Социальный проект «Дом, в котором мы жтвем»
Содержимое публикации
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 466» городского округа Самара
443004 г. Самара, Фасадная, 13 «А»
тел. 330-38-20, detsckiysad.466@yandex.ru
«Дом, в котором мы живем»
для детей 2 младшей группы
Участники: воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители
Руководители: Романова Марина Владимировна
Бугаева Людмила Васильевна
Проект «Дом, в котором мы живем»
Россия, Самарская область, г. Самара
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №466» г.о. Самара
Бугаева Людмила Васильевна
Романова Марина Владимировна
Электронная почта: Rokwool @mail.ru
Актуальность: Мы живем в такое время, когда очень быстро строятся города, возводятся новые современные дома. Но по-прежнему самым главном в доме остается тепло. Только мало, кто задумывается, что наше тепло в доме зачастую вредит окружающей среде и влечет за собой климатическую катастрофу. Несмотря на утверждения ученых о том, что сжигание ископаемого топлива наносит серьезнейший вред нашей планете, промышленность не стремиться переходить на чистые источники энергии.
Конечно, дошкольники далеки от таких глобальных проблем. Но в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. А начальным звеном экологического воспитания является дошкольное учреждение. Именно в этом возрасте мы должны донести до маленького жителя Земли, что он в ответе за чистую планету. Ведь именно от нас, людей, будет зависеть, в каком мире мы будем жить дальше.
Мы попытались с детьми 2 младшей группы рассмотреть эту экологическую проблему на элементарном уровне. Дети пришли к выводу, что чистый источник энергии — это Солнце. Мы рассмотрели батареи, которые работают от солнца. Исходя из полученных знаний мы попробовали создать макет «Район будущего», фасады домов которого оснащены солнечными батареями. А значит источником для тепла и энергии в домах будет солнце, что позволит избежать вредоносных выбросов в атмосферу.
Цель проекта: формирование социальной сознательности у дошкольников по отношению к родному дому, району и городу.
формировать первичные представления о малой родине;
создать условия для ознакомления детей с родным городом, его улицами;
создать позитивный и эмоциональный настрой для совместного творчества родителей, детей и педагогов;
познакомить детей с понятием «тепло» в доме и откуда оно берется;
познакомить детей на элементарном уровне с понятием «солнечная батарея»;
развивать у детей любознательность, творческие способности, познавательную и исследовательскую активности, коммуникативные навыки и информационную компетентность;
учить детей анализировать полученную информацию в ходе проекта и делать выводы;
воспитывать начала экологической культуры.
Вид проекта: практико-ориентированный, социальный.
Продолжительность проекта: 3-4 месяца
Социальная значимость: личным примером показать, как сохранить планету от гибели, взаимодействуя вместе с родителями и воспитателями группы.
Участники проекта: Дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Руководители проекта: Романова М. В., Бугаева Л. В. – воспитатели 2 младшей группы
Воспитанниками закреплены представления о малой родине.
Воспитанниками закреплены знания о домашнем адресе.
Родители заинтересовались нашей деятельностью и помогли в осуществлении этапов проектной деятельности.
Мы довели до сознания родителей необходимость воспитания у детей любви к малой родине.
Создали совместно с родителями макет «Район будущего».
— анализ источников информации;
— анализ и обобщение полученных данных;
Программно-методическое обеспечение реализации проекта:
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. — М.: ЦГЛ, 2004. — 112 с.
Дыбина О. В., Рахманова Н.П, Щетинина В.В. Неизведанное рядом Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий Центр “Сфера”, Москва 2013, с. 192.
Дыбина О. В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников Творческий Центр “Сфера”, Москва 2013, с. 160.
Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В.: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Развитие речи детей 3—5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О.С.
Подбор материала для занятий, бесед и обсуждений по теме с детьми; пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта; подбор наглядного и демонстрационного материала, художественной литературы; поиск подходящих по теме видео зарисовок и презентаций; создание картотек подвижных и дидактических игр; создание картотеки загадок по теме проекта; подбор рекомендаций и консультаций для родителей.
Работа с детьми
Работа с родителями
Толчок к беседе: воспитатель рассматривает фото домов, свои фотографии около дома.
Спросить детей, а есть ли у них фотографии, где они одни или с родителями около своего дома.
Д/и «Кто где живет?»
Беседа с детьми «Мой дом»:
— Для чего нужен дом?
