Старинные деревянные дома с балконами

Содержание
  1. Проекты дореволюционных домов и дач. Исторические проекты деревянных домов
  2. Вл. Стори. Январь 1914г
  3. Электронная библиотека публикации о музее-заповеднике «Кижи»
  4. Метки текста:
  5. Гришина И.Е. (г.Петрозаводск) Декоративный балкон в народном зодчестве Заонежья
  6. Литература
  7. Деревянные дома, усадьбы и поместья в Москве и др. регионах России, стр. 2
  8. тел: 8-903-899-98-51; 8-930-385-49-16 violettaru@gmail.com Деревянные дворцы, особняки и усадьбы прошлого. (продолжение. ) 6.Деревянный дом-изба артиста А.Ш. Пороховщикова в Староконюшенном переулке. В Староконюшенном переулке, 36, стоит необычный деревянный особнячок, дом из сруба в стиле русской избы, фамильный дом известного актера Александра Шалвовича Пороховщикова. Про этот мистический дом Ирина Пороховщикова – супруга известного актера, незадолго до своей трагедии сказала: «Этот дом забирает всех. Но вырваться из него не могу, меня сюда тянет!»… Этот особнячок хрестоматийный памятник деревянной архитектуры в стиле «русская изба» с уникальной пропильной резьбой. Деревянный дом получил премию на Всемирной выставке в Париже, как олицетворение русского стиля. Дом из сруба был построен в 1870-1872 годах бизнесменом и прадедом известного артиста Александром Александровичем Пороховщиковым по проекту архитекторов Д.В. Люшиным и А.Л.Гуном. Первым арендатором этого дома был известный электротехник В.Н.Чиколев, в котором он разместил организованное им «Агентство по продаже швейных машин» производства своей фабрики в Хамовниках. В «Агентстве» продавались первые швейные машины с электродвигателями Чиколева. Потом в этом доме располагалась редакция газет, а затем открывается библиотека, после этого обосновывается «Общество воспитательниц и учениц с бесплатной школой…». С конца 90-х годов XIX века дом отделывается под жилье для состоятельных граждан столицы. В годы СССР в этом доме находились различные общественные советские учреждения. В 1995 году деревянный дом на Староконюшенном был передан в долгосрочную аренду сроком на 49 лет актеру А.Ш.Пороховщикову, правнуку бизнесмена А.А.Пороховщикова и внуку его полного тезки А.А.Порховщикова, известного советского конструктора. Деда Пороховщикова увезли из этого дома на расстрел. По словам прислуги, которая жила в этом старом доме вместе с семьей Пороховщиковых, в нем обитали призраки. Девушки рассказывали, что им было тяжело в этом большом деревянном доме. В какой-то момент у обоих одновременно начались какие-то видения. «Мы ненароком решили, что сходим с ума, пока не поговорили с Александром Шалвовичем, — рассказывала одна из девушек по имени Марина. – Однажды я пошла воду наливать. Подхожу к ванной и вижу тень девочки. Я перепугалась, побежала к Пороховщикову, рассказала ему об увиденном. А он так спокойно: «Что ты, Марина, боишься?» — Да, здесь девочка летает…» Позже мне Катя (другая девушка из прислуги) рассказала, что не раз наблюдала тень девочки на диване. После этого я вообще не могла там спокойно спать. Сейчас с ужасом вспоминаю, как мы там оставались ночевать. Чувство страха не покидало нас ни на минуту. Если Катя оставалась там спать одна, то звонила мне в слезах: «Приезжай, не могу находиться одна в доме». Когда девушки рассказали о своих страхах молодой хозяйке, та подтвердила, что тоже чувствует чье-то присутствие. А однажды Ирина Пороховщикова сказала страшную фразу: «Этот дом отомстит нам, он ведь живой – всех забирает, кто здесь живет». В этом доме умерла ее мать. Ирина знала подробную историю этого дома, но не успела рассказать ее своим помощницам по хозяйству. Соседи рассказывали, что когда этот особняк-избу построил прадед известного артиста, вскоре после переезда в нем умерла от неизвестной болезни молодая жена хозяина. В старинном деревянном особняке было много комнат, в одной из них Ирина Пороховщикова воссоздала обстановку из детства, перевезла сюда вещи из старой квартиры, где она жила в детстве, в ней отмечала дни рождения и поминальные дни своих родителей. Эта комната у хозяйки называлась «мамина комната» и, по словам Ирины, эта была самая тихая и «нестрашная» комната. У супруги известного артиста была еще одна странность: на балконе Ирина сделала две так называемые «могилки» — одна мамина, а другая в память о погибшей собаке. В тарелочки Ирина насыпала землю с кладбища, рядом повесила могильные венки и фотографии, каждый день зажигала на балконе свечи. Помощницы по хозяйству предупреждали ее, что нежелательно это делать, это «плохая примета», а в ответ слышали от хозяйки, что «она не всегда может приехать на могилу к маме, а зимой не может посетить могилу Одена (собаки). Так ей спокойнее. Они всегда с ней»… В последние годы хозяин этого загадочного дома А.Ш.Пороховщиков мечтал открыть в нем культурный центр, музей Пороховщиковых в фамильном особняке, но не успел… Дом прекрасен и страшен одновременно. Чего не отнять у дома, так это богатой истории… Исторические деревянные усадьбы, особняки и поместья в разных регионах России. Помимо интересных, с захватывающей историей деревянных особняков и усадеб Московской области, существуют такие же деревянные владения с не менее интересной судьбой по всей территории нашей большой страны. Русская усадьба – это целое явление в жизни России XXVII – XIX веков. Почти каждая дворянская или помещичья усадьба – это музей в какой-то степени, поскольку в ее стенах столетиями накапливались исторические и художественные ценности: картины, гравюры, книги, мебель, фарфор, семейные архивы. В барских особняках собирались несметные богатства из собрания книг, рукописей, картин, мебели и оружия — настоящие «сельские третьяковские галереи и эрмитажи»… 1.«Кружевной дом» купцов Шастиных в Иркутске. Визитная карточка Иркутска – деревянный дом купцов Шастиных, строился в середине XIX века, известен еще как «кружевной дом». Как и многие деревянные дома Российской Империи того времени , этот деревянный дом тоже был выстроен в стиле русского барокко и богато украшен резными деревянными узорами. С постепенными внешними изменениями деревянной усадьбы менялся и ее деревянный орнамент, который становился все ярче и красивее. Нынешний вид усадьба приобрела в 1907 году, когда в домовладение вступил почетный гражданин города Иркутска, купец А.И.Шастин. Дом был восстановлен и реставрирован в наше время практически заново по архивным чертежам и старым фотографиям. Обильное декоративное украшение фасадов, сложные очертания кровли с башенками и фигурными деревянными столбиками выделяют этот двухэтажный деревянный особняк своей особой неповторимостью. По инициативе французской ассоциации сохранения мировых памятников, деревянный особняк был внесен в список мирового охраняемого наследия и при поддержке мэрии Иркутска спасен от сноса. В 1988 году на базе усадьбы, постановлением мэра города было создано муниципальное учреждение «Дом Европы». Теперь он так и называется, потому что был создан с целью развития и укрепления международных связей Иркутска и стран Европы. 2.