Типовой проект детского дома

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Строительство детских домов семейного типа следует осуществлять, как правило, по индивидуальным проектам.

1.2. В детском семейном доме должны быть созданы оптимальные комфортные жилищно-бытовые условия, а также возможности для учебных занятий, подвижных игр, занятий техническим творчеством, способствующие участию в ведении домашнего хозяйства, интеллектуальному и духовному развитию детей, развитию способностей, приобретению знаний и навыков.

1.3. Настоящие Рекомендации распространяются на проектирование зданий детских семейных домов, строящихся во втором климатическом районе с обычными геологическими условиями.

1.4. Дети, проживающие в детских домах семейного типа, преимущественно пользуются общегородскими (поселковыми) детскими дошкольными учреждениями (садами-яслями) и общеобразовательными школами.

1.5. При проектировании и строительстве детских семейных домов следует широко использовать возможности местной базы индустриального домостроения, в том числе монолитного, а также традиционные местные строительные материалы, которые также обеспечивали бы целесообразность привлечения сил и средств самого населения к осуществлению застройки.

1.6. Условия, не оговоренные настоящими Рекомендациями, принимаются в соответствии с действующим СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания. Нормы проектирования».

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ

2.1. Наиболее рациональными являются одно-, двухэтажные одноквартирные или блокированные дома с квартирами как в одном, так и в двух уровнях, которые рекомендуется возводить в малых городских и сельских населенных пунктах, городах средней величины, а также в зеленых зонах и пригородах крупных и крупнейших городов страны. Они позволяют сохранить традиционную для этой категории населенных мест связь квартир с приусадебным участком (палисадником) и наиболее отвечают расселению многодетных семей в целом. Кроме того, малоэтажная застройка может способствовать созданию «человеческого» масштаба жилых улиц, лишенных напряженных транспортных и пешеходных потоков.

Читайте также:  Проект дома 12х6 с мансардой

2.2. В крупных и крупнейших городах, в новых жилых районах или периферийных зонах крупнейших городов целесообразно использовать первые этажи многоэтажных жилых зданий, в которых рекомендуется предусматривать многокомнатные квартиры с возможностью организации индивидуального входа и приквартирного участка.

2.3. Во всех перечисленных городах и населенных пунктах рекомендуется использовать для размещения детских семейных домов малоэтажные жилые здания, являющиеся памятниками истории и культуры (если допустима внутренняя их перепланировка).

2.4. Для участков с уклоном более 28 % рекомендуется проектировать малоэтажные дома террасного типа.

2.5. Учитывая необходимость трудового воспитания, при детском доме семейного типа следует предусматривать приквартирный (приусадебный) участок.

В сельской местности для организации подсобного хозяйства на приусадебном участке рекомендуется выделить зону для огорода, хозяйственных построек для домашнего скота и птицы, хранения и переработки урожая, теплицы; гараж для сельскохозяйственной техники и другие хозяйственные постройки могут быть сблокированы с домом, образуя внутренний двор.

2.6. При организации специализированных детских городков (деревень) планировочная структура может строится как из отдельно стоящих одноквартирных семейных домов, так и из блокированных, состоящих из двух и более квартир. Для создания выразительного архитектурно-планировочного решения жилых групп рекомендуется проектировать разнообразные системы блокировки: линейную, уступами со сдвигом, крестообразную. С этой целью планировочные схемы блок-квартир должны иметь соответствующее размещение окон и входов. В отдельных случаях блокированные жилые дома могут быть объединены общей планировочной структурой с общественными зданиями различного назначения.

2.7. В детские городки (деревни) могут быть включены воспитательные, учебные, культурно-спортивные и др. здания (помещения) общественного обслуживания. Состав их определяется, в основном, вместимостью городков, а также наличием и местом расположения вблизи общегородских объектов культуры, спорта, быта и других. В отдельных случаях могут быть предусмотрены также небольшой культурный центр с самодеятельным театром, дискоклуб, магазин, производственные мастерские, а также квартиры воспитателей, вышедших на пенсию и изъявивших желание остаться жить в городке.

2.8. Все детские городки должны иметь четкое зонирование территории: жилая зона, зона общественно-административных зданий, учебно-спортивная, культурно-развлекательная и хозяйственная. Состав помещений каждой зоны может быть различен и зависит от численности проживающих в городке, педагогической концепции и местных условий.

3. ЖИЛЬЕ КВАРТИРЫ

3.1. Детские дома семейного типа должны включать многокомнатные благоустроенные квартиры, обеспечивающие удобное расселение детей и взрослых, а также способствующие установлению внутрисемейных контактов детей и родителей.

3.2. Планировочные решения квартир могут строиться в соответствии с функциональным зонированием внутриквартирных помещений в двух вариантах:

разделение на две традиционные основные зоны — дневного пребывания и сна;

разделение на три зоны: индивидуальная — групповая — общесемейная.

При этом все зоны должны быть взаимоувязаны посредством раздвижных перегородок между спальнями, позволяющих в дневное время превращать их в единое игровое помещение; в общесемейной зоне рекомендуется предусматривать место для групповых занятий или игр; групповая зона при этом может быть «буферной» между индивидуальными (спальнями) и общесемейными помещениями и располагаться непосредственно при входе в квартиру или дом; индивидуальная зона, в свою очередь, может быть разделена на комнаты для младших и старших детей, в особенности, если в семье более трех — четырех старшекласников: тогда шумные игры малышей не будут мешать занятиям старших детей.

