Тема№13: Зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Клубного формирования
На бюджетной основе —
Студия живописи «Легенда»
Возрастная категория участников:
взрослые, старшее поколение
Чечурова Олеся Владимировна
Пояснительная записка
Пленэр проводится обычно после годовых итоговых работ, в начале лета, и является продолжением занятий по рисунку, живописи и композиции.
На пленэре участники студии изображают окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков.
Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников студии, возрастные особенности его психики. Во время пленэра участники студии изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. На пленэре изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи и т.п. При этом длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку.
Условия проведения занятия
— 1 раз в неделю по 4 часа (1 час – 45 минут)
Схема занятия
2 часа — 90 минут
I. Вводная часть 5 минут
Знакомство с темой занятия. Поиск натуры.
II. Основная часть (теория) 20 минут
Объяснение теории, работы с материалом
III. Основная часть (практика) 180 минут
IV. Заключительная часть 5 минут
Подведение итогов занятия.
Анализ проделанной работы.
Краткое описание тем занятий
Тема№1: Этюды цветов и трав
Задачи: выбор характерного растения; передача пропорций, движения; цветовое решение без связи с фоном (силуэт); изучение разнообразия растительного мира, передача характерных особенностей цветов и трав.
Материалы: бумага, акварель.
Тема№2: Зарисовки листьев и ветвей различных пород деревьев.
Задача: изучение и передача характерных особенностей листьев различных пород деревьев.
Материалы: перо, тушь, карандаш.
Тема№3: Зарисовка и этюд цветущих растений в среде.
Задача: Изучение и передача характерных особенностей цветка в среде, выбор группы цветов с листьями, передача пропорций, выявление главного, обобщение окружающего пространства.
Материалы: бумага, акварель, карандаш.
Тема№4: Этюд стволов деревьев.
Задачи: развитие наблюдательности и выбор выразительного ствола березы: изучение особенностей и характер ствола березы, выделение главного, влияние среды на цвет.
Материалы: бумага, акварель.
Тема№5: Этюд чучела птицы на фоне травы.
Задачи: изучение влияния среды на предмет: передача характера чучела птицы, рефлексов, связи со средой.
Материалы: бумага, акварель.
Тема№6: Рисунок веток хвойных деревьев.
Задачи: выбор характерной ветки, изучение и передача особенностей конструктивного построения ветки, расположения иголок.
Материалы: бумага, карандаш.
Тема№7: Зарисовки деревьев разных пород.
Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев, выбор композиции, передачи пропорций и характерных особенностей строения ствола и ветвей деревьев.
Материалы: бумага, карандаш, перо, тушь.
Тема№8: Этюд с разными породами деревьев.
Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев; выбор композиции, передача пропорций и характерных особенностей различных пород деревьев; решение работы в цвете, изображение листьев на фоне неба и дальнего плана.
Тема№9: Зарисовки людей и домашних животных.
Задачи: развитие наблюдательности и остроты восприятия предметов, навыков в работе кистью, передача пропорций и движения.
Материалы: бумага, акварель, кисть.
Тема№10: Этюд поляны в окружении деревьев.
Задачи: развитие способности цельного восприятия натуры; выбор композиционного решения этюда; передача пространства, глубины.
Материалы: бумага, акварель.
Тема№11: Зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта
Задачи: закрепить знания линейной перспективы, умение из применять при рисовании с натуры; изучить сельскую и городскую архитектуру.
Тема№12: Этюд пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней.
Задачи: научить различные приемы живописи акварелью, передачи воздушной перспективы.
Тема№13: Зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта
Задачи: закрепить знания линейной перспективы, умение из применять при рисовании с натуры; изучить сельскую и городскую архитектуру.
Тематический план занятий
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1. | Тема №1:Этюды цветов и трав | |
2. | Тема №2: Зарисовки листьев и ветвей различных пород деревьев | |
3. | Тема№3: Зарисовка и этюд цветущих растений в среде | |
4. | Тема№4: Этюд стволов деревьев | |
5. | Тема№5: Этюд чучела птицы на фоне травы | |
6. | Тема№6: Рисунок веток сосны | |
7. | Тема№7: Зарисовки деревьев разных пород | |
8. | Тема№8: Этюды с деревьями | |
9. | Тема№9: Рисунки людей и животных | |
10. | Тема№10: Этюд поляны в окружении деревьев | |
11. | Тема№11: Зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта | |
12. | Тема№12: Этюд пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней. | |
13. | Тема№13: Зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта | |
Итого: |
1. Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд». – М.: Просвещение, 1986. – 192 с., ил.
2. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые размышления о профессии. М., «Просвещение», 1972. – 80 с.
3. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.
4. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
5.Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции»: Метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с., ил.
Руководитель кружка:__________________________________________ О.В. Чечурова
Специалист по жанрам творчества ______________________________М.Н. Юрова
Упражнение по рисованию. Зарисовки мелких бытовых предметов. ( Все, что найдете дома 🙂
Это упражнение по рисованию часто применяют в обучении дизайнеров, архитекторов, т.к оно развивает глазомер, и учит пониманию объема и формы предметов.
Основной задачей является — научить ученика «видеть» материал, представлять возможности избранной графической техники, при создании художественных образов, это позволит воспитать навыки целостного решения изображения.
Предметы бытового обихода вполне доступны, наиболее просты по форме и потому очень удобны для первоначального изучения закономерностей формы. Эти закономерности яснее всего можно наблюдать на простейших геометрических телах: цилиндре, конусе, призме, пирамиде, шаре. Из сочетания этих элементарных форм строится любая форма в природе.