Великолепные деревянные усадьбы и особняки Томска. Один из старейших городов Западной Сибири — Томск, основанный в начале XVII столетия по приказу Бориса Годунова, находящийся в окружении лесостепей, труднопроходимых лесов и болот, славится своим деревянным зодчеством, поскольку сохранил немало шедевров деревянного зодчества, историко-архитектурных памятников, относящихся к XXVIII – XX векам. Подлинной жемчужиной этого наследия считаются шедевры деревянного зодчества, украшающие старинные улочки и переулки Томска. Деревянное зодчество Томска – историческая ценность Российской Федерации. Большинству зданий здесь больше ста лет. По утверждению горожан, «ни в одном уголке мира нет таких масштабных сохранившихся памятников деревянного строительства», поскольку зона исторических уникальных построек имеет общую площадь более 10 кв.км. На ее территории расположено 1800 различных домов, из которых 200 являются памятниками русского деревянного зодчества. В архитектурной коллекции Томска можно встретить деревянные дома и купеческие усадьбы, выполненные в различных стилях: классицизм и барокко тут соседствуют с ярким модерном и русским «ориентальным» стилем. Миллионы туристов приезжают в Томск, чтобы своими глазами увидеть деревянные шедевры русской архитектуры. А) Деревянный особняк архитектора Хомича. Один деревянный дом в Томске особенно привлекает туристов, потому что, согласно преданиям, именно в таком доме жил волшебник Изумрудного города из книги писателя А.Волкова. Этот особняк находится на улице Белинского и принадлежал он раньше архитектору Хомичу. Эта двухэтажная деревянная усадьба установлена на фундамент из кирпича. Необычные очертания дому придают выступающие из переднего фасада граненые ризалиты, а пышность строения обусловлена крытыми верандами, балконами и переходными тамбурами. Фронтоны терема, поддерживаемые своеобразными декоративными колоннадами, имеют как классические треугольные очертания, так и дугообразные. Б) Деревянная усадьба архитектора Крячкова. Томский музей деревянного зодчества расположен в бывшей усадьбе архитектора А.Д.Крячкова. Это необычное трехэтажное деревянное здание само по себе является памятником архитектуры деревянного зодчества Томска, построенный в 1909 году в стиле модерн. Его конструкция была необычной для того времени, потому что правила пожарной безопасности категорически запрещали строительство деревянных зданий свыше двух этажей. Архитектору Крячкову в исключительном порядке было сделано разрешение, но с оговоркой использовать в доме чугунные печи. Так в Томске появился первый деревянный особняк, в котором была собственная отопительная система, туалетные комнаты и ванные, расположенные на первом и втором этаже. Сегодня в экспозиции томского музея можно полюбоваться образцами разных декоров, украшавших дома: наличниками, карнизами и пилястрами, фрагментами деревянных срубов, а также коллекцией каслинского печного литья, выполненного на заводах Демидова. В) Деревянный дом купца Голованова. Есть в Томске и знаменитое здание общества русско-немецкой дружбы или известный «Дом с шатром», похожий на сказочный терем и принадлежавший когда-то купцу Голованову. При усложненной композиции деревянных фасадов, в доме прослеживаются черты, характерные для русского деревянного зодчества. Этот необычайной красоты деревянный дом выполнен в небесно-голубых и белых цветах, а филигранное кружево резьбы гармонично сочетается с окружающим пейзажем, особенно зимой, когда белоснежную деревянную резьбу на карнизах затейливой можно спутать с инеем на деревьях. Г) Деревянный особняк детского врача Васильева. Привлекает внимание туристов деревянная усадьба, принадлежавшая раньше детскому врачу Васильеву. Кроме характерных для русского модерна архитектурных решений, этот деревянный особняк обладает свойственными норвежскому стилю чертами в виде украшений фронтонов и наличием круглого окна, а плоская резьба придает ему особый неповторимый вид. Состоятельные жители Томска соревновались между собой в изысканности постройки и отделки своих деревянных домов, вот почему в этом старинном городке Западной Сибири оказалось так много настоящих шедевров русского деревянного зодчества, из которых представлены далеко не все. Много различных деревянных усадеб и старинных особняков еще разбросано по матушке-России. Каждое из этих строений имеет свой уникальный образ, свою неповторимую архитектуру и интересную историю. Обо всех враз рассказать невозможно, давайте знакомиться хотя бы с некоторыми из них выборочно… 3.Музей-усадьба В.И.Сурикова в Красноярске. Среди высоких каменных многоэтажек, на одной из центральных улиц города-миллионника Красноярска, за невысоким деревянным забором находится небольшой островок земли, каким-то чудом сохранивший свой тихий провинциальный облик в бурном океане современности. На этом «островке» расположен деревянный особняк знаменитого художника Василия Ивановича Сурикова. Центром музея-усадьбы является двухэтажный деревянный дом, построенный в 1830 году еще дедом и отцом художника. Поместье Сурикова является типичной казачьей усадьбой XIX — начала XX веков, включающей в себя сам дом, флигель, хозяйственные постройки и огород. В 12 лет будущий художник уехал из дома, чтобы учиться художественному ремеслу в северной столице, где так и остался, работал всю оставшуюся жизнь в Петербурге и Москве. Мать художника до старости проживала в этом доме, самостоятельно содержала его до своей смерти в 1895г. В 1930-х годах дочери Сурикова передали дом-усадьбу в дар городу, а в 1948 году, в 100-летие В.И.Сурикова, был открыт дом-музей в честь его имени. В 1978 году в собственность Музея перешел флигель, построенный в начале 1900-х годов, затем были реконструированы баня и конюшня с двумя амбарами. Образ суриковской усадьбы был полностью восстановлен, после чего получил статус Музея-усадьбы. На первом этаже дома художника находятся жилые комнаты с сохраненной подлинной обстановкой: с мебелью, посудой, одеждой и предметами быта, а на втором этаже находится мастерская с экспозицией картин и личных вещей Сурикова. 4.Путевой дворец И.А. Арапова в г.Наровчат Пензенской области. Путевой дворец генерал-лейтенанта в городе Наровчат Пензенской области – красивый бревенчатый дом XIX века , богато украшенный пропильной резьбой. В нынешнее время этот дом-памятник деревянной архитектуры русского деревянного зодчества. В нем останавливались дети и внуки нашего знаменитого поэта А.С.Пушкина. А история этого удивительного дома-усадьбы такова… Владельцем Путевого дворца когда-то был кавалергард, генерал-лейтенант Иван Андреевич Арапов. Он состоял на службе в Совете Министров земледелия и Совете Главного управления коннозаводства России. Сельскохозяйственная экономия И.А.Арапова считалась образцовой в Пензенской губернии. В первой половине XIX века Араповым была построена эта богатая усадьба. Она включала в себя двухэтажный сруб дома с мезонином и четырехколонным портиком, 2 одноэтажных флигеля и хозяйственные постройки. Эта деревянная усадьба была построена с расчетом на то, что царь Николай I во время поездки по России заедет в Наровчат к генерал-лейтенанту Арапову. Но Николай I проехал мимо, не завернув в Наровчат, не одарив своим посещением гостеприимного генерала. Жена И.А.Арапова — Александра Петровна, дочь Н.Н. Пушкиной-Ланской от второго брака (вдовы А.С.Пушкина Натальи Гончаровой), поэтому дети и внуки знаменитого классика имели самое непосредственное отношение к приездам в Наровчат в целом и к дому Арапова в частности. На памятной табличке указано, что И.А.