3.3. Спальные комнаты должны предусматриваться в соответствии с половозрастной структурой детей, при этом следует иметь в виду, что дети в возрасте до 1,5 — 2 лет требуют более свободного пространства (для подвижных игр), а старшего возраста — нуждаются в специальной мебели для своих занятий.

Для детей, достигших 8 — 10 лет, рекомендуется предусматривать отдельные комнаты площадью 8 — 10 м. Наличие индивидуальной комнаты для ребенка благоприятно отразится на формировании его личности, в семье будут складываться хорошие межличностные отношения и моральная атмосфера. Отсутствие своего «угла», где ребенок мог бы уединиться, нередко заставляет его замыкаться и избегать общения.

В отдельных случаях спальное место для ребенка в возрасте до трех — пяти лет может быть предусмотрено в спальне родителей.

3.4. Размещение детских комнат (спальня или индивидуальная зона) при расположении квартиры в одном уровне рекомендуется предусматривать в глубине квартиры, в более тихой и изолированной ее части; при двух уровнях — на втором этаже, при этом целесообразно использовать весь объем крыши для устройства мансарды.

3.5. Кухня или кухня-столовая — место не только для приготовления пищи, но и общения всей семьи. Площадь ее должна быть достаточной для организации двух процессов: приготовления и приема пищи. Обеденный стол рекомендуется предусматривать один для всех членов семьи. В случае, когда обеденная зона изолирована от кухни, последняя является чисто функциональным помещением, служащим только для приготовления пищи. Рекомендуемая площадь кухни-столовой на семью из восьми — десяти человек 18 м 2 , рабочей кухни — не менее 10 м 2 .

3.6. Количество кухонного оборудования по сравнению с квартирами обычного типа рекомендуется удваивать, устанавливая две плиты, две мойки, два или три холодильника, а также дополнительные шкафы для сушки и хранения посуды, кухонного инвентаря, продуктов.

3.7. Общая комната (гостиная) — главное помещение детского семейного дома. Спальные места в ней не предусматриваются. Площадь ее должна быть достаточной для проведения общесемейных вечеров, праздников, дней рождения детей, новогодних елок, просмотра телепередач и т.п. и зависит от количества детей и величины семьи в целом. Рекомендуемая площадь — не менее 30 м 2 .

3.8. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать специальную игровую комнату, свободную от мебели и оборудованную спортивно-игровым комплексом. В зависимости от возраста и увлечений детей вместо игровой комнаты может быть организована комната для любительской деятельности (поделок, вязания, фотодела, вышивания и т.п.), которую следует располагать недалеко от кухни, чтобы мать могла наблюдать за играми детей.

3.9. В квартире (доме) следует предусматривать комнату для выполнения домашних школьных занятий, здесь же устраивается небольшая домашняя библиотека. Часть площади комнаты должна быть рассчитана на детей в основном младшего школьного возраста, которые готовят школьные задания под руководством матери. Для детей старшего школьного возраста место для занятий рекомендуется организовывать непосредственно в спальнях, площадь которых 12 — 14 м.

3.10. Вспомогательные хозяйственные помещения, а также мастерские рекомендуется устраивать недалеко от кухни (при расположении помещений на одном уровне) или в цокольном (подвальном) этаже. Для стирки белья обязательно следует проектировать постирочную (смежно с кухней или санитарным узлом при входе), оборудованную двумя бытовыми стиральными машинами и коробом для грязного белья.

3.11. В домах (квартирах) следует предусматривать, как минимум, два санитарных узла: один при входе (унитаз и умывальник), другой, раздельный, при спальной группе помещений (уборная и ванная комната). В ванной комнате рекомендуется установка двух умывальников. В отдельных случаях вместо ванной может быть установлен один или два душа с полибаном.

В квартирах (домах), где в семье более десяти детей, в спальной зоне возможны два санитарных узла, раздельно для девочек и мальчиков.

3.12. Изменения, которые возможны в семьях с приемными детьми, требуют гибкой планировки, обеспечиваемой за счет применения прогрессивных конструктивных планировочных элементов. В них можно выделить три основных конструктивно-планировочных приема, связанных с устройством трансформируемой перегородки:

между комнатами детей (позволяет изолировать индивидуальные зоны для сна и, наоборот, объединить их для игр);

между спальной родителей и комнатой ребенка, обеспечивающей разную степень их пространственной общности;

пространственное отделение части большого помещения (общей комнаты) для групповых занятий детей.

Для осуществления перечисленных приемов при проектировании жилых зданий рекомендуется применять широкий шаг строительных конструкций.

4. РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

4.1. Детские дома семейного типа следует размещать дисперсно среди обычных жилых домов массовой застройки по расчету, заложенному в основу генерального плана района и вблизи от предприятий торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, включая ясли-сад и общеобразовательные школы, а также общих досуговых и спортивных центров, предназначенных для детей данного микрорайона или жилой группы, обеспечивая повседневное общение детей, воспитывающихся в семьях и детских домах семейного типа. На пути к этим домам желательно не иметь улиц с интенсивным движением.

