЬЭКСПЕРТЛИФТ» как экспертная организация по лифтам.
На основании п.12. ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) лифты не прошедшие периодическое техническое освидетельствование и/или диагностическое обследование, должны быть выведены Владельцем (эксплуатирующей организацией) лифтов из эксплуатации. В противном случае лифты выводятся из эксплуатации органами Ростехнадзора с последующей передачей материалов в суд.
Если же на этот вопрос взглянуть с другой стороны, то при эксплуатации лифтов не прошедших периодическое техническое освидетельствование и/или диагностическое обследование при возникновении инцидента, аварии в результате разрушения металлоконструкций лифта или несчастного случая с пользователями лифта вся ответственность, в том числе и уголовная, ляжет на владельца лифта (эксплуатирующую организацию).
Вопрос № 7. В подъезде установлено 2 лифта, как в этом случае жители должны оплачивать услуги по техническому обслуживанию лифтов?
Ответ: Согласно постановлению Горсовета (Решение № В – 268 от 26.12.2006г.) тариф в размере 2,63 руб. кв.м. берется за лифт, т.е. за один лифт! В данном подъезде жители должны оплачивать двойной тариф – 5,26 руб. кв.м. Работы же по восстановлению ресурса лифта оплачиваются отдельно.
Вопрос № 8. Я житель крайнего этажа, у меня в квартире постоянно досаждает шум от работы лифта. Объясните, кто за это должен отвечать, ремонтные по лифтам организации?
Ответ: Есть такая проблема, но взваливать всю вину на лифтовиков я бы не стал. Почему? Дело в том, что согласно ГОСТ 22011-95 (Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия) шум от работы должен находиться в жестких нормах и измеряется этот шум в машинном помещении лифта и в кабине лифта, но не в квартире.
Если показатели шума от лифта в машинном помещении и кабине укладываются в нормативы (ГОСТ 22011-95 «Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия»), то вина за повышенный шум от лифта перекладывается на строителей. В данном случае, скорее всего причиной шума могли стать тонкие стены или ошибки в проектировании.
Собственник лифта жилого дома
Лифт является общим имуществом многоквартирного дома (далее-МКД). Соответственно, любая его поломка – головная боль управляющего МКД.
Следует отметить, что среди «изобилия» общего имущества, лифт является важным помощником в жизнедеятельности жителей дома и сроки с последствиями его неисправности жёстко регламентированы действующим законодательством РФ.
В соответствии с п.4.4.5 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-042004 (утв. Госстроем РФ) для технического обслуживания, капитального ремонта и модернизации лифтов организация, обслуживающая жилищный фонд может привлекать специализированную организацию по лифтам, располагающую техническими средствами и квалифицированными специалистами.
На основании п.16 Приложения № 7 Правил № 170 (Постановление Госстроя от 27 сентября 2003 года) в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, входит з амена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами.
Таким образом, в настоящее время управляющие организации (далее по тексту -УО) заключают договора со специализированными организациями, однако многие УО при поломке пассажирских (грузовых) лифтов не находят верный алгоритм действий в случае такой «беды».
Так что всё-таки делать УО, если лифт стал небезопасным для перевозки граждан либо просто стал неисправен, а, также в случае отсутствия у управляющего денежных средств на его срочный ремонт?
Прежде советуем обратить внимание на пункты договора со специализированной организацией по обслуживанию лифтов, где обычно указаны сроки замены деталей. Следует учесть, что такие организации имеют некий «ремонтный запас» в размере 2-3 процентов (к примеру, на ремонт 3 лифтов из 100).
Учитывая вышеизложенное, имея на руках совместный акт со специалистами лифтовой организации, следует направить письменное обращение в лифтовую организацию с целью устранения неполадки.
Работами, необходимыми для устранения неисправности лифта, может являться как замена (к примеру) подшипника редуктора, требующего минимальных затрат, так и полная замена самого редуктора, вышедшего из строя. Таким образом, существует вероятность наладки вышедшего оборудования специализированной организацией, с которой всё-таки не случайно у управляющих МКД заключен специализированный договор.
В случае получения отрицательного ответа об устранении неисправности от лифтовой организации (вероятней всего, по причине необходимости вложения значительных средств на ремонт), на его основании после его получения можно провести общее собрание собственников помещений МКД о финансировании замены части лифта, вышедшего из строя. В данном случае на УО работает статья 210 ГК РФ (собственник обязан содержать своё имущество).
В расходах на содержание лифтового оборудования участвуют все собственники независимо от расположения их помещений в доме, т.к. данные расходы не являются расходами за пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов (Письмо Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 № 6177-АД/14, определение ВС РФ от 20.04.2016 года № 117-АПГ16-2).