Арапов «немалыми личными средствами помог отстроить Наровчат» после все уничтожившего пожара 1890 года, а благодарные жители единогласно удостоили его звания Почетного гражданина города. 5.Деревянная усадьба Панское в Калужской области. Интересна история усадьбы Панское, что находится в Калужской области в 15 км от города Малоярославец. Главный дом этой усадьбы был окончательно построен в 1814 году и сохранился до наших дней. Этот деревянный двухэтажный особняк в стиле русского классицизма – типичное дворянское гнездо. Его вид вызывает в памяти произведения русских классиков Пушкина, Тургенева, Гончарова, Толстого. Лучшего места для киносъемок, например, поэмы «Евгений Онегин» не найти. История усадьбы Панское началась задолго до 1805 года, когда полковник Дмитрий Иванович Кудрявцев по завещанию получил во владение деревню в этой местности. В 1805-1806гг. Д.И.Кудрявцев участвует в заграничном походе русской армии. В Варшаве он нашел свою юную жену Софью Александровну. История их супружества была необычной. Софья росла сиротой в Варшаве под присмотром попечителей. Когда девочке Софье было 10 лет от роду, в 1794 году поляки восстали против русских. Через полгода русские войска подавили восстание и заняли Варшаву. В доме, где жила девочка, лежал раненый русский офицер, которого навещали друзья, среди которых был и Кудрявцев. Через 2 года, в 1796 году не смотря на то, что офицеру Дмитрию Ивановичу уже было 40 лет, а Софии Александровне 12, он сделал ей предложение и польская девочка — внебрачная дочь короля Станислава Августа Понятовского, приняла предложение руки и сердца взрослого мужчины. Приемные родители испытывали материальные трудности и не возражали против брака Кудрявцева и Софьи, так как тяготились финансовыми заботами о своей приемной дочери. После женитьбы Кудрявцев продолжал службу в Варшаве, потом на Волыни, а затем перевелся в Петербург. В конце концов, в 1810 году генерал выходит в отставку и уезжает к себе в поместье, где начинает строительство новой усадьбы. Поскольку молодая жена генерала была полькой, то и усадьба, и выросшая при ней деревня, стали называться Панское. Семья Кудрявцевых с детьми жили в усадьбе постоянно. Русские дворяне любили подражать европейской архитектурной моде, но перенимали не все, а только то, что нравилось. Лесов в округе было много, поэтому доступнее всего было строить усадьбы из дерева, в которых даже зимой при хорошо натопленных печах было сухо и комфортно, деревянный дом из сруба хорошо протапливался и удерживал тепло, его легче было строить из доступного стройматериала, который рос повсюду. Деревянная усадьба была собрана из бревен и обшита тесом. К центральной части дома был пристроен деревянный портик, состоящий из шести деревянных колонн. Противоположный фасад тоже имел шестиколонный портик и два ряда окон. Справа и слева к дому были пристроены флигели для входа и два полукруглых павильона. Генерал Кудрявцев умер в 1818 году. Жена его Софья скончалась в 1835 году. У них было 12 детей. Имение Панское унаследовал сын Кудрявцевых Александр. Дворянство Малоярославецкого уезда избрало его своим попечителем за особые заслуги в деле агрономии и промышленного производства. Уже при третьем поколении усадьба Кудрявцевых начала приходить в запустение. А после революции в особняке располагались разные общественные организации. Не смотря на оккупацию в 1941 году, война пощадила усадьбу. После оккупации в доме был летний пионерский лагерь, а с 1945 года – дом для сирот войны. В 1950-1957 гг. – санаторий для больных детей, затем санаторный детский дом для дошкольников. В 1991 году дом был расформирован и с тех пор усадьба Панское пустует и постепенно приходит в запустение. В Калужской области из памятников деревянного ампира сохранились только несколько домов в Калуге и особняк в усадьбе Панское. 6.Деревянная усадьба «Ампиала» в Приозерске Ленинградской области. Деревянная усадьба с башенкой – образец финского деревянного модерна, жемчужина небольшого городка под Питером. В середине XIX века поместьем в этих краях владел русский купец Васильев. После Васильева владельцами этих мест были еще несколько хозяев, сменяющих друг друга, пока хозяином усадьбы не стал Юхо Ампиала, чье финское имя носит и поныне этот необычный деревянный особняк с башенкой. Главное здание усадьбы было построено в 90-х годах XIX века, оно было двухэтажным: на нижнем этаже располагалось 5 комнат, кухня и прихожая, а верхнем 2 комнаты. Уже при Юхо Ампиала усадьба достраивалась: в 1903 году архитектор Харольд Неовиус пристроил к центральному зданию третий этаж с летними комнатами и обзорной башней. Отапливаемых комнат было 18, дачных павильонов 4, в них насчитывалось 24 комнаты с печками. Финский художник Юхо Ампиала был финским художником, к нему приезжали погостить известные финские писатели, художники и музыканты. Летом в его усадьбе проживало до 50-60 гостей. Усадьба «Ампиала» — замечательный образец северного модерна. Дом был взят под государственную охрану в 2001 году. Не так давно усадьба снова стала частной собственностью и новые хозяева открыли в ней гостиницу. 7.«Дом художников» в Рыбинске Ярославской области. Прекрасной копией образца деревянной архитектуры начала XX века является двухэтажное здание, которое располагается на пересечении двух улиц в небольшом городе Рыбинске Ярославской области. Этот деревянный особняк был возведен владельцем С.Г.Гордеевым в 1900 году. Хозяин постарался на славу. Владение получилось богато оформленным и нарядным. Дом словно выставлен на показ на перекрестке. В архитектуре деревянного особняка предусмотрено два высоких шатра, возвышающихся над угловой частью здания и имеющих достаточно сложное завершение в виде крестоузорочной бочки с коваными шпилями. На втором этаже дома балкон с кованой ажурной решеткой полукругом объединяет фасады. Украшением служат и наличники окон, выполненные в стиле «московского барокко». Усадьба Гордеева была реконструирована в 1990 году. К этому времени сам оригинал уже был обветшавшим и запущенным, почти не подлежал реставрации. Рыбинские художники во главе с А.Ждановым построили копию, полностью повторяющую подлинник. Перед реконструкцией были сделаны фотографии деревянной усадьбы и составлен подробный чертеж. Обветшавшее здание снесли и чуть в стороне построили кирпичное. Используя фотографии, планы и чертежи, специалисты восстановили деревянную обшивку и декорации такими, какими они были в первоначальном варианте. Ещё статьи о деревянных домах и их строительстве: Сменил квартиру на собственный дом… История одного горожанина, переехавшего жить из мегаполиса в собственный загородный дом.
  9. Деревянные дворцы, особняки и усадьбы прошлого. (продолжение. )
  10. 6.Деревянный дом-изба артиста А.Ш. Пороховщикова в Староконюшенном переулке.
  11. Исторические деревянные усадьбы, особняки и поместья в разных регионах России.
  12. 1.«Кружевной дом» купцов Шастиных в Иркутске.
  13. 2.Великолепные деревянные усадьбы и особняки Томска.
  14. 3.Музей-усадьба В.И.Сурикова в Красноярске.
  15. 4.Путевой дворец И.А. Арапова в г.Наровчат Пензенской области.
  16. 5.Деревянная усадьба Панское в Калужской области.
  17. 6.Деревянная усадьба «Ампиала» в Приозерске Ленинградской области.
  18. 7.«Дом художников» в Рыбинске Ярославской области.
  19. Ещё статьи о деревянных домах и их строительстве:
Читайте также:  Частные дома с красивыми интерьерами