4.2. Размещение детских семейных домов может быть организовано в виде концентрированных и малоконцентрированных групп.

Первые представляют собой сосредоточение жилых домов (блок-квартир) в виде детских городков (деревень) или комплексов, располагаемых в специально отведенных участках. Такого рода жилые образования должны включать от 15 до 20 семей с приемными детьми и предусматривать централизованное обслуживание (учеба, оказание помощи в воспитании и организация летнего отдыха), работающее по открытой системе.

Малоконцентрированная группа, как правило, составлена из однотипных домов (блок-квартир) и включена в структуру жилого района (микрорайона) или поселка. В ней обычно не более пяти-семи индивидуальных или блокированных домов с общим универсальным залом для проведения праздников, вечеров или спортивных занятий.

4.3. Участки должны удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям, располагаться на селитебной территории вблизи крупных зеленых массивов и быть достаточно удаленными от магистральных улиц, дорог с интенсивным движением и от источников шума. Необходимо предусмотреть удобные подъездные пути к участкам и подходы к ним от остановок общественного транспорта.

5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОМОВ ДЛЯ СЕМЕЙ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

5.1. Проектные предложения были разработаны в двух вариантах: заселение в домах блокированного типа с квартирами в двух уровнях и в квартирах для многодетных семей, расположенных в первых этажах девятиэтажных домов (серия 85).

В качестве аналогов для сравнения приняты проекты ЦНИИЭП учебных зданий: Дома ребенка на 150 человек (проект 214-03-23.88) и детского дома на 210 человек (проект 214-03-24.88) — см. табл. 1.

5.2. Для проведения оценки по рассматриваемым проектам были составлены сметно-финансовые расчеты по методу укрупненных расценок, изложенному в «Рекомендациях по экономической оценке объемно-планировочных решений крупнопанельных, крупноблочных и кирпичных жилых домов для городского строительства» (М., ЦНИИЭП жилища, 1985).

Технико-экономические показатели проектов Дома ребенка, детского дома и детских домов семейного типа

Проекты ЦНИИЭП учебных зданий (эталоны)

Предложения ЦНИИЭП жилища по детским домам семейного типа

Дом ребенка 214-03-23.88

Детский дом 214-03-24.88

Блокированные дома с квартирами в двух уровнях

ВВЕДЕНИЕ

Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее ДД) является самостоятельным типом общеобразовательного учреждения стационарного типа для детей и подростков, сирот и оставшихся без попечения родителей или родственников в раннем возрасте. Это учреждение создает оптимальные условия для социальной адаптации, воспитания, образования, оздоровления и профессиональной ориентации воспитанников.

Назначением ДД является обеспечение условий, максимально приближенных к домашним, для воспитания, образования, психологической, медицинской, бытовой и социальной реабилитации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и родственников.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.

1.1. Настоящие «Рекомендации» разработаны в развитие нормативных документов по проектированию и строительству, действующих на территории г. Москвы. Их положения распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих ДД.

1.2. Настоящие «Рекомендации» устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию ДД.

1.3. Проектирование ДД должно вестись в соответствии с положениями настоящих «Рекомендаций», а также требованиями нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.

В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно-методические документы:

СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»;

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;

СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»;

СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;

СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»;

СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению в жилых и общественных зданиях»;

СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества»;

СН 441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений»;

МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы»;

МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»;

МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях»;

«Проектирование бассейнов» Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*;

«Проектирование клубов» Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

3.1. Основной целью деятельности ДД является формирование интеллектуально и духовно богатой, физически и нравственно сформировавшейся, гуманистически ориентированной личности, готовой к осознанному выбору и освоению профессии, а также своего места в обществе, обладающей трудовыми навыками, способствующими самостоятельной последующей жизни.

3.2. Основными задачами ДД являются:

— создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

— обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

— создание условий для разработки и реализация индивидуальных воспитательных и образовательных программ, обеспечивающих разноуровневый и индивидуальный подход в обучении и воспитании;

— создание основы для осознанного выбора профессии;

— создание условий для реализации программ дополнительного образования, способствующих максимальному развитию творческих и потенциальных возможностей детей;

— обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

— обеспечение охраны прав и интересов воспитанников.

3.3. Предметом деятельности ДД является:

— организация питания и проживания воспитанников в соответствии с установленными нормами;

— осуществление мер по социальной адаптации воспитанников к предстоящей самостоятельной жизни;

— организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников;

— организация развивающего досуга (культурное и эстетическое развитие, оздоровление и занятия спортом);

— организация мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников.

3.4. Контингент воспитанников ДД составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет с нормальным интеллектом.

3.5. Структура и состав помещений ДД должны быть рассчитаны на использование городской социальной инфраструктуры. Воспитанники ДД должны обслуживаться муниципальными общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями начальной профессиональной подготовки (УПК), культурно-массовыми и спортивными учреждениями и т.п.