На основании Определения Конституционного суда РФ от 22 декабря 2015 года № 3026-О:
«…Часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системной связи с другими нормами данного Кодекса, в том числе с частью первой его статьи 39, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, и с частью первой его статьи 156, согласно которой плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также с учетом специфики договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 162), направлена на поддержание указанного имущества в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривает определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации, основанных, в соответствии с требованиями пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491), на оценке характеристик данного дома (состава, конструктивных особенностей, степени физического износа, технического состояния, геодезических, природно-климатических условий расположения и т.д.).
Таким образом, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает возложение на управляющую организацию бремени содержания чужого имущества и, исходя из фактических обстоятельств дела ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство», которыми не подтверждается возникновение у заявителя убытков вследствие недофинансирования собственниками помещений в многоквартирном доме деятельности по содержанию принадлежащего им имущества, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя в указанном им аспекте».
Вышеперечисленные советы могут помочь УО лишь в случае оперативных действий и отсутствии:
а) дела об административном правонарушении;
б) предписания контролирующего органа.
В случае длительного времени неисправности лифта у УО существуют следующие риски.
Пункт 3 Правил содержания лифтов (утв. постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743) прямо указывает на управляющую организацию как на «владельца объекта», то есть лифта, и именно его обязывает к ряду необходимых мер. Аналогичные положения содержатся в п.5.10.2 Правил технической эксплуатации жилья (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170): управляющая организация — это эксплуатирующая организация. И хотя определенную часть соответствующих «лифтовых» работ может выполнять только специализированная организация, ( п.5.10.1 Правил технической эксплуатации жилья), однако именно управляющая организацияотвечает за соответствие лифтового оборудования требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», и именно она будет наказана, если в работе лифтов обнаружатся неисправности ( постановления ВС РФ от 27.03.2018 № 25-АД18-2, Одиннадцатого ААС от 22.03.2019 года № 11АП-1050/1, Шестого ААС от 29.08.2017 года № 06АП-3992/17, Девятого ААС от 29.08.2016 года № 09АП-36508/16). Если ранее управляющая организация в подобной ситуации привлекалась по ст.14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов), то с 06 марта 2019 года ответственность может наступать по ст.9.1.1 КоАП РФ (Нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов; за простое нарушение требований — штраф до 40 тыс. руб, а за нарушение с угрозой жизни и здоровью — штраф до 350 тысяч рублей или приостановление деятельности).
Пример судебной практики:
Решением Звенигородского городского суда Московской области от 20 февраля 2017 г. по делу № 12-27/2017 управляющая организация привлечена к административной ответственности за остановку работы пассажирского лифта. Суд посчитал, что у управляющей организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ей не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следует отметить, что пунктом 6 Правил от 13.08.2006 года № 491 определены случаи снижения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений. К таким отнесено оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В данном случае у УО может возникнуть обязанность по производству перерасчета.
Данный факт также подтверждает судебная практика:
Поскольку в состав платы за содержание и ремонт общего имущества входит, в том числе плата за содержание лифта, указанная плата подлежит перерасчету. (Решение Арбитражного суда Костромской области от 11 апреля 2016 г. по делу № А31-981/2016).
Статью о перерасчете за простой лифтов можно прочесть здесь .
Учитывая вышеизложенное, доверительные отношения со специализированной организацией могут помочь УО в оперативном ремонте части устройства лифта.
Если у УО есть возможность в кратчайшие сроки провести общее собрание собственников помещений в МКД, в котором сломался лифт, по вопросу финансирования наладки лифта. В случае решения собственников об отказе в финансировании замены части лифта для его ремонта (отсутствие кворума), УО необходимо будет самостоятельно устранить неполадки, а затем выходить с иском в суд к собственникам помещений МКД о взыскании данных расходов управляющей организации на следующем основании:
В «проблемных» домах, изобилующих жалобами собственников их помещений ремонт необходимо сделать как можно быстрее. Не следует забывать, что ремонт неработающих лифтов в многоквартирных домах должен быть произведён в течение 24 часов.
Лишь отсутствие в населенном пункте необходимой детали, официальные документы о сроках её доставки, ответ специализированной (лифтовой) организации о дорогостоящем ремонте, наличие второго лифта в доме (как возможность осуществления транспортировки грузов и людей) могут «смягчить» наказание УО за несвоевременный ремонт лифта.
Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на закрытый раздел форума. Вся необходимая информация тут .
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.