Проекты дореволюционных домов и дач. Исторические проекты деревянных домов

Жизненные условия настоящего времени создали особый вид собственников, которые стремятся с минимальными затратами устроить себе «собственное гнездо».

Как всегда спрос вызвал предложение, и явились предприниматели по продаже мелких участков земли в ближайших окрестностях столицы. Покупателями таких земельных участков являются в большинстве случаев люди труда, не обладающие большими денежными средствами и потому стремящиеся построить себе дачу или дом возможно экономическим способом.

Идя на встречу такому стремлению большинства, я предлагаю вниманию почтенной публике настоящий сборник проектов недорогих дачных построек. Каждый из предлагаемых в этом выпуске проектов следует рассматривать, как схему, которую можно изменять по желанию, не вызывая тем излишних расходов.

Практикуемый ныне в громадном большинстве случаев способ постройки дач сводится к простой сделке с подрядчиком, часто человеком малограмотным, который ведет постройку на свой страх и вкус, унаследованный им от такого же предшественника, и в результате получается никуда негодная дача казарменно-сундучного вида в лучшем случае отделанная разными украшениями в ложнорусском стиле с петушками и лошадками. Задачей настоящего сборника архитектурных проектов дачных построек и является попытка упорядочить дело постройки дач, познакомив публику с элементарными требованиями изящества в архитектуре, и основами строительного искусства, дать вместе с тем несколько типичных планов удобных для жилья построек, планов, которые могут быть по желанию каждого изменены согласно его требованиям и стремлениям.

Вл. Стори. Январь 1914г

Мы взяли на себя смелость несколько изменить проекты, добавив помещения для размещения санузлов, сообразно современным требованиям.

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Гришина И.Е. (г.Петрозаводск)
Декоративный балкон в народном зодчестве Заонежья

Балконы, венчающие самые приметные заонежские дома, – яркая деталь народного деревянного зодчества. Подшивная падуга консольной площадки красивым энергичным движением отрывает от бревенчатого щипца нарядный портик с резными колонками, несущими фронтон, прорезанный арками. Не имея выхода из чердачного помещения, балкон носит явно «нефункциональный», декоративный характер, хотя и обладает всеми признаками правдоподобия.

Читайте также:  Двери север для частного дома

Такой вроде бы не свойственный традиционной архитектуре разрыв между «красотой» и «пользой» породил версию о городском происхождении декоративных балконов в деревянном зодчестве Русского Севера [ 2 , с.77] ; [ 6 , с.99] .

Действительно, если обратиться к ограждениям заонежских и прионежских балконов, то, по данным В.П.Орфинского, в их естественном саморазвитии был сделан скачок от глухих тесовых барьеров к интервальным дощатым балясинам, напоминающим классицистические прототипы, и далее, в ряде случаев, – к точеным балясинам [ 7 , с.277] . (По мнению Р.М.Габе, в этом случае проводниками элементов городской архитектуры послужили ограждения крылец и галерей деревянных храмов [ 2 , с.78] ).

Но при рассмотрении балкона–портика в целом, прямые аналоги которого в ампирной архитектуре отсутствуют, неизбежно встает вопрос о соотношении самобытности и городских влияний в генезисе этой декоративной формы.

Прежде всего следует отметить, что нарядный арочный балкон на фронтоне дома появился в полном соответствии с народной традицией украшения «верхов» жилища. Время зарождения балкона и, шире, появления новых форм и деталей в декоративном убранстве заонежского дома приурочено к периоду после середины XVIII в., когда в связи с имущественным расслоением крестьянства в деревне стали возводиться богатые, усложненные по структуре дома. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В это же время наметился перелом в архитектурно–композиционном мышлении народных зодчих. Установки на синкретичные решения по принципу «изнутри наружу», в немалой степени подкрепляемые ритуально–мифологической семантикой, сменялись приемами, направленными в первую очередь на упорядочение, регулирование и эстетизацию внешней формы. Показательны в этом отношении культовые постройки Заонежья, в которых фактически разновысокие помещения стали объединяться общей крышей, а окна, выравненные по горизонтали даже при наличии солеи, ритмично располагались на фасадах без учета размеров помещений и требований к их освещенности.

Правда, в разных сферах архитектурно–строительной деятельности народа процесс упорядочения формы сказывался по-разному, а крестьянское жилище в целом долго сохраняло особую традиционность, но и в нем появились приметы нового времени: повысилась приоритетность главного фасада и его тяготение к симметрии, сопровождавшееся стремлением к композиционной самостоятельности декора, ориентации объемно–пространственного решения дома на фронтальность восприятия, относительной независимости интерьера и экстерьера. В этом можно усмотреть усиливающееся влияние на народное зодчество со стороны профессиональной архитектуры, а точнее – опосредованное влияние города в целом.