3.6. ДД в зависимости от организации жилой группы подразделяются на:

— ДД традиционного типа (далее ДД-1), в котором проживание воспитанников организуется по групповому (поло-возрастному) принципу, т.е. жилая группа рассчитана на проживание одновозрастных однополых воспитанников. Оптимальная вместимость жилой группы -10 детей;

— ДД семейного типа (далее ДЦ-2), в котором организация работы строится по принципу проживания воспитанников в «семье». «Семья» состоит из детей разного пола и возраста при условии постоянного пребывания «мамы»-воспитателя. Оптимальная вместимость жилой группы — не более 7 детей, в том числе 2 — 3 ребенка дошкольного возраста.

3.7. ДД в зависимости от наличия в составе группы помещений общего образования подразделяются на:

— ДД без указанной группы помещений с обслуживанием воспитанников находящимися в непосредственной близости муниципальными общеобразовательными учреждениями (далее ДД-3);

— ДД с указанной группой помещений, дающей возможность обучать воспитанников по установленными воспитательным и общеобразовательным программам (далее ДД-4).

3.8. Оптимальная вместимость ДД — 50 — 70 мест.

3.9. Состав и площади помещений ДД должны определяться заданием на проектирование в соответствии с Разделом 5 настоящих Рекомендаций.

4. ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ.

4.1. ДД следует размещать в селитебной зоне города. ДД-4 следует размещать вблизи общеобразовательных школ с учетом радиуса пешеходной доступности.

4.2. Здания ДД следует размещать на обособленных земельных участках.

4.3. Площадь участка ДД принимается из расчета не менее 140 — 160 м 2 на 1 воспитанника с учетом размещения на участке площадок и сооружений оздоровительного и досугового характера.

4.4. В составе территории участка ДД предусматриваются следующие зоны:

— учебная и общественная;

4.5. Размеры и состав зон участков в зависимости от объемно-планировочного решения уточняются в процессе проектирования с учетом положений настоящего раздела.

4.6. В зоне размещения функциональных блоков учебного и общественного назначения рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовых сборов воспитанников из расчета 0,8 м 2 на 1 воспитанника.

4.7. В зоне проживания рекомендуется предусматривать прогулочную территорию, оборудованную газонами, цветниками, навесами, скамейками для отдыха и т.п.

4.8. В физкультурно-оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать игровые и спортивные площадки, теневые навесы для отдельных групп детей.

Площадь игровых площадок следует принимать 6 — 8 м 2 на 1 воспитанника из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40 — 50 % детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. На игровых площадках для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать следующее оборудование: качели, качалки, грибки, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столы для игр с песком, а также оборудование для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, перелезания).

Теневые навесы — 2 м 2 на 1 место — должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения занятий с детьми на воздухе. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и ветрозащитные стенки с двух-трех сторон.

4.9. В составе физкультурно-оздоровительной зоны для воспитанников среднего и старшего школьного возраста рекомендуется предусматривать:

— баскетбольную и волейбольную площадки;

— гимнастическую площадку (15 ´ 16 м);

— комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков (60 ´ 40 м).

Состав и количество физкультурных площадок определяются в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

В зимнее время на территории физкультурных площадок рекомендуется организовывать каток.

4.10. Медицинский изолятор должен иметь самостоятельный выход на участок и подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда специального медицинского транспорта для госпитализации заболевших.

4.11. Хозяйственная зона должна размешаться со стороны производственных помещений пищеблока. На ее территории допускается размещать гараж с мастерскими, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п. Отапливаемый гараж рекомендуется проектировать на 3 машины (1 — легковая, 1 — грузовая типа «газель», 1 — автобус) и использовать как для хозяйственных нужд учреждения, так и для обучения автоделу воспитанников. В составе гаража допускается предусматривать мастерскую.

4.12. Площадь озеленения территории участка должна составлять не менее 50 % от общей площади участка. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Во избежание снижения освещенности в помещениях, кустарники следует высаживать не ближе 5 м, а деревья — 10 м от здания.

4.13. Земельный участок должен иметь ограждение высотой 1,5 — 2 м в соответствии с требованиями СН 441-72*.

4.14. На участок ДД должно быть предусмотрено не менее двух въездов (один — хозяйственный).

4.15. Планировка участка должна обеспечивать подъезды пожарных машин ко всем зданиям и блокам, а также объезды вокруг них в соответствии с СНиП 21-01-97*. Подъезды должны иметь твердое покрытие и ширину не менее 3 м.

4.16. Участок ДД должен быть освещен в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95*.

4.17. Для автомашин сотрудников ДД следует предусматривать открытую стоянку за пределами ограждаемой территории в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99.

5. ПОЛОЖЕНИЯ ПО АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ.

5.1. В состав ДД входят следующие функциональные группы помещений:

— досуговая и физкультурно-оздоровительная;

— медицинского изолятора; -питания;

Архитектурно-планировочные решения ДД должны учитывать требования функционального зонирования помещений с учетом осуществляемой в них деятельности.

5.2. Основными функциональными требованиями к планировочной организации здания ДД являются требования обособления, изоляции и, одновременно, удобных технологических и коммуникационных связей между отдельными группами помещений. Допускается предусматривать проходы через отдельные функциональные группы помещений, исключая помещения групп проживания, общего образования и медицинского изолятора. Функциональная связь различных групп помещений может осуществляться через общее коммуникационное пространство.