— Из чего сделан ваш дом?
— Какой ваш дом? (большой, маленький, высокий…)
-Сколько этажей в вашем доме?
— Есть ли в нем лифт, балкон и т.д.?
Обратить внимание детей на то, что все дома имеют свой номер, квартира имеет свой номер, и все дома находятся на разных улицах, которые имеют определенное название (вспомнить названия улиц своего района, закрепить свой домашний адрес).
Развитие речи «Расскажи о своем доме» используя фото из альбома, созданного совместно с родителями.
Подвижные игры «Найди свой домик», «Беги к своему дому».
Беседа «Моя семья»:
— С кем вы живете в этом доме? (папа, мама, бабушка, дедушка и т. Д.)
— Все эти люди члены вашей семьи, самые любимые и родные. Где они, там ваш дом!
— А давайте ласково назовем своих родных людей:
Д/И «Назови ласково» (мама-мамочка, папа-папочка и т.д.).
Рассматривание фото с изображением разных домов нашего района: многоэтажек, частных, двухэтажных домов и т. д. Назвать с детьми знакомые места — Детский сад на улице Фасадная, Бакинское кольцо, Медицинский городок, деревянная церковь, ДК Нефтяников и т. д. (обратить внимание детей на то, что все дома разные. Есть новые большие современные, красивые, а встречаются на наших улицах и старые, некрасивые дома.). Показать детям презентацию с красивыми современными домами. (Понравились ли вам такие дома? А есть ли в нашем районе такие?).
Но самое главное, что в любом доме должно быть тепло и светло. А откуда берется тепло в доме?
Рассказ воспитателя «Тепло в нашем доме».
Показать детям, что тепло не только нам приносит комфорт, но и загрязняет планету.
Вывести на ПРОБЛЕМУ: «Как мы можем сделать так, чтобы в нашем общем доме было красиво, уютно и безопасно?».
8. Но что нам для этого нужно?
Вспомнить все, что мы знаем о домах.
Узнать какие раньше были дома.
Узнать, как строился наш район.
Выяснить, какие виды домов бывают, какие лучше для людей, как их строят.
Узнать, что главное в доме для комфортной жизни.
Откуда в домах нашего района берется тепло.
9. Нужно составить ПЛАН нашей деятельности.
СОСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМНОЙ ПАУТИНКИ.
Изготовление альбома с фотографиями и рассказами детей «Дом, в котором я живу».
Папка – передвижка для родителей «Знакомим ребенка с родным районом».
Беседа с родителями о необходимости заучивания с детьми домашних адресов.
Рассмотреть с детьми отопительные приборы дома.
Что мы знаем о домах?
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Рассматривание альбома «Сказочные дома».
«Кто, где живёт», «Найди и назови», «Части дома»
«Сложи картинку», «Найди пару»
Гномики и домики»; «Палочки Кюизенера» (По красной дорожке, по синей дорожке); «Кто в домике живет?», «Найди лишний домик».
Сюжетно – ролевые игры
«Оденем куклу на прогулку», «Куклы гуляют», «Магазин», «Больница», «Семья»,
Беседы «Из чего построен дом», «Кто построил дом»,
«Район – наш общий дом», «Что нужно делать, чтобы в городе было чисто?», «Любимые места в моем районе».
Формирование основ безопасности
Беседа «Опасности на улицах города»,
Рассматривание картинок и фото по теме «Безопасность на дороге».
«Хорошо у нас в детском саду» (Дыбина О. В.).
Ознакомление с окружающим
-Рассказ воспитателя с обсуждением
«Дома нашего района», «Улицы нашего района», «Завод нашего района»
— Беседа с показом иллюстрации:
— Беседы с просмотром презентации:
«Как строится дом?»
— НОД «Узкая и широкая, короткая и длинная дорожка к дому», «Большой – маленький».
— Д/И с использованием набора Фребеля на закрепление названия геометрических фигур «Домики»; «Выложи из счетных палочек дом», «Посчитаем до 3-х», работа с набором «логические блоки Дьенеша».
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Приобщение к искусству
— Рассматривание картин «Дома района», Достопримечательности города», «Старинные дома, терема», «Необычные дома».
— Рисование: «Огни в окнах домов».
— Работа с раскрасками «Домик».
— Рисование карандашами «Дорожка к дому» Лепка: «Забор около нашего дома», «Стульчики для трех медведей».