Включение Заонежья в сферу экономического влияния Петербурга ускорило естественные темпы эволюции традиционной культуры, в том числе и домостроения. Ведь перечисленные выше формальные признаки – универсальные тенденции саморазвития народного зодчества, которые в плане содержания соотносятся с постепенной утратой магической символики декоративных форм и с усилением их престижных функций.

В поисках новых композиционно–декоративных решений развитых домов, видимо, ключевую роль сыграли образы богатых хором, высоких и «златоверхих» теремов, сохранившиеся в поэтическом фольклоре. Очень важно, что в этом случае не только преемственно развивалась идея украшения верхов, но и сужалось, конкретизировалось направление поиска.

Дело в том, что формированию балконов предшествовало важное изменение в структуре крестьянского жилища – дифференциация совмещенного покрытия–перекрытия на крышу и чердачное перекрытие. В результате возникло новое помещение – чердак. О связи между фольклорными образами и формой освоения чердачного пространства может свидетельствовать этимология термина «чердак», которым в XVI–XVII вв. в городских и посадских хоромах обозначалось неотапливаемое помещение над основным жилищем или сенями, близкое по назначению теремам. А последние, в свою очередь, являлись принадлежностью богатого боярского дома, его верхним жилым ярусом [ 3 , с.195] . Среди русских крестьян XIX в. слово «чердак» отождествлялось, в частности, с «вышкой». Это название подкрышного пространства в жилище русскими крестьянами употреблялось параллельно со словами: «горенка, терем, теремок, светелка под кровлей» [ 4 , т.IV, с.590; т.I, с.315] . [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В Заонежье чердачное пространство стало обживаться уже во второй половине XIX в. На чердаках заонежских домов оборудовались светелки – летние горницы, которые вполне могли ассоциативно связываться с вышками и теремами древнерусских хором. В этом случае балкон отмечал на фасаде вышку, ничем больше не выделенную в структуре жилища. Таким образом, можно рассматривать балкон применительно к жилищу в целом как символ известного по былинам терема – необходимой престижной части богатого дома, причем этот символ «работал» независимо от того, использовался или не использовался чердак для жилья.

Как писал И.Е.Забелин, «отличительною чертою теремов, или чердаков, были красные, нередко двойные окна, прорубленные на все четыре стороны терема…. Около теремов, или чердаков, почти всегда устраивались гульбища, парапеты или балконы, огороженные перилами» [ 5 , с.78] . Но все эти детали исчезли вместе с самими теремами в XVII веке [ 3 , с.195] . Сохранились лишь лаконичные обобщенные упоминания в устном фольклоре.

Сама по себе гипотеза символической роли балконов не объясняет их формообразования. Очевидно, что архитектурное воплощение невиданных «теремов» лишь частично могло быть подсказано ампирными портиками, конкретизация образа которых на щипцах крестьянских домов, по нашему предположению, была подсказана изображениями «верхов» построек на архитектурных стаффажах икон. (Иконы, первопечатные книги и старообрядческие рукописи в качестве источников декоративных мотивов для резьбы и росписи рассматривает и известный исследователь крестьянского искусства В.М.Василенко [ 1 , с.36] ).

По древнерусским канонам изображения построек на иконах часто венчаются киворием (алтарной сенью). Наиболее распространенным изображением последнего являлась купольная беседка на столбах, в плоскостном развороте легко допускающая графическую интерпретацию в виде трехарочной композиции, напоминающей структуру традиционного декоративного балкона. Эволюция от алтарной сени к аркаде происходила уже в иконописных изображениях, сообщая символическому облику построек все более реалистическую трактовку. Пример тому – клейма иконы «Апостолы Петр и Павел с житием» (XVII в.) из Петропавловской церкви на Лычном острове (Карельский музей изобразительных искусств, инв. И-35), где верха хором решены в виде прямоугольных объемов под двускатной крышей с высоким трехчастным окном на фронтоне. Арочные композиции окон обнаруживают значительное сходство с фасадами декоративных балконов–портиков. Но последние не могли послужить прообразами для архитектурного фона иконы: в XVII в., судя по многочисленным зарисовкам иностранцев, побывавших в России, крестьянские дома не имели столь развитых наверший.

Думается, что гипотеза о синтезировании формальных признаков идеального (арочные навершия иконописных построек) и реального (ордерный портик) прототипов проливает свет на происхождение балконов. А их впечатляющая декоративность и космическая символика деталей станет понятной, если привести описание удивительного фольклорного «проекта» хором Соловья Будимировича: [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Чтобы на небе солнце – и в тереме солнце, Чтобы на небе месяц – то бы в тереме месяц, Чтобы на небе звезды – и в тереме звезды, Чтобы все в терему по-небесному… [ 8 , с.388] . Этот сказочный образ поражает воображение даже нашего современника. Видимо, он не давал покоя народным мастерам, заставлял вновь и вновь стремиться к небесному совершенству, украшая дома балконами–теремами.

Литература

  1. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х–ХХ вв. М., 1974.
  2. Габе Р.М. Карельское деревянное зодчество. М, 1941.
  3. Громов Г.Г. Жилище // Очерки русской культуры XVII в. Часть 1. М., 1979. 4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1–4, СПб.; М., 1880–1882.
  4. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн.1. Государев двор, или дворец. М., 1990.
  5. Мильчик М.И. Эволюция крестьянского жилища в конце XVII–XIX вв. как предпосылка возникновения домовых росписей на Ваге // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Российского Севера: Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1988.
  6. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Генезис, эволюция, национальные особенности. Т.1. (Дисс. на соиск. уч. ст. доктора архитектуры). М., ЦНИИТИА, 1975.
  7. Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Т.2. Петрозаводск, 1990.
  8. Романов К.К. Жилой дом в Заонежье // Искусство Севера: Заонежье (Крестьянское искусство СССР. Т.1). Л., 1927.

// Рябининские чтения – 1995
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 1997. 432 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Деревянные дома, усадьбы и поместья в Москве и др. регионах России, стр. 2

тел: 8-903-899-98-51; 8-930-385-49-16
violettaru@gmail.com

6.Деревянный дом-изба артиста А.Ш. Пороховщикова в Староконюшенном переулке.

В Староконюшенном переулке, 36, стоит необычный деревянный особнячок, дом из сруба в стиле русской избы, фамильный дом известного актера Александра Шалвовича Пороховщикова.

Про этот мистический дом Ирина Пороховщикова – супруга известного актера, незадолго до своей трагедии сказала: «Этот дом забирает всех. Но вырваться из него не могу, меня сюда тянет!»…

Этот особнячок хрестоматийный памятник деревянной архитектуры в стиле «русская изба» с уникальной пропильной резьбой. Деревянный дом получил премию на Всемирной выставке в Париже, как олицетворение русского стиля. Дом из сруба был построен в 1870-1872 годах бизнесменом и прадедом известного артиста Александром Александровичем Пороховщиковым по проекту архитекторов Д.В. Люшиным и А.Л.Гуном.