5.3. Общая функционально-планировочная схема ДД представлена на Рис. 1.

5.4. Объемно-планировочная структура здания должна обеспечивать оптимальные условия осуществления протекающих в нем функциональных процессов, отражать специфику учреждения и обеспечивать соответствующие условия эксплуатации и необходимую связь с участком.

5.5. При проектировании помещений ДД рекомендуется пользоваться планировочными схемами отдельных помещений, приведенными в Приложении к настоящим Рекомендациям. Рекомендуемые площади помещений в зависимости от конкретных планировочных и конструктивных решений могут быть откорректированы (уменьшены или увеличены) не более чем на 15 %.

5.6. Функциональные группы помещений могут размещаться в корпусах или блоках, непосредственно примыкающих друг к другу или соединенных отапливаемыми переходами. В случае непосредственного примыкания корпусов (блоков) должны предусматриваться пожарные отсеки площадью не более 5000 м 2 , разделяемые противопожарными стенами 1-го типа (в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97*), а из каждого пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, один из выходов допускается предусматривать в соседний блок.

Рис. 1. Функционально-планировочная схема ДЦ.

1. Вестибюльная группа помещений. 2. Помещения проживания. 3. Помещения питания. 4. Помещения общего образования. 5. Досуговая и физкультурно-оздоровительная группа помещений. 6. Помещения социально-бытовой адаптации 7. Медицинская группа помещений. 8. Медицинский изолятор. 9. Административно-хозяйственная группа помещений.

Функциональные связи

Коммуникационное пространство

5.7. Здания ДД не должны превышать 4 этажей при условии размещения помещений, рассчитанных на использование дошкольниками, не выше 3 этажа.

5.8. Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м. Лестничные марши должны быть оборудованы поручнями на разной высоте (0,9 м и 0,7 — 0,75 м) в соответствии с положениями МГСН 4.15-98.

Ширину дверей помещений группы проживания и административно-хозяйственного назначения следует принимать 0,8 м; в помещениях остальных групп — не менее 0,9 м.

Ширину коридоров во всех группах помещений, рассчитанных на работу с детьми, следует принимать не менее 2,2 м; а в группе помещений административно-хозяйственного назначения следует принимать не менее 1,4 м.

Ширина рекреационных помещений в группе помещений общего образования должна приниматься не менее 4 м.

5.9. Высота наземных этажей здания ДД должна быть не менее 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высота зрительного зала принимается по технологическим требованиям, высота спортзала и бассейна — 6 м (до низа несущих конструкций).

5.10. Внутренняя отделка помещений ДД должна быть выполнена из материалов, разрешенных для применения органами государственного санитарного надзора, допускающих влажную уборку, а также применение дезинфицирующих средств.

5.11. В помещениях рекреаций и холлах рекомендуется организовывать уголки релаксации с зелеными насаждениями, фонтанчиками, аквариумами и живыми уголками.

5.12. Естественное, искусственное и совмещенное освещение в помещениях следует проектировать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

5.13. Рабочие места в учебных помещениях, а также в помещениях мастерских и кружковых должны иметь естественное освещение с КЕО не менее 1,5 на поверхности столов и освещаться боковым с левой стороны светом. Для организации мобильных форм (групповых и индивидуальных) ведения занятий необходимо предусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении за счет дополнительного верхнего света или дополнительного искусственного освещения в глубине помещения.

5.14. Допускается не предусматривать естественного освещения:

— в зрительном зале;

— в коммуникациях и коридорах, не являющихся рекреационными помещениями;

— в умывальных, душевых и уборных при спортивном зале, тренажерном зале, бассейне;

— в санитарных узлах для персонала, комнатах личной гигиены женщин;

— в столовой для персонала;

— в кладовых инвентаря, комнатах хранения уборочного инвентаря;

— в помещениях технических служб.

В зависимости от архитектурно-планировочного решения допускается проектировать с искусственным освещением санитарные узлы для детей и подростков в группе проживания (при соблюдении необходимой кратности обмена воздуха).

5.15. Санитарные узлы и туалетные комнаты в ДЦ проектируются с учетом специфики работы каждого подразделения в соответствии с положениями МГСН 4.15-98, МГСН 4.06-03, СП 2.4.990-00.

Внутренний водопровод и канализацию следует проектировать в соответствии с СНиП 2.04.01-85*.

Санитарные узлы для персонала следует размещать поэтажно. В состав оборудования санитарных узлов следует включать унитаз и умывальник.

Кабины личной гигиены для женщин (персонала) рекомендуется размещать в административно-хозяйственной группе помещений. В состав оборудования кабин входят: унитаз, умывальник, биде.

5.16. В комнатах хранения уборочного инвентаря следует предусматривать умывальник и слив. Данные помещения следует размещать поэтажно, кроме случаев, оговоренных особо в настоящих Рекомендациях.

5.17. Инсоляцию помещений, в которых находятся дети, следует предусматривать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.

5.18. Отопление и вентиляцию зданий следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 41-01-2003, МГСН 2.01-99.

5.19. Энергоснабжение, электрооборудование, электрическое освещение здания и наружное освещение территории следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, МГСН 2.01-99.

