Зеленеют все опушки зеленеет пруд над зеленой крышей дома спит зеленый дуб

Зеленые стихи

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.

Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…

Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.

И, сорвав зеленый листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? рыжий гимназистик
Ходит под окном.

Отчего он не зеленый?
Май теперь ведь… май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! не приставай».

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Зелёные стихи Зеленеют все опушки, Зеленеет пруд.

Зелёные стихи
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
И _______________ лягушки
Песенку поют.
Ёлка – сноп _______________ свечек,
Мох — _____________________ пол.
И _______________________ кузнечик
Песенку завёл…
Над _________________ крышей дома
Спит ________________ дуб.
Два ____________________ гнома
Сели между труб.
И сорвав ________________ листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? Рыжий гимназистик
Ходит под окном.
Отчего он не ________________?
Май теперь ведь… Май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! Не приставай!»

1. Какой частью речи являются пропущенные слова?
2. Какого рода недостающих слов нет?

Ответ:
1. Прилагательное.
2. Среднего рода.
Оценивание:
За каждый верный ответ – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Прочитайте заголовок стихотворения Саши Чёрного и допишите недостающие слова.

Ответ:
Зелёные стихи
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
И зелёные лягушки
Песенку поют.
Ёлка – сноп зелёных свечек,
Мох – зелёный пол.
И зелёный кузнечик
Песенку завёл…
Над зелёной крышей дома
Спит зелёный дуб.
Два зелёных гнома
Сели между труб.
И сорвав зелёный листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? Рыжий гимназистик
Ходит под окном.
Отчего он не зелёный?
Май теперь ведь… Май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! Не приставай!»
Оценивание:
1. За каждый верный ответ – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ЭСТЕТИЗАЦИЯ ВЕСНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ САШИ ЧЕРНОГО «ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ»

Александр Михайлович Гликберг (1880 – 1932г), более известный в литературных кругах как поэт. Саша Черный — знаменитый литературный деятель, прозаик, поэт и переводчик эпохи Серебряного века, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов, шуточных рифмованных произведений, наивных и смешных детских стихов. На сегодняшний день имя Саши Черного ставится в один ряд с такими великими поэтами того времени, как Блок, Маяковский, Есенин, Гиппиус и т.д. Самые разнообразные произведения создавал Саша Черный: детские стихи, рассказы, повести, серьезные и шуточные стихи для взрослых, сатирические поэтические и прозаические опусы.

Однако благодаря особому стилю и тяге к изрядной доле сатиры и юмора в его работах, поэт остался в веках, главных образом, в качестве непревзойденного сатирика, особо остро чувствующего мир и характерно реагирующего на него. Особенно умел писать Саша Черный детские стихи, которые иногда получались вовсе не детскими, а иногда излишне озорными и ребяческими. Как будто поэт знал, где находится дверь в мир детства, но иногда (нарочно ли, случайно ли) путал ее с соседней дверью во взрослый мир, из-за чего в результате иногда получались самые непредсказуемые результаты.

Саша Черный детские стихи писал в огромном количестве, они стали одним из серьезных моментов его творчества, прочно заняв в мировой литературе нишу «качественной, классической литературы для детей». Книги детских стихов Саши Черного пользуются популярностью и сегодня.

В одних своих поэзиях автор заигрывает с детьми, в других — показывает им принципы поведения в обществе, в третьих — знакомит с животными и растениями. В любом случае, всегда находят подход к детскому сердцу, а потому востребованы во все времена. Детские стихи Саша Черный стал писать, когда он эмигрировал. После октябрьской революции ( которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику. Там были созданы стихи о Литве «Русская Помпея» впервые обозначивший мотив ностальгии. Известный прежде всего своими сатирическими и публицистическими произведениями на злободневные темы, поэт, оказавшись на Западе, потерял свою читательскую аудиторию. Поэт нашёл в пучине этой нелёгкой жизни свой остров. Им стали стихотворения для детей — удивительно чистые, добрые, задушевные и человечные, нередко с оттенками лёгкой иронии и шутки. Из них он составил книгу «Детский остров».[7].