Первым арендатором этого дома был известный электротехник В.Н.Чиколев, в котором он разместил организованное им «Агентство по продаже швейных машин» производства своей фабрики в Хамовниках. В «Агентстве» продавались первые швейные машины с электродвигателями Чиколева.

Потом в этом доме располагалась редакция газет, а затем открывается библиотека, после этого обосновывается «Общество воспитательниц и учениц с бесплатной школой…». С конца 90-х годов XIX века дом отделывается под жилье для состоятельных граждан столицы. В годы СССР в этом доме находились различные общественные советские учреждения. В 1995 году деревянный дом на Староконюшенном был передан в долгосрочную аренду сроком на 49 лет актеру А.Ш.Пороховщикову, правнуку бизнесмена А.А.Пороховщикова и внуку его полного тезки А.А.Порховщикова, известного советского конструктора. Деда Пороховщикова увезли из этого дома на расстрел.

По словам прислуги, которая жила в этом старом доме вместе с семьей Пороховщиковых, в нем обитали призраки. Девушки рассказывали, что им было тяжело в этом большом деревянном доме. В какой-то момент у обоих одновременно начались какие-то видения. «Мы ненароком решили, что сходим с ума, пока не поговорили с Александром Шалвовичем, — рассказывала одна из девушек по имени Марина. – Однажды я пошла воду наливать. Подхожу к ванной и вижу тень девочки. Я перепугалась, побежала к Пороховщикову, рассказала ему об увиденном. А он так спокойно: «Что ты, Марина, боишься?» — Да, здесь девочка летает…» Позже мне Катя (другая девушка из прислуги) рассказала, что не раз наблюдала тень девочки на диване. После этого я вообще не могла там спокойно спать. Сейчас с ужасом вспоминаю, как мы там оставались ночевать. Чувство страха не покидало нас ни на минуту. Если Катя оставалась там спать одна, то звонила мне в слезах: «Приезжай, не могу находиться одна в доме».

Когда девушки рассказали о своих страхах молодой хозяйке, та подтвердила, что тоже чувствует чье-то присутствие. А однажды Ирина Пороховщикова сказала страшную фразу: «Этот дом отомстит нам, он ведь живой – всех забирает, кто здесь живет». В этом доме умерла ее мать.

Ирина знала подробную историю этого дома, но не успела рассказать ее своим помощницам по хозяйству. Соседи рассказывали, что когда этот особняк-избу построил прадед известного артиста, вскоре после переезда в нем умерла от неизвестной болезни молодая жена хозяина.

В старинном деревянном особняке было много комнат, в одной из них Ирина Пороховщикова воссоздала обстановку из детства, перевезла сюда вещи из старой квартиры, где она жила в детстве, в ней отмечала дни рождения и поминальные дни своих родителей. Эта комната у хозяйки называлась «мамина комната» и, по словам Ирины, эта была самая тихая и «нестрашная» комната.

У супруги известного артиста была еще одна странность: на балконе Ирина сделала две так называемые «могилки» — одна мамина, а другая в память о погибшей собаке. В тарелочки Ирина насыпала землю с кладбища, рядом повесила могильные венки и фотографии, каждый день зажигала на балконе свечи. Помощницы по хозяйству предупреждали ее, что нежелательно это делать, это «плохая примета», а в ответ слышали от хозяйки, что «она не всегда может приехать на могилу к маме, а зимой не может посетить могилу Одена (собаки). Так ей спокойнее. Они всегда с ней»…

В последние годы хозяин этого загадочного дома А.Ш.Пороховщиков мечтал открыть в нем культурный центр, музей Пороховщиковых в фамильном особняке, но не успел…

Дом прекрасен и страшен одновременно. Чего не отнять у дома, так это богатой истории…

Исторические деревянные усадьбы, особняки и поместья в разных регионах России.

Помимо интересных, с захватывающей историей деревянных особняков и усадеб Московской области, существуют такие же деревянные владения с не менее интересной судьбой по всей территории нашей большой страны.

Русская усадьба – это целое явление в жизни России XXVII – XIX веков. Почти каждая дворянская или помещичья усадьба – это музей в какой-то степени, поскольку в ее стенах столетиями накапливались исторические и художественные ценности: картины, гравюры, книги, мебель, фарфор, семейные архивы. В барских особняках собирались несметные богатства из собрания книг, рукописей, картин, мебели и оружия — настоящие «сельские третьяковские галереи и эрмитажи»…

1.«Кружевной дом» купцов Шастиных в Иркутске.

Визитная карточка Иркутска – деревянный дом купцов Шастиных, строился в середине XIX века, известен еще как «кружевной дом».

Как и многие деревянные дома Российской Империи того времени , этот деревянный дом тоже был выстроен в стиле русского барокко и богато украшен резными деревянными узорами. С постепенными внешними изменениями деревянной усадьбы менялся и ее деревянный орнамент, который становился все ярче и красивее. Нынешний вид усадьба приобрела в 1907 году, когда в домовладение вступил почетный гражданин города Иркутска, купец А.И.Шастин.

Дом был восстановлен и реставрирован в наше время практически заново по архивным чертежам и старым фотографиям. Обильное декоративное украшение фасадов, сложные очертания кровли с башенками и фигурными деревянными столбиками выделяют этот двухэтажный деревянный особняк своей особой неповторимостью. По инициативе французской ассоциации сохранения мировых памятников, деревянный особняк был внесен в список мирового охраняемого наследия и при поддержке мэрии Иркутска спасен от сноса. В 1988 году на базе усадьбы, постановлением мэра города было создано муниципальное учреждение «Дом Европы». Теперь он так и называется, потому что был создан с целью развития и укрепления международных связей Иркутска и стран Европы.

2.Великолепные деревянные усадьбы и особняки Томска.

Один из старейших городов Западной Сибири — Томск, основанный в начале XVII столетия по приказу Бориса Годунова, находящийся в окружении лесостепей, труднопроходимых лесов и болот, славится своим деревянным зодчеством, поскольку сохранил немало шедевров деревянного зодчества, историко-архитектурных памятников, относящихся к XXVIII – XX векам.