5.20. Проектирование зданий должно осуществляться с учетом принципов максимального энергосбережения в соответствии с требованиями МГСН 2.01-99.

5.21. Здания следует проектировать не менее П степени огнестойкости в соответствии с СНиП 21-01-97*.

5.22. В зданиях должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация в соответствии с требованиями НПБ 88-2001. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, следует определять в соответствии с МГСН 4.06-03 и МГСН 4.15-98. Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием персонала.

5.23. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение, проектируемое в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* и СНиП 23-05-95*.

Вестибюльная группа помещений.

5.24. Состав и площади помещений вестибюльной группы ДД определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.1.

5.25. Вход во все блоки различных групп помещений, как правило, осуществляется через вестибюльную группу.

5.26. Гардероб для верхней одежды персонала и посетителей рекомендуется предусматривать в отдельном помещении при вестибюле.

5.27. В состав вестибюльной группы рекомендуется включать комнату свиданий воспитанников с посетителями.

5.28. В состав вестибюльной группы следует включать пост дежурного администратора с помещением для отдыха.

5.29. Входы в вестибюль и служебные входы в здание следует оборудовать тамбурами.

Рекомендуемые состав и площади помещений вестибюльной группы.

Площадь помещений, м 2

С учетом 100 % численности персонала и посетителей (25 % от числа воспитанников)

Гардероб для верхней одежды персонала и посетителей

Комната свиданий воспитанников с посетителями

Помещение для отдыха дежурного администратора

В ночное время используется для вахтера

Санитарный узел с умывальником

Комната хранения уборочного инвентаря

5.30. Состав и площади помещений проживания определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.2.

5.31. Помещения проживания следует размещать в корпусе или блоке, непосредственно примыкающем к блокам других групп помещений или соединенном с ними теплым переходом.

5.32. Интерьеры и оборудование помещений проживания должны быть максимально приближены к домашним.

5.33. Помещения проживания в ДЦ-1 рекомендуется проектировать в виде изолированных секций, организованных по возрастному принципу, и состоящих из двух жилых групп на 10 воспитанников каждая. Количество секций в ДД-1 определяется заданием на проектирование в зависимости от общего количества воспитанников ДЦ.

5.34. В состав жилой секции ДД-1 входят:

— две жилые группы;

— кладовая хранения сезонной одежды;

— комната дежурного воспитателя;

— санитарный узел персонала;

— комната хранения уборочного инвентаря.

В состав оборудования комнаты дежурного воспитателя следует включать диван, кресло, стол, стул.

В составе помещений секции, рассчитанной на проживание детей дошкольного возраста, при обосновании допускается размещение кабинета логопеда (см. таблицу 5.6. настоящих Рекомендаций) и мастерской ручного труда для дошкольников (см. таблицу 5.4. настоящих Рекомендаций).

В секции для детей школьного возраста при обосновании допускается размещение кабинета психолога (см. таблицу 5.6. настоящих Рекомендаций).

5.35. В состав жилой группы ДД-1 для детей дошкольного возраста входят:

— раздевальная, оборудованная шкафом для сушки одежды и обуви, а также встроенными шкафами для раздельного хранения верхней одежды и обуви;

— две спальные комнаты на 5 мест (см. Приложение, Рис. П.1.), которые проектируются из расчета 3 м 2 на 1 воспитанника и оборудуются кроватями и детскими стульями по числу воспитанников, а также стулом воспитателя;

— игровая — комната групповых занятий (см. Приложение, Рис. П.2.), в оборудование которой следует включать: мягкую мебель, столик для телевизора и видеомагнитофона, столы и стулья по количеству воспитанников, стеллажи для хранения пособий, игр и игрушек. При проведении групповых занятий (психотерапевтических, ситуационных игр и т.п.) столы могут быть составлены в один;

— санитарный узел, который следует оборудовать из расчета: 5 детских умывальников, 4 детских унитаза в открытых кабинах с перегородкой-экраном;

— душевая, которую следует оборудовать: 2 душевых поддона с душевой сеткой на гибком шланге, 1 полотенцесушитель, 2 ногомойки, скамья для раздевания, вешалка для одежды;

— гардеробная для хранения одежды воспитанников, оборудованная секционными шкафами с количеством секций по числу детей в группе.

При обосновании допускается организация питания дошкольников в жилых группах на площади игровой — комнаты групповых занятий. В этом случае в состав помещений группы следует включать буфетную с моечной посуды, оборудованную шкафом для хранения столовой посуды, 2-гнездовой мойкой, столом, шкафом для сушки посуды.

5.36. В состав жилой группы ДД-1 для детей школьного возраста входят:

— раздевальная, оборудованная шкафом для сушки одежды и обуви, а также встроенными шкафами для раздельного хранения верхней одежды и обуви;

— две спальные комнаты на 2 места (см. Приложение, Рис. П.4.);

— две спальные комнаты на 3 места (см. Приложение, Рис. П.3.);

— комната приготовления уроков, в состав оборудования которой следует включать ученические столы со стульями по количеству воспитанников, стол воспитателя со стулом;

— комната тихого отдыха (см. Приложение, Рис. П.5.), в состав оборудования которой следует включать мягкую мебель, журнальный столик, столик для телевизора и видеомагнитофона;

— гардеробная для хранения одежды воспитанников, оборудованная секционными шкафами с количеством секций по числу детей в группе.