Одним из примеров цикла « Детский остров» является «Зелёные стихи».Произведение изучается во 2-от классе по программе «Планета знаний» Кац Э.Э в 2-х частях (2 часть). 2011. – 160с (стр. 144 – 145) [5]. Также это стихотворение изучается «Гармония» (стр.85) [6]. В программе «Родная речь»данное стихотворение не помещено.[4]

Стихотворение было написано 1921 г. и вошло в замечательный цикл стихов «Детский Остров». « Детский остров « — первый поэтический сборник Саши Чёрного, вышедший не на родине, а за рубежом, в эмиграции. В него он включил, некоторые ранее печатавшиеся детские стихи, и неопубликованные до того времени. В этот цикл стихов вошли: «Костёр», «Про кота», «Уговор», «Попка», «Телёнок», «Жеребёнок», «Когда нет никого дома», «Зелёные стихи», «Дети».

Анализ данного произведения следует начать с анализа названия стихотворения, которое представляет собой сочетание двух слов прилагательного и существительного. Проведённый опрос показал, что основное внимание читателя привлекает прилагательное «зелёные».

Проведем работу над лексическим значением данного слова. Слово зелёные образовано от прилагательного м. рода зелёный.

Толковый словарь даёт значение «Зелёный» — один из цветов солнечного спектра, средний между жёлтым и голубым; цвет травы и листвы [2.с 353]. Прилагательное зелёные сочетается со словом «стихи». Стихи не могут быть зелёными, можно написать стихотворение зелёным цветом, но поэзию передать зелёным цветом невозможно. По названию стихотворения можно сказать, что в нём есть сказочность: присутствие и действие сказочных героев гномиков.

Читая название стихотворения, мы ещё не можем сказать, о чём пойдёт речь.

Опрос людей, показал, что название «Зелёные стихи» вызывает у них положительные эмоции. Некоторые опрошенные представляют лес, кто-то лето, ощущение свежести, чистоты, жизненных сил. Автор восторгается весенней природой и хочет вселить это чувство читателям.

В первом четверостишье «Зеленеют все опушки,/ Зеленеет пруд./ А зелёные лягушки/ Песенку поют» появляется образ прекрасной весны, читатель ощущает свежий запах от окружающей зелени: этому способствует использование такого художественного средства, как лексический повтор. Слова «зелёный», «зеленеет» являются однокоренными, для того чтобы обратить читательское внимание, и подчеркнуть их важность в тексте. Уже по первой строке читатель начинает понимать название стихотворения «зелёные стихи». Понимаем, что речь идёт о весне, потому что главным словом является слово «зеленеет» — становится зелёным[2.с 352]. Это слово дарит радость читателю.

Саша Черный пишет, что «зеленеют все опушки» в толковом словаре «опушка – это край леса» [3.с 687]. Слова зеленеют и опушки рисуют картину, что после долгой зимы начинает просыпаться природа, расцветать и радовать. Но зеленеют не только опушки, зеленеет и пруд. Четверостишье написано просто и легко. Строки просты для восприятия маленького читателя.

В следующих строках «Ёлка – сноп зеленых свечек,/ Мох – зелёный пол./ И зелёненький кузнечик/ Песенку завёл…», автор продолжает описывать, что происходит вокруг. Ёлка сравнивается со снопом зелёных свечек. В словаре Ожегова даётся следующее определение слову « Ёлка — это вечнозелёное хвойное дерево с конусообразной кроной»[3.с 290]. В словаре «сноп» имеет значение: связка сжатых стеблей с колосьями [15.с 1087]. Мох словно зелёный пол. « Мох — это стелющееся или прямо стоящее споровое растение, обычно растущее в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях» [3.с 554]. Кузнечик так же, как и лягушки песенки поют. По словарю Ожегова «кузнечик» — это прыгающее насекомое отряда прямокрылых, издающее стрекочущие звуки [3.с 473]. Всё это придает стихотворению оживленность. Чувство нежной любви к описанной картине передаётся путём использования слов с уменьшительно ласкательными суффиксами «зелёненький», «песенку…». Автор расцвечивает всё в зелёный цвет.