Подлинной жемчужиной этого наследия считаются шедевры деревянного зодчества, украшающие старинные улочки и переулки Томска. Деревянное зодчество Томска – историческая ценность Российской Федерации. Большинству зданий здесь больше ста лет. По утверждению горожан, «ни в одном уголке мира нет таких масштабных сохранившихся памятников деревянного строительства», поскольку зона исторических уникальных построек имеет общую площадь более 10 кв.км. На ее территории расположено 1800 различных домов, из которых 200 являются памятниками русского деревянного зодчества. В архитектурной коллекции Томска можно встретить деревянные дома и купеческие усадьбы, выполненные в различных стилях: классицизм и барокко тут соседствуют с ярким модерном и русским «ориентальным» стилем. Миллионы туристов приезжают в Томск, чтобы своими глазами увидеть деревянные шедевры русской архитектуры.

А) Деревянный особняк архитектора Хомича.

Один деревянный дом в Томске особенно привлекает туристов, потому что, согласно преданиям, именно в таком доме жил волшебник Изумрудного города из книги писателя А.Волкова. Этот особняк находится на улице Белинского и принадлежал он раньше архитектору Хомичу. Эта двухэтажная деревянная усадьба установлена на фундамент из кирпича. Необычные очертания дому придают выступающие из переднего фасада граненые ризалиты, а пышность строения обусловлена крытыми верандами, балконами и переходными тамбурами. Фронтоны терема, поддерживаемые своеобразными декоративными колоннадами, имеют как классические треугольные очертания, так и дугообразные.

Б) Деревянная усадьба архитектора Крячкова.

Томский музей деревянного зодчества расположен в бывшей усадьбе архитектора А.Д.Крячкова. Это необычное трехэтажное деревянное здание само по себе является памятником архитектуры деревянного зодчества Томска, построенный в 1909 году в стиле модерн. Его конструкция была необычной для того времени, потому что правила пожарной безопасности категорически запрещали строительство деревянных зданий свыше двух этажей. Архитектору Крячкову в исключительном порядке было сделано разрешение, но с оговоркой использовать в доме чугунные печи. Так в Томске появился первый деревянный особняк, в котором была собственная отопительная система, туалетные комнаты и ванные, расположенные на первом и втором этаже.

Сегодня в экспозиции томского музея можно полюбоваться образцами разных декоров, украшавших дома: наличниками, карнизами и пилястрами, фрагментами деревянных срубов, а также коллекцией каслинского печного литья, выполненного на заводах Демидова.

В) Деревянный дом купца Голованова.

Есть в Томске и знаменитое здание общества русско-немецкой дружбы или известный «Дом с шатром», похожий на сказочный терем и принадлежавший когда-то купцу Голованову. При усложненной композиции деревянных фасадов, в доме прослеживаются черты, характерные для русского деревянного зодчества. Этот необычайной красоты деревянный дом выполнен в небесно-голубых и белых цветах, а филигранное кружево резьбы гармонично сочетается с окружающим пейзажем, особенно зимой, когда белоснежную деревянную резьбу на карнизах затейливой можно спутать с инеем на деревьях.

Г) Деревянный особняк детского врача Васильева.

Привлекает внимание туристов деревянная усадьба, принадлежавшая раньше детскому врачу Васильеву. Кроме характерных для русского модерна архитектурных решений, этот деревянный особняк обладает свойственными норвежскому стилю чертами в виде украшений фронтонов и наличием круглого окна, а плоская резьба придает ему особый неповторимый вид.

Состоятельные жители Томска соревновались между собой в изысканности постройки и отделки своих деревянных домов, вот почему в этом старинном городке Западной Сибири оказалось так много настоящих шедевров русского деревянного зодчества, из которых представлены далеко не все.

Много различных деревянных усадеб и старинных особняков еще разбросано по матушке-России. Каждое из этих строений имеет свой уникальный образ, свою неповторимую архитектуру и интересную историю. Обо всех враз рассказать невозможно, давайте знакомиться хотя бы с некоторыми из них выборочно…

3.Музей-усадьба В.И.Сурикова в Красноярске.

Среди высоких каменных многоэтажек, на одной из центральных улиц города-миллионника Красноярска, за невысоким деревянным забором находится небольшой островок земли, каким-то чудом сохранивший свой тихий провинциальный облик в бурном океане современности. На этом «островке» расположен деревянный особняк знаменитого художника Василия Ивановича Сурикова. Центром музея-усадьбы является двухэтажный деревянный дом, построенный в 1830 году еще дедом и отцом художника. Поместье Сурикова является типичной казачьей усадьбой XIX — начала XX веков, включающей в себя сам дом, флигель, хозяйственные постройки и огород. В 12 лет будущий художник уехал из дома, чтобы учиться художественному ремеслу в северной столице, где так и остался, работал всю оставшуюся жизнь в Петербурге и Москве. Мать художника до старости проживала в этом доме, самостоятельно содержала его до своей смерти в 1895г.

В 1930-х годах дочери Сурикова передали дом-усадьбу в дар городу, а в 1948 году, в 100-летие В.И.Сурикова, был открыт дом-музей в честь его имени. В 1978 году в собственность Музея перешел флигель, построенный в начале 1900-х годов, затем были реконструированы баня и конюшня с двумя амбарами. Образ суриковской усадьбы был полностью восстановлен, после чего получил статус Музея-усадьбы.

На первом этаже дома художника находятся жилые комнаты с сохраненной подлинной обстановкой: с мебелью, посудой, одеждой и предметами быта, а на втором этаже находится мастерская с экспозицией картин и личных вещей Сурикова.

4.Путевой дворец И.А. Арапова в г.Наровчат Пензенской области.

Путевой дворец генерал-лейтенанта в городе Наровчат Пензенской области – красивый бревенчатый дом XIX века , богато украшенный пропильной резьбой. В нынешнее время этот дом-памятник деревянной архитектуры русского деревянного зодчества. В нем останавливались дети и внуки нашего знаменитого поэта А.С.Пушкина. А история этого удивительного дома-усадьбы такова…

Владельцем Путевого дворца когда-то был кавалергард, генерал-лейтенант Иван Андреевич Арапов. Он состоял на службе в Совете Министров земледелия и Совете Главного управления коннозаводства России. Сельскохозяйственная экономия И.А.Арапова считалась образцовой в Пензенской губернии.

В первой половине XIX века Араповым была построена эта богатая усадьба. Она включала в себя двухэтажный сруб дома с мезонином и четырехколонным портиком, 2 одноэтажных флигеля и хозяйственные постройки. Эта деревянная усадьба была построена с расчетом на то, что царь Николай I во время поездки по России заедет в Наровчат к генерал-лейтенанту Арапову. Но Николай I проехал мимо, не завернув в Наровчат, не одарив своим посещением гостеприимного генерала.

Жена И.А.Арапова — Александра Петровна, дочь Н.Н. Пушкиной-Ланской от второго брака (вдовы А.С.Пушкина Натальи Гончаровой), поэтому дети и внуки знаменитого классика имели самое непосредственное отношение к приездам в Наровчат в целом и к дому Арапова в частности.