Спальные комнаты следует проектировать из расчета 6 м 2 на 1 воспитанника. В оборудование спальных комнат следует включать: кровати, тумбочки, стулья по количеству проживающих в комнате. В жилой группе для девочек в спальных комнатах следует предусмотреть зеркало.

В ДД-4 в составе жилой группы для школьников комнаты приготовления уроков не предусматриваются, т.к. в этом случае приготовление уроков осуществляется в общеобразовательной группе помещений.

В состав оборудования санитарного узла следует включать: 4 унитаза в закрывающихся кабинах, 4 умывальника. В санитарном узле для мальчиков следует предусмотреть 2 писсуара. При санитарном узле для девочек следует предусматривать комнату личной гигиены, оборудованную биде, умывальником, унитазом.

В состав оборудования душевой следует включать: 2 душевых поддона с душевыми сетками на гибком шланге в закрывающихся кабинках, 1 полотенцесушитель, 2 ногомойки, скамья для раздевания, вешалка для одежды.

5.37. Помещения проживания в ДД-2 рекомендуется проектировать в виде изолированных жилых групп на 7 воспитанников каждая.

5.38. В состав жилой группы ДД-2 входят:

— раздевальная, оборудованная шкафом для сушки одежды и обуви, а также шкафом для раздельного хранения верхней одежды и обуви;

— спальная на 2 или 3 места для детей дошкольного возраста (см. Приложение, Рис. П.6. и П.8.), в состав оборудования которой следует включать кровати и стулья по числу проживающих. Площадь комнаты определяется из расчета 3 м 2 на 1 воспитанника;

— 2 спальные комнаты на 2 или 3 места для детей школьного возраста (см. Приложение, Рис. П.7. и П.9.). Спальные комнаты для мальчиков и для девочек следует предусматривать отдельными из расчета 6 м 2 на 1 воспитанника. В состав оборудования следует включать: кровати, тумбочки, стулья по количеству проживающих, секционный шкаф для хранения личных вещей и одежды детей с количеством секций по числу проживающих в комнате. В спальной комнате для девочек следует предусматривать комод с зеркалом;

— гостиная-столовая (см. Приложение, Рис. П.10.), в состав оборудования которой следует включать обеденный стол, стулья, три ученических стола для индивидуальных занятий, диван, стеллаж. Данная комната может служить также для приготовления уроков, проведения занятий по групповой психотерапии и т.п.;

— комната тихого отдыха (см. Приложение, Рис. П.11.), в состав оборудования которой следует включать: мягкую мебель, журнальный столик, ковер, столик для телевизора и видеомагнитофона, стеллаж для хранения настольных игр и игрушек;

— 2 санитарных блока при жилых комнатах для мальчиков и для девочек. Каждый санитарный блок должен состоять из изолированного санитарного узла (оборудование: унитаз, умывальник; в санитарном узле для девочек — биде) и душевой (оборудование: 1 душевая сетка, полотенцесушитель; скамья для раздевания, вешалка для одежды);

— комната воспитателя, которую следует располагать рядом со спальной комнатой для дошкольников. В состав оборудования комнаты следует включать диван, стол, кресло, стул;

— буфетная с моечной посуды, в состав оборудования которой следует включать шкаф для хранения столовой посуды, 2-гнездовую мойку, стол, шкаф для сушки посуды;

— кладовая для хранения вещей воспитанников;

— комната хранения уборочного инвентаря.

В жилых группах в ДД-4 рекомендуется объединять гостиную-столовую с комнатой тихого отдыха, т.к. приготовление уроков в этом случае осуществляется в общеобразовательной группе помещений.

Рекомендуемые состав и площади помещений проживания.

Площадь помещений, м 2

I. Жилая группа ДД-1

1.1. Для дошкольников

Спальная на 5 мест (2 шт.)

Игровая — комната групповых занятий

1.2. Для школьников

Спальная на 3 места (2 шт.)

Спальная на 2 места (2 шт.)

Комната приготовления уроков

Комната тихого отдыха

Гардеробная для хранения одежды воспитанников

2. Общие помещения жилой секции ДД-1

Комната дежурного воспитателя

В состав санузла входят: унитаз, умывальник, душ

Кладовая хранения сезонной одежды

Комната хранения уборочного инвентаря

3. Жилая группа ДД-2

Спальная на 2 места

Спальная на 3 места

Комната тихого отдыха

Санитарный блок для мальчиков

Санитарный блок для девочек

Буфетная с моечной посуды

Кладовая для хранения вещей воспитанников

Комната хранения уборочного инвентаря

Помещения общего образования.

5.39. Состав и площади помещений общего образования определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.3. Данную группу помещений следует предусматривать в ДД-4.

5.40. Данная группа помещений обеспечивает проведение мероприятий, направленных на:

— обучение по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, на уровне, предусмотренном законом «Об образовании»;

— психолого-педагогическую помощь в усвоении образовательных программ.

5.41. Наполняемость учебных помещений принимается 10 чел.