По-моему очень удобное упражнение, особенно когда сидишь дома на самоизоляции 😀
Взял лист А 4, мелочевку, что нашел положил на лист и срисовывай в пропорции 1:1.
Особенность набросков – это скорость . Не нужно долго вырисовывать и анализировать. Достаточно нескольких красивых линий или пятен. Важно первое впечатление. Отключаешь мозг и рисуешь сердцем, передавая сигнал руки.
Подбирайте небольшие предметы для начала, и не забывайте о хорошо заточенном карандаше.
Попробуйте, это довольно легкое упражнение, легче, чем кажется 🙂
Можно , кстати, взять авторучку или линер вместо карандаша.
Материалы, используемые в набросках
Материалы, применяемые для выполнения набросков и зарисовок, разнообразны. Наиболее удобны следующие:
- простые карандаши различной мягкости;
- цветные карандаши, цветные мелки;
- тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером);
- соус, уголь, сангина;
- фломастеры;
- пастель;
- гелевые ручки, линеры.
Можно работать с одним контуром, без объема.
Один из наиболее распространенных способов выполнения набросков и зарисовок – построение их непрерывными линиями, начинающими с изображения общих очертаний предметов, без основательной моделировки формы.
Рассматривая способ построения набросков и зарисовок одними линиями, как правило идущим по внешнему очертанию, по контуру предмета, необходимо отметить, что многие психологи и физиологи подтверждают большое значение контура для узнавания объектов, для познания их строения и формы.
И.М.Сеченов писал: «В некоторых случаях запоминание контура бывает достаточно не только для обособления предмета, но и для отличия его от других схожих».
Контур – не какая-то абстрактная геометрическая форма или сумма линий неопределенного очертания. Контур представляет собой границу объемной формы с внешней средой, он обусловлен перспективным сокращением объемной формы, находится в тесной связи с распределением светотени по форме, а часто является линией перехода одной формы в другую. Контур тесно связан с конструкцией индивидуальной формы, с особенностями перспективы, распределением света и тени. Поэтому одним контуром можно передать пространственное положение объекта, его пропорции, величину, движение и т.д.
Самое главное для меня – не останавливаться. Всегда беру с собой альбом и пару карандашей. Вдруг мне что-то очень понравится, а под рукой не будет материала.
Нужно творить, экспериментировать и рисовать в свое удовольствие.
Зарисовка предметов быта по рисунку
Тема 4.2. Зарисовки предметов быта (кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении (8 часов)
Цели: закрепление материала предыдущего занятия на примере предмета быта.
Задачи: грамотно закомпоновать предмет в листе; построить его с учетом пропорций, линейной и воздушной перспективы; добиться выразительности линий и большой формы.
Практическая работа: Выполнить линейно-конструктивный (сквозной) рисунок предметов быта цилиндрической формы (ведро, кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении с введением легкого тона. Закрепить материал предыдущего задания на примере предметов быта. Построение предметов с учетом пропорций, линейной и воздушной перспективы. Зарисовки предметов быта в горизонтальном положении. Освещение верхнее, боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
для преподавателя: постановка; графические работы учащихся прежних лет;
для учащихся: мольберт, лист формата А3, простой карандаш М, М2, ластик, зажим-прищепка.
Сообщение теоретического материала;
Показ преподавателем практических приемов;
1. Выполнение предварительного графического рисунка ;
2. Тональный разбор предметов;
3. Подведение итогов;
Просмотр, обсуждение и оценивание детских работ вместе с учащимися.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Введение в тему урока.
Работа над конструктивным рисунком является продолжением познания основ рисунка. Вы продолжаете формировать у себя пространственное мышление и видение предметов натюрморта как объемов в пространстве. Вы должны понять, что любой предмет натюрморта (и не только натюрморта) состоит из суммы геометрических тел; что без знаний, полученных в предыдущем задании, вам не выполнить этот рисунок. Это более высокий виток в процессе понимания объема предметов.
Присмотритесь к бидону: что напоминает его форма? Она напоминает несколько цилиндров в горизонтальном положении, соединенных между собой. Поэтому начинаем с цилиндра.
Как правильно построить цилиндр в положении лёжа?
1) Сначала намечаем соотношения пропорций и наклон цилиндра.
2) Представляем цилиндр, находящимся внутри описываемой вокруг него коробки.
3) Намечаем основные направляющие в соответствии с законом линейной перспективы (параллельные линии сходятся в одну точку на линии горизонта).
4) Проверяем соотношения и наклоны направляющих в передней и дальней фронтальных плоскостях коробки. Именно сюда мы будем вписывать эллипсы.
5) Находим диагонали в данных плоскостях.
6) Находим вертикальную и горизонтальную оси. Построение напоминает подготовительную разметку для рисования эллипса в горизонтальном положении.
7) Намечаем границы эллипса: он будет слегка искажён в соотношении с осями симметрии. Это нормально, так как плоскость, в которую эллипс вписан, тоже слегка видоизменена, вытянута по диагонали.
8) Дальний эллипс выглядит более “круглым”, по сравнению с передним. Это происходит потому, что пропорции дальней плоскости немного видоизменены по сравнению c ближайшей из-за подчинения направляющих объекта линейной перспективе. Так и должно быть, не пугайтесь, но от сильного искажения лучше избавиться. Как правило, у небольших по размеру объектов искажение едва уловимо глазом.
Далее к цилиндру на этой же оси достраиваем отсеченный цилиндр. Дорабатываем детали бидона.
IV. Практическая деятельность учащихся.
1. Выполнение предварительного графического рисунка ;
2. Легкий тональный разбор предмета;
Просмотр, обсуждение и оценивание детских работ вместе с учащимися.
Самостоятельная работа: наброски предметов быта.