В третьем четверостишье « Над зелёной крышей дома/ Спит зелёный дуб./ Два зелёненькие гнома/ Сели между труб». Дуб, как живое существо, спит. Дуб — это крупное лиственное дерево, с крепкой древесиной и плодами желудями»[1]. Особую эмоциональность придают и сказочные герои — гномы, которые блаженствуют на фоне природы и радуются весне. Мы оказываемся в сказочной стране. Если в первых строфах события разворачивались в месте, которое можно было бы обозначить как обычное (пруд, елка, кузнечик, зелёная лягушка). То здесь появление гномов делает события сказочными, и поэтому становится ясно, почему в предыдущих строках поэт использовал метафору, олицетворение и такой сказочный приём, как «антропоморфизм» — перенесение присущих человеку психологических свойств на явление природы». [3.с 47]. Всё находится над зелёной крышей, и зелёный дуб, который спит, и два маленьких гнома. В толковом словаре « Гномы – это бородатые карлики, охраняющие подземные сокровища, олицетворяющие силу земли»[1].

В четвёрном четверостишье «И, сорвав зелёный листик,/ Шепчет младший гном:/ «Видишь? Рыжий гимназистик/ Ходит под окном». Тут автор пытается изобразить удивление гнома, как это среди всей зелени, что их окружает вдруг появился «рыжий гимназистик», который бродит под окном. Возможно, в гимназистике Саша Черный видит себя. Он учился в гимназии, но за двойку по алгебре, Черного исключили. Вот он и пишет в своём стихотворении что, гимназистик бродит под окном[8]. Совсем не похож ни на зелёного кузнечика, ни на зелёную лягушку. «Рыжий» — это цвет меди, красно-жёлтый»[3.с 1020]. Вместе с появлением рыжего гимназистика в стихотворение врывается как огненная вспышка, как весёлый озорной солнечный луч, яркий красный цвет. Это главный герой стихотворения, он также очень юн, как и всё обновлённое весеннее окружение.

В следующих строках «От чего он не зелёный?/ Май теперь ведь…Май!/ Старший гном зевает сонно:/ «Цыц! Не приставай» фразой «Май теперь ведь… Май!» герой выражает восторг и убеждение, что всё должно ликовать, цвести, радоваться и быть зелёным. Стихотворение по настроению бодрое, поднимает настроение, рисуется картина с гномами, мудрый гном и глупенький гномик, который задаёт вопросы. Мудрость гнома автор показал тем, что гном зевает сонно перед тем как ответить. «Зевать», по словарю, – это «глубоко, с открытым ртом непроизвольно вдыхать и сразу резко выдыхать воздух» [1]. Зевает гном «Сонно у Ожегова — это бездеятельно, неподвижно»[3.с 1099]. Старый гном просит маленького гнома сидеть тихо, и неподвижно, при этом сонно открыв рот, вдыхая весенний воздух, наслаждаясь проснувшейся природой.

Это стихотворение написано просто и легко, читается на одном дыхании. Оно изучается во втором классе полностью, без каких-либо изменений в тексте. В стихотворении есть скрытый смысл. Если в самом начале текста зелень мы воспринимаем радостно и понимаем, что весна связана с зеленью, то в последних строчках начинаем понимать, что у слова зеленый есть другое значение. Вернёмся к четвёртому четверостишью: там говорится о том, что рыжий гимназистик гуляет под окном, а вокруг всё зеленеет. Читатель должен понять, что в данном случае зелень означает молодость. Гимназистик такой же молодой как распускающиеся листья на деревьях.

Автору удалось в одном стихотворении совместить сказочных персонажей с реальными, а распускающуюся зелень Саша Черный сравнил с юным возрастом читателя.

В каждой строчке, в каждом образе чувствуется любовь автора к тому, о чём или о ком он пишет. Он ласково называет героев своего стихотворения: гимназистик, листочек, зелёненькие.

Всё ему нравится, всё он любит и старается передать эту любовь ко всему весеннему, новому, необычное детям. Для автора важно, чтобы его читатели почувствовали весеннюю красоту всего, что их окружает, и полюбили её.

Задания для младших школьников:

Что увидели в этом стихотворении? Нарисуйте.

Какие герои есть в этом стихотворении? Расскажите о них? Нарисуйте героя который вам больше всего понравился.

Читайте также:  Проект крыши для двух этажного дома
Оцените статью