5.42. В составе группы помещений общего образования предусмотрены универсальные классные помещения (см. Приложение, Рис. П.12.) и специализированные кабинеты: физики-химии, иностранного языка, биологии, компьютерный класс (см. Приложение, Рис. П.13.). Учебные помещения должны отвечать требованиям активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств. Количество универсальных классных помещений определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование в зависимости от общей вместимости учреждения и возрастного состава воспитанников.

5.43. Учебные помещения должны быть оборудованы умывальниками.

5.44. Проектирование санитарных узлов при учебных помещениях осуществляется в соответствии с положениями МГСН 4.06-03.

Рекомендуемые состав и площади помещений общего образования.

Площадь помещений, м 2

Кабинет занятой физикой и химией с двумя лаборантскими

Кабинет биологии с лаборантской

Кабинет иностранного языка

Поэтажно, 2 м 2 на 1 учащегося

Кабинет заведующего учебной частью

Кладовая для хранения учебных пособий

Санитарный узел для учащихся с умывальниками в шлюзе

3 унитаза, 3 умывальника

Санитарный узел персонала с умывальником

Комната хранения уборочного инвентаря

5.45. Состав и площади помещений социальной и бытовой адаптации определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.4.

5.46. Данные помещения предназначены для проведения мероприятий, направленных на:

— получение бытовых навыков, дающих возможность самообслуживания в последующем;

— социально-средовую адаптацию воспитанников;

— социально-бытовую адаптацию воспитанников.

Для воспитанников ДД-4 данная группа помещений предоставляет дополнительно возможность получения начального профессионального образования.

5.47. Кабинеты, составляющие помещения социальной и бытовой адаптации, как правило, рассчитываются на проведение занятий в группе из 10 чел.

5.48. Основное назначение зала ситуационных игр (см. Приложение, Рис. П.14.) — социально-средовая адаптация воспитанников. В состав его оборудования следует включать стол, за которым проводятся занятия всех присутствующих, закрывающиеся шкафы с пособиями, стол специалиста.

5.49. Кабинет социально-бытовой адаптации (кулинарного творчества) — см. Приложение, Рис. П.15. — предназначен для развития у воспитанников бытовых навыков самообслуживания. Он представляет собой помещение, включающее зону приготовления пищи (кухня) и зону приема пищи (столовая). В оборудование кухни рекомендуется включать разделочный стол, плиту, холодильник, шкаф сухих продуктов, шкаф кухонной посуды, мойку. В оборудование столовой входят: обеденные столы со стульями, сервант.

В ДД-2 не предусматривается данный кабинет, т.к. развитие бытовых навыков осуществляется непосредственно в условиях жилых групп (самостоятельное мытье столовой посуды, накрывание на стол и т.п.). Для социально-бытовой адаптации используются также бытовые комнаты жилых групп.

5.50. В состав помещений следует включать кабинет развивающих игр «лего». В состав оборудования данного кабинета следует включать столы на 1 воспитанника, которые в случае проведения групповых занятий могут быть составлены в один, стеллажи с пособиями, стол специалиста.

5.51. В состав помещений рекомендуется включать кабинет развивающих игр «компьютер» (см. Приложение, Рис. П.13.), который оборудуется столами на 1 воспитанника с компьютерами, стеллажами, столом преподавателя с компьютером. В ДД-4 данный кабинет не предусматривается, т.к. его функции выполняет компьютерный кабинет в группе помещений общего образования.

5.52. Кабинет ручного труда для дошкольников (см. Приложение, Рис. П.16.), представляет собой помещение, включающее зону изготовления поделок и зону кукольного театра. В состав оборудования зоны изготовления поделок следует включать круглый стол для всех занимающихся со стульями, стеллажи для хранения материалов, поделок и т.п., умывальник. Зону кукольного театра следует оборудовать ширмой. Основное назначение данного кабинета — развитие у детей моторики на основе уроков ручного труда с формированием обобщенных приемов умственной работы.

5.53. Кабинет творческого труда для детей школьного возраста (см. Приложение, Рис. П.17.), предназначен для развития бытовых навыков самообслуживания: шитья, починки одежды, глажения и т.п. В состав оборудования кабинета следует включать стол (не менее 3 м длиной), стулья по количеству занимающихся, шкафы для хранения материалов, поделок и т.п., гладильную доску, кронштейны для вывешивания выполняемой продукции, примерочную с зеркалом, стол мастера со стулом, классную доску, умывальник, мусоросборник.

5.54. Многопрофильная мастерская ручного труда технической направленности для детей школьного возраста (см. Приложение, Рис. П.18), предназначена для развития бытовых навыков самообслуживания. В состав оборудования данного помещения следует включать верстак с тисками, слесарный станок с тисками, рабочие столы, стол для клея и смазочных материалов, металлические шкафы для инструментов и рабочей одежды, стол мастера со стулом, классную доску, умывальник, мусоросборник. Смежно с мастерской следует размещать кладовую, оборудованную стеллажами для хранения материалов и продукции.

5.55. Кабинет творческого труда для детей школьного возраста и многопрофильная мастерская ручного труда для детей школьного возраста в ДД-4 выполняют функции мастерских начальной профессиональной подготовки.

Рекомендуемые состав и площади помещений социальной и бытовой адаптации.

Оцените статью