Конструирование из строительного материала
«Домик для зайчика» (Томик)
«Мебель для кукол» (Фребель)
«Старый район» — макет (Томик)
«Терем – теремок» (Томик)
«Многоэтажки для Пети и Наташки» (Лего Дупло)
Игры со строительным материалом по желанию. Например, строительство улицы города.
Коллективная аппликация «Улица Фасадная»
Деятельность по развитию речи
— Составление совместного рассказа воспитателя и детей по картинам «Улицы города», альбома «Дом в котором я живу», «Мащины на наших улицах».
— Пересказ сказок «Теремок», «Заюшкина избушка».
— Игра – инсценировка «У Матрешки новоселье» (Гербова В. В.).
— НОД Рассматривание картины и составление короткого рассказа «Мы играем в кубики» (Ушакова О. С.).
— НОД на развитие словаря и грамматики в правильном употребление предлоговв, на, около, за, перед, под.(Ушакова О. С.).
«На поляне дом стоит», «Это дом», «Домик для зайчат», «Строители», «Семья» и др.
Знакомство с художественной литературой
В.Орлова «Здравствуй, Родина моя!», М.Борисовой «Наш город», П. Воронько «Лучше нет родного края» и др.
— Чтение русских народных сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Как коза избушку построила» в обработке Булатовой.
— Чтение английской народной сказки «Три поросенка».
— Пословицы и поговорки, загадки по теме.
Рассматривание с детьми территорий возле близлежащих домов на прогулке.
Целевая прогулка по территории детского сада — рассматривание построек (обратить внимание на материал, из которого построены здания, на форму и цвет).
Рассмотреть с детьми материал, из которого строят здания: кирпич (глина), дерево.
Познакомиться со свойствами и качествами древесины и глины.
Закрепление понятий «прочный»-«непрочный» (провести эксперименты).
А какие предметы делают из дерева?
Д/И на развитие внимания «Найди предметы из дерева».
Опыт №1. Дерево горит.
-Из чего сделаны спички?
— Почему их нельзя брать детям?
Опыт 2. Дерево не прозрачное.
— 2 стакана (какие) деревянный и стеклянный. Положить в них шарики. В каком стакане виден шарик? (Вывод: дерево непрозрачное).
Опыт №3. Дерево не тонет.
Игра «Помоги переправить мишутку по воде» (2 лодки бумажная и деревянная).
Опыт №4. Дерево удерживает тепло.
Ложки деревянные и металлические прикладываются к одной и другой щеке. (Что вы почувствовали, где холоднее? Вывод: дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?).
А из чего еще можно изготовить дома?
Презентация «Необычные дома из стекла и зеркал».
! Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно.
Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.
Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы (дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристое).
Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.
Воспитатель предлагает детей слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит (стекло издаёт звонкий звук). Сравнивают простой бокал и хрустальный.
Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью (показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный).
Эксперимент. Сравнение дерева, кирпича и зеркала при нагреве на солнце (лучше прогревается зеркало).
Рассказ воспитателя детям о солнечных батареях (на элементарном уровни).
Показ презентации о солнечных батареях.
Просмотр мультфильма «Фиксики. Солнечная батарея».
Подвести детей к тому, что мы можем построить в нашем районе новые современные дома с солнечными батареями.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ «Реки ВРЕМЕНИ» нашего Куйбышевского района.
НОД «Путешествие в прошлое жилища» (Дыбина О. В.)
Оформление папок – передвижек для родителей по теме «Мой город», «Учите вместе с нами».
Изготовление альбома с фотографиями и рассказами детей «Дом, в котором я живу»
Консультация «История Куйбышевского района»
Совместное обсуждение целей и задач проекта.
Анкетирование родителей « Чем Вы можете нам помочь?».
Выставка совместных рисунков родителей и детей «Мой дом – мой район».
Подготовить рассказ совместно с детьми «Тепло в моем доме»
Изготовление совместно с детьми домов из бросового материала для макета.
Найти пословицы, поговорки, стихи, загадки о доме и семье.
Изготовить книжки-малышки по теме.
Прогуляться вместе с детьми по улицам района, рассмотреть дома, магазины, больницы и т.д. По желанию подготовить рассказ и рисунки.
Создание МАКЕТА «РАЙОН БУДУЩЕГО»
Презентация социального проекта «Дом, в котором я живу».