На памятной табличке указано, что И.А.Арапов «немалыми личными средствами помог отстроить Наровчат» после все уничтожившего пожара 1890 года, а благодарные жители единогласно удостоили его звания Почетного гражданина города.

5.Деревянная усадьба Панское в Калужской области.

Интересна история усадьбы Панское, что находится в Калужской области в 15 км от города Малоярославец. Главный дом этой усадьбы был окончательно построен в 1814 году и сохранился до наших дней. Этот деревянный двухэтажный особняк в стиле русского классицизма – типичное дворянское гнездо. Его вид вызывает в памяти произведения русских классиков Пушкина, Тургенева, Гончарова, Толстого. Лучшего места для киносъемок, например, поэмы «Евгений Онегин» не найти.

История усадьбы Панское началась задолго до 1805 года, когда полковник Дмитрий Иванович Кудрявцев по завещанию получил во владение деревню в этой местности.

В 1805-1806гг. Д.И.Кудрявцев участвует в заграничном походе русской армии. В Варшаве он нашел свою юную жену Софью Александровну. История их супружества была необычной.

Софья росла сиротой в Варшаве под присмотром попечителей. Когда девочке Софье было 10 лет от роду, в 1794 году поляки восстали против русских. Через полгода русские войска подавили восстание и заняли Варшаву. В доме, где жила девочка, лежал раненый русский офицер, которого навещали друзья, среди которых был и Кудрявцев. Через 2 года, в 1796 году не смотря на то, что офицеру Дмитрию Ивановичу уже было 40 лет, а Софии Александровне 12, он сделал ей предложение и польская девочка — внебрачная дочь короля Станислава Августа Понятовского, приняла предложение руки и сердца взрослого мужчины. Приемные родители испытывали материальные трудности и не возражали против брака Кудрявцева и Софьи, так как тяготились финансовыми заботами о своей приемной дочери.

После женитьбы Кудрявцев продолжал службу в Варшаве, потом на Волыни, а затем перевелся в Петербург. В конце концов, в 1810 году генерал выходит в отставку и уезжает к себе в поместье, где начинает строительство новой усадьбы. Поскольку молодая жена генерала была полькой, то и усадьба, и выросшая при ней деревня, стали называться Панское. Семья Кудрявцевых с детьми жили в усадьбе постоянно.

Русские дворяне любили подражать европейской архитектурной моде, но перенимали не все, а только то, что нравилось. Лесов в округе было много, поэтому доступнее всего было строить усадьбы из дерева, в которых даже зимой при хорошо натопленных печах было сухо и комфортно, деревянный дом из сруба хорошо протапливался и удерживал тепло, его легче было строить из доступного стройматериала, который рос повсюду.

Деревянная усадьба была собрана из бревен и обшита тесом. К центральной части дома был пристроен деревянный портик, состоящий из шести деревянных колонн. Противоположный фасад тоже имел шестиколонный портик и два ряда окон. Справа и слева к дому были пристроены флигели для входа и два полукруглых павильона.

Генерал Кудрявцев умер в 1818 году. Жена его Софья скончалась в 1835 году. У них было 12 детей. Имение Панское унаследовал сын Кудрявцевых Александр. Дворянство Малоярославецкого уезда избрало его своим попечителем за особые заслуги в деле агрономии и промышленного производства.

Уже при третьем поколении усадьба Кудрявцевых начала приходить в запустение. А после революции в особняке располагались разные общественные организации. Не смотря на оккупацию в 1941 году, война пощадила усадьбу. После оккупации в доме был летний пионерский лагерь, а с 1945 года – дом для сирот войны. В 1950-1957 гг. – санаторий для больных детей, затем санаторный детский дом для дошкольников. В 1991 году дом был расформирован и с тех пор усадьба Панское пустует и постепенно приходит в запустение.

В Калужской области из памятников деревянного ампира сохранились только несколько домов в Калуге и особняк в усадьбе Панское.

6.Деревянная усадьба «Ампиала» в Приозерске Ленинградской области.

Деревянная усадьба с башенкой – образец финского деревянного модерна, жемчужина небольшого городка под Питером. В середине XIX века поместьем в этих краях владел русский купец Васильев. После Васильева владельцами этих мест были еще несколько хозяев, сменяющих друг друга, пока хозяином усадьбы не стал Юхо Ампиала, чье финское имя носит и поныне этот необычный деревянный особняк с башенкой. Главное здание усадьбы было построено в 90-х годах XIX века, оно было двухэтажным: на нижнем этаже располагалось 5 комнат, кухня и прихожая, а верхнем 2 комнаты. Уже при Юхо Ампиала усадьба достраивалась: в 1903 году архитектор Харольд Неовиус пристроил к центральному зданию третий этаж с летними комнатами и обзорной башней. Отапливаемых комнат было 18, дачных павильонов 4, в них насчитывалось 24 комнаты с печками. Финский художник Юхо Ампиала был финским художником, к нему приезжали погостить известные финские писатели, художники и музыканты. Летом в его усадьбе проживало до 50-60 гостей.

Усадьба «Ампиала» — замечательный образец северного модерна. Дом был взят под государственную охрану в 2001 году. Не так давно усадьба снова стала частной собственностью и новые хозяева открыли в ней гостиницу.

7.«Дом художников» в Рыбинске Ярославской области.

Прекрасной копией образца деревянной архитектуры начала XX века является двухэтажное здание, которое располагается на пересечении двух улиц в небольшом городе Рыбинске Ярославской области. Этот деревянный особняк был возведен владельцем С.Г.Гордеевым в 1900 году. Хозяин постарался на славу. Владение получилось богато оформленным и нарядным. Дом словно выставлен на показ на перекрестке. В архитектуре деревянного особняка предусмотрено два высоких шатра, возвышающихся над угловой частью здания и имеющих достаточно сложное завершение в виде крестоузорочной бочки с коваными шпилями. На втором этаже дома балкон с кованой ажурной решеткой полукругом объединяет фасады. Украшением служат и наличники окон, выполненные в стиле «московского барокко».

Усадьба Гордеева была реконструирована в 1990 году. К этому времени сам оригинал уже был обветшавшим и запущенным, почти не подлежал реставрации. Рыбинские художники во главе с А.Ждановым построили копию, полностью повторяющую подлинник. Перед реконструкцией были сделаны фотографии деревянной усадьбы и составлен подробный чертеж. Обветшавшее здание снесли и чуть в стороне построили кирпичное. Используя фотографии, планы и чертежи, специалисты восстановили деревянную обшивку и декорации такими, какими они были в первоначальном варианте.

Ещё статьи о деревянных домах и их строительстве:

Сменил квартиру на собственный дом…
История одного горожанина, переехавшего жить из мегаполиса в собственный загородный дом.

Оцените статью